Отчет о работе гражданско-патриотического направления воспитательной работы
Автор: Жигалова Анастасия Николаевна Должность: педагог-организатор Учебное заведение: ГКОУ РО "Красносулинская санаторная школа-интернат" Населённый пункт: город Красный Сулин Наименование материала: статья Тема: Отчет о работе гражданско-патриотического направления воспитательной работы Раздел: дополнительное образование
«Кто верит в Русь, тот знает, что вынесет она
все решительно и останется в сути своей такой же
прежней святой нашей Русью, как и была»
Ф.М. Достоевский.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности
которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких
десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства бесконечной любви к Родине»
В. А. Сухомлинский
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни
общества,
одной
из
актуальных
проблем
является
патриотическое
воспитание
подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой
частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве.
Проблема патриотического воспитания новых поколений россиян с каждым
годом звучит всё острее. Наверное, не вызовет спора утверждение о том, что сейчас
патриотическое
воспитание
молодежи
в
стране
по
сравнению
с
советским
временем
резко
ухудшилось,
отсюда
ошибки
в
выборе
жизненной
позиций,
отношении к защите Отечества, к труду по созданию материальных ценностей, к
ветеранам войны и труда.
Деятельность
общеобразовательных
школ
неразрывно
связана
с
духовно-
нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Одной из важнейших
задач работы школы является воспитание детей сопричастными к жизни своей
страны, своего народа, своей малой Родины. Для реализации данной задачи в
воспитательной деятельности ГКООУ РО санаторной школы-интерната г. Красного
Сулина
организуется
работа
по
патриотическому
воспитанию.
В
рамках
этого
направления проводятся проекты и акции патриотической направленности.
Изучая
и
обобщая
опыт
работы
творческой
группы
коллектива
и
воспитанников ГКООУ РО санаторной школы-интерната г. Красного Сулина можно
выделить следующие направления патриотической деятельности:
1.
Духовно-нравственное воспитание, направлено на осознание воспитанников
высших ценностей, идеалов и ориентиров, способность руководствоваться
ими
в
качестве
определяющих
принципов,
позиций
в
практической
деятельности.
2.
Историко-патриотическое
воспитание,
его
цель
пропаганда
и
изучение
российской
военной
истории,
военных
подвигов
российских
солдат
в
Отечественных войнах и локальных конфликтах. Уважительное отношение к
живым и павшим участникам минувших войн.
3.
Историко-краеведческое
воспитание
нацелено
на
познание
историко-
культурных
корней,
осознание
неповторимости
Отечества,
его
судьбы,
неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям
предков и современников, и исторической ответственности за происходящее
в обществе.
4.
Военно-патриотическое
воспитание.
Ориентировано
на
формирование
у
воспитанников
высокого
патриотического
сознания,
идей
служения
Отечеству, способности к его вооружённой защите.
5.
Социально-патриотическое
воспитание
направлено
на
воспитание
социально-активной личности.
6.
Гражданско-патриотическое
воспитание
формирует
правовую
культуру
и
законопослушность, навыки оценки политических и правовых событий и
процессов
в
обществе
и
государстве,
гражданской
позиции,
постоянную
готовность
к
служению
своему
народу
и
выполнению
конституционного
долга.
7.
Героико-патриотическое
воспитание
ориентировано
на
популяризацию
героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей
истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их
традициям.
8.
Спортивно-героическое
воспитание
развивает
морально-волевые
качества,
воспитывает
силу,
ловкость,
выносливость,
стойкость,
мужество,
дисциплинированность,
в
процессе
игры,
формирует
опыт
служения
Отечеству и готовность к защите Родины.
В
воспитательную
практику
ГКООУ
РО
санаторной
школы-интерната
г.
Красного Сулина активно внедряется метод проектирования, как основной метод
работы
патриотической
направленности.
Разработка
и
реализация
на
практике
проектов, посвященных одному из самых главных праздников современной России,
Дню победы в Великой Отечественной войне, стала уже устоявшейся хорошей
традицией санаторной школы.
Одним из значимых и длительных проектов 2014 – 2015 учебного года стал
проект
«Цена
Победы».
В
школе
велась
работа
по
сбору
воспоминаний
и
свидетельств о событиях 1941-1945 гг., что имеет ярко выраженный социальный
аспект. Она дает возможность участвующим узнать о нуждах ветеранов войны и
труда, оказать им посильную помощь. Результаты активной работы учащихся стали
основой созданного в школе целого комплекса воспитательных мероприятий среди
подрастающего поколения. Реализация проекта позволила решить ряд задач:
- углубление знаний детей о реальной истории ВОВ;
- сбор воспоминаний и материалов о наиболее ярких событиях в годы войны;
- создание банка отдельных проектов в воспитательной деятельности школы;
- использование материалов исследовательской работы представителей школы, а
также материалов исторических и краеведческих музеев в воспитательной работе.
Интересна
идея
серии
мероприятий
проекта
"Цена
Победы"
под
общим
названием
«Помоги
ветерану».
Она
заключается
в
том,
чтобы
на
основе
содержания
патриотического
воспитания
так
модифицировать
воспитательный
процесс, чтобы он более эффективно решал задачу формирования у воспитанников
потребности делать благо для общества. Основная задача: выявлять и обобщать
знания
детей,
полученные
на
уроках
истории,
обществознания,
проводить
конкурсы
творческих
работ,
презентаций,
акций
добровольной
помощи
и
использовать их при реализации мероприятий патриотической направленности.
Темы акций и творческих конкурсов:
Помоги ветерану;
Победная открытка;
Герои – антифашисты;
Дети войны;
Блокада Ленинграда;
Плакат Победы;
Нарисуем мелом мир;
И многие другие…
При
проектировании
воспитательного
процесса
учитывается
возрастные
особенности ребенка. Результаты личностного развития на каждом возрастном
этапе
составляют
основу
гражданской
позиции
человека
в
будущей
жизни
в
обществе. При этом содержание самой гражданской позиции будет зависеть от
ценностей, которые лежат в основе жизни школы в целом.
В реализации проекта «Цена Победы» участвуют все воспитанники ГКООУ РО
санаторной школы-интерната г. Красного Сулина . В рамках работы творческой
группы сотрудников и воспитанников ГКООУ РО санаторной школы-интерната г.
Красного Сулина проведены:
акции «Ветеран живет рядом!», «Поздравляем ветеранов»;
конкурс чтецов «Поэты о войне»;
конкурс рисунков «Эхо войны»;
литературно-музыкальные композиции «Дорогами войны»;
концерты, посвященные 70-летию Победы в ВОВ с участием Шахтинского
академического хора ветеранов;
митинги, посвященные 70-летию Победы в ВОВ;
общешкольный конкурс инсценированной песни;
участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка»;
В
процессе
работы
проекта
"Цена
Победы"
воспитанники
ГКООУ
РО
санаторной школы-интерната г. Красного Сулина посетили:
экспозиции школьного музея МБОУ СОШ № 10, посвященные Великой
Отечественной Войне;
экспозиции школьного музея МБОУ СОШ № 2;
экспозиции музея военной истории РДК г. Красного Сулина.
Успешная
реализация
проектов
патриотической
направленности,
подобных
проекту
«Цена
Победы»,
позволяет
активизировать
процесс
использования
литературы
по
вопросам
гражданско-патриотиче ского
во с п и т а н и я .
Просветительская деятельность вовлекает сотрудников и воспитанников ГКООУ
РО
санаторной
школы-интерната
г.
Красного
Сулина
в
творческий
процесс,
способствует
формированию
правового
сознания
у
воспитанников,
помогает
использовать социальные навыки в повседневной жизни.
Конечным
результатом
функционирования
проекта
по
гражданско-
патриотическому
воспитанию
становятся
духовный
и
культурный
подъем
воспитанников, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание себя как
россиян, определяющих будущее России:
в
познавательной
сфере
-
развитие
интеллектуального
потенциала,
творческих сил;
в историко-краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего края,
страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих
поколений;
в социальной - способность к самореализации в пространстве российского
государства,
формирование
активной
жизненной
позиции;
знание
и
соблюдение норм правового государства;
в
духовно-нравственной
сфере
-
осознание
воспитанниками
высших
ценностей,
идеалов,
ориентиров,
способность
руководствоваться
ими
в
практической деятельности.