Напоминание

"Формирование учебно-информационных умений младших школьников на уроках литературного чтения через моделирование."


Автор: Макарова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Новоузенск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование учебно-информационных умений младших школьников на уроках литературного чтения через моделирование."
Раздел: начальное образование





Назад





Районная научно-методическая конференция педагогов

«Инновации и традиции в современном образовании»
Секция: Использование современных образовательных технологий в учебно- воспитательном процессе. Исследовательская работа
Формирование учебно-информационных умений

младших школьников на уроках литературного

чтения через моделирование.


Автор: учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» Макарова Татьяна Викторовна, высшая категория Новоузенск 2017

1.Введение.
Набирая детей в 1 класс я наблюдаю, особенно в последние годы, снижение учебной мотивации младших школьников. Из сравнительной таблицы видно, что в прошлом наборе с высоким уровнем учебной мотивации было 3 детей (12%), в этом наборе 1 ученик(5%), со средним уровнем 16 (67%) и 8человек (40%) соответственно и ниже среднего уровень у 5(21%) и 11 человек(55%) Я считаю, что среди ряда причин негативного отношения младших школьников к учению одной из главных является слабое развитие познавательного интереса или его отсутствие. Большинство неуспевающих составляют «интеллектуально-пассивные» дети, избегающие активной мыслительной деятельности. Другая не менее важная проблема – это то, что дети не умеют слушать, не хотят читать, , поэтому работу над развитием познавательных интересов младших школьников я решила реализовать через уроки литературного слушания. Не секрет, что из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии. Ведь что мы, учителя , только не делаем: и с детской библиотекой знакомим, и книжный уголок в классе создаем, а результаты неутешительные. В связи с этим возникают проблемы содержания российского образования  Низкий уровень сформированности ОУУН;  Особенно низкий уровень чтения (синтетического, с пометками, просмотрового, изучающего, работа с информацией особенно в неявном виде - таблицы, схемы, умение встать на какую-либо точку зрения). В чем же причина низкого интереса школьников к читательской деятельности? Одной из них мы можем назвать влияние средств массовой информации – чтение книг заменяется многочасовым сидением перед 2
телевизором, а место семейных библиотек занимают видеотека и компьютерные игры. Но есть и другие причины. Это:  Во-первых, с приходом детей в 1 класс исчезает деятельность слушания книг, которая преобладала в детском саду (изменяется позиция взрослого. Хорошо знакомы высказывания пап и мам: «Ты уже большой, читай сам»)  Во-вторых, в семье и детском саду посредником между художественным произведением и ребенком выступал взрослый читатель, а с приходом в школу эта связь нарушается;  В-третьих, несформированность навыка чтения у шестилеток тормозит процесс самостоятельного общения с книгой;  В-четвертых, на уроках обучения грамоте отрабатывается навык чтения, а слушание и работа с детской книгой отодвигается на второй план или не проводится вовсе. Четыре года назад со своим первым классом я начала работу по УМК «Начальная школа 21 века». Авторы этого комплекта все содержание учебного материала направили на развитие познавательных интересов учащихся. В своей работе определила следующие направления по развитию познавательного интереса на уроках литературного слушания: 1. Моделирование как один из методов развития начитанности; 2. Дифференциация – литературное развитие каждого ученика на уровне его возможностей; 3. Использование проблемных вопросов, творческих заданий, кроссвордов; 4. Использование нетрадиционных форм уроков: урок-сказка, урок- утренник, урок-конкурс, урок творчества, на котором каждый ребенок может проявить свои читательские умения, интерес к книге, к чтению. 3

Объектом своей работы я выделила
процесс моделирования на уроках литературного чтения
Предметом -
моделирование как средство повышения уровня восприятия художественного произведения.
Цель моей работы – доказать,
что использование моделирования на уроках литературного чтения повысит уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками и тем самым послужит стимулом к развитию интереса к чтению Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие
задачи:
 Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по данной теме.  познакомиться с разными способами использования приема графического моделирования в современных курсах литературного чтения;  выявить типы графических моделей;  изучить обучающие возможности образного и аналитического типов графических моделей, учебных иллюстраций;  Экспериментально проверить эффективность моделирования в работе над художественным произведением.  оформить материалы для устной презентации с обоснованием того, что данный приём решает проблему
Гипотеза заключается в следующем:
Моделирование как вид знаково-символической деятельности определяет успешность обучения
Методы исследования:
констатирующий срез, формирующий эксперимент, анализ работ учеников, наблюдение, беседа с учителями, учениками. 4

1.2Условия возникновения, становления опыта
По моим наблюдениям дети с удовольствием слушают произведения, но в силу своих психофизических особенностей не могут 30 минут слушать и говорить. Поэтому настоящей находкой является использование метода моделирования. Моделирование – это введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг.  Позволяет включить каждого ребенка в активную читательскую деятельность  Представить каждому ученику возможность работать в соответствии со своими возможностями;  Создет игровую ситуацию при овладении читательскими умениями. Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, то есть слушание и говорение можно сочетать с практической деятельностью первоклассников. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя. Также дает возможность включить каждого ребенка в активный познавательный процесс и в формирование специальных читательских умений (умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения), то есть в полной мере решаются проблемы формирования УУД. Совместно с детьми мы выбрали заместителей каждого жанра: Табл. Заместители вводятся постепенно по мере знакомства с разными жанрами и в уголке чтения обязательно помещается таблица – памятка. Дополнительным заместителем служит цвет. Он раскрывает тему произведения. В 1 классе мы составляем модель обложки коллективно после прочтения произведения учителем, в дальнейшем можно использовать готовые модели, 5
а также рисованные обложки для повторения и сравнения изученных произведений. Начитанность предполагает знание детьми фамилий авторов произведений, которые они читают, а также умение правильно называть произведения , определять их темы и жанры. Эти знания и умения даны как обязательные в государственном стандарте. Однако из опыта своей работы я знаю, что около 80% выпускников начальной школы не владеют этими умениями.
Автор предлагает следующие упражнения с моделями:
 сравнение разных моделей,  подбор произведений к моделям,  выбор нужной модели из нескольких к какому-то произведению,  подбор произведений по темам в соответствии с моделью,  заполнение модели обложки
Их можно дополнить следующими упражнениями :
 расположи модели по порядку,  определи, какую структурную часть сказки прочитал товарищ,  прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствующую модель,  прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует, сочини её сам,  какие части сказки совпадают,  нарисуй иллюстрацию к данной части сказки,  составь несколько вопросов для самых внимательных читателей в предложенной части сказки,  соотнеси иллюстрации с моделями,  перескажи предложенную часть,  соотнеси план пересказа с моделями,  найди модель части сказки, в которой есть описание зимнего леса,  определи, из какой части сказки взяты строки,  соответствует ли отрывок сказки данной модели.  разложи модели по тексту произведения; 6
 найди ошибку в наложении моделей на текст; 1. Назови произведения, которые подходят к этой модели, например: 2.Вспомни и назови произведения к каждой модели. Чем похожи эти произведения? Чем отличаются? а)
Одновременно с моделированием обложки произведения на

уроках

литературного

чтения

ввожу

блок-схемы.

Они

выполняют

разные функции.
1. Позволяют наглядно представить себе композиционный анализ произведения. Например, при работе над рассказом Е.Пермяка «Пичугин мост» вниманию детей предлагается схема: Сема Пичугин – речка Быстрая – Мосток – Мечты – Мостишко - Мост -Прошу дать оценку этой модели. Соответствует ли она построению рассказа? Имеются ли лишние элементы? 7
В ходе рассматривания блок-схемы ученики приходят к выводу, что последовательность частей рассказа нарушена. Предлагаю восстановит композицию. Мостишко – Мосток – Мост. 2. Модель – описание, необходимая для работы над образом героя. Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к словам автора, к тексту произведения. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания. 3.Модель –рассуждение, где овал – объект отношения (слово или рисунок заготовлены заранее Прямоугольник – заместитель героя. Построение модели –рассуждения к рассказу Драгунского «Что любит Мишка» 4.Модель- сравнение В таких произведениях, как рассказ Чаплиной «Мушка» для раскрытия авторского замысла очень важно и описание героев, и их взаимодействия, и композиционная последовательность. После того, как дети прослушали произведение, обменялись впечатлениями, выстраиваем модель – сравнение. С целью выявления эффективности использования моделирования художественного произведения я отслеживала уровень следующих умений учащихся • Уровень начитанности • Знания изученных произведений • Знания литературных понятий • Умение читать вслух • Умение читать молча • Уровень литературного развития • Общая литературная грамотность 8

На протяжении четырёх лет я отслеживала умения учащихся,

результаты которых приведены на диаграмме и в таблице
- определять жанр произведения -тему произведения -главную мысль -структуру сказки, из которых видно, как вырос уровень умений учащихся от начала 1 к 4 классу Таким образом можно сделать
вывод
, что моделирование спо собствует эффективному формированию типа п р а в и л ь н о й самостоятельной читательской деятельности, формирует устойчивую потребность в чтении книг, о чем говорит возросшая активное посещение детьми школьной и городской библиотеки. Обучение с использованием данного приёма обеспечивает выпускнику начальной школы достаточный уровень для успешного изучения литературы в среднем звене школы по любой программе, поэтому я могу рекомендовать свой опыт для применения всем заинтересованным в положительных результатах обучения учителям.
В заключении хочу отметить, что опытом работы по данной теме я

делилась на заседаниях
-городского методического объединения учителей начальных классов , -на городской творческой группы учителей, работающих по УМК «Начальная школа 21 века», руководителем которой я являюсь, - в статье «Моделирование как средство активизации познавательных интересов учащихся», которая напечатана в Информационно-методический бюллетене №2 «Начальная школа 21 века» 9
Приложение 1.
Жанр

«Заместитель»

Тема

«Заместитель»
сказка о Родине рассказ о детях стихотворение о природе пословица о животных загадка
?
о приключения, волшебстве, фантастике 10
11
12


В раздел образования