Напоминание

Синтаксис и пунктуация


Автор: Зузуля Анастасия Владиславовна
Должность: учитель русского языка , литературы
Учебное заведение: ГБОУ "КСОШ№1"
Населённый пункт: Д.Кудрово,Всеволожский район Ленинградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Синтаксис и пунктуация
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка в 5 классе

Зузуля Анастасия Владиславовна,учитель русского языка и литературы

Тема: Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация"

Пояснительная записка к материалам

Предоставленная методическая разработка мультимедийного урока по русскому

языку для 5 класса по теме «Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация»

соответствует

общеобразовательной

программе

обучения

и

современным

знаниям

по

предмету «Русский язык».

Методическая разработка урока предназначена для учителей русского языка, работающих

по

учебнику

«Русский

язык.:

Учеб.

для

5

кл.

общеобразоват.

учреждений/Научный

редактор акад. РАО, доктор филологических наук Н. М. Шанский. – М.: Просвещение,

2007. Авторы: Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

Организация учебного процесса, использование методов, приемов и форм работы

осуществляются, исходя из типа уроков, на основе развивающего содержания учебного

материала. Включение такого урока в систему психологически готовит детей к умению

выполнять

тестовые

задания

в

формате

ГИА,

ЕГЭ,

обеспечивает

самостоятельность

выполнения задания.

Цели урока:

1.

Выяснить,

насколько

учащиеся

усвоили

теоретический

материал

по

теме

«Синтаксис и пунктуация»;

2.

Выявить основные навыки синтаксического и пунктуационного разбора простого и

сложного предложения, словосочетания; умение выделять грамматическую основу

предложения,

обозначать

второстепенные

члены

предложения,

находить

обращения, однородные члены предложения, однородные члены предложения при

обобщающем слове.

3.

Определить уровень подготовки учащихся в результате изучения синтаксиса и

пунктуации.

Презентация

к

уроку

предназначена

для

активизации

внимания

учащихся

и

служит

своеобразным

организующим

фактором,

планом

урока,

демонстрирующим

определенные

его

этапы.

Кроме

заданий

различного

степени

сложности,

с

целью

активизации учебно-познавательной деятельности, в ход урока вводится использование

Няч Ольга Рамильевна, учитель русского языка и литературы

элементов

национально-регионального

компонента,

занимательного

материала

развивающего характера.

При планировании урока использованы:

1.

Учебник «Русский язык»: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Научный

редактор

акад.

РАО,

доктор

филологических

наук

Н.

М.

Шанский.

М.:

Просвещение, 2007. Авторы: Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и

др.

2.

Литературно

-

краеведческая

хрестоматия

для

школ

Ямало

-

Ненецкого

автономного

округа

«Северные

родники»/Автор

составитель

Федорова

Л.В.-

Сыктывкар 1995.

3.

М. С. Приходько «Хомаку» картинный словарь русско - нещанского языка. Санкт –

Петербург, «Морсар АВ», - 2000.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма урока: урок-игра, урок-практикум.

Технические требования к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (приложение).

Ход урока

Сообщение темы и цели урока. (Слайды № 2)

- Мы закончили изучение темы: “Синтаксис и пунктуация”. Сегодняшний урок –

обобщающий. Проведем его в форме игры. Вам будет предложено несколько конкурсов:

«Четвертый лишний», «Угадай по значению», где мы проверим теоретические знания

по изученным орфограммам, темам; «Установите соответствия», «Найди меня», «Карта

сокровищ», где можно будет увидеть ваши навыки разбора словосочетания, предложения,

постановки

знаков

препинания;

и,

наконец,

творческого

конкурса «Хорошие

речи

приятно

и

слушать», раскрывающего

ваши

способности

в

сочинении

собственных

небольших

текстов.

Работу

оценивать

будут

наши

гости,

оценки

будут

вноситься

в

таблицу (приложение 5). На каждый вид работы я приготовила отдельный листок, где вы и

будете выполнять предложенные задания (приложение № 1,2,3,4,5). Итак, начнем.

Разминка. (Работа в микрогруппе по 4 учащихся)

Игра «Четвертый лишний» (Слайд №3)

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, найти отличия

по разным признакам (устно).

1.Об..явление, с..емка, с..экономить, под..ём.

2.Ч…м, ч..до, ж…ри, ч..дище.

Няч Ольга Рамильевна, учитель русского языка и литературы

3.Печ.., луж..., реч.., мыш…

4. Зап…здалый, предст…вление, ст…рожевой, х..лодный.

ПЕРВЫЙ КОНКУРС «Угадай по значению» (Слайды № 4)

Тестовый контроль.

1.Раздел науки о языке, где изучаются словосочетания и предложения.

А) Синтаксис; В) Пунктуация; С) Морфология

2.Знак препинания, соединяющий однородные члены предложения.

А) Точка с запятой; В) Запятая; С) Тире

3.Слово или сочетание слов, обозначающее того, к кому обращаются с речью.

А) Объявление; В) Объяснение; С) Обращение

4. Знак препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если они

выражены существительным в именительном падеже.

А) Двоеточие; В) Запятая; С) Тире

5.Раздел науки о языке, где изучается постановка знаков препинания.

А) Фонетика; В) Пунктуация; С) Лексика

6. Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

А) Кривая речь; В) Косвенная речь; С) Прямая речь

7. Разговор двух или нескольких лиц называется…

А) Диалог; В) Монолог; С) Беседа

Ответ: 1 А; 2 В; 3С; 4В; 5В; 6С; 7А.

0 ошибок- «5», 1 ошибка- «4» ,2 ошибки- «3», 3 и более -«2».

(приложение 1).

ВТОРОЙ КОНКУРС «Установите соответствие» (выборочный диктант)

(Слайды № 5,6) (Приложение 2).

1) Люблю тебя

а) прил. + сущ (главное слово);

2) мой край

б) наречие (главное слово)+ сущ с пр..

3) завывание ветра

в) мест. + сущ. (главное слово);

4) бескрайняя тундра

г) сущ. с предлогом + глагол(главное слово)

5) в округе проживают д) сущ. (главное слово)+сущ.;

Ответ:1 г; 2 в; 3 д; 4 а; 5 г.

Взаимопроверка: «5»-все верно, «4»-1 ошибка, «3»- 2 ошибки, «2»-более 3 ошибок.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (Слайд №7)

ТРЕТИЙ КОНКУРС «Найди меня» (Слайд №8,9)

Задание:

Какое

словосочетание

является

ГО

(грамматической

основой)

в

данном

предложении?

Няч Ольга Рамильевна, учитель русского языка и литературы

Летом, коротким, теплым, светлым, круглые сутки предстает тундра в зелени- траве,

в ягеле, в низкорослых цветочках и всяких ягодах-морошках, и кочуют по ней

гонимые оводами и комарами стада дальше, на север.

И.Г.Истомин

1) Сутки предстает;

2) кочуют стада;

3) предстает в зелени;

4) предстает тундра.

Задание: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложениях должны стоять запятые?

А ) Весна(1)

мчится

по

тундре(2)

несет

с

собой

теплое

дыхание

-

вот(3)

вот

развернет(4)

и

раскинет

зеленый

платок(5)

закружится

в

зеленых

кисах

на

оттаявшей земле.

Л.В.Лапцуй

1) 1, 3,4,5

2)2,3,5

3)1,3,4,5

4)1,3,5

ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС «Хорошие речи приятно и слушать» (Работа в парах)

(Слайд №10) (Приложение 4)

Задание

для

сильных

учащихся: составьте

по

фотографии

небольшой

текст

(3-4

предложения), использую простые и сложные предложения. Произвести синтаксический

разбор одного предложения. (Работа у доски).

Задание для слабых учащихся: составить простые предложения к фотографии.

ПЯТЫЙ КОНКУРС «Карта сокровищ» Графический диктант (Слайд №11)

Задание:

в

соответствии

с

заданными

координатами

проставьте

точки.

Каждая

пунктограмма соответствует определенной цифре. (Приложение5)

Няч Ольга Рамильевна, учитель русского языка и литературы

1.

Наша земля богата пушным зверем, рыбой, ягодами, грибами.- ОЧП.

2.

Здравствуй, тундра бескрайняя! - Обращение.

3.

В ЯНАО входит семь районов: Красноселькупский, Надымский, Приуральский,

Пуровский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский.- Обобщение при ОЧП.

4.

Салехард- город на Полярном круге.- Тире между подлежащим и сказуемым.

5.

В нашем округе проживают коми, ненцы, селькупы, ханты- коренные жители

Ямала. – Обобщение при ОЧП.

6.

Процветай, земля родная.- Обращение.

7.

Мой край богат газом, нефтью.- ОЧП

Если вы правильно выполнили это задание, то, соединив линии, как показано на слайде №

12, у вас получится фрагмент ненецкого орнамента «Головки». Этот орнамент используют

мастерицы в качестве украшения традиционной одежды ненцев.

Женская зимняя шапка.

РЕФЛЕКСИЯ (Слайд №14)

Вот и закончился урок. Мы с вами вспомнили многое.

Осталось последнее задание: нужно докончить предложения.

На

столе

у

каждого

из

вас

есть

карточка

(приложение

7)

с

нарисованной

Няч Ольга Рамильевна, учитель русского языка и литературы

мордочкой. Подрисуйте ему рот, который соответствует твоему настроению после урока.

На этих же листочках поставьте себе оценку. Посмотрим, насколько совпали оценки,

поставленные вами самими и нашими гостьями.

Ф.И.

Оценка__________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 6) (слайд №15)

На «5» Составьте

небольшой

рассказ

на

тему

«Мой

край»,

используя

предложения,

соответствующие данным ниже схемам и запишите в тетрадь.

На «4» Составьте предложения на свободную тему по данным ниже схемам и запишите в

тетрадь.

На «4» В любом учебнике найдите предложения, соответствующие данным ниже схемам,

и выпишите их в тетрадь.

Схемы:

1.

[ подлежащее и три однородных сказуемых].

2.

[подлежащее (сущ) – сказуемое (сущ)].

3.

[ ,о,] !

4.

[ ], и [ ].

5.

[О, О, О- О].

6.

А: «П!»

Подготовиться к контрольной работе.

Няч Ольга Рамильевна, учитель русского языка и литературы

Приложение 1

ПЕРВЫЙ КОНКУРС «Угадай по значению»

Ф.И______________

Няч Ольга Рамильевна, учитель русского языка и литературы

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Оценка_________----------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------

Приложение 2

ВТОРОЙ КОНКУРС «Установите соответствие»

Ф.И.____________

1.______

2.______

3.______

4.______

5.______

6.______

7.______

Оценка___________________

Взаимопроверка: «5»-все верно, «4»-1 ошибка, «3»- 2 ошибки, «2»-более 3 ошибок.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 3

ТРЕТИЙ КОНКУРС «Найди меня»

Ф.И._____________

Какое словосочетание является ГО (грамматической основой) в данном предложении?

Летом, коротким, теплым, светлым, круглые сутки предстает тундра в зелени- траве,

в ягеле, в низкорослых цветочках и всяких ягодах-морошках, и кочуют по ней

гонимые оводами и комарами стада дальше, на север.

И.Г.Истомин

1) Сутки предстает;

2) кочуют стада;

3) предстает в зелени;

4) предстает тундра.

Задание: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложениях должны стоять запятые?

А ) Весна(1)

мчится

по

тундре(2)

несет

с

собой

теплое

дыхание

-

вот(3)

вот

развернет(4)

и

раскинет

зеленый

платок(5)

закружится

в

зеленых

кисах

на

8

оттаявшей земле.

Л.В.Лапцуй

1) 1, 3,4,5

2)2,3,5

3)1,3,4,5

4)1,3,5

Оценка___________

Проверка: «5»- все верно, «4»-1 ошибка.

Приложение 4

ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС «Хорошие речи приятно и слушать»

Ф.И.________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка___________

Приложение 6

Домашнее задание.

1

уровень. Составьте небольшой рассказ на тему «Мой край», используя в тексте

предложения, соответствующие данным схемам.

2

уровень. Составьте предложения по данным ниже схемам.

уровень.

Найдите

в

тексте,

изучаемом

на

уроке

литературы,

предложения,

соответствующие данным ниже схемам, и выпишите их в тетрадь.

Схемы:

1.

[ подлежащее и три однородных сказуемых].

1.

[подлежащее (сущ) – сказуемое (сущ)].

2.

[ ,о,] !

3.

[ ], и [ ]

4.

[О, О, О- О]

_____________________________________________________________________________

9

Оценка__________

Ф.И.____________________

Приложение 7

Приложение 5

Расставьте

знаки

препинания

с

заданными

координатами,

проставьте

точки

и

соедините их.

1.

Наша земля богата пушным зверем рыбой ягодами грибами.

2.

Здравствуй зима снежная!

3.

В

ЯНАО

входит

семь

районов

Красноселькупский

Надымский

Приуральский

Пуровский Тазовский Шурышкарский Ямальский.

4.

Салехард город на Полярном круге.

5.

В нашем округе проживают коми ненцы селькупы ханты коренные жители Ямала.

6.

Процветай земля родная.

7.

Мой край богат газом нефтью.

Таблица

(приложение

№8)

10

№.

Ф.И

учащегося

«Угадай

слово»

«Установите

соответствие»

«Найди

меня»

«Хорошие

речи

приятно и

слушать»

«Карта

сокровищ»

Общий

балл

1

.

Иванов В.

4

5

3

4

4

4

1. «Угадай по значению»- Ответ: 1 А; 2 А; 3 В; 4 С; 5 В; 6 А; 7 В; 8 С.

0 ошибок- «5», 1-2 ошибки- «4», 3-4ошибки- «3», 5 и более - «2».

2. «Установите соответствие»- Ответ:1 г; 2 в; 3 д; 4 а; 5 г.

Взаимопроверка: «5-все верно, «4»- 1 ошибка, «3»- 2 ошибки, «2»-более 3 ошибок

3. «Найди меня»- Проверка: «5-все верно, «4»-1 ошибка, «3»- 2 ошибки, «2»-более 3

ошибок.

4. «Карта сокровищ»- Проверка: «5-все верно, «4»-1 ошибка, «3»- 2 ошибки, «2»-более 3

ошибок.

Отдельно оценивается лучшее мини-сочинение.

Описание методики использования ИКТ во время занятий.

Информационно

-

коммуникационные

технологии

использовались

на

всех

этапах

повторительно-обобщающего

урока.

Для

выполнения

презентации

использовалась программа Microsoft Power Point. В презентации -12 слайдов.

1.

В о

в р е м я

п р о в е д е н и я

о р ф о г р а ф и ч е с к о й

з а р я д к и

используется слайд №3.

Слайд №3- упражнение на знание орфограмм, морфологических признаков слов, в

частности имен существительных и имен прилагательных.

11

2.

На этапе контроля знаний учащиеся работают индивидуально и группами.

Используются слайды № 5,8, 9,10,11,12 ,13.

Слайд № 5- упражнение на определение соответствий в словосочетании.

Слайд

8,9,11-

упражнение

на

формирование

ЗУН

при

постановке

знаков

препинания

в

предложениях.

На

выполнение

теста

№1(слайд

№4)

отводится

5минут, тестов №2 и №3(слайд №8 ,9) отводится 4минуты.

Слайд № 10- учащиеся составляют предложения по предложенной картинке.

Слайд № 12,13- дополнительная наглядность

3.

Домашнее задание: задания предложены трех уровней сложности. Каждый ученик

мог

самостоятельно

выбрать

себе

уровень,

Урок

построен

с

учетом

психоэмоциональными и физиологическими особенностями учащихся 5класса.

12



В раздел образования