Автор: Борисова Светлана Геннадьевна
Должность: зам.директора по вр/ учитель немецкого языка
Учебное заведение: МКОУ "Карлинская средняя школа им.И.С.Полбина2
Населённый пункт: Ульяновская область. Майнский район, село Карлинское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект амо-урока по немецкому языку по теме: "Das Weihnachten"
Раздел: среднее образование
Конспект АМО – урока (занятия)
Организационная информация
Автор урока: Борисова Светлана Геннадьевна
Предмет: немецкий язык
Класс: 4 класс
Продолжительность урока – 45 минут
Методическая информация
Тема урока: Das Weihnachten (Рождество)
Автор учебника: И. Л. Бим, Л. И.- 4 класс, учебник «Немецкий язык в 2 частях»
Тип урока – Комбинированный урок
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:
В
классе
высокая
успеваемость
по
предмету.
На
уроках
учащиеся
внимательны,
добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Учатся на «отлично» - 1 человек, на «4»
и
«5»
-
2
человека,
один
человек
на
«3».
Качество
знаний
по
классу
составило
–
100%.
Неуспевающих – нет.
Дисциплина на уроках удовлетворительная, активность учащихся на занятиях зависит от
предмета, но в целом ученики готовы к урокам, требования учителя-предметника выполняются.
Отношение к классному руководителю уважительное, доверительное.
Класс активен, полон творческой энергии. Четвероклассники стремятся постоянно общаться и
сотрудничать друг с другом. Ребята с высокой результативностью согласует свои действия. Класс
имеет
хороших,
способных
организаторов,
являющихся
его
авторитетными
и
полномочными
представителями.
Ребята
класса
прислушиваются
к
мнению
своих
товарищей
и
приходят
к
единодушному суждению. В классе преобладает мажорный, добрый общий тон, доброжелательность
во взаимоотношениях. Ребятам нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в классе,
участвовать в совместной деятельности. Для сохранения и дальнейшего развития такого уровня
коммуникации данный урок содержит активные методы обучения, способствующие выполнению
поставленной задачи.
У
некоторых
учеников
в
классе
недостаточно
развиты
способности
выделять
главное,
абстрагировать и классифицировать. Для развития этих умений построение урока выполнено с
использованием
активных
методов,
позволяющих
наглядно
систематизировать
представленный
материал.
Цели урока:
познакомить детей с традициями празднования Рождества в Германии;
развивать интерес к изучению немецкого языка;
воспитывать толерантное отношение к иноязычной культуре;
повышение мотивации к изучению немецкого языка.
1
Задачи урока:
умение фонетически правильно читать стихотворения и рассказывать пословицы;
повторить знакомый лексический материал по теме “Рождество”;
закрепить умение вставлять пропущенные слова в текст, понимая его содержание;
повысить
интерес
к
изучению
немецкого
языка
за
счет
модернизации
процесса
обучения
и
использования материала по традициям изучаемого языка.
Формируемые УУД
Личностные - формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре языка,
религии, традициям немецкого народа.
Метапредметные - постановка учебной задачи на основе соответствия. Планирование. Определение
последовательности и промежуточных целей.
Предметные - закрепление навыка употребления лексического материала по теме «Рождество».
Оборудование и наглядные средства обучения:
компьютер, проектор;
презентация, выполненная с помощью программы Microsoft PowerPoint;
аудио-видеоряд;
раздаточный материал;
наглядный материал (ёлка, игрушки);
презентация «Рождество в Германии»
ХОД УРОКА:
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Инициация АМО
Игра «Скажем «Здравствуйте!»
Цель проведения - создать благоприятную обстановку для приветствия и начала урока
Продолжительность проведения - 3 минуты
Подробная
технология
проведения: Игра проводится со всем классом одновременно. Скажем
«Guten
Tag!»
руками
(участникам
игры
нужно
придумать
свой
жест
для
приветствия
и
поприветствовать
им
всех
присутствующих).
Скажем
«Guten
Tag!»
глазами
(игрокам
можно
встретиться взглядом с тем, с кем хочется). Скажем «Guten Tag!» мы ртом, станет радостно кругом
(все участники игры произносят хором Guten Tag!).
На этом этапе урока дети делятся на две группы
Вхождение или погружение в тему
АМО «Говорим правильно»
Цель - Спланировать деятельность учающихся на уроке.
Продолжительность проведения - 3 минуты
Технология проведения - Учитель предлагает детям ответить на его вопросы (словарная работа), в
работе используются карточки со словами
Welche Jahreszeit ist jetzt?
Ist es Winter?
Wie ist dаs Wetter heute?
Wаs machen die Kinder im Winter?
Laufen die Kinder Schi?
Laufen sie Schlittschuh?
Rodeln die Kinder?
Habt ihr den Winter gern? Warum?
2
/Опора для ответов – картинки на доске, где показана красота зимней природы и игры детей: катание
на лыжах, санках, коньках; снеговик, построенный во дворе.
Jetzt horen und singen sie ein Lied.
Winter kommt! Winter kommt!
Flocken fallen nieder.
Es ist kalt. Es ist kalt.
Weiss ist alles wieder.
Falle, falle, weisser Schnee,
kalter Schnee, kalter Schnee!
Eine Eissban wird der See,
Und wir freuen uns alle!
Слушают песню, поют и переводят в группах
Опасения и ожидания обучающихся
АМО «Инфо-угадайка»
Цель - выявить ожидания и опасения обучающихся на занятии
Продолжительность проведения - 3 минуты
Технология
проведения
- Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист
ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы,
пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор
название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся
предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем
учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела
(можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по
ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во
второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Habt ihr den Winter gern? Warum?
Welche Feste haben wir im Winter?
Ja, im Winter haben wir schöne Feste - Neujahr, Weihnachten.
Wann ist Weihnachnen in Russland?
Richtig, am 7. Januar
In Deutschland ist Weihnachten am 24. Dezember. Stimmt das?
Фаза 2 «Работа над темой»
Закрепление изученного АМО «Миксер»
Цель - выявить ожидания и опасения обучающихся на занятии
Продолжительность проведения - 10 минут
Технология
проведения
- обучающиеся
слушают
рассказ
с
презентацией,
каждый
участник
описывает 1 слайд. По окончании презентации соединяются ответы и готовятся сообщение на основе
описанных слайдов. Каждый выступает с сообщением.
Демонстрация презентации «Рождество в Германии».
Ребята, я хочу вам показать одну презентацию. Подумайте и скажите, о чём мы сегодня будем с вами
говорить? (примерный ответ: о Рождестве, семейных праздниках, зимних праздниках, символах
Рождества)
Ребята, как вы думаете, можно ли праздновать Рождество без наших традиционных символов?
А вы знаете, как празднуется Рождество в Германии?
А что бы вы хотели узнать? Чему научиться?
Какая тема нашего урока? (Запись темы урока на доске Weihnachten in Deutschland).
Ребята, у нас появилась цель - узнать, как же готовятся и празднуют Рождество в Германии.
3
А что нам необходимо для этого?
Правильно! Это новые слова, новая информация, ваше внимание, наблюдательность, активность на
уроке.
На
протяжении
всего
урока
мы
будем
создавать
наше
праздничное
настроение.
А
какое-
оно
получится - узнаем в конце урока.
Слайд3,4,5
Слово «Рождество» происходит от слова рождение. Кто же родился в этот день? Давайте послушаем
историю Его рождения.
Однажды жил император по имени Август. Он был правителем огромной Римской империи. К его
владениям принадлежало много стран, и среди них был Израиль, Императору нужны были деньги
много денег. Их платили ему люди из покоренных стран. Каждый платил столько, сколько имел
земли. Каждый должен был отправиться туда, где у него была собственность. Там римляне вносили
их в огромные списки. А в городе Назарете жили Иосиф и его жена Мария. Иосиф был столяром, а
Мария – служанкой. У них была собственность и земля в Вифлиеме. Таким образом, они отправились
из Назарета в Вифлием. Путешествие было трудным, так как Мария ждала ребенка. Они шли
несколько дней, наконец, они прибыли в Вифлием. Но в городе было так много людей, что нигде не
нашлось места для Марии и Иосифа. Они пошли в хлев. Там и родился маленький мальчик Иисус.
Его положили в ясли. Это легенда о рождении Христа.
Слайд 6,7,8,9
В Германии к Рождеству готовятся задолго, за четыре недели. Это самое красивое и романтическое
время. Оно называется Advent. Перед 1 декабря в домах появляются гирлянды полотняных носков
или мешочков, на которых цифры от1до 24, и каждое утро дети находят в таком мешочке или носке
маленький сюрприз – конфетку или игрушку.
В церквях принято устраивать небольшие ниши. В них изображаются сцены из легенды рождения
Христа с помощью фигурок из дерева или фарфора.
Дом
украшают
сосновыми
веночками
со
свечами,
серебристыми
шишками,
лентами,
гроздями
рябины. Но главное в этом букете 4 свечи. В каждое из 4 воскресений перед праздником принято
зажигать по одной свечи из венка. В эти дни семья собирается за столом, обычно читают истории из
библии о рождении Христа, поют рождественские песни.
Зажигается первая свеча. Ученик читает стихотворение для первого воскресенья.
Für den 1. Adventssonntag
Es brennt mit starkem hellem Glanz
die erste Kerze auf dem Kranz.
Sie ist der Glaube. Wo er fehlt,
bleibt dunkel alles in der Welt.
Oh! Öffnet eure Herzen weit!
Advent ist da, die Weihnachtszeit
Зажигается вторая свеча. Ученик читает стихотворение для второго воскресенья.
Für den 2. Adventssonntag
Seht doch, wie schön und leicht sie brennt,
die zweite Kerze im Advent. Sie ist die Hoffnung und sie spricht:
«Hofft immerzu, .verzaget nicht!
Ich bau' euch Brücken still und sacht
Im Leben und zur Heiligen Nacht.»
4
Зажигается третья свеча. Ученик читает стихотворение для третьего воскресенья.
Für den 3. Adventssonntag
Oh strahle, strahle ohne End,
du dritte Kerze im Advent!
Du bist die Liebe wundermild,
die vieles Leid auf Erden stillt.
Du bringst uns Licht und Glück zugleich
und auch ein Stückchen Himmelreich.
Зажигается 4 свеча. Ученик читает стихотворение для четвертого воскресенья.
Für den 4. Adventssonntag.
Zu Ende geht die Zeit Advent,
nun da der Freude Kerze brennt.
Die Flamme knistert leis und lind;
«Bald ist es da, das Heilige Kind.»
Und in des Lichterbaumes Pracht
ersteht für euch die Heilige Nacht.
И на само Рождество горят все 4 свечи, которые возвещают о рождении младенца Иисуса. Таким
образом, перед Рождеством 4 воскресенья называют Святыми Адвентами.
Учащиеся выступают с сообщениями по теме «Символы Рождества в Германии»
Слайд 10 Колядки
Слайд 11 Красочные календари Adventskalende
Слайд 12,13 день Святого Николая.(Nikolaustag), Рождественский сочельник
Проработка содержания темы АМО «Экскурсия»
Цель - формировать навыки чтения, логического мышления, умения работать в группе, в паре.
Продолжительность проведения – 10 мин
Технология проведения - Класс разделен на две группы. Учитель раздает учащимся карточки с
опорными фразами. Задание: составить диалог. Время ограниченно: 4 мин. Побеждает та группа,
которая составила диалог с наименьшим количеством ошибок, учитывается артистизм выступающих,
логика изложения
Интерактивная лекция
АМО «Кластер»
Цель – концентрация внимания участников, структурирование информации
Продолжительность проведения – 10 мин
Технология проведения – Учитель записывает (четко и печатными буквами) основные мысли на
заранее приготовленных цветных карточках и приклеивает их на стену.
Таким
образом,
участники
могут
визуально
следить
за
ходом
его
мыслей.
К
концу
на
стене
получится краткий конспект
Эмоциональная разрядка АМО «Сбрось усталость»
Цель – Снять усталость после проделанной работы, расслабиться, восстановить энергию
Продолжительность проведения – 3 мин
Технология проведения - дети встают в круг и поют песню
5
Jetzt erholen wir und singen das Lied von dem Tannenbaum. Sprecht nach, singt mit!
Ein Weihnachtslied!
O Tannenbaum, o Tannenbaum,
Wie treu sind deine Blätter!
Du grünst nicht nur zur Sommerzeit,
Nein, auch im Winter, wenn es schneit!
O Tannenbaum, o Tannenbaum,
Wie treu sind deine Blätter!
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Рефлексия
АМО «Плюсы и минусы»
Цель - умение прогнозирования действий на уроке, умения оценить свою деятельность на уроке
Продолжительность проведения – 3 мин
Технология проведения - Класс делится на две группы. Двум группам дается задание: одной группе
написать на листах бумаги плюсы, другой – определить минусы.
Затем
представитель
первой
группы,
которая
работала
с
«плюсами»,
зачитывает
свои
варианты ответов. Ведущий тезисно фиксирует ответы на большом листе. Затем второй группе,
которая работала с плюсами, предлагается дополнить первого выступавшего.
Далее по такому же алгоритму выступают представители от второй группы, работавших с минусами.
Ведущий сравнивает полученные результаты - плюсы и минусы
Also, wie heißen Weihnachssymbole?
Wir haben heute sehr gut gearbeitet. Wie ist unser Tannenbaum?
Ist unser Tannenbaum schön? А это значит, что мы сегодня поработали очень хорошо и все
получают хорошие оценки и хорошее настроение.
Дома вы ещё раз повторите новые слова, в рабочей тетради и обязательно поздравите своих
близких с Рождеством и наступающим Новым годом.
6