Автор: Шадура Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №67
Населённый пункт: г. Уссурийск, Приморский край
Наименование материала: проект
Тема: "Путешествие в Океанариум или знакомство с морскими обитателями"
Раздел: дошкольное образование
Проект "Путешествие в Океанариум или
знакомство с морскими обитателями" в
старшей группе.
Автор: Шадура Ирина Борисовна Приморский край, г. Уссурийск. МБДОУ ЦРР
– детский сад №67
Участники: воспитатели, родители и дети старшей группы.
Вид: фронтальный, информационно - творческий, среднесрочный.
Продолжительность: 2 недели.
Актуальность. Мы
живем
на
Дальнем
Востоке,
вблизи
Японского
моря.
Каждый год сотни наших детей отдыхают на разнообразных пляжах, бухтах,
заливах
Японского
моря.
Самое
большое
и
красочное
разноообразие фауны
Японского моря находится в заливе Петра Великого, на берегу которого, в бухте
Золотой рог стоит город Владивосток.
Участие
детей
в проекте
«Морские
обитатели»
и
посещение
Приморского
Океанариума
способствует
расширению
познания
детей
о
море,
позволит
максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей моря,
развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность,
дает возможность принять на себя роль экскурсовода, эколога, что позволяет
углублению знаний в профессиональной ориентации дошкольников.
Формирование экологической культуры детей в условиях ДОУ;
Проект «Морские обитатели» включает в себя интеграцию образовательных
областей - познавательная, социально-коммуникативная, физическое развитие,
художественно-эстетическое
развитие,
что
вписывается
в
современную
концепцию ФГОС.
Проблема. Какие бывают обитатели моря? У морских обитателей особая среда
обитания – вода. Летом, отдыхая на море или реке, т.е. на пляжах, невозможно
увидеть морских обитателей и красоту подводного мира. Надо помочь детям
узнать, «увидеть» «царство» обитателей моря.
Детская проблема. Кто такие морские обитатели? Что дети знают о них? Что
хотели бы узнать? Как они могут это узнать?
Цель
:
Создать благоприятные условия по формированию чувства патриотизма,
уважения
и
любви
к
малой
родине. Основная
направленность
работы
в
непрерывно-образовательной
деятельности
заключается
в
углубленном
изучении
морского
пространства-знания
о
морских
обитателях,
познании
в
экологии. Создание условий для воспитания экологической культуры и развития
познавательных и творческих способностей детей.
Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях
Задачи:
Сформировать представления
детей
о
жизни
моря
и
его
обитателях;
познакомить с миром рыб: чем питаются, где живут, какие растения и
животные их окружают.
Развивать
память,
речь,
наблюдательность,
кругозор,
логическое
мышление, воображение, интерес к познанию окружающего мира.
Учить применять полученные знания в разных видах деятельности.
Побуждать
обращаться
к
взрослым
с
вопросами,
суждениями,
высказываниями, к речевому общению друг с другом.
Активизировать
совместную
деятельность
родителей
и
детей
по
внедрению проекта.
Воспитывать интерес к познанию жизнедеятельности моря. Воспитывать
любовь и бережное отношение к природе.
Развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
познавательное
развитие,
чтение
художественной
литературы,
речевое
развитие.
Художественно
–
эстетическое
развитие,
социально
–
коммуникативное развитие и физическое развитие.
Предполагаемый результат:
1.
Сформированы представления об обитателях моря, их строении,
среде обитания, внешнем виде;
2.
Родители будут принимать участие в проектной деятельности;
3.
Реализованы
потребности
детей
в
продуктивных
видах
деятельности.
4.
Умение составлять описательный рассказ о морском обитателе с
использованием опорной схемы
.
1. Этап - Подготовительный.
Предварительная работа: Беседы о столице Приморья – городе Владивостоке и
его
достопримечательностях;
чтение
рассказов
Т.Шорыгиной
«Беседы
о
Дальнем Востоке», игровое занятие «Подводная экспедиция»; дидактическая
игра «Поймай рыбку»;
рисование « Морские обитатели» с использованием различных технологий.
Взаимодействие с родителями:
Приобщение родителей к участию в проекте: поисковая работа по подбору
иллюстративного материала по теме «Морские обитатели», «Море»;
Фотоальбомы «Как мы отдыхали на море»; Консультации для родителей: «Как
заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»; Помощь в
организации досуга на морскую тематику. Участие в выставке рисунков и
поделок «Море и морские тайны» совместное творчество родителей и детей,
воспитателей.
знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного
мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и
рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;
разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю.
Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок,
пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;
рассматривание репродукций картин художников-маринистов: И. К.
Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на
море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов
«Парусник в море»;
прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В
порту»; Дебюсси К. « Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор
ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;
2. Этап Содержательный.
Таблица 1.
Области
Содержание
Срок
Участники проекта
Познавательное
развитие
Формирование
целостности
к а р т и н ы
м и р а ,
расширение
кругозора
Развитие
познавательно
–
исследовательской
и
продуктивной
(конструктивной)
деятельности.
Труд.
Тема: « На дне морском».
Программные задачи:
Образовательные:
*Закрепить и расширить знания детей о
представителях
водных
ж ивот ны х,
п о к а з а т ь
и х
о с о б е н н о с т и ,
приспособленность
к
жизни
в
водной
среде.
*Пополнить знания детей о том, что рыбы
бывают
разные
по
величине,
окраске,
форме тела, строению плавников.
*Учить, детей выделять признаки сходства
и
различия
между
рыбами,
путём
сравнения, подвести детей к выводу, что у
всех рыб есть общие признаки.
*Учить, детей воплощать свои впечатления
в игровых видах деятельности.
Развивающие:
*Развивать у детей связную речь и умение
составлять
небольшие
описательные
рассказы.
Активировать
и
обогащать
словарный запас.
*Развивать
воображение,
устойчивое
внимание, зрительную память, наглядно-
об ра зно е
мы ш ле ние ,
ц е л о с т н о с т ь
восприятия.
Воспитательные:
*Воспитывать
экологическую
культуру,
В
течение
проекта
Воспитатели, дети.
Воспитатели, дети
Воспитатели,
дети
Воспитатели, дети.
Воспитатели, дети.
умение
видеть
красоту
и
многообразие
подводного мира.
Тема: « В гостях у Нептуна»
Программные задачи:
Образовательные:
*Подведение
детей
к тому,
что
жизнь
человека на Земле во многом зависит от
окружающей
среды:
чистая
вода,
воздух
благоприятно сказываются на здоровье и
жизни человека и животных.
*Расширение и систематизация знаний о
морских
обитателях,
их
роли
в
очистке
воды.
*Закрепление
умений
различать
по
внешнему
виду
и
называть
некоторых
морских
обитателей,
составлять
о
них
короткие познавательные рассказы.
*Закрепление
умения
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
природными объектами и явлениями (если
в
загрязненной
воде
погибнут
морские
растения и мелкие животные, то крупным
животным
нечем
будет
питаться,
и
они
тоже
погибнут,
и
человек
не
сможет
никогда
исследовать
тайны
подводного
мира)
Развивающие:
*Развития
познавательного
интереса
к
миру
природы,
умение
самостоятельно
добывать нужную информацию.
Воспитательные:
*Воспитание
привычки
правильного
поведения в природе (не оставлять мусор
во время отдыха, унося его с собой).
Видеофильмы «Морские чудеса»
Программные задачи:
Познакомить
с
многообразием
морских
обитателей.
Развивать
познавательный
интерес к природе.
«Опыты с пресной и соленой водой»
Программные задачи:
Образовательные:
*Способствовать
накоплению
у
детей
представлений
о
некоторых
свойствах
воды.
Развивающие:
*Развивать
любознательность,
умение
делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать
бережное
отношение к воде, экологическую культуру.
«Юный исследователь» (познавательное
развитие). Чем обычная вода отличается от
морской? Дети выдвигают гипотезы, как из
обычной пресной воды получить соленую,
приближенную к морской, воду. Для этого
перед
ними
образцы
различных
добавок
(сахар, соль, кофе, кетчуп и т.д.). Опытным
путем
доказано,
что
нужно
в
стакан
с
пресной
водой
добавить
соль,
чтобы
получить соленую воду, приближенную к
морской воде.
Конструирование
Тема: «Подводная лодка»
Программные задачи:
Образовательные:
*Расширить представления детей о судах
(виды судов, функциональное назначение,
особенности строения)
*Упражнять
в
сооружении
различных
подводных лодок.
Развивающие:
*Развивать
умения
видеть
конструкцию
объекта
и
анализировать
ее
основные
части, их функциональное назначение.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность в работе.
Ручной труд.
Тема: «Морские обитатели».
Программные задачи:
Образовательные:
*Расширять
и
систематизировать
знания
детей о представителях морского дна, об
их особенностях, о приспособленности к
жизни в водной среде.
*Познакомить
детей
с
некоторыми
формами защиты морских обитателей.
*Продолжать
учить,
детей
создавать
объемные поделки из полосок бумаги.
*Учить
передавать
свое
отношение
к
природе в продуктивной деятельности.
Развивающие:
*Развивать воображение, образную память,
творческие способности
*Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
* В о с п и т ы в а т ь
и н и ц и а т и в у
и
с амо стоятельно сть.
* В о с п и т ы в ат ь
бережное отношение ко всему живому.
Чтение
художественной
литературой
Чтение и заучивание стихотворения И.
Токмаковой «Где спит рыбка?»
Цель: помочь запомнить стихотворение с
помощью
картинок
подсказок,
учить
выразительно, рассказывать стихотворение
Чтение рассказа-Н. Носова « Карасики»
Ц е л ь :
п о з н а к о м и т ь
с
н о в ы м
произведением; закрепить представления о
внешнем виде и строении, среде обитания
данного вида рыб.
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Речевое развитие
«В гостях у мудрого рака»
(образовательная область-речевое
развитие).
Детям предлагается отгадать
загадки, соотнести их с предложенными
фотографиями.
«Рассказы
детей
о
жизни
морских
обитателей
Цель: Совершенствование диалогической и
монологической форм речи. Формирование
умения вести диалог с воспитателем, со
сверстником, быть доброжелательным и
корректным собеседником. Воспитывать
культуру речевого общения.
Словесные игры
Цель. Развивать умение описывать водоем,
его обитателей по описанию.
Расширить словарь детей: медуза,
осьминог, креветка, рыба-пила, краб,
морской конёк, камбала.
«Опиши животное»
«Отгадай загадку»
«Кто, что слышит?»
«Чьи детки?»
«Найди предмет по описанию»
«Назови одним словом»
«Кто больше заметит небылиц?»
В
течение
проекта
Воспитатели, дети
Дети, родители
Художественно
–
эстетическое
развитие
Задание
«Сделай
сам!»
Коллективная
аппликация
«Дельфин»
(художественно-
эстетическое развитие). Ребята делятся на
две
команды
на
счет
-
первый,
второй.
Детям
предлагаются
кусочки
цветной
бумаги, которую дети нарезали заранее и
вырезанный контур дельфина, разрезанный
пополам, клей. Дети наклеивают цветную
бумагу по контуру, по окончании работы
воспитатель
предлагает
соединить
две
половинки,
дети
называют,
что
у
них
получилось.
Рисование
Тема: «Путешествие в подводный мир».
Программные задачи:
Образовательные:
*Продолжать знакомить детей с морскими
обитателями
*Способствовать
развитию
умений
дошкольников
к
интеграции
различных
видов изобразительной деятельности.
Развивающие:
*Развивать
представления
детей
об
о б и т а т е л я х
п о д в о д н о г о
м и р а
и
х уд о ж е с т в е н н ы е
с п о с о б н о с т и
к
изобразительной деятельности.
*Развивать
представления
детей
о
многообразии подводных обитателей
Воспитательные:
*Воспитывать
бережное
отношение
к
природе, флоре и фауне
Аппликация
Тема:
«Красавицы
-
медузы
под
зонтами»
Программные задачи:
Образовательные:
*Учить,
с амо стоятельно
в ы б и р ат ь
художественные
материалы
и
средства
образной выразительности для раскрытия
предложенной темы.
*Закрепить умения работать с шаблоном.
Развивающие:
*Развивать
внимание,
умение
работать
с
ножницами,
вырезать
изображения
по
контуру.
*Развивать мелкую моторику рук.
В
течение
проекта
В
течение
проекта
В
течение
проекта
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети.
Воспитатели, дети.
Дети, родите
ли
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к живой
природе.
Воспитывать аккуратность в работе.
Коллективные работы
Цель:
закрепить
знания
о
морских
обитателях; прививать любовь к родному
краю; вовлекать родителей в проект.
Создание
фотоальбома
« Морские
обитатели»
Цель: закрепить знания о многообразии
морских обитателях. Поделиться своими
впечатлениями о встрече с ними через
фото и беседу.
Музыкальные игры
Цель: Устойчивость внимания, точное
выполнение словесных инструкций;
Двигательно-слуховая координация;
Распределение внимания;
Ритмизированная речь, дикция; Слуховое
внимание;
«Веселые рыбки»;
«Русалочки»;
«Рыболовы»;
С о ц и а л ь н о
–
коммуникативное
развитие
Физическое
развитие
Ситуативная беседа « Как вести себя на
рыбалке»
Цель:
познакомить
с
особенностями
рыбной ловли и опасностями, которые нас
подстерегают.
Задание «Очисти море».
Цель: очистить дно от мусора. Игра учит
детей тому, что загрязнение водной среды
губительно
для
всей
планеты.
Особенно
это
касается
пластика,
который
не
разлагается в воде более 300лет. У ребят
есть возможность самим разобраться, что
же
является
мусором
и
извлечь
его
из
водоема,
дав
возможность
обитателям
спокойно находиться в этой среде.
Дидактические игры:
«
Русалочка»
«Четвертый лишний»
«Чей силуэт»
«Угадай звук животного»
«Чья тень?»
В
течение
проекта
(на
улице)
В
течение
проекта
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети.
Воспитатели, дети
«Собери Дельфина»
«Укрась аквариум»
«Угадай какой водоем»
«Кто здесь живет?»
«О ком расскажу»
Цель: Уточнить и закрепить и знания об
обитателях моря. Развивать находчивость,
сообразительность, внимание, умение
доказывать правильность своего суждения
Животные водоемов»
Цель: закрепить представление о жителях
водоемов,
об
их
приспособляемости
к
среде обитания; развивать мыслительную
деятельность.
«Цепочки реки и моря»
Цель:
расширять
представления
об
обитателях
водоема.
Познакомить
с
пищевыми
связями
обитателей
водоема.
З а к р е п и т ь
п р е д с т а в л е н и я
о
приспособляемости животных к условиям
жизни в воде.
«Кому нужна вода»
Цель: закрепить знания детей о том, что
вода
нужна
всему
живому,
развивать
связную
речь,
воспитывать
бережное
отношение к воде.
Настольно-печатные игры
«Парные картинки»
«Узнай, что изменилось»
«Найди такую же»
«Лото»
«Соедини точки»
Подвижные игры
«Караси и щука»
Цель:
развивать
навыки
бега,
умение
быстро реагировать на сигнал водящего.
« Удочка»
Цель:
совершенствовать
прыжки
через
с к а к а л к у,
р а з в и в а т ь
л о в к о с т ь ,
выносливость.
Подвижная игра «Море волнуется раз…».
Дети изображают морские фигуры –
корабль, краб, дельфин, пират, чайка и т.д..
«Рыбак и рыбки»
«Море волнуется»
«Рыбки и камушки»
«Водяной»
«Водолаз»
Цель: Формирование двигательных
навыков, развитие воображения, внимания
3 этап. Итоговый
1.
КВН «Что мы знаем о море и морских жителях»
2.
Презентация коллективной работы - фотоальбома «Морские обитатели».