Автор: Тимошенко Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Урай, ХМАО-Югра
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Времена Российской империи. Петр Великий.
Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: окружающий мир
Участники: 3 класс МБОУ СОШ №4, г. Урай
Выполнил: Тимошенко Н.В., учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ СОШ №4, г. Урай
Тема: Времена Российской империи. Петр Великий
Результаты:
Личностные
Метапредметные
Предметные
Уважительное
отношение
к
нашим
предкам, чувство любви к истории Отечества
Толерантность в отношениях учащихся
в группе; умение распределять роли в общем
деле и оценивать собственный результат.
Регулятивные:
Развитие
творческих
исследовательских
с п о с о б н о с т е й
у ч а щ и хс я
ч е р е з
ч ё т ко е
планирование своей работы,
развитие умения находить нужную информацию
из различных источников;
умение обобщать данную информацию, умение
задавать и отвечать на вопросы;
формирование умения двигаться к намеченной
цели, способность принимать, сохранять цели и
следовать им в учебной деятельности;
Познавательные:
Интерес к исследовательской деятельности.
Формирование
умения
видеть
проблему
и
намечать пути ее решения, применять базовые
знания
для
решения
конкретной
проблемы.
Умение учащихся формулировать тему и цель
урока, подводить итог.
Формирование
умения
овладевать
основами
синтеза.
Осуществлять
поиск
учебной
информации из
материалов
учебника
и
других
источников
(энциклопедий, рисунков, фотографий, учебного
текста,
литературного
произведения
и
др.),
собственных
наблюдений,
личного
опыта
общения с людьми.
Коммуникативные:
Умение строить речевое высказывание в устной
форме;
кратко
отвечать
на
вопросы,
задавать
вопросы; вступать в учебное сотрудничество с
учителем
и
одноклассниками,
осуществлять
совместную
деятельность,
осваивая
различные
Л и н и я
1
- овладение
картиной
мира:
знакомство с переломным моментом в истории
государства - становлением России как империи,
сопровождающимся коренным преобразованием
во всех сферах жизни общества.
Л и н и я
2
- чувственно-эмоциональное
отношение к миру: создание образа Петра I как
царя-реформатора,
разносторонне
развитого
человека, неординарной личности. Возможность
самостоятельно оценить деятельность Петра I с
точки зрения “цены” преобразований.
способы
взаимной
помощи
партнёрам
по
общению;
проявлять
доброжелательное
отношение
к
партнёрам;
допускать возможность существования у людей
различных точек зрения; проявлять терпимость
по отношению к высказываниям других.
Цель: в совместной деятельности путем исследования познакомиться с периодом правления Российского императора Петра I.
Задачи:
1.
Образовательная - сформировать представления учащихся о времени правления Петра Великого, умение делать сравнительную
характеристику героя.
2.
Воспитательная - воспитывать на примере жизни и деятельности Петра I чувства патриотизма и гордости за своё Отечество.
3.
Развивающая - развитие умений согласованно работать в группах, парах по освоению, анализу, передаче новой информации при
ознакомлении с историческим прошлым России.
Основная мысль урока: Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств Европы и морскую
державу.
Основные понятия: времена Российской империи, империя, Петр I и др.
Базовая технология: проблемно-диалогическое обучение, интерактивные методы обучения.
Тип урока: ОНЗ
Формы организации познавательной деятельности: групповая, в парах, индивидуальная и фронтальная.
Учебно-методическое обеспечение:
1.
Учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 3 класс. («Мое Отечество»). Учебник в 2 частях.
Часть 2. – М.: Баласс, 2008. – 144 с. Ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
2.
Рабочая тетрадь: Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Мое Отечество»). 3
класс. – Изд. 2-е испр. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 80 с. Ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
3.
Презентация «Пётр Великий».
4.
Окружающий
мир.
Интерактивные
дидактические
материалы.
3
класс.
Электронное
интерактивное
приложение.
Издательство
«Планета».
5.
Детские энциклопедии, Толковый словарь Ожегова, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
6.
Лента времени.
7.
Карточки с именами исторических деятелей, историческими датами.
8.
Материалы для работы в группе.
9.
Флажки разных цветов (красный, желтый, синий) по количеству обучающихся.
10. Парусник (демонстрационный) для крепления флажков во время рефлексии.
Материально-техническое оснащение:
1.
Интерактивная доска.
2.
Проектор.
3.
Ноутбуки.
4.
Система оперативного контроля знаний.
Технология достижения цели:
Этапы урока
Цель этапа
Действия учителя
Действия обучающихся
Результат
Оргмомент.
Самоопределен
ие к
деятельности.
Настроить детей
на деятельность,
плодотворную
работу
- Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте
удачи
друг
другу
и
мне.
Мы
с
вами
вновь
отправляемся
в
историческое
путешествие
по
“реке
времени”.
Пусть
этот
урок,
проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много
нового.
- Хотите отправиться в путешествие?
- Сегодня мы плывем на фрегате. Как вы думаете, почему именно
морское судно?
-Итак, в путь. Удачи всем.
Да!
Наверное, это как-то
связано с темой урока.
Личностное
самоопределение
Актуализация
знаний
Активизация
минимума
знаний, умений,
навыков,
необходимых и
достаточных для
открытия знаний
А
сейчас
проверим,
что
вы
запомнили
из
наших
прошлых
путешествий.
Блиц-опрос:
1.
В
каком
веке
образовалось
Древнерусское
государство
-
Киевская
Русь?
Кто
из
князей
способствовал
образованию
государства?
2.
Какое
событие
ознаменовало
освобождение
Руси
от
гнета
монголо-татарского ига? С чьим именем связано это событие?
3.
Кто был первым царем Руси?
4.
Кто возглавил народное ополчение против польско-литовских
и шведских интервентов? Когда это произошло?
Из
предложенных
на
доске
дат
и
исторических
деятелей
выбирают
необходимые
и
располагают
их
на
«реке
времени».
Р а б о т а
с
л е н т о й
времени.
882 год, князь Олег
Куликовская
битва
1380,
Дмитрий Донской
Иван Грозный четвертый,
1547
Кузьма Минин и Дмитрий
Пожарский, 1612г.
Один ученик показывает
даты
на
«ленте»
у
доски. Остальные дети
сигналами показывают
своё согласие.
Предметные
УУД,
регулятивные
УУД
Постановка
учебной задачи
Уяснить цель и
структуру работы
на уроке
Продолжим путешествие по страницам истории нашего Отечества.
(на экране фотография памятника Петру 1 в г. Санкт-Петербург)
Слайд 1 «Медный всадник»
Пилить, строгать любил. Тем паче,
Любил пальбу и тарарам.
Он даже тешился иначе,
Чем было принято царям.
Он строил новую обитель
Из обветшалого двора.
Он был единственный правитель,
Кто ведал тяжесть топора.
(Павел Великжанин)
- Ребята, догадались, о ком шла речь?
- Закройте глаза. Представьте себе великана, без малого 2 метра
роста,
целой
головой
выше
любой
толпы,
среди
которой
ему
приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть
в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на
лету.
Его
шаги
были
так
велики,
а
походка
такой
быстрой,
что
спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем
спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то
непременно что-нибудь строил. Чтобы всё успеть он вставал в 3
утра. Любил он всё делать сам. Оттого с рук его не сходили мозоли.
Он быстро осваивал любое ремесло - мастерил лодки, стулья, посуду.
Особенно его привлекало корабельное дело. Одевался он скромно,
носил немецкий кафтан, шапку надевал только в холод. Такой царь
появился в России в XVIII веке. А имя его Пётр.
Слайд 2 (портрет)
- Где раньше вы могли встречаться с именем Петра I?
-Сформулируйте тему урока.
-Еще его называют Петр Великий.
- Какие возникают вопросы?
- Какую цель вы ставите перед собой на уроке?
- Где будем искать материал?
О Петре I
Книги, музеи, фильмы
Петр I.
Формулируют вопросы.
Формулируют цель.
Где искать материал?
Учебник
Энциклопедии
Интернет-ресурс
Словари
Регулятивные
УУД,
познавательные
УУД,
предметные УУД
Библиотека
Спросим у …
Открытие
нового знания
Сформировать
целостное
представление о
Петре I – первом
императоре и его
преобразованиях,
об основании
нового города -
Санкт –
Петербурга –
столице
Российской
империи.
-30 мая 1672 года появился на свет здоровый и крепкий мальчик –
царевич Петр Алексеевич, с детства он был окружен иноземными
вещами;
в
двухлетнем
возрасте
его
забавляли
музыкальными
шкатулками немецкой работы, любил он также играть деревянными
солдатиками, затейливо вырезанными пушками и лошадками. С 6 лет
Петр начал учиться и к 10 годам выучил азбуку.
Когда в 1682 году освободился престол, большинство бояр решили,
что править государством должен здоровый и смышленый Петр.
- В каком возрасте Петру пришлось возглавить государство?
- Для того, чтобы успеть за урок дать ответ на поставленный вопрос,
я предлагаю поработать в группах.
- Не забываем о правилах работы в группах!
- Приступаем к выполнению задания.
1 группа: Преобразования Петра I.
2 группа: Борьба за выход к морям.
3 группа: Строительство Санкт-Петербурга.
4 группа: Император. Российская империя.
(задания в приложении)
Отчет групп.
10 лет
Гарантия успеха!
o
Обратимся
к теме
o
Распредели
м обязанности
o
Говорим по
очереди
o
Ищем …….
o
Общаемся
вежливо
o
Стараемся
понять мнение друг
друга
o
Не стыдно
сказать: «Помоги мне
…»
Выполняют задание,
заполняют свою часть
«Моего конспекта»
Выслушивают отчет о
работе группы, задают
Коммуникатив
ные УУД,
Познавательны
е УУД,
Регулятивные
УУД
вопросы, заполняют
остальные части «Моего
конспекта».
Физминутка
Во время работы в группе
ребята могут вставать,
передвигаться по классу.
Первичное
закрепление
Систематизироват
ь
сформированност
ь знаний о Петре
I – первом
императоре и его
преобразованиях,
об основании
нового города -
Санкт –
Петербурга, о
становлении
Российской
империи.
- Что нового появилось в России при Петре I?
- Как изменилось название государства при Петре I?
- Как важные преобразования в государстве отразились на жизни
простого народа?
Вывод: многие преобразования Петра I были неизбежны и
необходимы, но в то же время народ, ради которого все перемены и
происходили, жестоко страдал – это было ценой, которую нужно
было заплатить за реформы.
Свободные высказывания
детей.
При
Петре
I
с лужба
солдат была практически
пожизненной,
и
человек,
ко т о р ы й
у х о д и л
н а
службу,
мог
вернуться
в
семью только инвалидом.
Крестьяне
и
горожане,
согнанные
на
заводы
и
стройки, были приписаны
к
ним
и
не
могли
их
покинуть.
Познавательные
УУД,
коммуникативны
е УУД,
личностные УУД
Самостоятель
ная работа
Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали выступление
групп.
Заполните
пропуски,
вставляя
слова
на
место
(работа
с
интерактивной доской и ноутбуками).
1.
Царь ___ создал новые армию и ___. По его приказу строили ___,
открывали ___, печатали книги и ___. (Слова: заводы, школы,
флот, газеты, Петр I).
2.
В начале ___ века берега ___ моря принадлежали королевству
___.
Петр I начал ___ за выход к Балтике, и в итоге русские
войска
одержали
победу.
(Слова:
войну, XVIII,
Швеция,
Балтийского).
3.
В
1703
году
в
устье
реки
___
царь
___
основал
город
___,
ставший
новой
___
России.
(Слова:
столицей,
Невы,
Санкт-
Петербург, Петр I).
Работа в парах.
Познавательные
УУД,
коммуникативны
е УУД,
предметные УУД
Итог урока.
Рефлексия
- Давайте подведем итог нашей работы.
-Вспомните, какая задача была поставлена в начале урока?
-Кто выполнил поставленную задачу? Почему вы так считаете?
У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательные строки о
Петре I:
Ответы детей.
Регулятивные
УУД,
личностные УУД
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
- В этих словах показана многогранная ЛИЧНОСТЬ Петра Великого.
-
Как
вы
считаете,
заслуженно
ли
Пётр I
получил
прозвание
«Великий»?
– Назовите главные слова нашего урока.
-Как мы работали?
-Каким путем шли к разрешению проблемы?
-Сейчас я попрошу вас взять свои пульты и ответить на
несколько вопросов.
Использование системы оперативного контроля знаний (блиц-
опрос):
1.
В начале XVIII века Россия отставала от наиболее развитых
стран Европы, поэтому царь Петр начал свои преобразования.
А. да
B. нет
2.
Все, что перечислено ниже, - преобразования Петра I. Найди
«лишнее».
А. создание флота
В. строительство заводов
С. Строительство Кремля
D. основание Санкт-Петербурга
3.
Все, что перечислено ниже, - моря, к которым Россия имела
Он много сделал для того,
чтобы Россия из
отсталого государства
превратилась в великую
империю.
Благодаря
преобразованиям Петра I
Россия превратилась в
одно из сильнейших
государств Европы и
морскую державу.
П е т р I,
и м п е р а т о р ,
в р е м е н а
Р о с с и й с ко й
империи.
В группах.
С помощью исследования
различных источников.
выход при Петре I. Найди «лишнее».
А. Балтийское море
Б. Белое море
С. Черное море
D. Азовское море
Е. Каспийское море
4.
С какой страной воевал Петр I за выход к Балтийскому морю?
А. Швеция
В. Норвегия
С. Финляндия
5.
Как стала называться Россия с 1721 года?
А. республика
В. Государство
С. Империя
Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз.
- А теперь давайте оценим работу каждой из групп.
(Работу групп оценивают оппоненты – дети из других групп)
Оценки за урок.
А теперь настало время обратить внимание на цветограммы.
Предложено 3 цвета:
1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите красный флажок.
2. Если иногда были трудности, сомнения – желтый флажок.
3. Если не разобрались в теме – синий флажок.
(Дети прикрепляют флажки на мачты парусника.)
Домашнее
задание
1.С помощью книг узнайте больше о характере, привычках и делах
Петра I.
2. с.66-69 прочитать, ответить на вопросы.
3 .
Представьте,
что
вы
участвуете
в
строительстве
Санкт-
Петербурга, опишите свои впечатления.