Автор: Зузуля Анастасия Владиславовна
Должность: учитель русского языка , литературы
Учебное заведение: ГБОУ "КСОШ№1"
Населённый пункт: Д.Кудрово,Всеволожский район Ленинградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Синтаксис и пунктуация
Раздел: среднее образование
Урок русского языка в 5 классе
Зузуля Анастасия Владиславовна,учитель русского языка и литературы
Тема: Обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация"
Пояснительная записка к материалам
Предоставленная методическая разработка мультимедийного урока по русскому
языку для 5 класса по теме «Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация»
соответствует
общеобразовательной
программе
обучения
и
современным
знаниям
по
предмету «Русский язык».
Методическая разработка урока предназначена для учителей русского языка, работающих
по
учебнику
«Русский
язык.:
Учеб.
для
5
кл.
общеобразоват.
учреждений/Научный
редактор акад. РАО, доктор филологических наук Н. М. Шанский. – М.: Просвещение,
2007. Авторы: Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.
Организация учебного процесса, использование методов, приемов и форм работы
осуществляются, исходя из типа уроков, на основе развивающего содержания учебного
материала. Включение такого урока в систему психологически готовит детей к умению
выполнять
тестовые
задания
в
формате
ГИА,
ЕГЭ,
обеспечивает
самостоятельность
выполнения задания.
Цели урока:
1.
Выяснить,
насколько
учащиеся
усвоили
теоретический
материал
по
теме
«Синтаксис и пунктуация»;
2.
Выявить основные навыки синтаксического и пунктуационного разбора простого и
сложного предложения, словосочетания; умение выделять грамматическую основу
предложения,
обозначать
второстепенные
члены
предложения,
находить
обращения, однородные члены предложения, однородные члены предложения при
обобщающем слове.
3.
Определить уровень подготовки учащихся в результате изучения синтаксиса и
пунктуации.
Презентация
к
уроку
предназначена
для
активизации
внимания
учащихся
и
служит
своеобразным
организующим
фактором,
планом
урока,
демонстрирующим
определенные
его
этапы.
Кроме
заданий
различного
степени
сложности,
с
целью
активизации учебно-познавательной деятельности, в ход урока вводится использование
Няч Ольга Рамильевна, учитель русского языка и литературы
элементов
национально-регионального
компонента,
занимательного
материала
развивающего характера.
При планировании урока использованы:
1.
Учебник «Русский язык»: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Научный
редактор
акад.
РАО,
доктор
филологических
наук
Н.
М.
Шанский.
–
М.:
Просвещение, 2007. Авторы: Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и
др.
2.
Литературно
-
краеведческая
хрестоматия
для
школ
Ямало
-
Ненецкого
автономного
округа
«Северные
родники»/Автор
–
составитель
Федорова
Л.В.-
Сыктывкар 1995.
3.
М. С. Приходько «Хомаку» картинный словарь русско - нещанского языка. Санкт –
Петербург, «Морсар АВ», - 2000.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма урока: урок-игра, урок-практикум.
Технические требования к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (приложение).
Ход урока
Сообщение темы и цели урока. (Слайды № 2)
- Мы закончили изучение темы: “Синтаксис и пунктуация”. Сегодняшний урок –
обобщающий. Проведем его в форме игры. Вам будет предложено несколько конкурсов:
«Четвертый лишний», «Угадай по значению», где мы проверим теоретические знания
по изученным орфограммам, темам; «Установите соответствия», «Найди меня», «Карта
сокровищ», где можно будет увидеть ваши навыки разбора словосочетания, предложения,
постановки
знаков
препинания;
и,
наконец,
творческого
конкурса «Хорошие
речи
приятно
и
слушать», раскрывающего
ваши
способности
в
сочинении
собственных
небольших
текстов.
Работу
оценивать
будут
наши
гости,
оценки
будут
вноситься
в
таблицу (приложение 5). На каждый вид работы я приготовила отдельный листок, где вы и
будете выполнять предложенные задания (приложение № 1,2,3,4,5). Итак, начнем.
Разминка. (Работа в микрогруппе по 4 учащихся)
Игра «Четвертый лишний» (Слайд №3)
Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, найти отличия
по разным признакам (устно).
1.Об..явление, с..емка, с..экономить, под..ём.
2.Ч…м, ч..до, ж…ри, ч..дище.
Няч Ольга Рамильевна, учитель русского языка и литературы
3.Печ.., луж..., реч.., мыш…
4. Зап…здалый, предст…вление, ст…рожевой, х..лодный.
ПЕРВЫЙ КОНКУРС «Угадай по значению» (Слайды № 4)
Тестовый контроль.
1.Раздел науки о языке, где изучаются словосочетания и предложения.
А) Синтаксис; В) Пунктуация; С) Морфология
2.Знак препинания, соединяющий однородные члены предложения.
А) Точка с запятой; В) Запятая; С) Тире
3.Слово или сочетание слов, обозначающее того, к кому обращаются с речью.
А) Объявление; В) Объяснение; С) Обращение
4. Знак препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если они
выражены существительным в именительном падеже.
А) Двоеточие; В) Запятая; С) Тире
5.Раздел науки о языке, где изучается постановка знаков препинания.
А) Фонетика; В) Пунктуация; С) Лексика
6. Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.
А) Кривая речь; В) Косвенная речь; С) Прямая речь
7. Разговор двух или нескольких лиц называется…
А) Диалог; В) Монолог; С) Беседа
Ответ: 1 А; 2 В; 3С; 4В; 5В; 6С; 7А.
0 ошибок- «5», 1 ошибка- «4» ,2 ошибки- «3», 3 и более -«2».
(приложение 1).
ВТОРОЙ КОНКУРС «Установите соответствие» (выборочный диктант)
(Слайды № 5,6) (Приложение 2).
1) Люблю тебя
а) прил. + сущ (главное слово);
2) мой край
б) наречие (главное слово)+ сущ с пр..
3) завывание ветра
в) мест. + сущ. (главное слово);
4) бескрайняя тундра
г) сущ. с предлогом + глагол(главное слово)
5) в округе проживают д) сущ. (главное слово)+сущ.;
Ответ:1 г; 2 в; 3 д; 4 а; 5 г.
Взаимопроверка: «5»-все верно, «4»-1 ошибка, «3»- 2 ошибки, «2»-более 3 ошибок.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (Слайд №7)
ТРЕТИЙ КОНКУРС «Найди меня» (Слайд №8,9)
Задание:
Какое
словосочетание
является
ГО
(грамматической
основой)
в
данном
предложении?
Няч Ольга Рамильевна, учитель русского языка и литературы
Летом, коротким, теплым, светлым, круглые сутки предстает тундра в зелени- траве,
в ягеле, в низкорослых цветочках и всяких ягодах-морошках, и кочуют по ней
гонимые оводами и комарами стада дальше, на север.
И.Г.Истомин
1) Сутки предстает;
2) кочуют стада;
3) предстает в зелени;
4) предстает тундра.
Задание: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые?
А ) Весна(1)
мчится
по
тундре(2)
несет
с
собой
теплое
дыхание
-
вот(3)
вот
развернет(4)
и
раскинет
зеленый
платок(5)
закружится
в
зеленых
кисах
на
оттаявшей земле.
Л.В.Лапцуй
1) 1, 3,4,5
2)2,3,5
3)1,3,4,5
4)1,3,5
ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС «Хорошие речи приятно и слушать» (Работа в парах)
(Слайд №10) (Приложение 4)
Задание
для
сильных
учащихся: составьте
по
фотографии
небольшой
текст
(3-4
предложения), использую простые и сложные предложения. Произвести синтаксический
разбор одного предложения. (Работа у доски).
Задание для слабых учащихся: составить простые предложения к фотографии.
ПЯТЫЙ КОНКУРС «Карта сокровищ» Графический диктант (Слайд №11)
Задание:
в
соответствии
с
заданными
координатами
проставьте
точки.
Каждая
пунктограмма соответствует определенной цифре. (Приложение5)
Няч Ольга Рамильевна, учитель русского языка и литературы
1.
Наша земля богата пушным зверем, рыбой, ягодами, грибами.- ОЧП.
2.
Здравствуй, тундра бескрайняя! - Обращение.
3.
В ЯНАО входит семь районов: Красноселькупский, Надымский, Приуральский,
Пуровский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский.- Обобщение при ОЧП.
4.
Салехард- город на Полярном круге.- Тире между подлежащим и сказуемым.
5.
В нашем округе проживают коми, ненцы, селькупы, ханты- коренные жители
Ямала. – Обобщение при ОЧП.
6.
Процветай, земля родная.- Обращение.
7.
Мой край богат газом, нефтью.- ОЧП
Если вы правильно выполнили это задание, то, соединив линии, как показано на слайде №
12, у вас получится фрагмент ненецкого орнамента «Головки». Этот орнамент используют
мастерицы в качестве украшения традиционной одежды ненцев.
Женская зимняя шапка.
РЕФЛЕКСИЯ (Слайд №14)
–
Вот и закончился урок. Мы с вами вспомнили многое.
Осталось последнее задание: нужно докончить предложения.
На
столе
у
каждого
из
вас
есть
карточка
(приложение
7)
с
нарисованной
Няч Ольга Рамильевна, учитель русского языка и литературы
мордочкой. Подрисуйте ему рот, который соответствует твоему настроению после урока.
На этих же листочках поставьте себе оценку. Посмотрим, насколько совпали оценки,
поставленные вами самими и нашими гостьями.
Ф.И.
Оценка__________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Приложение 6) (слайд №15)
На «5» Составьте
небольшой
рассказ
на
тему
«Мой
край»,
используя
предложения,
соответствующие данным ниже схемам и запишите в тетрадь.
На «4» Составьте предложения на свободную тему по данным ниже схемам и запишите в
тетрадь.
На «4» В любом учебнике найдите предложения, соответствующие данным ниже схемам,
и выпишите их в тетрадь.
Схемы:
1.
[ подлежащее и три однородных сказуемых].
2.
[подлежащее (сущ) – сказуемое (сущ)].
3.
[ ,о,] !
4.
[ ], и [ ].
5.
[О, О, О- О].
6.
А: «П!»
Подготовиться к контрольной работе.
Няч Ольга Рамильевна, учитель русского языка и литературы
Приложение 1
ПЕРВЫЙ КОНКУРС «Угадай по значению»
Ф.И______________
Няч Ольга Рамильевна, учитель русского языка и литературы
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Оценка_________----------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------
Приложение 2
ВТОРОЙ КОНКУРС «Установите соответствие»
Ф.И.____________
1.______
2.______
3.______
4.______
5.______
6.______
7.______
Оценка___________________
Взаимопроверка: «5»-все верно, «4»-1 ошибка, «3»- 2 ошибки, «2»-более 3 ошибок.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приложение 3
ТРЕТИЙ КОНКУРС «Найди меня»
Ф.И._____________
Какое словосочетание является ГО (грамматической основой) в данном предложении?
Летом, коротким, теплым, светлым, круглые сутки предстает тундра в зелени- траве,
в ягеле, в низкорослых цветочках и всяких ягодах-морошках, и кочуют по ней
гонимые оводами и комарами стада дальше, на север.
И.Г.Истомин
1) Сутки предстает;
2) кочуют стада;
3) предстает в зелени;
4) предстает тундра.
Задание: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые?
А ) Весна(1)
мчится
по
тундре(2)
несет
с
собой
теплое
дыхание
-
вот(3)
вот
развернет(4)
и
раскинет
зеленый
платок(5)
закружится
в
зеленых
кисах
на
8
оттаявшей земле.
Л.В.Лапцуй
1) 1, 3,4,5
2)2,3,5
3)1,3,4,5
4)1,3,5
Оценка___________
Проверка: «5»- все верно, «4»-1 ошибка.
Приложение 4
ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС «Хорошие речи приятно и слушать»
Ф.И.________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оценка___________
Приложение 6
Домашнее задание.
1
уровень. Составьте небольшой рассказ на тему «Мой край», используя в тексте
предложения, соответствующие данным схемам.
2
уровень. Составьте предложения по данным ниже схемам.
уровень.
Найдите
в
тексте,
изучаемом
на
уроке
литературы,
предложения,
соответствующие данным ниже схемам, и выпишите их в тетрадь.
Схемы:
1.
[ подлежащее и три однородных сказуемых].
1.
[подлежащее (сущ) – сказуемое (сущ)].
2.
[ ,о,] !
3.
[ ], и [ ]
4.
[О, О, О- О]
_____________________________________________________________________________
9
Оценка__________
Ф.И.____________________
Приложение 7
Приложение 5
Расставьте
знаки
препинания
с
заданными
координатами,
проставьте
точки
и
соедините их.
1.
Наша земля богата пушным зверем рыбой ягодами грибами.
2.
Здравствуй зима снежная!
3.
В
ЯНАО
входит
семь
районов
Красноселькупский
Надымский
Приуральский
Пуровский Тазовский Шурышкарский Ямальский.
4.
Салехард город на Полярном круге.
5.
В нашем округе проживают коми ненцы селькупы ханты коренные жители Ямала.
6.
Процветай земля родная.
7.
Мой край богат газом нефтью.
Таблица
(приложение
№8)
10
№.
Ф.И
учащегося
«Угадай
слово»
«Установите
соответствие»
«Найди
меня»
«Хорошие
речи
приятно и
слушать»
«Карта
сокровищ»
Общий
балл
1
.
Иванов В.
4
5
3
4
4
4
1. «Угадай по значению»- Ответ: 1 А; 2 А; 3 В; 4 С; 5 В; 6 А; 7 В; 8 С.
0 ошибок- «5», 1-2 ошибки- «4», 3-4ошибки- «3», 5 и более - «2».
2. «Установите соответствие»- Ответ:1 г; 2 в; 3 д; 4 а; 5 г.
Взаимопроверка: «5-все верно, «4»- 1 ошибка, «3»- 2 ошибки, «2»-более 3 ошибок
3. «Найди меня»- Проверка: «5-все верно, «4»-1 ошибка, «3»- 2 ошибки, «2»-более 3
ошибок.
4. «Карта сокровищ»- Проверка: «5-все верно, «4»-1 ошибка, «3»- 2 ошибки, «2»-более 3
ошибок.
Отдельно оценивается лучшее мини-сочинение.
Описание методики использования ИКТ во время занятий.
Информационно
-
коммуникационные
технологии
использовались
на
всех
этапах
повторительно-обобщающего
урока.
Для
выполнения
презентации
использовалась программа Microsoft Power Point. В презентации -12 слайдов.
1.
В о
в р е м я
п р о в е д е н и я
о р ф о г р а ф и ч е с к о й
з а р я д к и
используется слайд №3.
Слайд №3- упражнение на знание орфограмм, морфологических признаков слов, в
частности имен существительных и имен прилагательных.
11
2.
На этапе контроля знаний учащиеся работают индивидуально и группами.
Используются слайды № 5,8, 9,10,11,12 ,13.
Слайд № 5- упражнение на определение соответствий в словосочетании.
Слайд
№
8,9,11-
упражнение
на
формирование
ЗУН
при
постановке
знаков
препинания
в
предложениях.
На
выполнение
теста
№1(слайд
№4)
отводится
5минут, тестов №2 и №3(слайд №8 ,9) отводится 4минуты.
Слайд № 10- учащиеся составляют предложения по предложенной картинке.
Слайд № 12,13- дополнительная наглядность
3.
Домашнее задание: задания предложены трех уровней сложности. Каждый ученик
мог
самостоятельно
выбрать
себе
уровень,
Урок
построен
с
учетом
психоэмоциональными и физиологическими особенностями учащихся 5класса.
12