Автор: Бушкова Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с УИОП д.Стулово
Населённый пункт: Слободского района Кировской области
Наименование материала: Статья
Тема: Приемы развития устной речи четвероклассников в процессе изучение омонимов на уроках русского языка в начальной школе
Раздел: начальное образование
Бушкова Елена Николаевна.,
учитель начальных классов
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов
д.Стулово Слободского района Кировской области
Приемы развития устной речи четвероклассников в процессе
изучения омонимов на уроках русского языка в начальной школе
Аннотация
В статье описывается необходимость изучения слов-омонимов на уроках
русского языка. Автор делится опытом работы по развитию устной речи в
процессе изучения омонимов на уроках русского языка в начальной школе.
Ключевые слова: омонимы, развитие устной речи, русский язык
Рубрика: 13.00.00 Педагогические науки
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и
уровням образования)
Актуальность проблемы формирования навыков речевой деятельности
младших школьников определяется задачами образования на современном
этапе развития общества и теми высокими государственными требованиями к
уровню
общеобразовательной
подготовки
учащихся,
которые
заявлены
в
программе для общеобразовательных учреждений и требованиях ФГОС. В
этих документах акцентируется внимание на необходимости формирования
духовно
богатой
личности,
развития
творческого
потенциала
учащегося,
повышения его речевой культуры. В соответствии с этими требованиями
приоритетным направлением в обучении русскому языку и литературному
чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие
устной и письменной речи учащихся [4].
Поэтому главная программная идея развития речевой деятельности
ученика
-
дать
каждому
ребенку
младшего
школьного
возраста
тот
положительный опыт сотрудничества с русским языком, который позволит
сформировать
у
каждого
школьника позитивное
отношение
к
русскому
языку, даст ему возможность овладеть основами научных знаний о языке и
основами речевой грамотности. Так как начальная школа является первой
ступенью
в
систематическом
усвоении
научных
знаний,
она
должна
учитывать
логику
познавательной
деятельности
в
этом
возрасте,
когда
первичным является формирование отношения к изучаемому материалу. В
первую
очередь
необходимо
заботиться
о
пробуждении
положительного
отношения
к
учебно-познавательной
деятельности
и
успешном
развитии
речевых творческих способностей учащихся.
Необходимость глубокого изучения русского языка в школе определяется
его основными функциями: язык служит человеку:
Средством оформления и выражения мысли
Коммуникативным средством
Средством воспитания
[1]
.
В
основу
лексики
русского
языка
вошли
3
вида
отношений:
синонимичные, антонимичные, омонимичные.
Омоним- слово, имеющее одинаковое произношение с другим словом,
но различное значение
[3]
.
В
начальной
школе
дети
знакомятся
с
полными
омонимами.
И
структурными омонимами: омофонами, омоформами, омографами
[5]
.
Для того, чтобы дети умело пользовались в речи словами-омонимами,
необходимо правильно организовать работу с подобными словами.
Таблица 1. Программа развития устной речи четвероклассников в
процессе изучения омонимов
на уроках русского языка.
Дата
Тема урока
Используемые приемы
3.10
Текст. Части текста
Прочитайте текст.
Омонимы
Что
такое
омонимы?
Омонимы
–
од и н а ко в ы е
п о
п р о и з н о ш е н и ю
и
написанию, но разные по значению слова.
Пример:
норка
в
одном
значении
-
маленькая нора и в другом - животное. Эти
слова
звучат
одинаково,
но
обозначают
разное.
Подобные
слова
и
называются
омонимами.
Омонимы
необходимо
отличать от многозначных слов. Омонимы
– слова, которые совпадают в звучании и
написании, но не имеют ничего общего в
семантике.
К
примеру,
слово
"брак"
в
значении «союз двух любящих друг друга
людей» и "брак" в значении «испорченная
продукция». А многозначные слова имеют
сходство
по
какому-либо
признаку.
О м о н и м ы
п р и д а ю т
о с о б у ю
выразительность, остроту пословицам.
Задание:
1.
Разделите текст на части.
2.
О чем говорится в первой
части текста.
3.
Озаглавьте
первую
часть
текста.
4.
Выпишите
определение
понятия
«Омонимы»,
приведите
примеры
данных слов.
5.
О чем говорится во второй
части текста.
6.
Озаглавьте
вторую
часть
текста.
7.
Выпишите
чем
омонимы
отличаются омонимы от многозначных слов,
приведите примеры.
8.
Приведите
свои
примеры
омонимов и многозначных слов.
14.1
Имя существительное
Прочитайте предложения. Понятен ли вам их
0
как часть речи
смысл? Почему? Что необходимо сделать,
чтобы мысль предложения стала выражена
точно?
Принесите лук.
Кран не работает
24.1
0
Вспоминаем
изученные
орфограммы
Запишите словосочетания с омонимами так,
чтобы было ясно, что обозначают омонимы
1.Лесник скосил траву на опушке березовой
рощи. Братишка скосил глаза и скорчил
уморительную гримасу.
2.Косяк лошадей с шумом мчался по полю.
Мальчик вбивал гвозди в косяк двери.
3.Девочка заплетала косу. Брат точил косу.
Туристы вышли из лодки на песчаную косу.
Какая орфограмма встретилась нам в данных
словосочетаниях
(безударный
проверяемый
гласный
в
корне
слова)?
Подберите
проверочные слова.
7.11
Имя существительное
как часть речи.
Морфологический
разбор имени
существительного
Мож н о
л и
в н е
т е кс т а
о п р е д е л и т ь
морфологические
признаки
слов прорыв,
масса. Составьте
предложения
с
данными
омонимами,
чтобы
было
понятно
их
значение. Сделайте морфологический разбор
омонимов.
24.11
Разбор по членам
предложения
По толковому словарю определите значение
следующих
омонимов: каток,
ключ,
очки.
Составь
с
данными
словами
предложения
так,
чтобы
было
понятно
их
значение.
П о д ч е р к н и
о м о н и м ы
к а к
ч л е н ы
предложения.
02.1
2
Имя прилагательное
как часть речи
Прочитайте слова, записанные на карточке,
заполните таблицу.
1)
Смелый, храбрый
2)
Весёлый, грустный
3)
Опрятный, аккуратный
4)
Есть
5)
Бык
6)
Весёлый, радостный
7)
Холодный, горячий
8)
Передовой, отсталый
9)
Дети, ребята
10)
Дешёвое, дорогое
11)
Жара, тепло
12)
Коса
13)
Свет, тьма
14)
Нежный, ласковый
15)
Сладкая, горькая
Синонимы
Антонимы
Омонимы
Объясните значение найденных омонимов.
16.0
1
Синтаксический
разбор предложения
Прочитайте цепочки слов.
Колесо, сапоги
Молодость, Ниагара, яблоко
Зарево, мокрый
Разделите
каждое
предложение
на
слоги,
соедини
первые
слоги
в
каждой
строчке
слов.
Запиши
получившиеся
слова.
Как
называют
слова,
которые
получились?
Объя сните
их
знач ение.
С о с т а в ьт е
предложения
с
полученными
словами.
Сделайте синтаксический разбор записанных
предложений.
27.0
1
Глагол как часть речи
Составьте
2
предложения
со
словом печь,
используя его в качестве разных частей речи.
Каким членом предложения и какой частью
речи
является
данное
слово
в
1
и
2
предложении. Определите вид всех глаголов
(совершенный, несовершенный).
02.0
2
Глагол как часть речи.
Лицо и число глаголов
З а п и ш и т е
п а р ы
с л о в о с о ч е т а н и й ,
содержащие:
1.
омонимы-
существительные
2.
омонимы-глаголы
Осенний лист-больничный лист
Мешать работе-мешать ложкой
Зеленый лук-тупой лук
Топить печь-топить корабль
С о с т а в ь т е
п р е д л о ж е н и я
с о
словосочетаниями, содержащими омонимы-
глаголы. Определите их лицо и число.
16.0
2
Слово.
Словосочетание.
Предложение.
Выберите из списка слова-омонимы.
Ручка, коса, морж, месяц.
Составьте
предложения
с
омонимами
так,
чтобы было понятно их значение. Найдите в
п р ед ложе н и я х
вс е
с л о в о с о ч е т а н и я ,
определите вид словосочетаний по способу
с в я з и
( с о гл а с о в а н и е ,
у п р а в л е н и е ,
примыкание).
27.0
2
Текст. Учимся
составлять текст
Ситуация.
Перед уроком Катя и Даша увидели на доске
запись:
попугай – попугай
стекло – стекло
Катя сказала, что учительница записала по
два одинаковых слова, а Даша возразила и
пояснила, что эти слова имеют разное
значение.
Определите, кто в споре оказался прав: Катя
или
Даша
и
обоснуйте
свое
мнение.
Для
этого
со ставьте
рассказ,
в
кото р ом
используйте омонимы «попугай», «стекло».
Немаловажно
то,
что
материал
для
грамматико-речевых
упражнений
формирует у детей и навыки правописания. При выполнении подобранных
упражнений
наблюдались
разные
результаты.
Дети
с
удовольствие
разговаривали, отвечали на вопросы, было большое количество поднятых
рук. В основном все ученики воспринимали материал быстро, моментально
отвечали на вопросы, были ученики, которые тяжело воспринимали новый
материал, но старались не отставать, задавали вопросы.
Библиографический список
1.
Бумарко В.М. Русский язык в рисунках: Кн. Для учащихся [Текст] /
В.М.Бурмако. – М. – Просвещение, 1991г. – 96 с.: ил.
2.
Иванов С. В., Романова В. Ю., Кузнецова М. Ю. Русский язык. 4 класс.
В 2-х частях: учебник [Текст] / С. В. Иванов, В. Ю. Романова, М. Ю.
Кузнецова- М.: Вентана-Граф, 2016.
3.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] /С. И. Ожегов.-
М.- АСТ, 2014.-736с
4.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего
образования.
ФГОС/
Под
ред.
Казакова
А.
А.-
М.-
Просвещение, 2017.
5.
Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учебник для
фил. спец. вузов. – 3-е изд., испр. и доп. [Текст] / М.И. Фомина – М.:
Высшая школа, 1990. – 415 с.