Напоминание

Современный урок открытия новых знаний в условиях внедрения ФГОС.


Автор: Макарова Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Пушкино Московской области
Наименование материала: Проект урока "Фразеологизмы и их употребление в речи".
Тема: Современный урок открытия новых знаний в условиях внедрения ФГОС.
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка в 5 классе

по теме «Фразеологизмы и их употребление в речи»

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения

предметными умениями

Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на

примере темы «Фразеологизмы и их употребление в речи»», организация деятельности

обучающихся для достижения ими следующих результатов.

Планируемые результаты

Личностные:

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к

родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как

явления национальной культуры;

стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного

запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в

процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за

собственной речью.

Метапредметные:

владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной

установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,

изучающим) текстов;

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства

массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных

типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение

приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести

самостоятельный поиск информации;

способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в

результате чтения или аудирования;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их

содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности

(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые

результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать

устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла,

адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной

форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,

соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям

окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные

представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о

роли языка в жизни человека и общества;

проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,

словообразовательный, лексический, морфологический),

понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных

средств языка в тексте;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского

языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,

лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами

речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и

письменных высказываний.

Задачи.

Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; развить умение

находить заимствованные слова в тексте; формировать умение использовать

фразеологизмы в речи; развить умение определять этимологию фразеологизмов;

обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания

обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений

анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие

умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание

ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание

благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: ПК; мультимедийный проектор; учебник «Русский язык» для 5 класса

общеобразовательных учреждений Изд.17-е. Разумовская М.

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово. Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим

одноклассникам. Приветствие учащихся.

2. Актуализация знаний

- Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае:

“Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах,

он спрятал от неё любимого щенка”. Ребёнок не знал, что означают слова «собаку съела».

Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его,

подумать, как называются такие слова в языке.

(Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.

Учащиеся называют тему урока)

- Да, ребёнок не знал, что в языке есть такие слова. А вы, ребята, из начальной школы уже

имеете представление об этой теме. Гонять лодыря мы на уроке не будем, а вспомним, что

же это за слова.

- В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все

выражение в целом. Так, в приведенном примере “собаку съела” значит “имеет большой

опыт, знания в чём-либо”.

3. Целеполагание и мотивирование

Учитель предлагает задание, а потом предлагает учащимся поставить цель урока,

направляя их при этом.

Фронтальная работа (Найти ошибочное толкование)

тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост

наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму

заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить

кот наплакал – довести кота до слёз

подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку

показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку

кот наплакал – много

спустя рукава – прилежно

мартышкин труд – бесполезная работа

знать назубок – наизусть

во весь дух – очень медленно

от доски до доски – от начала до конца

с гулькин нос – мало

горе луковое – талантливый человек

при царе Горохе – очень давно.

4.Ввод нового материала

Учитель предлагает самостоятельно дать определение , что такое фразеологизмы, затем

сопоставить с определением из учебника. Затем предлагает определить, откуда они

появились и сверить с информацией из учебника.

(Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному

слову.)

(Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с

материалами учебника, находят в словарных статьях из учебника информацию о

происхождении)

5. Первичное закрепление

Работа в группах. Учитель направляет, консультирует. Ученики соединяют стрелками

фразеологизмы и их значение. В случае затруднения обращаются к подсказке

Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Глаза на мокром месте Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз Часто плачет

Глаза разгорелись Узнал истинное положение

Глаза открылись Наедине

Вкладывать душу Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык Отдавать себя целиком

Ломать голову Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши Жить дружно, в согласии

Душа в душу Не к чему придраться

6.Применение нового знания в стандартной ситуации.

Учитель консультирует в случае необходимости, ученики выполняют самостоятельно

Выборочный диктант ( выписать только фразеологизмы)

золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись,

глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева,

горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

7. Перенос в новые условия

1.Учитель предлагает определить, толкование приведенных фразеологизмов.

На птичьих правах – временно (незаконно), в один голос – вместе, испокон веку –

издавна, тютелька в тютельку – точно, тяп-ляп – кое-как, с гулькин нос – мало, как

сонная муха – медленно, засучив рукава – усердно.

2.Напишите сочинение-миниатюру “На уроке”, используя фразеологизмы: набрать

воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами,

ловить ворон. (5-7 предложений).

(Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецензируя

работы одноклассников)

8.Домашнее задание по выбору учащегося:

1) подготовить сообщение «История одного фразеологизма»

2) нарисуйте фразеологизм на альбомном листе, составьте с ним три предложения

3) выписать из художественной литературы 5 предложений с фразеологизмами.

9. Подведение итогов. Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им

хотелось бы обсудить на последующих уроках.

10. Оценивание. Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте,

оценивает наиболее активных учащихся.

11. Рефлексия Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои

впечатления от урока с помощью рисунков:



В раздел образования