Напоминание

Управление экономическим воспитанием детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Сибятуллова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "ОЛИМПИК"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Управление экономическим воспитанием детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: высшее образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 "Олимпик"

Управление экономическим воспитанием

детей старшего дошкольного возраста.

Выполнила: Сибятуллова И.Н.

На сегодняшний день каждый из нас осознаёт, что судьба государства

зависит

от

экономической,

правовой,

политической

и

нравственной

грамотности подрастающего поколения. Поэтому управление экономическим

воспитанием – относительно новое направление в дошкольной педагогике, в

наше время актуально и востребовано особенно остро. Появляются вопросы:

когда

следует

начать

знакомство

с

экономикой?

Можно

ли

говорить

об

экономическом

воспитании

самых

маленьких

детей?

Нужно

ли

и

зачем

дошкольнику экономическое воспитание? Этот вопрос в последние десятилетия

рассматривался в журнале "Дошкольное воспитание" и других публикациях.

Но,

на

мой

взгляд,

проблематично

он

не

звучал,

так

как

основой

экономического

воспитания

дошкольников

являлись

и

являются

задачи

нравственно-трудового воспитания.

Не все программы воспитания и обучения дошкольников направлены на

экономическое

воспитание

детей

и

включают

данный

раздел.

В

практике

дошкольных образовательных учреждений отмечается нехватка методического

обеспечения

работы

по

данному

разделу.

Но

современные

условия

экономического развития страны немыслимо без подготовки экономической

направленности

на

основе

разработанных

программ,

нацеленных

на

жизнедеятельность

нашей

страны.

Программы,

нацеленные

на

воспитание

свободной, независимой, ответственной, с умением принятия самостоятельных

и

осознанных

решений,

как

в

личной,

так

и

общественной

жизни,

индивидуальности, приведут нас к всесторонне развитому обществу. Поэтому в

условиях

современной

общественной

жизни

непрерывное

управление

экономическим воспитанием детей старшего дошкольного возраста является

актуальной проблемой.

На

социально-педагогическом

уровне

актуальность

проблемы

складывается

из

социального

заказа

общества.

Современные

федеральные

государственные

требования

(Приказ

Минобрнауки

РФ

655)

выделяют

отдельное

направление

подготовки

детей

-

образовательная

область

"Социализация", что подчёркивает важность подготовки детей дошкольного

возраста к жизни в обществе, а значит и к экономическим отношениям в том

числе.

Таким

образом,

в

условиях

современного

развития

общества

и

отечественной практики в условиях рыночной экономики становится значимым

управление

экономическим

воспитанием

детей.

Современные

условия

экономического развития страны ведут нас к необходимости воспитания в детях

с

дошкольного

возраста

культурный,

духовный,

нравственный,

активный,

экономически грамотный потенциал, который станет основой цивилизованного

общества.

На

научно-теоретическом

уровне

актуальность

исследования

складывается

из

того,

что

проблемы,

исследуемые

учёными

о

процессе

экономического

воспитания

детей

разнообразны.

Е.А.

Курак

говорила

об

экономическом образовании детей как о первоначальном формировании основ

экономической

культуры.

Учёные-педагоги

А.С.

Макаренко,

В.А.

Сухомлинский,

С.Т.

Шацкий

рассматривал

экономическую

подготовку

дошкольников

в

тесной

связи

с

нравственным

воспитанием.

А.Ф.

Амеид,

Ю.К.Васильев, Л.М.Кларина, И.А. Сасова, Л.Е. Энштейн и другие раскрывали

взаимосвязь

экономического

воспитания

с

трудовым,

нравственным,

экологическим.

На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с

тем,

что

замечается

недостаточная

научно-методическая

разработанность

процесса

экономического

воспитания

детей

в

условиях

дошкольного

образовательного

учреждения.

Но,

в

последнее

время

интерес

к

процессу

экономического воспитания детей в новых и весьма противоречивых условиях

социальной жизни стал предметом пристального изучения.

Изучение литературы показало, что вопросы экономического воспитания

детей привлекал многих исследователей на разных этапах развития истории. Но

этот

вопрос

остаётся

не

до

конца

изученным

и

требует

исследований

и

практического

обоснования.

Современные

условия

жизни

показывает

нам

необходимость воспитания у детей нравственно-экономических качеств, таких

как бережливость, трудолюбие, ответственность.

Таким образом, исходя из вышеизложенных уровней, изучение и анализа

литературы

по

проблеме

управления

экономическим

воспитанием

способствовало выявлению ряда противоречий:

- между потребностью современного общества в экономически грамотном

подрастающем

поколении

и

недостаточностью

современных

исследований,

закладывающих

теоретические

основы

экономического

воспитания

у

детей

дошкольного возраста;

- между признанием

значимости экономического воспитания детей и

недостаточной

разработанностью теории экономического воспитания, в том

числе по управлению для его осуществления в дошкольном образовательном

учреждении;

-

между

необходимостью

практического

решения

проблемы

экономического воспитания детей дошкольного возраста

и недостаточным

научно-методическим обеспечением данного процесса.

Перечисленные

противоречия

обозначили проблему

исследования,

которая заключается в следующем: какое управление способствует успешному

осуществлению

экономического

воспитания

детей

старшего

дошкольного

возраста в дошкольном образовательном учреждении и в семье.

Предмет

исследования -

управление

воспитанием

детей

старшего

дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

В основу исследования положена гипотеза: управление экономическим

воспитанием детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

-

созданная

образовательная

среда,

направленная

на

формирование

нравственно-экономических

качеств

личности

таких,

как

независимость,

ответственность, умение принять самостоятельное решение, нравственность,

активность, экономическая грамотность;

-

теоретически

и

практически

обоснованная

модель

экономического

воспитания

детей

старшего

дошкольного

возраста,

включающая

в

себя

системообразующие

звенья:

цель,

содержание,

деятельность,

управление

и

прогнозируемый результат;

- продуманы и отобраны разные виды детской деятельности (игровая,

трудовая, познавательная), насыщенной экономическим содержанием;

- установлена взаимосвязь дошкольного образовательного учреждения и

семьи в становлении начал экономической воспитанности у детей.

В

соответствии

с

целью,

объектом,

предметом

и

гипотезой

сформулированы следующие задачи исследования:

1.

Изучить

состояние

проблемы

в

исторической,

психолого-

педагогической, методической литературе.

2.

Спроектировать

и

обосновать

модель

процесса

экономического

воспитания

детей

старшего

дошкольного

возраста

в

дошкольном

образовательном учреждении.

3.

Отобрать

и

апробировать

управление,

способствующее

эффективному осуществлению экономического воспитания детей.

4.

Выявить

критерии

и

показатели

уровней

экономической

воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.

Методологической

основой

исследования

составляют

положения,

подходы

и

концепции

экономического

воспитания

детей

в

исследованиях

зарубежных

и

отечественных

педагогов:

деятельностный

подход

(Д.Б.Эльконин); утверждение о том, что источником формирования ценностных

качеств,

способствующих

привлечению

детей

к

общению,

практической

деятельности является вещный материальный мир (А.Ф.Аменд, Л.С.Выготский,

С.А.Козлова);

положения

о

закономерностях

экономического

содержания

в

развитии общества (А.Ю.Архипов, Б.Т.Лихачёв, Л.А.Любимов, А.В.Мудрик).

Теоретическую основу исследования составляет исторический аспект в

решении проблемы по экономическому воспитанию детей; представление об

основах

экономического

воспитания

детей

в

отечественной

педагогике;

исследования

отечественных

и

зарубежных

учёных

по

вопро сам

экономического

воспитания

детей

(В.Г.Белинский,

Я.А.Коменский,

А.С.Макаренко,

В.А.Сухомлинский,С.Т.Шацкий);

исследования

теории

и

методик экономического воспитания и образования детей школьного возраста

(Ю.К.Васильев, А.П.Казаков, А.В.Мицкевич, Л.Ю.Слепцова);

исследования

положений

в

сферах

национального,

нравственного

гуманного

и

трудового

воспитания

детей

дошкольного

возраста

(М.И.Богомолова,

Р.И.Жуковская,

В.И.Логинова).

Для решения поставленных задач используются методы исследования:

1

. теоретические:

анализ

исторической,

психолого-педагогической

литературы по проблеме исследования, анализ методических пособий,

детской литературы по экономическим проблемам (сказки, пословицы,

поговорки на данную тематику).

2. эмпирические: диагностика-анкетирование, беседа, изучение продуктов

детской деятельности, педагогическое наблюдение.

3 . педагогический

эксперимент

-

констатирующий,

формирующий,

ко н т р о л ь н ы й ;

ко л и ч е с т в е н н ы й

и

к ач е с т в е н н ы й

а н а л и з

экспериментальный данных.

Организация и основные этапы опытно-экспериментальной работы:

проводились

на

базе

муниципального

бюджетного

дошкольного

образовательного учреждения - детский сад №1 "Олимпик" города Ульяновска в

подготовительной группе, которую посещают 28 воспитанников.

Анализ исследований и историко-педагогической, научно-методической

литературы помогло нам сформировать основные направления нашей опытно

экспериментальной работы.

Изучение

опыта,

трудов

исследователей

в

истории

зарубежной

и

отечественной педагогике показал, что управление экономическим воспитанием

- это организационная педагогическая деятельность, специально разработанная

система

работы,

направленная

на

формирование

экономического

сознания

ребёнка.

Экономическое

воспитание

обеспечивает

развитие

экономического

мышления,

формирование

экономических

и

нравственных

качеств,

образующихся и необходимых в процессе экономической деятельности и её

успешного

внедрения;

общественной

активности,

предприимчивости;

бережливого, честного отношения к общественному достоянию, обновлению

технологических процессов и оборудования.

Эффективность управление экономическим воспитанием детей старшего

дошкольного

возраста

обеспечивается

рядом

условий:

включением

детей

в

различные виды деятельности, среди которых особое место занимает трудовая;

максимальным

использованием

воспитателями

возможностей

учебно-

воспитательного

процесса;

выявлением

изучаемых

экономических

понятий,

формируемых

экономических

умений,

опорных

нравственно-экономических

качеств

личности

ребёнка;

определением

содержания,

форм

и

методов

организации деятельности детей, имеющих экономическую направленность и

соответствующих их возрасту; опорой на личный опыт детей; педагогическим

руководством, обеспечивающим научную организацию детского труда.

В старшем дошкольном возрасте современных детей следует знакомить с

экономикой семьи, детского сада, района, города, страны настолько, насколько

это

необходимо

для

понимания

ими

происходящих

процессов

посредством

разъяснения,

показа,

бесед,

игр,

упражнений,

а

также

прямого

и

непосредственного участия детей в экономике, включения их в экономические

отношения

потребления,

производства,

распределения

и

обмена,

в

индивидуальные

и

коллективные

формы

экономически

и

педагогически

целесообразной деятельности, что позволит усилить субъективное осознание

необходимости управления экономическим воспитанием.

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - это

организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система

работы,

направленная

на

формирование

экономического

сознания

детей.

В

процессе

её

осуществления

дошкольники

усваивают

сумму

экономических

понятий, развитие производительных сил, производственных отношениях, о

действующем

хозяйственном

механизме.

Экономическое

воспитание

обеспечивает

развитие

экономического

мышления,

формирование

нравственных

и

деловых

качеств,

образующихся

в

экономической

деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности,

хозяйского,

бережного,

честного

отношения

к

общественному

достоянию,

рационализаторства, ответственности, личному успеху и благополучию.

Изучение

и

анализ

процесса

управление

экономическим

воспитанием

детей в дошкольных образовательных учреждениях показал нам неполноту или

полное

отсутствие

программы

для

работы

по

этой

теме.

Дети

старшего

дошкольного возраста обладают определёнными знаниями, но как показала

опытно-экспериментальная работа, они находятся на низком уровне. Для того,

что бы вызвать интерес к экономике и повышать уровень, имеющихся знаний,

необходима

компетентность

воспитателей

по

вопросам

экономического

воспитания.

А

как

показала

практика,

недостаточное

или

отсутствие

информации по изучаемой теме у педагогического состава и родителей.

В дошкольном образовательном учреждении, где проводилась опытно-

экспериментальная работа, для решения обнаруженных проблем нами было

создано управление: разработаны и подобраны материалы

для занятий по

экономическому

воспитанию,

продуманы

методы.

Использовались

формы

группового и индивидуального введения детей в познавательную, игровую и

трудовую деятельность (игры, экскурсии, чтение художественной литературы).

Разработанная нами модель по управлению экономическим воспитанием

детей старшего дошкольного возраста показала эффективный результат. Потому

что

мы

использовали

индивидуальные

способности,

уровень

знаний

и

подготовленности каждого ребёнка. Особенности детей в целом и каждого

отдельно

помогли

нам

подобрать

и

разработать

материал

для

процесса

по

экономическому

воспитанию.

Дети

проявляли

заинтересованность

при

выполнении

заданий,

радовались,

процесс

проходил

оживлённо

и

поэтому

успешно.

В

целом,

можно

сказать,

что

занятия

по

экономике

значительно

улучшили экономические представления детей.



В раздел образования