Автор: Андреева Светлана Владимировна Должность: учитель химии Учебное заведение: МБОУ СОШ №15 Населённый пункт: г.Ангарск, Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Разработка муниципальной олимпиады по химии Раздел: среднее образование
«Решение задач»
Автор: Андреева Светлана Владимировна учитель химии
МБОУ СОШ №15 г..Ангарск Иркутская область
В муниципальной игре имеют право участвовать учащиеся 8 классов
общеобразовательных
и
инновационных
учреждений,
не
принимавших
участие
в
подготовке
и
разработке
данной
игры.
От
каждого
учебного
заведения по одной команде, в состав которой входит 3 человека.
После регистрации команда занимает отдельный стол и работает в
течение 1 часа. За это время ребята должны решить максимальное количество
задач. При этом команде дается три попытки при решении каждой задачи.
Если задача решена правильно с первой попытки, то команда зарабатывает 6
баллов и получает карточку со следующей задачей. Если ответ задачи не
верный, то у команды есть возможность найти и исправить ошибку и во
второй раз принести свой ответ в жюри. В этом случае команда зарабатывает
4
балла.
С
третьей
попытки
команда
зарабатывает
2
балла.
Если
ответ
оказался не верным после трех попыток, то команда за задачу получает 0
баллов и берет карточку со следующей задачей.
Проверку работ осуществляет жюри в составе 5-6 человек. Баллы за
правильные ответы задач заносятся в протокол.
По истечении указанного времени, жюри подводит итоги. Команда,
набравшая максимальное количество баллов, побеждает в конкурсе. Если
команды
набрали
равное
количество
баллов,
победителем
становится
та
команда, которая решила большее количество задач.
Жюри объявляет итоги конкурса и награждает команды-победительницы.
Порядок игры:
1.
Регистрация участников игры.
2.
Вся команда работает в одном кабинете в течение 1 часа.
3.
После выполнения заданий команды собираются в актовом зале для
подведения итогов и награждения.
Основные вопросы для игры:
1.
Вычисление массовой доли элемента в веществе.
2.
Вычисления
с
использованием
понятий
«количество
вещества»,
«молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро».
3.
Вычисление массовой доли и массы вещества в растворе.
4.
Вычисление массы (объема) одного из исходных или образующихся
веществ по известной массе (объему) другого вещества.
Каждый участник игры должен иметь: бейджик, на котором указана
фамилия,
имя
участника,
номер
школы,
лицея;
ручку,
калькулятор,
Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева.
КОНКУРСНЫЕ ЗАДАЧИ
8 КЛАСС Интеллектуальная игра «Конкурс задач» МОУ «_________________»
Задача № 1. (для инновационных заведений)
Рассчитайте массовую долю углерода:
А) в винной кислоте [CH(OH)]
2
(COOH)
2
;
Б) в лимонной кислоте НОС(СН
2
СООН)
2
СООН;
В) в яблочной кислоте СН(ОН)СН
2
(СООН)
2
;
Г) в янтарной кислоте (СН
2
)
2
(СООН)
2
;
Д) в сахарной (глюконовой) кислоте СН
2
(ОН)(СНОН)
4
СООН.
Для получения задачи № 2
в жюри подайте ответ, в котором указано самое большое
значение массовой доли углерода.
Ответ
Попытка
Баллы
1
2
3
8 КЛАСС Интеллектуальная игра «Конкурс задач» МОУ «_________________»
Задача № 1. (для общеобразовательных школ)
Рассчитайте массовую долю углерода:
А) в винной кислоте [CH(OH)]
2
(COOH)
2
;
Б) в лимонной кислоте НОС(СН
2
СООН)
2
СООН;
В) в яблочной кислоте СН(ОН)СН
2
(СООН)
2
.
Для получения задачи № 2
в жюри подайте ответ, в котором указано самое большое
значение массовой доли углерода.
Ответ
Попытка
Баллы
1
2
3
8 КЛАСС Интеллектуальная игра «Конкурс задач» МОУ «_________________»
Задача № 2.
Вычислите массу (в г):
А) 4,2 моль фосфина РН
3
;
Б) 500 мл фосфина РН
3
;
В) 1,505 ∙ 10
23
молекул фосфина РН
3
.
Для получения задачи № 3
в жюри подайте ответ, в котором укажите общую массу
фосфина.
Ответ
Попытка
Баллы
1
2
3
8 КЛАСС Интеллектуальная игра «Конкурс задач» МОУ «_________________»
Задача № 3.
В одном сосуде находятся:
А) 180 л сероводорода H
2
S;
Б) 18 г формальдегида СН
2
О;
В) 0,18 моль углекислого газа СО
2
.
Рассчитайте общее число молекул всех газов, находящихся в сосуде.
Для получения задачи № 4 в жюри подайте этот ответ.
Ответ
Попытка
Баллы
1
2
3
8 КЛАСС Интеллектуальная игра «Конкурс задач» МОУ «_________________»
Задача № 4.
Рассчитайте массу (в г) щелочи, которую необходимо взять для приготовления:
А) 340 г раствора с массовой долей щелочи 20 %;
Б) 300 мл раствора (ρ = 1,120 г/мл) с массовой долей 11,01 %;
В) 400 г 16,89%-ного раствора щелочи.
Для получения задачи № 5
в жюри подайте ответ, в котором укажите общую массу
щелочи.
Ответ
Попытка
Баллы
1
2
3
8 КЛАСС Интеллектуальная игра «Конкурс задач» МОУ «_________________»
Задача № 5.
По уравнению реакции горения ацетилена:
2С
2
Н
2
+ 5О
2
= 4СО
2
+ 2Н
2
О,
рассчитайте, сколько литров углекислого газа выделится, если:
А) сгорает 130 г ацетилена С
2
Н
2
;
Б) расходуется 1,12 м
3
кислорода;
В) образуется 3,5 моль воды.
Для получения задачи № 6
в жюри подайте ответ, в котором укажите общий объем
углекислого газа.
Ответ
Попытка
Баллы
1
2
3
8 КЛАСС Интеллектуальная игра «Конкурс задач» МОУ «_________________»
Задача № 6.
Вычислите массу (в г) серной кислоты, которую необходимо добавить к:
А) 152 г гидроксида натрия;
Б) 800 мг хлорида железа (III);
В) 0,408 кг оксида алюминия.
Для получения задачи № 7 в жюри подайте ответ, в котором укажите общую массу серной
кислоты.
Ответ
Попытка
Баллы
1
2
3
8 КЛАСС Интеллектуальная игра «Конкурс задач» МОУ «_________________»
Задача № 7.
При разложении оксида марганца (IV)
образуется
оксид
состава Mn
3
O
4
и выделяется
кислород. Определите массу оксида марганца (IV), при разложении которого выделилось
бы:
А) 1,5 моль кислорода;
Б) 9,03 ∙ 10
23
молекул кислорода;
В) 8 г кислорода.
В жюри подайте ответ, в котором укажите общую массу оксида марганца (IV).
Ответ
Попытка
Баллы
1
2
3
ОТВЕТЫ ДЛЯ ЧЛЕНОВ ЖЮРИ
(общеобразовательные учреждения)
№
задачи
Ответы
1
ω (С) = 37,5%
2
m (PH
3
) = 152,06 г
3
N = 53,09 ∙ 10
23
молекул
4
m (щелочи) = 172,55 г
5
V (СО
2
) = 1276,8 л
6
m (H
2
SO
4
) = 1362,96 г
7
m (MnO
2
) = 848,25 г
ОТВЕТЫ ДЛЯ ЧЛЕНОВ ЖЮРИ
(инновационные учреждения)
№
задачи
Ответы
1
ω (С) = 40,677%
2
m (PH
3
) = 152,06 г
3
N = 53,09 ∙ 10
23
молекул
4
m (щелочи) = 172,55 г
5
V (СО
2
) = 1276,8 л
6
m (H
2
SO
4
) = 1362,96 г
7
m (MnO
2
) = 848,25 г
ПРОТОКОЛ
Муниципальный конкурс по химии «Решение задач» 8 класс
МОУ
Задачи
Сумма
баллов
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
№7
Баллы
Баллы
Баллы
Баллы
Баллы
Баллы
Баллы
6
4
2
6
4
2
6
4
2
6
4
2
6
4
2
6
4
2
6
4
2
№ _____
№ _____
№ _____
№ _____
№ _____
№ _____
№ _____
№ _____
№ _____
№ _____
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ
Муниципальный конкурс по химии «Решение задач»
8 класс
МБОУ
Сумма баллов
Место
I. Инновационные учреждения
II. Общеобразовательные учреждения
СОШ № ___
ЛИТЕРАТУРА
1.
Аликберова, Л. Ю. Полезная химия: задачи и истории / Л. Ю. Аликберова, Н. С.
Рукк. – М. : Дрофа, 2005. – 187, [5] с. : ил. – (Познавательно! Занимательно!).
2.
Зайцев, О. С. Разноуровневые задания по курсу химии для 8 класса: пособие по
проверке
знаний
/
О.
С.
Зайцев,
Н.
И.
Габрусева.
–
М.
:
Издательский
Дом
«ГЕНЖЕР», 1998. – 64 с.
3.
Зубович, Е. Н.
Химия.
Сборник задач с решениями: Учеб. Пособие / Е. Н.
Зубович. – Мн. : Книжный Дом, 2004. – 96 с. – (Школьный курс).
4.
Радецкий,
А.
М.
Химический
тренажер:
самостоятельные
работы
по
неорганической
химии
(задания
для
организации
самостоятельной
работы
учащихся, 8-10-й Кл.). – М. : Центрхимпресс, 2005. - 96 с. «Химия в школе –
абитуриенту, учителю. Библиотека журнала».
5.
Химия. Для учащихся 8-10 классов (способы решения экзаменационных задач) /
Сост. Л. Ю. Тарасова. – Волгоград : Учитель, 2003. – 67 с.