Напоминание

Формируем толерантность


Автор: Рябухина Олеся Анатольевна
Должность: учитель английского языка и информатики
Учебное заведение: МБОУ-СОШ №10
Населённый пункт: хутор Новосадковский
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА В 9 КЛАССЕ
Тема: Формируем толерантность
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект классного часа, 9 класс.

Тема занятия: «Формируем толерантность»

Цель: Создание условия для формирования толерантности учащихся.

Задачи: 1. Рассмотреть значение термина «толерантность». Познакомить учащихся с

характерными чертами толерантной и интолерантной личности.

2.Развивать речь, продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы.

Формировать основные учебные компетенции: учебную, коммуникативную,

личностную.

3.Воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в группах,

стремление уважать чужое мнение, воспитывать потребность в знаниях.

Оборудование: ручки, листы бумаги, проектор

Ход занятия.

1.Организационный момент

- приветствие

- пожелание хорошего настроения, активности, взаимоуважения.

2.Вводное слово.

1. - Сегодня мы поговорим о толерантности. 16 ноября международный день

толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит

оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для

существования и развития человеческого общества. Современный культурный

человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством

самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком

высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в

целом.

2. - Что же такое толерантность? (ответы учащихся)

Давайте вместе обобщим все сказанное:

Определения толерантности:

1. Сотрудничество, дух партнерства.

2. Готовность мириться с чужим мнением.

3. Уважение человеческого достоинства.

4. Уважение прав других.

5. Принятие другого таким, какой он есть.

6. Способность поставить себя на место другого.

7. Уважение права быть иным.

8. Признание многообразия.

9. Признание равенства других.

10. Терпимость к чужим мнениям, идеям, верованиям и поведению.

11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

- Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к

установлению и поддержанию общения с людьми.

3. - Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках

земного шара. Сообщение подготовил Лабазанов Джахар

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-

разному:

- в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих

собственных идеи или мнения,

- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или

действовать иначе, нежели ты сам,

- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным,

- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным,

- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание,

благосклонность, терпение, расположенность к другим,

- в русском – способность терпеть что-то или кого-то(быть выдержанным,

выносливым, стойким, уметь мириться с существованием кого-либо, чего-либо).

4. Какое из определений вам импонирует больше всего? (ответы)

5. Определим цели нашего занятия.

-сообщение темы

- постановка актуальности занятия:

Стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь толерантность - не

растворимый кофе, поэтому каждый человек, конечно, начнет с себя: с самоанализа,

преодоления собственных культурных предрассудков, стереотипов, своего эго- и

этноцентризма, принятия установок толерантного сознания и поведения, применения

толерантных форм взаимодействия на практике.

- Классный час призван помочь нам:

* осознать необходимость применения принципов толерантности;

* осознать свою позицию в общении и проанализировать свои установки при

восприятии различных людей;

* освоить принципы конструктивного взаимодействия с людьми, имеющими разные

стили поведения, разные типы характеров и т. д.;

* осознать необходимость дисциплины и культуры оценки как одного из факторов

воспитания толерантности.

- При обсуждении материала, соблюдаем правила толерантного общения в

группе:

1. Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

3. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

2.Основная часть.

- распределение учащихся на 2 группы

- работа в группах по заданиям.

1. Групповая работа «Толерантный человек».

Прием «мозговая атака»

Цель: подвести учеников к осознанию того факта, что ни один человек не может быть

на 100% толерантным, что есть факторы, способствующие проявлению

толерантности и снижающие такую возможность.

Задание группе 1.

- Назовите качества, которые характеризуют человека как толерантную личность;

выпишите их на листе бумаги.

- На шкале от 0% до 100% отметьте, насколько Вы считает себя толерантным.

- Выскажите свое мнение по поводу того, что вам способствует быть толерантным и

что мешает быть толерантным.

- На каких уроках можно успешно формировать толерантность?

Задание группе 2.

- Назовите черты, присущие интолерантной личности, выпишите их на листе бумаги.

- Возможна ли «толерантность» в среде подростков?

- Как Вы понимаете слова: «Оценка человека и оценка его действия - не одно и то

же»?

- Как сравнение человека с другими может привести к интолерантности?

Материал для беседы:

Толерантная личность:

- Уважение мнения других

- Доброжелательность

- Желание что-либо делать вместе

- Понимание и принятие

- Чуткость, любознательность

- Снисходительность

- Доверие, гуманизм

Интолерантная личность:

- Непонимание

- Игнорирование

- Эгоизм

- Нетерпимость

- Выражение пренебрежения

- Равнодушие

- Цинизм

- Немотивированная агрессивность

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной

исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности

существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием

противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно

чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового

всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным

культурам, взглядам, традициям.

2.

Притча «Ад и Рай» (Богданенко Алена)

Жил-был один монах. В течении всей своей жизни он пытался выяснить, чем отличается

АД от РАЯ. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул, во

время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в АД. Осмотрелся он

вокруг и видит: сидят люди перед котлами с едой, но какие-то изможденные и голодные.

Присмотрелся он получше – у каждого в руках ложка с длиннющею ручкой. Зачерпнуть из

котла они могут, а вот в рот никак не попадут. Вдруг к нему подбегает местный служащий

(судя по всему черт) и кричит:

- Быстрее, а то опоздаешь на поезд идущий в РАЙ. И что же он видит?! Та же картина, что

и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длиннющими ручками. Но все сытые и

довольные. Присмотрелся, а здесь люди этими ложками друг друга кормят.

- Как вы думаете, почему оказавшись в совершенно одинаковой ситуации, одни

сытые и довольные, а другие злые и голодные?

1.

Тестирование: «Добрый или жестокий»

Перед вами своеобразная игра, широко распространенная в Италии. Не придавайте ей

особо серьезного значения. Однако через неё вы все- таки получите некоторое

представление о том, каким светом озарены черты вашего характера.

1.Считаете ли вы животных:

а) всегда симпатичными;

б) интересными в зависимости от вида;

в) интересными только в качестве цели на охоте?

2. Делая подарок дорогому человеку, о чем вы думаете:

а) только о том, чтобы доставить удовольствие;

б) о цене подарка;

в) о том, что этого можно бы и избежать?

3. Вспоминаете ли вы о своем детстве:

а) всегда;

б) иногда;

в) очень редко?

4. Сохраняете ли вы, не имеющие ценности предметы, если они напоминают вам о ком-

нибудь дорогом:

а) часто;

б) иногда;

в) никогда?

5.Считаете ли вы цветы:

а) прекрасными дарами природы;

б) красивыми и полезными предметами;

в) чем-то ненужным?

6. Думаете ли вы о своем будущем:

а) постоянно;

б) от случая к случаю;

в) никогда?

7. Оказавшись в ситуации, которая в известный момент может повредить кому-либо,

решите ли вы:

а) остановиться на этом;

б) поискать компромисс;

в) продолжить начато, во что бы то ни стало?

8.Если вам случается встретить дымящиеся после столкновения обломки автомобиля, что

вам приходит на ум:

а) непреодолимое желание бросится на помощь;

б) мгновенное сочувствие, которое не помешает вам продолжить путь;

в) встать в толпу зевак и наблюдать за происходящим?

9.Считаете ли вы необходимость помогать:

а) благородной задачей которую можно выполнять добровольно;

б) делом трудным, но иногда выгодным;

в) чем-то скучным и бесполезным, чего нужно по возможности избегать?

Анализ результатов.

Каждый ответ по пункту (а) оценивается в 20 баллов, по пункту (б) – 10 баллов, по пункту

(в) – 5 баллов. Просуммируйте все баллы и воспользуйтесь ключом.

До 50 баллов – вы можете считать себя человеком закаленным, быть может, даже

черствым, до жестокости и бесчувствия. У вас мало друзей, но вы умеете добиваться того,

чего захотите.

При 60-70 баллах – способность к энтузиазму у вас ограничена, так как все ваши

действия подчинены строгому самоконтролю. Однако сила воли у вас выше среднего

уровня и имеет тенденцию к дальнейшему повышению.

При 80 баллах – вы все еще принадлежите к холодным, расчетливым людям. Вы должны

блистательно преуспевать в своих делах. Вас нельзя назвать бессердечным, но в своих

отношениях с людьми вы спокойны и не склонны к сближению.

От 90 – 130 баллов – чувство играет в вашей жизни важную роль. В своих поступках вы

не всегда руководствуетесь реалистическими соображениями.

При более 130 баллах – очевидно, что вы никогда не будете «закаленным» в полном

смысле слова. Ваша жизнь управляется чувствами, но, несмотря на многие разочарования,

вы сохраняете веселость. Самые пригодные для вас профессии – учитель, врач.

2.

Упражнение «Позитивное описание негативных феноменов».

Цель: научиться находить позитивные стороны в негативных феноменах.

Слева на лист тетради выписать эмоции, качества личности и аспекты поведения,

традиционно воспринимаемые как негативные. Предлагается участникам найти

позитивные стороны этих явлений и справа записать эти качества. Затем

обсуждается выполненное задание.

После выполнения задание может выглядеть, например, так:

Лень - дает возможность отказаться от явно завышенных потребностей.

Упрямство - дает возможность сказать «нет», возразить авторитетам.

Страх - дает возможность избегать угрожающих ситуаций и объектов.

Агрессивность - способность реагировать на что-либо спонтанно, эмоционально и

прямо.

Ревность - способность любить и в то же время вести себя так, чтобы тебя не любили.

Клептомания - способность находить что-либо прежде, чем кто-то это потерял.

5. Игра «Загадочный апельсин».

Цель: осознать, что чем больше потребность человека в чем-либо, тем менее

объективно он воспринимает реальность, в связи с чем увеличивается его

интолерантность.

Группам учащихся раздается текст. Из группы выбирается один представитель.

Каждому предлагается в течение пяти минут ознакомиться со своей ролью. Одному

участнику предлагается роль Петра Зеленого, другому - Ивана Добродушного.

Текст для 1 группы:

Вы Иван Добродушный, вице-президент медицинской ассоциации, занимающейся

разработкой вакцины, предотвращающей развитие редкого заболевания, вспышка

которого наблюдается в последние три месяца. Несколько тысяч человек пострадали

от этого заболевания, поражающего мозг. Опыты показали, что Ваша вакцина,

полученная из сока редкого сорта апельсинов, излечивает болезнь на ранних стадиях.

К сожалению, только небольшое количество, около 4000 апельсинов, было выращено

в этом году. Вас информировали, что некий мистер Кардоза, экспортер из Южной

Америки, продает партию из 3000 апельсинов. Сока, полученного из этого количества

апельсинов, достаточно для производства вакцины. Вам поручено связаться с

мистером Кардозой и предложить ему сумму до 250 тысяч долларов.

Вам также стало известно, что некий Петр Зеленый из экологической организации

собирается вести переговоры с мистером Кардозой по поводу покупки 3000

апельсинов. Предварительно Вы решаете поговорить с Петром Зеленым, чтобы он

Вам не препятствовал.

Текст для 2 группы.

Вы Петр Зеленый, председатель известной экологической организации города.

Работаете над проблемой нейтрализации нервно-паралитического газа. Совсем

недавно бомбы с экспериментальным газом, которые использовали во время Второй

мировой войны, были перевезены для захоронения на небольшой остров у берегов

Белого моря. Во время транспортировки две бомбы дали течь. Газ может выделиться

в атмосферу в течение двух недель. Если это случится, несколько тысяч людей

получат серьезные поражения мозга, которые могут привести к смерти. Вы

выработали синтетические пары, которые при вводе в корпус бомбы нейтрализуют

газ. Пары можно получить из кожуры редкого сорта апельсинов, растущих в Южной

Америке. К сожалению, только 4000 этих апельсинов было выращено в этом году.

Вас информировали, что некий мистер Кардоза, экспортер из Южной Америки,

продает партию из 3000 апельсинов. Этого количества достаточно для производства

нейтрализатора. Вам также известно, что некий Иван Добродушный из медицинской

ассоциации собирается вести переговоры с мистером Кардозой, чтобы купить эту

партию. Вы можете предложить мистеру Кардозе до 250 тысяч долларов. Но

предварительно Вам надо встретиться с Иваном Добродушным, чтобы убедить его не

препятствовать сделке.

Далее в течение 5-7 минут участники должны прийти к какому-либо решению

проблемы, заявленной в задании.

Ведущий знакомит присутствующих с вариантами решения проблемы, пред-

ложенными участниками.

Как правило, участники не обращают внимания на тот факт, что одному партнеру

нужен сок, а другому - кожура апельсинов, поэтому предложенные варианты связаны

с проявлением вынужденной толерантности, а бывает, интолерантности.

6. Упражнение «Коррекция позиций»

Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие

качества, а на ладошке - то, что хотелось бы изменить в себе.

3. Заключение

Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.

Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной

исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства

дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти,

материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов,

традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.

Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего

себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на

помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам,

традициям, с высоким уровнем эмпатии.

- Выбор за вами. Все в ваших руках.



В раздел образования