Автор: Королева Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №72 "Черемушка"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: проект
Тема: "Наш город Брянск"
Раздел: дошкольное образование
Проект
по нравственно-патриотическому
воспитанию детей
«Наш город Брянск»
Выполнила: воспитатель МБДОУ детский
сад №72 «Черемушка» г.Брянска
Королева Светлана Александровна
г.Брянск
2016г.
Актуальность.
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика
человека.
В
эти
годы
закладываются
основы
нравственности,
формируется
первоначальное
представление
об
окружающем,
этические представления, воспитываются патриотические чувства.
Именно
в
дошкольном
возрасте
у
детей,
по
мнению
ученых.
Отмечается высокий темп умственного развития.
Старшие дошкольники обладают определенным количеством
знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с
прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам
происшедшим
и
происходящим
в
большом.
взрослом
мире.
У
старших дошкольников появляется стремление больше узнать о
своем родном крае, об его историческом прошлом.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа
написано
много.
Н.
К.
Крупская,
ориентируя
воспитателей
на
расширение детского кругозора, указывала, что основной источник
впечатлений
дошкольников
–
их
ближайшее
окружение,
та
общественная
среда,
в
которой
они
живут.
О
воспитании
у
дошкольников любви к родному краю писали В. С. Сухомлинский,
Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова и др.
Обращение
к
отеческому
наследию
воспитывает
уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо
знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории
народа,
его
культуры
поможет
в
дальнейшем
с
уважением
и
интересом
относиться
к
культурным
традиция
других
народов.
Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является
одной
из
основных
задач
дошкольного
образовательного
учреждения.
Чувство
патриотизма
многогранно
по
содержанию.
Это
и
любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение
своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять,
приумножать богатство своей страны.
Одним
из
приоритетных
направлений
гражданского
и
патриотического воспитания является краеведение как эффективное
средство воспитания базиса личностной культуры ребенка.
Процесс
приобщения
дошкольников
к
краеведению
достаточно
сложен,
требует
продуманного
отбора
содержания
знаний,
проектирования
педагогического
процесса
на
основе
личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств,
методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов,
как
показывает
опыт,
является
наиболее
эффективным
в
формировании системного подхода к развитию у детей старшего
дошкольного возраста любви к родному краю.
Цель проекта:
Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и
его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания
трудиться
на
его
благо,
беречь
и
умножать
его
богатства.
Приобщение детей к культуре и традициям народа.
Задачи проекта:
Задачи с детьми:
Формировать
представление
о
Родине
на
о снове
ознакомления с ближайшим окружением.
Знакомить воспитанников с прошлым и настоящим родного
города,
с
основными
д о стопримеч ательно стями,
названиями улиц.
Воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет
ребенок.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к родному
дому, улице, городу.
Воспитывать
у
детей
чувство
гордости,
восхищения
красотой родного города.
Задачи с родителями:
Способствовать
активному
вовлечению
родителей
в
совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и
детского сада.
Обогащать
совместный
эмоциональный
опыт
семьи
в
процессе познавательно-исследовательской и продуктивной
деятельности.
Задачи с педагогами:
Обогащать знания педагогов детского сада о нравственно-
патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Участники проекта:
воспитанники, родители, педагогический
коллектив.
Сроки реализации проекта:
сентябрь 2015 года - май 2016
года.
Тип проекта:
информационно-творческий.
По количеству участников:
коллективный.
По продолжительности:
долгосрочный.
Предполагаемый
результат:
Воспитанники:
Данный
проект
позволит
воспитать
свободную,
творческую
личность,
осознающую
свои
корни,
национальные
истоки, способную ориентироваться в современном мире.
Родители:
Активные
и
заинтересованные
участники
проекта,
ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию,
общению
со
взрослыми
и
сверстниками
через
совместную
проектную деятельность.
Педагоги: Осуществляют инновационную деятельность, повышают
профессиональный уровень.
Место проведения:
МДОУ Детский сад №72 «Черемушка».
Режим работы:
во время и вне занятий.
Возраст детей:
4-5 лет.
Разработчик
проекта:
воспитатель
группы
«Гнездышко»
Королева С.А.
Этапы реализации проекта:
1
этап
–
подготовительный
(накопление
и
систематизация
материала).
Сроки: 15 сентября 2015 года – 15 октября 2015 года.
Консультация для родителей с целью знакомства с темой, целью и
задачами проекта, содержанием работы.
Разучивание стихов по теме.
Рассматривание фотоальбомов, сюжетных картин.
Подбор фотографий по заданной теме.
2 этап – совместная деятельность детей, родителей и воспитателей.
Сроки: 16 октября 2015 года – 30 апреля 2016 года.
Перспективный план работы по проекту
Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе:
o Работа с книгой-альбомом «Рузаевка»;
o Работа с книгой В.Калмыкова «Таланты земли Рузаевской»;
o Рассматривание репродукций картин Сидельникова, Калмыкова,
Малышева с изображением города;
o Работа с пособиями по ознакомлению детей с железнодорожным
транспортом (профессии, техническое оснащение, история ж.д.).
Поисково-собирательная работа:
Знакомство с историей города.
Сбор личных вещей, книг, фотографий, как рядовых граждан, так и
известных людей, участников войн.
Беседы «Брянск – частичка России»:
«Город Брянск – прошлое и настоящее»
«Чем славится Брянск?»
«Улицы, по которым мы ходим»
Цикл познавательных занятий
«Моя Родина – Брянский край!»
«Город партизанской славы»
«Гордимся тобой, наш город родной»
Дидактические игры:
o «Кто работает на железной дороге?».
o «Ассоциации – город».
o «Словарик железнодорожника».
o «Ассоциации – предприятия ж.д. транспорта».
o «Что где находится» (схемы, карты).
Встречи с интересными людьми:
Встреча с учителем истории Цыганковой Е.Л.
o Встреча с молодыми художниками города (И.Кшняйкина,
Ю.Бакаева)
o Встреча с машинистом.
o Встреча с проводницей.
o Встреча с дежурной по станции.
Викторины:
o «Знатоки родного города»
o «Энциклопедия железнодорожного транспорта».
Праздники:
o Праздник города.
o Праздник машиниста.
o День железнодорожника.
o Праздник «Нам весело живется» (День рождения детского сада)
Чтение художественной литературы:
В. Степанов «Что мы Родиной зовем»
Н. Россохина «На этой большой планете…»
Н.Забила «Путями-дорогами»
В. Степанов «Наш дом»
П. Воронько «Лучше нет родного края»
Г. Ладонщиков «Родная земля»
Г. Ладонщиков «Родное гнёздышко»
Т. Бокова «Родина»
Г. Ладонщиков «Наша Родина»
Г. Ладонщиков «С добрым утром!»
В. Орлов «Здравствуй, Родина моя»
Л. Олифирова «Главные слова»
А. Пришелец «Наш край»
Оформление альбомов :
«Мы живем в Брянске».
«Достопримечательности моего города»
Оформление дидактических игр по краеведению
«Узнай, где я нахожусь?»;
«Собери картинку»;
«Бабушкин сундучок»;
«Город будущего»;
«Мой край родной»;
«Я - фотограф»;
«Вот моя улица, вот мой дом родной».
Лото «Наш город»
«Выложи герб из фрагментов»
Самостоятельная художественная деятельность детей:
Рисование «Наша улица –Литейная, прошлое и будущее».
Изготовление коллажа ««Любимый сердцу уголок»
Рисование «Могила неизвестного солдата»
Рисование «Где лечат паровозы?»
Сюжетно-ролевые игры:
o «На стройках города».
o «Железная дорога».
o "Машина времени" (путешествие в прошлое и будущее)
o «Мы едем в поезде»
o «Железнодорожная больница»
Конкурсы, выставки:
Конкурс «Семейные умельцы» (поделки)
Выставка «Моя семья» (художественная деятельность).
Выставка детских работ «Юные художники о нашем городе».
Конкурс изготовления игрушки «Хозяина» города
Работа с родителями
Целевые прогулки:
o К узловой больнице.
o К гимназии №1.
o По близлежащим улицам.
o В парк.
o Знакомство с бассейном «Нептун».
o Главная достопримечательность города – ж.д. вокзал.
o На стройку дома по ул. Ленина.
Экскурсии:
o Экскурсии на предприятия железнодорожного транспорта.
o Экскурсия в школу искусств.
o Экскурсия в библиотеку №1.
Экскурсия в Майский парк.
Оформление фотовыставки « Мой любимый парк».
Анкетирование родителей.
3 этап – заключительный. Итоги и презентация работы.
Игра-викторина «Знатоки родного города» (Совместно с
родителями).
Игра-викторина «Знаешь ли ты свою малую Родину? »
Воспитателями группы была организована предварительная
работа по отбору и систематизации материала по теме проекта, на
основе
которой
разработаны
конспекты
непосредственно
образовательной
деятельности.
Кроме
того,
были
подобраны
иллюстративный материал, художественная литература, пословицы,
поговорки,
дидактические
игры,
портреты
художников
и
их
репродукции. Для родителей были подготовлены индивидуальные
рекомендации
о
посещении
с
детьми
памятных
мест
с
целью
ознакомления с достопримечательностями города.
В результате совместной работы детей и взрослых по проекту
«Наш город Брянск» дети расширили свои представления о малой
Родине - о родном городе, у детей возник интерес к истории города,
дети проявили свои творческие способности, они с удовольствием
сотрудничали с библиотекарем, учебная материальная база группы
пополнилась
альбомами:
«Родной
город
глазами
ребенка»,
«Знакомство
с
городом»,
«День
воинской
славы
России»,
«Транспорт
города
Брянск»,
«Без
прошлого
нет
настоящего…»,
книжкой- раскладушкой «Мой любимый парк».
Помимо вышеуказанных альбомов мы с ребятами оформили
альбом «Дом, в котором я живу», который постоянно пополняется
фотографиями из жизни детей.
Работа над проектом проводилась согласно задач примерной
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
«От
рождения
до
школы»
под
редакцией
Н.
Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Использованная литература:
1.
Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения
до
школы.
Примерная
основная
общеобразовательная
программа дошкольного образования.
2.
Веракса
Н.
Е.,
Веракса
А.Н.
Проектная
деятельность
дошкольников.
Пособие
для
педагогов
дошкольных
учреждений.
3.
Виноградова Н.А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в
детском саду.