Автор: Алмакаева Лилия Рауфовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ 10"
Населённый пункт: город Набережные Челны РТ
Наименование материала: статья
Тема: Активизация познавательной деятельности младших школьников
Раздел: начальное образование
Активизация познавательной деятельности у младших школьников
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных
проблем современной педагогической науки и практики. Ключевой проблемой
повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация
учебной деятельности учащихся. Каким же образом активизировать учащихся
на уроке? Известно, что обучение, как и всякий другой процесс, связан с
движением. Движение в процессе обучения идёт от решения одной учебной
задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от
неполного знания к более полному и точному. Обучение не должно сводиться к
механической “передаче” знаний, так как обучение является двусторонним
процессом, в котором тесно взаимодействуют педагог и ученик: преподавание и
учение. Отношение учащихся к учению характеризуется активностью.
Активность определяет степень“соприкосновения” обучаемого с предметом его
деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:
Готовность выполнять учебные задания;
Стремление к самостоятельной деятельности;
Сознательность при выполнении заданий;
Систематичность обучения;
Стремление повысить свой личный уровень.
С активностью непосредственно связана ещё одна важная сторона мотивации
учения учащихся, это самостоятельность.
Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга:
более активные школьники (в плане учебной деятельности), как правило, и
более самостоятельные. Управление активностью учащихся традиционно
называют активизацией.
Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения
учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной
стереотипной деятельности, спада и застоя умственной работе.
Главная цель активизации — формирование активности учащихся повышение
качества учебно-воспитательного процесса. Я в своей практике использую
различные приёмы активизации познавательной деятельности.
Это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний,
которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность
учащихся. На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами:
Отстаивают своё мнение;
Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
Задают вопросы друг другу и учителю;
Анализируют ответы друг друга;
Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
Находят несколько вариантов решения проблемы;
Нахождение “опасных мест”.
Выделяют уровни познавательной активности:
Уровень I. Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением
учащихся понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его
применение по образцу. Этот уровень отличается отсутствием у учащихся
интереса к углубления знаний.
Уровень II. Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением
учащихся к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать
связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний
в изменённых условиях.
Уровень III. Творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только
проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой
цели новый способ.
В своей работе я использую различные приёмы активизации познавательной
деятельности, например:
1.Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации,
которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение
изучаемым материалом и повышают мотивацию.
2.Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и
сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию
новых правил. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих
вопросов получаем ответ).
3.Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила
правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку,
отыскивание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе
проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют
вывод.
Все эти методы действуют в органическом единстве.
Активными методами обучения я считаю те, которые максимально повышают
уровень познавательной активности школьников. Это: Словесные методы
1.Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь
высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.
2.Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно
составить план доказательства или план изложения нового материала. Очень
любят мои ученики различные дополнительные сообщения. Ребята учатся
анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться
различными источниками информации.
3.Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки
для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые
задания и др.
4.Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных
ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот
метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.
Наглядные методы
Частично-поисковый (часть новых знаний
учащиеся добывают сами).
Практические методы
Частично-поисковый лабораторный метод.