Напоминание

"Путешествие в Океанариум или знакомство с морскими обитателями"


Автор: Шадура Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №67
Населённый пункт: г. Уссурийск, Приморский край
Наименование материала: проект
Тема: "Путешествие в Океанариум или знакомство с морскими обитателями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект "Путешествие в Океанариум или

знакомство с морскими обитателями" в

старшей группе.

Автор: Шадура Ирина Борисовна Приморский край, г. Уссурийск. МБДОУ ЦРР

– детский сад №67

Участники: воспитатели, родители и дети старшей группы.

Вид: фронтальный, информационно - творческий, среднесрочный.

Продолжительность: 2 недели.

Актуальность. Мы

живем

на

Дальнем

Востоке,

вблизи

Японского

моря.

Каждый год сотни наших детей отдыхают на разнообразных пляжах, бухтах,

заливах

Японского

моря.

Самое

большое

и

красочное

разноообразие фауны

Японского моря находится в заливе Петра Великого, на берегу которого, в бухте

Золотой рог стоит город Владивосток.

Участие

детей

в проекте

«Морские

обитатели»

и

посещение

Приморского

Океанариума

способствует

расширению

познания

детей

о

море,

позволит

максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей моря,

развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность,

дает возможность принять на себя роль экскурсовода, эколога, что позволяет

углублению знаний в профессиональной ориентации дошкольников.

Формирование экологической культуры детей в условиях ДОУ;

Проект «Морские обитатели» включает в себя интеграцию образовательных

областей - познавательная, социально-коммуникативная, физическое развитие,

художественно-эстетическое

развитие,

что

вписывается

в

современную

концепцию ФГОС.

Проблема. Какие бывают обитатели моря? У морских обитателей особая среда

обитания – вода. Летом, отдыхая на море или реке, т.е. на пляжах, невозможно

увидеть морских обитателей и красоту подводного мира. Надо помочь детям

узнать, «увидеть» «царство» обитателей моря.

Детская проблема. Кто такие морские обитатели? Что дети знают о них? Что

хотели бы узнать? Как они могут это узнать?

Цель

:

Создать благоприятные условия по формированию чувства патриотизма,

уважения

и

любви

к

малой

родине. Основная

направленность

работы

в

непрерывно-образовательной

деятельности

заключается

в

углубленном

изучении

морского

пространства-знания

о

морских

обитателях,

познании

в

экологии. Создание условий для воспитания экологической культуры и развития

познавательных и творческих способностей детей.

Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях

Задачи:

Сформировать представления

детей

о

жизни

моря

и

его

обитателях;

познакомить с миром рыб: чем питаются, где живут, какие растения и

животные их окружают.

Развивать

память,

речь,

наблюдательность,

кругозор,

логическое

мышление, воображение, интерес к познанию окружающего мира.

Учить применять полученные знания в разных видах деятельности.

Побуждать

обращаться

к

взрослым

с

вопросами,

суждениями,

высказываниями, к речевому общению друг с другом.

Активизировать

совместную

деятельность

родителей

и

детей

по

внедрению проекта.

Воспитывать интерес к познанию жизнедеятельности моря. Воспитывать

любовь и бережное отношение к природе.

Развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Интеграция образовательных областей:

познавательное

развитие,

чтение

художественной

литературы,

речевое

развитие.

Художественно

эстетическое

развитие,

социально

коммуникативное развитие и физическое развитие.

Предполагаемый результат:

1.

Сформированы представления об обитателях моря, их строении,

среде обитания, внешнем виде;

2.

Родители будут принимать участие в проектной деятельности;

3.

Реализованы

потребности

детей

в

продуктивных

видах

деятельности.

4.

Умение составлять описательный рассказ о морском обитателе с

использованием опорной схемы

.

1. Этап - Подготовительный.

Предварительная работа: Беседы о столице Приморья – городе Владивостоке и

его

достопримечательностях;

чтение

рассказов

Т.Шорыгиной

«Беседы

о

Дальнем Востоке», игровое занятие «Подводная экспедиция»; дидактическая

игра «Поймай рыбку»;

рисование « Морские обитатели» с использованием различных технологий.

Взаимодействие с родителями:

Приобщение родителей к участию в проекте: поисковая работа по подбору

иллюстративного материала по теме «Морские обитатели», «Море»;

Фотоальбомы «Как мы отдыхали на море»; Консультации для родителей: «Как

заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»; Помощь в

организации досуга на морскую тематику. Участие в выставке рисунков и

поделок «Море и морские тайны» совместное творчество родителей и детей,

воспитателей.

знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного

мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и

рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;

разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю.

Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок,

пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;

рассматривание репродукций картин художников-маринистов: И. К.

Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на

море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов

«Парусник в море»;

прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В

порту»; Дебюсси К. « Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор

ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;

2. Этап Содержательный.

Таблица 1.

Области

Содержание

Срок

Участники проекта

Познавательное

развитие

Формирование

целостности

к а р т и н ы

м и р а ,

расширение

кругозора

Развитие

познавательно

исследовательской

и

продуктивной

(конструктивной)

деятельности.

Труд.

Тема: « На дне морском».

Программные задачи:

Образовательные:

*Закрепить и расширить знания детей о

представителях

водных

ж ивот ны х,

п о к а з а т ь

и х

о с о б е н н о с т и ,

приспособленность

к

жизни

в

водной

среде.

*Пополнить знания детей о том, что рыбы

бывают

разные

по

величине,

окраске,

форме тела, строению плавников.

*Учить, детей выделять признаки сходства

и

различия

между

рыбами,

путём

сравнения, подвести детей к выводу, что у

всех рыб есть общие признаки.

*Учить, детей воплощать свои впечатления

в игровых видах деятельности.

Развивающие:

*Развивать у детей связную речь и умение

составлять

небольшие

описательные

рассказы.

Активировать

и

обогащать

словарный запас.

*Развивать

воображение,

устойчивое

внимание, зрительную память, наглядно-

об ра зно е

мы ш ле ние ,

ц е л о с т н о с т ь

восприятия.

Воспитательные:

*Воспитывать

экологическую

культуру,

В

течение

проекта

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети

Воспитатели,

дети

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

умение

видеть

красоту

и

многообразие

подводного мира.

Тема: « В гостях у Нептуна»

Программные задачи:

Образовательные:

*Подведение

детей

к тому,

что

жизнь

человека на Земле во многом зависит от

окружающей

среды:

чистая

вода,

воздух

благоприятно сказываются на здоровье и

жизни человека и животных.

*Расширение и систематизация знаний о

морских

обитателях,

их

роли

в

очистке

воды.

*Закрепление

умений

различать

по

внешнему

виду

и

называть

некоторых

морских

обитателей,

составлять

о

них

короткие познавательные рассказы.

*Закрепление

умения

устанавливать

причинно-следственные

связи

между

природными объектами и явлениями (если

в

загрязненной

воде

погибнут

морские

растения и мелкие животные, то крупным

животным

нечем

будет

питаться,

и

они

тоже

погибнут,

и

человек

не

сможет

никогда

исследовать

тайны

подводного

мира)

Развивающие:

*Развития

познавательного

интереса

к

миру

природы,

умение

самостоятельно

добывать нужную информацию.

Воспитательные:

*Воспитание

привычки

правильного

поведения в природе (не оставлять мусор

во время отдыха, унося его с собой).

Видеофильмы «Морские чудеса»

Программные задачи:

Познакомить

с

многообразием

морских

обитателей.

Развивать

познавательный

интерес к природе.

«Опыты с пресной и соленой водой»

Программные задачи:

Образовательные:

*Способствовать

накоплению

у

детей

представлений

о

некоторых

свойствах

воды.

Развивающие:

*Развивать

любознательность,

умение

делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать

бережное

отношение к воде, экологическую культуру.

«Юный исследователь» (познавательное

развитие). Чем обычная вода отличается от

морской? Дети выдвигают гипотезы, как из

обычной пресной воды получить соленую,

приближенную к морской, воду. Для этого

перед

ними

образцы

различных

добавок

(сахар, соль, кофе, кетчуп и т.д.). Опытным

путем

доказано,

что

нужно

в

стакан

с

пресной

водой

добавить

соль,

чтобы

получить соленую воду, приближенную к

морской воде.

Конструирование

Тема: «Подводная лодка»

Программные задачи:

Образовательные:

*Расширить представления детей о судах

(виды судов, функциональное назначение,

особенности строения)

*Упражнять

в

сооружении

различных

подводных лодок.

Развивающие:

*Развивать

умения

видеть

конструкцию

объекта

и

анализировать

ее

основные

части, их функциональное назначение.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность в работе.

Ручной труд.

Тема: «Морские обитатели».

Программные задачи:

Образовательные:

*Расширять

и

систематизировать

знания

детей о представителях морского дна, об

их особенностях, о приспособленности к

жизни в водной среде.

*Познакомить

детей

с

некоторыми

формами защиты морских обитателей.

*Продолжать

учить,

детей

создавать

объемные поделки из полосок бумаги.

*Учить

передавать

свое

отношение

к

природе в продуктивной деятельности.

Развивающие:

*Развивать воображение, образную память,

творческие способности

*Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

* В о с п и т ы в а т ь

и н и ц и а т и в у

и

с амо стоятельно сть.

* В о с п и т ы в ат ь

бережное отношение ко всему живому.

Чтение

художественной

литературой

Чтение и заучивание стихотворения И.

Токмаковой «Где спит рыбка?»

Цель: помочь запомнить стихотворение с

помощью

картинок

подсказок,

учить

выразительно, рассказывать стихотворение

Чтение рассказа-Н. Носова « Карасики»

Ц е л ь :

п о з н а к о м и т ь

с

н о в ы м

произведением; закрепить представления о

внешнем виде и строении, среде обитания

данного вида рыб.

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Речевое развитие

«В гостях у мудрого рака»

(образовательная область-речевое

развитие).

Детям предлагается отгадать

загадки, соотнести их с предложенными

фотографиями.

«Рассказы

детей

о

жизни

морских

обитателей

Цель: Совершенствование диалогической и

монологической форм речи. Формирование

умения вести диалог с воспитателем, со

сверстником, быть доброжелательным и

корректным собеседником. Воспитывать

культуру речевого общения.

Словесные игры

Цель. Развивать умение описывать водоем,

его обитателей по описанию.

Расширить словарь детей: медуза,

осьминог, креветка, рыба-пила, краб,

морской конёк, камбала.

«Опиши животное»

«Отгадай загадку»

«Кто, что слышит?»

«Чьи детки?»

«Найди предмет по описанию»

«Назови одним словом»

«Кто больше заметит небылиц?»

В

течение

проекта

Воспитатели, дети

Дети, родители

Художественно

эстетическое

развитие

Задание

«Сделай

сам!»

Коллективная

аппликация

«Дельфин»

(художественно-

эстетическое развитие). Ребята делятся на

две

команды

на

счет

-

первый,

второй.

Детям

предлагаются

кусочки

цветной

бумаги, которую дети нарезали заранее и

вырезанный контур дельфина, разрезанный

пополам, клей. Дети наклеивают цветную

бумагу по контуру, по окончании работы

воспитатель

предлагает

соединить

две

половинки,

дети

называют,

что

у

них

получилось.

Рисование

Тема: «Путешествие в подводный мир».

Программные задачи:

Образовательные:

*Продолжать знакомить детей с морскими

обитателями

*Способствовать

развитию

умений

дошкольников

к

интеграции

различных

видов изобразительной деятельности.

Развивающие:

*Развивать

представления

детей

об

о б и т а т е л я х

п о д в о д н о г о

м и р а

и

х уд о ж е с т в е н н ы е

с п о с о б н о с т и

к

изобразительной деятельности.

*Развивать

представления

детей

о

многообразии подводных обитателей

Воспитательные:

*Воспитывать

бережное

отношение

к

природе, флоре и фауне

Аппликация

Тема:

«Красавицы

-

медузы

под

зонтами»

Программные задачи:

Образовательные:

*Учить,

с амо стоятельно

в ы б и р ат ь

художественные

материалы

и

средства

образной выразительности для раскрытия

предложенной темы.

*Закрепить умения работать с шаблоном.

Развивающие:

*Развивать

внимание,

умение

работать

с

ножницами,

вырезать

изображения

по

контуру.

*Развивать мелкую моторику рук.

В

течение

проекта

В

течение

проекта

В

течение

проекта

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Дети, родите

ли

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к живой

природе.

Воспитывать аккуратность в работе.

Коллективные работы

Цель:

закрепить

знания

о

морских

обитателях; прививать любовь к родному

краю; вовлекать родителей в проект.

Создание

фотоальбома

« Морские

обитатели»

Цель: закрепить знания о многообразии

морских обитателях. Поделиться своими

впечатлениями о встрече с ними через

фото и беседу.

Музыкальные игры

Цель: Устойчивость внимания, точное

выполнение словесных инструкций;

Двигательно-слуховая координация;

Распределение внимания;

Ритмизированная речь, дикция; Слуховое

внимание;

«Веселые рыбки»;

«Русалочки»;

«Рыболовы»;

С о ц и а л ь н о

коммуникативное

развитие

Физическое

развитие

Ситуативная беседа « Как вести себя на

рыбалке»

Цель:

познакомить

с

особенностями

рыбной ловли и опасностями, которые нас

подстерегают.

Задание «Очисти море».

Цель: очистить дно от мусора. Игра учит

детей тому, что загрязнение водной среды

губительно

для

всей

планеты.

Особенно

это

касается

пластика,

который

не

разлагается в воде более 300лет. У ребят

есть возможность самим разобраться, что

же

является

мусором

и

извлечь

его

из

водоема,

дав

возможность

обитателям

спокойно находиться в этой среде.

Дидактические игры:

«

Русалочка»

«Четвертый лишний»

«Чей силуэт»

«Угадай звук животного»

«Чья тень?»

В

течение

проекта

(на

улице)

В

течение

проекта

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети

«Собери Дельфина»

«Укрась аквариум»

«Угадай какой водоем»

«Кто здесь живет?»

«О ком расскажу»

Цель: Уточнить и закрепить и знания об

обитателях моря. Развивать находчивость,

сообразительность, внимание, умение

доказывать правильность своего суждения

Животные водоемов»

Цель: закрепить представление о жителях

водоемов,

об

их

приспособляемости

к

среде обитания; развивать мыслительную

деятельность.

«Цепочки реки и моря»

Цель:

расширять

представления

об

обитателях

водоема.

Познакомить

с

пищевыми

связями

обитателей

водоема.

З а к р е п и т ь

п р е д с т а в л е н и я

о

приспособляемости животных к условиям

жизни в воде.

«Кому нужна вода»

Цель: закрепить знания детей о том, что

вода

нужна

всему

живому,

развивать

связную

речь,

воспитывать

бережное

отношение к воде.

Настольно-печатные игры

«Парные картинки»

«Узнай, что изменилось»

«Найди такую же»

«Лото»

«Соедини точки»

Подвижные игры

«Караси и щука»

Цель:

развивать

навыки

бега,

умение

быстро реагировать на сигнал водящего.

« Удочка»

Цель:

совершенствовать

прыжки

через

с к а к а л к у,

р а з в и в а т ь

л о в к о с т ь ,

выносливость.

Подвижная игра «Море волнуется раз…».

Дети изображают морские фигуры –

корабль, краб, дельфин, пират, чайка и т.д..

«Рыбак и рыбки»

«Море волнуется»

«Рыбки и камушки»

«Водяной»

«Водолаз»

Цель: Формирование двигательных

навыков, развитие воображения, внимания

3 этап. Итоговый

1.

КВН «Что мы знаем о море и морских жителях»

2.

Презентация коллективной работы - фотоальбома «Морские обитатели».



В раздел образования