Автор: Шиян Наталья Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №10
Населённый пункт: с. Вознесеновское Апанасенковского района Ставропольского края
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Сад души человеческой" (по произведению Ю.Яковлева"Багульник").
Раздел: полное образование
1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10»
с. ВознесеновскогоАпанасенковского района Ставропольского края
Конспект урока литературы в 7 классе
«Сад души человеческой»
(по рассказу Ю. Я. Яковлева «Багульник»)
Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 10
с. ВознесеновскогоАпанасенковского района Ставропольского края
ШИЯН НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА
Шиян Наталья Ивановна МКОУ СОШ № 10 с. Вознесеновского
2
Тема:Сад души человеческой
(по произведению Ю. Яковлева «Багульник»)
Цель основная:создать условия для организации личностно - ориентированной среды
при изучении произведения «Багульник»Ю.Яковлева.
Цель дидактическая:Знакомство с литературным произведением.
Задачи:
Образовательные:
учиться видеть, как автор текста развивает основную мысль;
учить давать характеристику герою;
учить излагать собственные мысли;
учить подбирать доказательства, примеры;
учиться видеть за непривлекательной внешностью человека его внутреннюю
красоту.
Развивающие:
формировать представление об удивительных свойствах человеческой души на
основе текста Ю. Яковлева;
продолжать формировать у учащихся навыки работы с художественным текстом;
способствовать развитию критического мышления учащихся, необходимого не
только в учебе, но и в обычной жизни;
развивать речь, логическое мышление, способность воспринимать и понимать
прочитанное, отвечать полными ответами, рассуждать, обосновывать ход
выбранных действий.
развивать память, внимание, творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к чтению, наблюдательность, желание
видеть и понимать природу, самостоятельность в получении знаний, бережное
отношение к природе;
Прививать аккуратность и последовательность при выполнении работ.
Тип урока:урок первичного предъявления новых знаний.
Шиян Наталья Ивановна МКОУ СОШ № 10 с. Вознесеновского
3
Планируемый результат обучения:
Развитие универсальных учебных действий:
- Осознанное восприятие обучающимися литературного произведения.
- Осознанное применение обучающимися предложенного материала.
Познавательные УУД:
-умение строить речевое высказывание в устной форме;
-умение делать выводы в результате анализа и синтеза;
- рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
Логические УУД:
-анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез как составление целого из частей, построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные УУД:
-умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;
- развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;
- умение анализировать;
- осуществление контроля по результату.
КоммуникативныеУУД:
-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;
- формирование собственного мнения;
- использование речи для регуляции своего действия;
- умение аргументировать свою позицию, свой ответ;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные УУД:
- способность к самооценке.
Использованная технология: технология развития критического мышления.
Приёмы технологии критического мышления:синквейн, 6 шляп критического
мышления.
Шиян Наталья Ивановна МКОУ СОШ № 10 с. Вознесеновского
4
Оборудование: Шесть шляп (соответственно группам уч-ся) , текст рассказа
Ю.Яковлева «Багульник», толковые словари, презентация, аудиозапись песни
«Багульник», пазлы, конверты с заданием.
Ход и содержание урока
I.
Орг. Момент.
Приём «Эмоциональное вхождение в урок».
Учитель:
(1слайд)
Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами и начать я её хочу с совместного чтения (2
слайд)стихотворения Игоря Мазнина, которое называется «Просто так!»
(на фоне музыки дети хором читают стихотворение)
Учитель:
Чтобы жизнь
За шагом шаг
Не прошла вдруг
Просто так,
Ничего
Нельзя в ней делать
Нам с тобою
Просто так:
Просто так
Смотреть в окно,
Просто так
Ходить в кино,
Огорчаться
Просто так,
Просто так
Смеяться,
Расставаться
Просто так,
Просто так
Встречаться.
Почему?
А просто так...
Шиян Наталья Ивановна МКОУ СОШ № 10 с. Вознесеновского
5
Просто мир
Устроен так.
II. Стадия вызова.
Синквейн.
Учитель:
Сегодня обычный школьный день, и всё-таки он необычен. Потому что говорить мы
будем… А о чём? Сейчас вы определите сами.
(3 слайд)Я вам предлагаю синквейн без первой строчки: Слайд №2. Определите
первое слово синквейна.
Учитель:
1.
______________
2.
человеческая, разная
3.
болит, страдает, радуется
4.
есть у каждого человека
5.
характер
Учитель:
- Кто понял о чём идёт речь?
- Обратите внимание на первое прилагательное.
- Что может у человека болеть , страдать, радоваться.
- Когда у вас плохое настроение, вы употребляете выражение: «На ней кошки
скребутся». На чём?
(4 слайд)(душа)
Учитель:
- Правильно, молодцы. Сегодня у нас разговор пойдёт о душе.
III. Стадия размышления.
1. Актуализация знаний.
Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на
огонек, - когда грустно и одиноко. Творчество писателя такой дом.
(5 слайд)Сегодня мы с вами заглянем в гости к детскому писателю Ю.Яковлеву.
О чем его книги?
Шиян Наталья Ивановна МКОУ СОШ № 10 с. Вознесеновского
6
(6 слайд)Давайте обратимся к словам самого писателя: «…Мои книги - …моя душа.
Все, что я пережил, перестрадал сам, - все это оставило след в моем творчестве… Я
незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они
сокровенные, но я открыл их тебе. Может быть, они помогут тебе в жизни…»
2.Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности.
Проблемный вопрос.
Прием «Корзина идей».
Учитель:
- Тема сегодняшнего урока «Сад души человеческой». На вопрос: «Какие качества
человека вы должны взрастить в саду своей души?»- вы ответите в конце урока.
А вот каковы цели нашей работы, давайте вместе попытаемся определить, опираясь
на слова писателя Ю. Яковлева.
- Что мы с вами попытаемся рассмотреть, увидеть, постараемся понять, о чём будем
вести разговор на уроке?
(ответы детей)
Учитель:
(7 слайд)Правильно. Мы с вами попытаемся увидеть, как же удается писателю в
ребенке
разглядеть
завтрашнего
взрослого
человека,
постараемся
понять,
что
в
человеке главное – душа, а не внешний вид. Он, к сожалению, часто бывает обманчив.
- Сегодня, перелистывая страницы произведения « Багульник », поучимся друг
у друга. Вы у меня, а я - у вас понимать произведение и увидим, что же
происходит с главным героем рассказа. Как раскрывается его внутренний мир.
Приём «Разгадай шараду».
- Но прежде мы с вами определим его жанр, для этого нам необходимо разгадать
(8 слайд)шараду. Какое слово «спряталось»? Восстановите, в какой
последовательности рисовали картинку, и вы сможете прочесть слово.
(9 слайд)(Разгадывают)
Если не отвечают:
Учитель:
- Ничего страшного, я вам помогу.
Шиян Наталья Ивановна МКОУ СОШ № 10 с. Вознесеновского
7
Приём «Пазлы»
Учитель:
- Что такое РАССКАЗ? Вы все в детстве собирали пазлы, давайте снова поиграем.
Сложив, их вы вспомните, что такое рассказ, как жанр.Итак, приступаем.
(щелчок)(дети работают под музыку)
Учитель:
- Кто из вас уже готов?
(дети зачитывают определение)
Учитель:
Вы правильно дали определение рассказа как жанр.
(10 слайд)(Рассказ – небольшое по объёму прозаическое произведение, в котором
изображено одно событие из жизни героя).
Приём «6 шляп критического мышления».
Учитель:
- А сейчас мы свами познакомимся с содержаниемрассказа Яковлева «Багульник»,
прослушавего инсценированное чтение.
(11 слайд)Я попрошу вас надеть шляпы, лежащие на столах, и вскрыть конверт с
заданием. И советую вам, слушая текст, почаще к нему обращаться, делая при этом
пометки в нём по заданиям.
I
страницу текста читает учитель
(12 слайд)(прослушивание текста)
IV. Стадия осмысления
Учитель:
- Вам понравилось? И если да, покажите мне так!
(показывает палец вверх)
- Если нет, наклоните руку вправо или влево.
(показывает)
1.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Учитель:
Шиян Наталья Ивановна МКОУ СОШ № 10 с. Вознесеновского
8
- Замечательно! Вы помните, что перед прослушиванием рассказа вы получили
задания. Все они были направлены на размышление над характером главного героя
разными способами.
- Так кто же, по вашему мнению, главный герой?
(Коста)
Учитель:
(13 слайд)Белая шляпа - объективный наблюдательМыслим фактами, цифрами. Без
эмоций, без субъективных оценок.
(14 слайд)– Что вы узнали о главном герое? Каким вы его представляете?
(ответы)
Учитель:
- Ваш ответ принят. Прошу снять шляпы.
Учитель:
(15 слайд)Красная шляпа - эмоциональный наблюдатель Вам нужно высказать свое
непосредственное читательское восприятие текста и героя, назвать эмоции, которые
возникают при знакомстве с ними.
(16 слайд)- Какие чувства вызвал рассказ и главный герой? Почему?
(ответы)
Учитель:
- Ваш ответ принят. Прошу снять шляпы.
Учитель:
(17 слайд)Черная шляпа - взыскательный критик.
Выявление противоречий, недостатков, негативных сторон характера, поступков.
(18 слайд)- Кем считали Косту в классе?
(ответы)
(19 слайд)- Объясните, как вы понимаете слово «молчальник»?(воспользуйся
словарём)
(20 слайд)(Молчальник (щелчок)– нелюдимый - скрытый).
- А теперь найдите подтверждение в тексте.
Шиян Наталья Ивановна МКОУ СОШ № 10 с. Вознесеновского
9
(щелчок)(- никто не знает, что у него на уме - вызывал раздражение – думают, что
плохой - неинтересный человек).
Учитель:
- Ваш ответ принят. Прошу снять шляпы.
Учитель:
(21 слайд)Синяя шляпа – философская.
поиск обобщающих параллелей, общие выводы, полученный урок.
(22 слайд)- Что общего между стихотворениемЕлены Королёвой и рассказом
Ю. Яковлева?
1.
(23 слайд)Багульник в банке обживал окно.
Сначала он притягивал вниманье
сухих листков шагреневою тайной
и плотных почек беспокойным сном.
В квадрате запотевшего стекла
чернел нечёткой графикой рисунка,
внимая сонно голосам и звукам
под пологом домашнего тепла.
Себя осознавал неторопливо,
не смея верить в силы волшебства.
А в форточку втекала синева,
и воробьи чирикали, что живы.
И в день обычный, тихий и неяркий,
багульник, сбросив наважденье снов,
на волю стайку выпустил цветов
из тёмных коконов продолговатых.
Тая дыханье и забыв слова,
мы у окна в волнении застыли.
Казалось, будто расправляли крылья
похожие на эльфов существа.
Шиян Наталья Ивановна МКОУ СОШ № 10 с. Вознесеновского
10
- Что общего между стихотворением Елены Королёвой и рассказом Ю. Яковлева?
(ответы)
Учитель:
- Ваш ответ принят. Прошу снять шляпы.
Учитель:
(24 слайд)Желтая шляпа – позитивная.
Выделение позитивных сторон характера, поступков Косты, аргументирование.
(25 слайд)- Сравните поведение Костыв классе и после школы, отметив, что нравится
в нём.
(ответы)
Учитель:
- Наше время нуждается в таких людях?
(ответы)
(26 слайд)- Какое из перечисленных определений подходит к характеристике Косты:
милый, милостивый, милосердный?
(милосердный)
- Почему?
(Коста – волшебник; кормил собак – выгуливал собак – поддерживал веру в человека).
Учитель:
- Ваш ответ принят. Прошу снять шляпы.
Учитель:
(27 слайд)Зеленаяшляпа – творческая. Слайд №13
Поиск новых граней в изученном материале.
(28 слайд)- Почему же писатель назвал произведение «Багульник»? Как можно
соотнести название рассказа с героем?
(Косту можно сравнить с багульником.Красота багульника неожиданно раскрывается
перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и
Женечкой неожиданно).
Учитель:
- Найдите подтверждение этому в тексте.
Шиян Наталья Ивановна МКОУ СОШ № 10 с. Вознесеновского
11
(29 слайд)(дети зачитывают последнее предложение)
Учитель:
- В последнем предложении текста Ю.Я.Яковлев сравнивает Косту с веточкой
багульника неслучайно. Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться
окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека.
(30 слайд)Точно так, как неожиданно расцветает пучок тонких прутиков багульника.
(31 слайд)
Учитель:
- Ваш ответ принят. Прошу снять шляпы.
Учитель:
- Ребята, вы поняли, кто такая Женечка?
(32 слайд)(учительница)
Учитель:
- А почему же тогда она Женечка?
(ответы)
Учитель:
- Таких учителей дети любят и между собой называют «Женечкой», т. е. ласково, как
близкого и родного человека. Согласитесь, что мальчику повезло с учительницей: она
старается понять своих учеников, иногда пытается поставить себя на их место.
Учитель:
- Чем для Косты является звонок?
(Сигнальная ракета!Она зовет Косту в загадочную жизнь, о которой никто
не имеет представления)
Учитель:
Ребята, давайте попробуем прочувствоватьмомент из жизни героя, представим, что
сейчасдляКосты прозвонит звонок с последнегоурока,
(33 слайд)найдём глаголы из текста, которые перечисляют действия Косты.
(щелчок)
(звенит звонок)
(ответы детей:
Вот Коста
Шиян Наталья Ивановна МКОУ СОШ № 10 с. Вознесеновского
12
(щелчок)
вскакивает с места и сломяголову
(щелчок)
выбегает из класса. Вот он с грохотом
(щелчок)
скатывается с лестницы,
(щелчок)
хватает пальто,
(щелчок)
скрывается за дверью)
Учитель:
- Куда он мчится?
(К людям и собакам, которым нужна егопомощь).
Динамическая пауза
Где-то чудесно багульник расцвёл,
А мы физминутку, ребята, начнём.
Руки на плечи, работаем дружно,
Вскакивать с места, как Коста не нужно.
Мы вместешагаем, руки вверх поднимаем,
Скрываться за дверью не обещаем.
И напоследок потянемся мы
И будем как Коста милосердными.
Учитель:
(34 слайд)(щелчок-музыка.
(На фоне шума моря говорит учитель)
Учитель:
- Собаки самых разных пород, но все они так рады встрече с Костой, ведь Коста сумел
взглянуть в глаза собакам и увидеть в них душу, тем самым поддерживая в них веру в
человека. (cлайд№12)
- Давайте посмотрим с вами ролик о собачьей преданности (35 слайд)
(просмотр видеоролика)
Учитель:
Шиян Наталья Ивановна МКОУ СОШ № 10 с. Вознесеновского
13
- Может быть вы узнали из каких фильмов отрывки вы только что увидели?
(ответы детей)
Да, это кадры из знаменитых фильмов «Белый Бим -Черное Ухо» и «Лесси».
(36 слайд)А сейчас мы возвратимся к проблемному вопросу, поставленному в начале
урока: «Какие качества человека вы должны взрастить в саду своей души?»
(ответы детей)
Учитель:
(37 слайд)Рассказ «Багульник» очень небольшой, буквально пара страниц. Несколько
человеческих и собачьих судеб на этих страницах. И добро, для которогоеще не
придумали и не придумают меру.
- Но писатель уверен, что добрые чувства к животным, возникшие в детстве,
перерастут в добрые отношения к людям, И я тоже думаю, что наше время нуждается в
таких людях. Прекрасно, если уже под школьной формой бьётся сердце рыцаря, сердце
надёжного друга. А багульник расцветает неожиданно, только со временем.
III. Эмоциональная рефлексия.
Учитель:
-У вас на партах лежат раскрывшиеся цветочки и бутоны багульника. Если
сегодняшний урок оставил в вашей душе светлые чувства, то возьмите раскрывшиеся
цветочки и поставите их в вазу
(Тихо звучит запись песни «Багульник» словаИ.Морозова, музыка В.Шаинского
(слайд №19, 20)
Вот и наши веточки багульника расцвели!
Шиян Наталья Ивановна МКОУ СОШ № 10 с. Вознесеновского