Напоминание

Времена Российской империи. Петр Великий.


Автор: Тимошенко Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Урай, ХМАО-Югра
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Времена Российской империи. Петр Великий.
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: окружающий мир

Участники: 3 класс МБОУ СОШ №4, г. Урай

Выполнил: Тимошенко Н.В., учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ СОШ №4, г. Урай

Тема: Времена Российской империи. Петр Великий

Результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Уважительное

отношение

к

нашим

предкам, чувство любви к истории Отечества

Толерантность в отношениях учащихся

в группе; умение распределять роли в общем

деле и оценивать собственный результат.

Регулятивные:

Развитие

творческих

исследовательских

с п о с о б н о с т е й

у ч а щ и хс я

ч е р е з

ч ё т ко е

планирование своей работы,

развитие умения находить нужную информацию

из различных источников;

умение обобщать данную информацию, умение

задавать и отвечать на вопросы;

формирование умения двигаться к намеченной

цели, способность принимать, сохранять цели и

следовать им в учебной деятельности;

Познавательные:

Интерес к исследовательской деятельности.

Формирование

умения

видеть

проблему

и

намечать пути ее решения, применять базовые

знания

для

решения

конкретной

проблемы.

Умение учащихся формулировать тему и цель

урока, подводить итог.

Формирование

умения

овладевать

основами

синтеза.

Осуществлять

поиск

учебной

информации из

материалов

учебника

и

других

источников

(энциклопедий, рисунков, фотографий, учебного

текста,

литературного

произведения

и

др.),

собственных

наблюдений,

личного

опыта

общения с людьми.

Коммуникативные:

Умение строить речевое высказывание в устной

форме;

кратко

отвечать

на

вопросы,

задавать

вопросы; вступать в учебное сотрудничество с

учителем

и

одноклассниками,

осуществлять

совместную

деятельность,

осваивая

различные

Л и н и я

1

- овладение

картиной

мира:

знакомство с переломным моментом в истории

государства - становлением России как империи,

сопровождающимся коренным преобразованием

во всех сферах жизни общества.

Л и н и я

2

- чувственно-эмоциональное

отношение к миру: создание образа Петра I как

царя-реформатора,

разносторонне

развитого

человека, неординарной личности. Возможность

самостоятельно оценить деятельность Петра I с

точки зрения “цены” преобразований.

способы

взаимной

помощи

партнёрам

по

общению;

проявлять

доброжелательное

отношение

к

партнёрам;

допускать возможность существования у людей

различных точек зрения; проявлять терпимость

по отношению к высказываниям других.

Цель: в совместной деятельности путем исследования познакомиться с периодом правления Российского императора Петра I.

Задачи:

1.

Образовательная - сформировать представления учащихся о времени правления Петра Великого, умение делать сравнительную

характеристику героя.

2.

Воспитательная - воспитывать на примере жизни и деятельности Петра I чувства патриотизма и гордости за своё Отечество.

3.

Развивающая - развитие умений согласованно работать в группах, парах по освоению, анализу, передаче новой информации при

ознакомлении с историческим прошлым России.

Основная мысль урока: Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств Европы и морскую

державу.

Основные понятия: времена Российской империи, империя, Петр I и др.

Базовая технология: проблемно-диалогическое обучение, интерактивные методы обучения.

Тип урока: ОНЗ

Формы организации познавательной деятельности: групповая, в парах, индивидуальная и фронтальная.

Учебно-методическое обеспечение:

1.

Учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 3 класс. («Мое Отечество»). Учебник в 2 частях.

Часть 2. – М.: Баласс, 2008. – 144 с. Ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

2.

Рабочая тетрадь: Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Мое Отечество»). 3

класс. – Изд. 2-е испр. - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 80 с. Ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

3.

Презентация «Пётр Великий».

4.

Окружающий

мир.

Интерактивные

дидактические

материалы.

3

класс.

Электронное

интерактивное

приложение.

Издательство

«Планета».

5.

Детские энциклопедии, Толковый словарь Ожегова, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

6.

Лента времени.

7.

Карточки с именами исторических деятелей, историческими датами.

8.

Материалы для работы в группе.

9.

Флажки разных цветов (красный, желтый, синий) по количеству обучающихся.

10. Парусник (демонстрационный) для крепления флажков во время рефлексии.

Материально-техническое оснащение:

1.

Интерактивная доска.

2.

Проектор.

3.

Ноутбуки.

4.

Система оперативного контроля знаний.

Технология достижения цели:

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Оргмомент.

Самоопределен

ие к

деятельности.

Настроить детей

на деятельность,

плодотворную

работу

- Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте

удачи

друг

другу

и

мне.

Мы

с

вами

вновь

отправляемся

в

историческое

путешествие

по

“реке

времени”.

Пусть

этот

урок,

проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много

нового.

- Хотите отправиться в путешествие?

- Сегодня мы плывем на фрегате. Как вы думаете, почему именно

морское судно?

-Итак, в путь. Удачи всем.

Да!

Наверное, это как-то

связано с темой урока.

Личностное

самоопределение

Актуализация

знаний

Активизация

минимума

знаний, умений,

навыков,

необходимых и

достаточных для

открытия знаний

А

сейчас

проверим,

что

вы

запомнили

из

наших

прошлых

путешествий.

Блиц-опрос:

1.

В

каком

веке

образовалось

Древнерусское

государство

-

Киевская

Русь?

Кто

из

князей

способствовал

образованию

государства?

2.

Какое

событие

ознаменовало

освобождение

Руси

от

гнета

монголо-татарского ига? С чьим именем связано это событие?

3.

Кто был первым царем Руси?

4.

Кто возглавил народное ополчение против польско-литовских

и шведских интервентов? Когда это произошло?

Из

предложенных

на

доске

дат

и

исторических

деятелей

выбирают

необходимые

и

располагают

их

на

«реке

времени».

Р а б о т а

с

л е н т о й

времени.

882 год, князь Олег

Куликовская

битва

1380,

Дмитрий Донской

Иван Грозный четвертый,

1547

Кузьма Минин и Дмитрий

Пожарский, 1612г.

Один ученик показывает

даты

на

«ленте»

у

доски. Остальные дети

сигналами показывают

своё согласие.

Предметные

УУД,

регулятивные

УУД

Постановка

учебной задачи

Уяснить цель и

структуру работы

на уроке

Продолжим путешествие по страницам истории нашего Отечества.

(на экране фотография памятника Петру 1 в г. Санкт-Петербург)

Слайд 1 «Медный всадник»

Пилить, строгать любил. Тем паче,

Любил пальбу и тарарам.

Он даже тешился иначе,

Чем было принято царям.

Он строил новую обитель

Из обветшалого двора.

Он был единственный правитель,

Кто ведал тяжесть топора.

(Павел Великжанин)

- Ребята, догадались, о ком шла речь?

- Закройте глаза. Представьте себе великана, без малого 2 метра

роста,

целой

головой

выше

любой

толпы,

среди

которой

ему

приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть

в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на

лету.

Его

шаги

были

так

велики,

а

походка

такой

быстрой,

что

спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем

спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то

непременно что-нибудь строил. Чтобы всё успеть он вставал в 3

утра. Любил он всё делать сам. Оттого с рук его не сходили мозоли.

Он быстро осваивал любое ремесло - мастерил лодки, стулья, посуду.

Особенно его привлекало корабельное дело. Одевался он скромно,

носил немецкий кафтан, шапку надевал только в холод. Такой царь

появился в России в XVIII веке. А имя его Пётр.

Слайд 2 (портрет)

- Где раньше вы могли встречаться с именем Петра I?

-Сформулируйте тему урока.

-Еще его называют Петр Великий.

- Какие возникают вопросы?

- Какую цель вы ставите перед собой на уроке?

- Где будем искать материал?

О Петре I

Книги, музеи, фильмы

Петр I.

Формулируют вопросы.

Формулируют цель.

Где искать материал?

Учебник

Энциклопедии

Интернет-ресурс

Словари

Регулятивные

УУД,

познавательные

УУД,

предметные УУД

Библиотека

Спросим у …

Открытие

нового знания

Сформировать

целостное

представление о

Петре I – первом

императоре и его

преобразованиях,

об основании

нового города -

Санкт –

Петербурга –

столице

Российской

империи.

-30 мая 1672 года появился на свет здоровый и крепкий мальчик –

царевич Петр Алексеевич, с детства он был окружен иноземными

вещами;

в

двухлетнем

возрасте

его

забавляли

музыкальными

шкатулками немецкой работы, любил он также играть деревянными

солдатиками, затейливо вырезанными пушками и лошадками. С 6 лет

Петр начал учиться и к 10 годам выучил азбуку.

Когда в 1682 году освободился престол, большинство бояр решили,

что править государством должен здоровый и смышленый Петр.

- В каком возрасте Петру пришлось возглавить государство?

- Для того, чтобы успеть за урок дать ответ на поставленный вопрос,

я предлагаю поработать в группах.

- Не забываем о правилах работы в группах!

- Приступаем к выполнению задания.

1 группа: Преобразования Петра I.

2 группа: Борьба за выход к морям.

3 группа: Строительство Санкт-Петербурга.

4 группа: Император. Российская империя.

(задания в приложении)

Отчет групп.

10 лет

Гарантия успеха!

o

Обратимся

к теме

o

Распредели

м обязанности

o

Говорим по

очереди

o

Ищем …….

o

Общаемся

вежливо

o

Стараемся

понять мнение друг

друга

o

Не стыдно

сказать: «Помоги мне

…»

Выполняют задание,

заполняют свою часть

«Моего конспекта»

Выслушивают отчет о

работе группы, задают

Коммуникатив

ные УУД,

Познавательны

е УУД,

Регулятивные

УУД

вопросы, заполняют

остальные части «Моего

конспекта».

Физминутка

Во время работы в группе

ребята могут вставать,

передвигаться по классу.

Первичное

закрепление

Систематизироват

ь

сформированност

ь знаний о Петре

I – первом

императоре и его

преобразованиях,

об основании

нового города -

Санкт –

Петербурга, о

становлении

Российской

империи.

- Что нового появилось в России при Петре I?

- Как изменилось название государства при Петре I?

- Как важные преобразования в государстве отразились на жизни

простого народа?

Вывод: многие преобразования Петра I были неизбежны и

необходимы, но в то же время народ, ради которого все перемены и

происходили, жестоко страдал – это было ценой, которую нужно

было заплатить за реформы.

Свободные высказывания

детей.

При

Петре

I

с лужба

солдат была практически

пожизненной,

и

человек,

ко т о р ы й

у х о д и л

н а

службу,

мог

вернуться

в

семью только инвалидом.

Крестьяне

и

горожане,

согнанные

на

заводы

и

стройки, были приписаны

к

ним

и

не

могли

их

покинуть.

Познавательные

УУД,

коммуникативны

е УУД,

личностные УУД

Самостоятель

ная работа

Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали выступление

групп.

Заполните

пропуски,

вставляя

слова

на

место

(работа

с

интерактивной доской и ноутбуками).

1.

Царь ___ создал новые армию и ___. По его приказу строили ___,

открывали ___, печатали книги и ___. (Слова: заводы, школы,

флот, газеты, Петр I).

2.

В начале ___ века берега ___ моря принадлежали королевству

___.

Петр I начал ___ за выход к Балтике, и в итоге русские

войска

одержали

победу.

(Слова:

войну, XVIII,

Швеция,

Балтийского).

3.

В

1703

году

в

устье

реки

___

царь

___

основал

город

___,

ставший

новой

___

России.

(Слова:

столицей,

Невы,

Санкт-

Петербург, Петр I).

Работа в парах.

Познавательные

УУД,

коммуникативны

е УУД,

предметные УУД

Итог урока.

Рефлексия

- Давайте подведем итог нашей работы.

-Вспомните, какая задача была поставлена в начале урока?

-Кто выполнил поставленную задачу? Почему вы так считаете?

У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательные строки о

Петре I:

Ответы детей.

Регулятивные

УУД,

личностные УУД

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- В этих словах показана многогранная ЛИЧНОСТЬ Петра Великого.

-

Как

вы

считаете,

заслуженно

ли

Пётр I

получил

прозвание

«Великий»?

– Назовите главные слова нашего урока.

-Как мы работали?

-Каким путем шли к разрешению проблемы?

-Сейчас я попрошу вас взять свои пульты и ответить на

несколько вопросов.

Использование системы оперативного контроля знаний (блиц-

опрос):

1.

В начале XVIII века Россия отставала от наиболее развитых

стран Европы, поэтому царь Петр начал свои преобразования.

А. да

B. нет

2.

Все, что перечислено ниже, - преобразования Петра I. Найди

«лишнее».

А. создание флота

В. строительство заводов

С. Строительство Кремля

D. основание Санкт-Петербурга

3.

Все, что перечислено ниже, - моря, к которым Россия имела

Он много сделал для того,

чтобы Россия из

отсталого государства

превратилась в великую

империю.

Благодаря

преобразованиям Петра I

Россия превратилась в

одно из сильнейших

государств Европы и

морскую державу.

П е т р I,

и м п е р а т о р ,

в р е м е н а

Р о с с и й с ко й

империи.

В группах.

С помощью исследования

различных источников.

выход при Петре I. Найди «лишнее».

А. Балтийское море

Б. Белое море

С. Черное море

D. Азовское море

Е. Каспийское море

4.

С какой страной воевал Петр I за выход к Балтийскому морю?

А. Швеция

В. Норвегия

С. Финляндия

5.

Как стала называться Россия с 1721 года?

А. республика

В. Государство

С. Империя

Но вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Спасибо вам, ребята за работу,

Не подвели меня и в этот раз.

- А теперь давайте оценим работу каждой из групп.

(Работу групп оценивают оппоненты – дети из других групп)

Оценки за урок.

А теперь настало время обратить внимание на цветограммы.

Предложено 3 цвета:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите красный флажок.

2. Если иногда были трудности, сомнения – желтый флажок.

3. Если не разобрались в теме – синий флажок.

(Дети прикрепляют флажки на мачты парусника.)

Домашнее

задание

1.С помощью книг узнайте больше о характере, привычках и делах

Петра I.

2. с.66-69 прочитать, ответить на вопросы.

3 .

Представьте,

что

вы

участвуете

в

строительстве

Санкт-

Петербурга, опишите свои впечатления.



В раздел образования