"Формирование учебно-информационных умений младших школьников на уроках литературного чтения через моделирование."
Автор: Макарова Татьяна Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СОШ №1 Населённый пункт: г.Новоузенск Наименование материала: статья Тема: "Формирование учебно-информационных умений младших школьников на уроках литературного чтения через моделирование." Раздел: начальное образование
«Инновации и традиции в современном образовании»
Секция:
Использование современных образовательных технологий в
учебно- воспитательном процессе.
Исследовательская работа
Формирование учебно-информационных умений
младших школьников на уроках литературного
чтения через моделирование.
Автор: учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Макарова Татьяна Викторовна,
высшая категория
Новоузенск 2017
1.Введение.
Набирая детей в 1 класс я наблюдаю, особенно в последние годы,
снижение
учебной
мотивации
младших
школьников.
Из
сравнительной
таблицы
видно,
что
в
прошлом
наборе
с
высоким
уровнем
учебной
мотивации было 3 детей (12%), в этом наборе 1 ученик(5%), со средним
уровнем 16 (67%) и 8человек (40%) соответственно и ниже среднего уровень
у 5(21%) и 11 человек(55%)
Я считаю, что среди ряда причин негативного отношения младших
школьников
к
учению
одной
из
главных
является
слабое
развитие
познавательного интереса или его отсутствие. Большинство неуспевающих
составляют
«интеллектуально-пассивные»
дети,
избегающие
активной
мыслительной деятельности.
Другая не менее важная проблема – это то, что дети не умеют слушать, не
хотят читать, , поэтому работу над развитием познавательных интересов
младших
школьников
я
решила
реализовать
через
уроки
литературного
слушания.
Не секрет, что из года в год снижается интерес детей к чтению, к
классической детской литературе, к поэзии. Ведь что мы, учителя , только не
делаем: и с детской библиотекой знакомим, и книжный уголок в классе
создаем, а результаты неутешительные.
В связи с этим возникают проблемы содержания российского образования
Низкий уровень сформированности ОУУН;
Особенно
низкий
уровень
чтения
(синтетического,
с
пометками,
просмотрового,
изучающего,
работа
с
информацией
особенно
в
неявном виде - таблицы, схемы, умение встать на какую-либо точку
зрения).
В чем же причина низкого интереса школьников к читательской
деятельности? Одной из них мы можем назвать влияние средств массовой
информации
–
чтение
книг
заменяется
многочасовым
сидением
перед
2
телевизором,
а
место
семейных
библиотек
занимают
видеотека
и
компьютерные игры.
Но есть и другие причины. Это:
Во-первых,
с
приходом
детей
в
1
класс
исчезает
деятельность
слушания
книг,
которая
преобладала
в
детском
саду
(изменяется
позиция взрослого. Хорошо знакомы высказывания пап и мам: «Ты уже
большой, читай сам»)
Во-вторых,
в
семье
и
детском
саду
посредником
между
художественным
произведением
и
ребенком
выступал
взрослый
читатель, а с приходом в школу эта связь нарушается;
В-третьих, несформированность навыка чтения у шестилеток тормозит
процесс самостоятельного общения с книгой;
В-четвертых,
на
уроках
обучения
грамоте
отрабатывается
навык
чтения, а слушание и работа с детской книгой отодвигается на второй
план или не проводится вовсе.
Четыре года назад со своим первым классом я начала работу по
УМК
«Начальная
школа
21
века».
Авторы
этого
комплекта
все
содержание учебного материала направили на развитие познавательных
интересов учащихся.
В своей работе определила следующие направления по развитию
познавательного интереса на уроках литературного слушания:
1.
Моделирование как один из методов развития начитанности;
2.
Дифференциация – литературное развитие каждого ученика на уровне
его возможностей;
3.
Использование
проблемных
вопросов,
творческих
заданий,
кроссвордов;
4.
Использование
нетрадиционных
форм
уроков:
урок-сказка,
урок-
утренник, урок-конкурс, урок творчества, на котором каждый ребенок
может проявить свои читательские умения, интерес к книге, к чтению.
3
Объектом своей работы я выделила процесс моделирования на
уроках литературного чтения
Предметом - моделирование как средство повышения уровня
восприятия художественного произведения.
Цель моей работы – доказать, что использование моделирования
на
уроках
литературного
чтения
повысит
уровень
восприятия
художественного
произведения
младшими
школьниками
и
тем
самым
послужит стимулом к развитию интереса к чтению
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие
задачи:
Изучить
методическую,
педагогическую
и
психологическую
литературу по данной теме.
познакомиться
с
разными
способами
использования
приема
графического
моделирования
в
современных
курсах
литературного
чтения;
выявить типы графических моделей;
изучить обучающие возможности образного и аналитического типов
графических моделей, учебных иллюстраций;
Экспериментально проверить эффективность моделирования в работе
над художественным произведением.
оформить материалы для устной презентации с обоснованием того, что
данный приём решает проблему
Гипотеза заключается в следующем:
Моделирование
как
вид
знаково-символической
деятельности
определяет
успешность обучения
Методы исследования: констатирующий срез, формирующий
эксперимент,
анализ работ учеников, наблюдение, беседа с учителями, учениками.
4
1.2Условия возникновения, становления опыта
По моим наблюдениям дети с удовольствием слушают произведения,
но в силу своих психофизических особенностей не могут 30 минут слушать и
говорить.
Поэтому
настоящей
находкой
является
использование
метода
моделирования.
Моделирование
–
это
введение
системы
«заместителей»
(условных
обозначений)
жанров,
тем,
героев,
а
также
составление
схем,
планов и моделей обложек книг.
Позволяет включить каждого ребенка в активную читательскую
деятельность
Представить
каждому
ученику
возможность
работать
в
соответствии со своими возможностями;
Создет
игровую
ситуацию
при
овладении
читательскими
умениями.
Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, то есть
слушание
и
говорение
можно
сочетать
с
практической
деятельностью
первоклассников.
Это
позволяет
проанализировать
произведение
более
наглядно
и
доступно
для
юного
слушателя.
Также
дает
возможность
включить
каждого
ребенка
в
активный
познавательный
процесс
и
в
формирование специальных читательских умений (умение ориентироваться в
книгах,
понимать
особенности
литературного
произведения),
то
есть
в
полной мере решаются проблемы формирования УУД.
Совместно с детьми мы выбрали заместителей каждого жанра:
Табл.
Заместители вводятся постепенно по мере знакомства с разными
жанрами и в уголке чтения обязательно помещается таблица – памятка.
Дополнительным заместителем служит цвет. Он раскрывает тему
произведения.
В 1 классе мы составляем модель обложки коллективно после прочтения
произведения учителем, в дальнейшем можно использовать готовые модели,
5
а
также
рисованные
обложки
для
повторения
и
сравнения
изученных
произведений.
Начитанность предполагает знание детьми фамилий авторов
произведений, которые они читают, а также умение правильно называть
произведения , определять их темы и жанры. Эти знания и умения даны как
обязательные в государственном стандарте. Однако из опыта своей работы я
знаю,
что
около
80%
выпускников
начальной
школы
не
владеют
этими
умениями.
Автор предлагает следующие упражнения с моделями:
сравнение разных моделей,
подбор произведений к моделям,
выбор нужной модели из нескольких к какому-то произведению,
подбор произведений по темам в соответствии с моделью,
заполнение модели обложки
Их можно дополнить следующими упражнениями :
расположи модели по порядку,
определи, какую структурную часть сказки прочитал товарищ,
прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствующую модель,
прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует, сочини её сам,
какие части сказки совпадают,
нарисуй иллюстрацию к данной части сказки,
составь
несколько вопросов для самых внимательных читателей в
предложенной части сказки,
соотнеси иллюстрации с моделями,
перескажи предложенную часть,
соотнеси план пересказа с моделями,
найди модель части сказки, в которой есть описание зимнего леса,
определи, из какой части сказки взяты строки,
соответствует ли отрывок сказки данной модели.
разложи модели по тексту произведения;
6
найди ошибку в наложении моделей на текст;
1. Назови произведения, которые подходят к этой модели, например:
2.Вспомни
и
назови
произведения
к
каждой
модели.
Чем
похожи
эти
произведения? Чем отличаются?
а)
Одновременно с моделированием обложки произведения на
уроках
литературного
чтения
ввожу
блок-схемы.
Они
выполняют
разные функции.
1.
Позволяют
наглядно
представить
себе
композиционный
анализ
произведения. Например, при работе
над рассказом Е.Пермяка «Пичугин
мост» вниманию детей предлагается схема:
Сема Пичугин – речка Быстрая – Мосток – Мечты – Мостишко - Мост
-Прошу
дать
оценку
этой
модели.
Соответствует
ли
она
построению
рассказа? Имеются ли лишние элементы?
7
В ходе рассматривания блок-схемы ученики приходят к выводу, что
последовательность
частей
рассказа
нарушена.
Предлагаю
восстановит
композицию.
Мостишко – Мосток – Мост.
2. Модель – описание, необходимая для работы над образом героя.
Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к словам автора, к
тексту
произведения.
Такая
работа
позволяет
ученикам
грамотно
и
доказательно составлять собственные высказывания.
3.Модель –рассуждение, где овал – объект отношения (слово или рисунок
заготовлены заранее
Прямоугольник – заместитель героя.
Построение
модели
–рассуждения
к
рассказу
Драгунского
«Что
любит
Мишка»
4.Модель- сравнение
В
таких
произведениях,
как
рассказ
Чаплиной
«Мушка»
для
раскрытия
авторского замысла очень важно и описание героев, и их взаимодействия, и
композиционная последовательность. После того, как
дети прослушали
произведение, обменялись впечатлениями, выстраиваем модель – сравнение.
С целью выявления эффективности использования моделирования
художественного произведения я отслеживала уровень следующих
умений учащихся
•
Уровень начитанности
•
Знания изученных произведений
•
Знания литературных понятий
•
Умение читать вслух
•
Умение читать молча
•
Уровень литературного развития
•
Общая литературная грамотность
8
На протяжении четырёх лет я отслеживала умения учащихся,
результаты которых приведены на диаграмме и в таблице
- определять жанр произведения
-тему произведения
-главную мысль
-структуру сказки,
из которых видно, как вырос уровень умений учащихся от начала 1 к 4
классу
Таким
образом можно сделать
вывод ,
что моделирование
спо собствует
эффективному
формированию
типа
п р а в и л ь н о й
самостоятельной
читательской
деятельности,
формирует
устойчивую
потребность в чтении книг, о чем говорит возросшая активное посещение
детьми школьной и городской библиотеки.
Обучение с использованием
данного приёма обеспечивает выпускнику начальной школы достаточный
уровень для успешного изучения литературы в среднем звене школы по
любой программе, поэтому я могу рекомендовать свой опыт для применения
всем заинтересованным в положительных результатах обучения учителям.
В заключении хочу отметить, что опытом работы по данной теме я
делилась на заседаниях
-городского методического объединения учителей начальных классов ,
-на городской творческой группы учителей, работающих по УМК «Начальная
школа 21 века», руководителем которой я являюсь,
-
в
статье
«Моделирование
как
средство
активизации
познавательных
интересов учащихся», которая напечатана в Информационно-методический
бюллетене №2 «Начальная школа 21 века»
9
Приложение 1.
Жанр
«Заместитель»
Тема
«Заместитель»
сказка
о Родине
рассказ
о детях
стихотворение
о природе
пословица
о животных
загадка
?
о приключения,
волшебстве, фантастике
10
11
12