Напоминание

Рабочая программа элективного курса с тематическим планированием "Удивительный мир кислот и солей"


Автор: Смирнова Марина Юрьевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "СШ им. Д.И. Коротчаева"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа элективного курса с тематическим планированием "Удивительный мир кислот и солей"
Раздел: среднее образование





Назад





Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа элективного курса с тематическим планированием «Удивительный мир кислот и солей» составлена по химии для 9 класса на основе методического пособия/ Л.И. Назарова – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112с. 2007 год. (Элективный курс).
Общая характеристика курса
Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии с биологией и медициной. Основное содержание курса представляет собой расширенный и углубленный вариант изучения кислот базового учебного предмета «Химия» по учебнику О.С. Габриеляна и одновременно раскрывает перед учащимися интересные и очень важные стороны практического использования химических знаний и обучение умению правильно обращаться с химическими веществами и их соединениями в повседневной жизни. В содержание курса введены вопросы, дающие первоначальные представления о лекарственных препаратах и их применении, что показывает на связь науки химии с медициной. Курс ориентирует учащихся на медико - биологическую специальность. Большое внимание в курсе уделяется лабораторным работам, на которых учащиеся должны усваивать необходимые сведения о важнейших неорганических и органических веществах, которые будут изучаться более подробно в курсе неорганической и органической химии в 9 и 10 классе, а также усвоить необходимые экспериментальные навыки обращения с лабораторной посудой, нагревательными приборами, растворами кислот, некоторых солей. Содержание курса создаёт базу для ориентации учащихся в мире профессий. Тематика курса вооружает учащихся знаниями, необходимыми в повседневной жизни и будущей производственной деятельности.
Цель курса:
развитие предметной и информационно-коммуникационной компетентностей учащихся.
Задачи:
1. Способствовать расширению интереса учащегося к миру химических веществ и превращений. 2. Приобретение учащимся необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. 3. Формирование навыков самостоятельного поиска материала, умения анализировать, обобщать, формулировать выводы и обосновывать их. 4. Изучение состава и свойств неорганических и органических кислот. 5. Формирование умений пользоваться учебником, справочной литературой, соблюдать правила работы и техники безопасности в кабинете химии, на рабочем месте. 6. Формирование умений обращаться с химическими реактивами, простейшими приборами и оборудованием. 7. Усвоение учащимися практического значения и применения некоторых кислот. В ходе изучения курса должно происходить целенаправленное
развитие

следующих

надпредметных умений:
1. Различение сходных понятий. 2. Фиксация ограничений и условий существования или использования различных понятий, объектов, явлений. 3. Классификация и выделение подмножеств как способы систематизации материала. 4. Сравнение объектов по выделенным признакам. 5. Схематизация и абстрагирование.
Средствами достижения поставленных целей и задач являются:
 Содержание курса, определенным образом отобранное и структурированное.  Специально разработанные задания, способствующие, с одной стороны, формированию понимания предметного материала, с другой стороны, повышению информационно- коммуникационной компетентности до уровня профессионального пользователя.  Формы и методы организации учебного процесса.

Место учебного предмета в учебном плане
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Изучение в 9-ом классе основ общей химии позволяет сформировать у обучающихся представлений о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии. Элективный курс предназначен учащимся 9 класса, изучающим химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 16 часов. Из них 8 часов - лекционный материал, 5 часов - практические занятия, 3 часа - обобщение.
Адресность программы
Рабочая программа составлена для организации учебных занятий обучающихся в 9-х общеобразовательных классах. Результатом психологической диагностики уровня интеллектуального развития определено, что в данных классах присутствуют обучающиеся с высоким, средним и низким уровнем интеллектуального развития. Так же в классах есть обучающиеся с высокой, средней и низкой мотивацией к обучению.
Формы и методы обучения
Определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения общей химии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, обобщение знаний после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Методы и приёмы работы :
словесные, наглядные, письменная работа, поощрения, индивидуальный опрос, работа с текстом, работа у доски, под руководством учителя, беседа, убеждение значимости, фронтальный опрос, взаимоконтроль, самоконтроль. Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Виды

и

формы

контроля:
предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль;
Формы

контроля:
дифференцированный индивидуальный письменный опрос, тестирование, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная самостоятельная работа, анализ творческих, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены итоговые уроки - подведём итоги, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить приобретенные умения. Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов. При установлении причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса, предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
Критерии оценивания различных видов работ:

Оценка устного ответа

Оценка «5»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий; • материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; • ответ самостоятельный.

Оценка «4»:
• ответ полный и правильный на основании изученных теорий; • материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»:
• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:
• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка письменных работ

Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Оценка «5»
: • работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; • эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; • проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Оценка «4»
: • работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием
Оценка «3»
: • работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2»:
• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка умений решать экспериментальные задачи

Оценка «5»:
• план решения составлен правильно; • правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; • дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4»:
• план решения составлен правильно; • правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Оценка «3»:
• план решения составлен правильно; •правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2»:
• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Оценка умений решать расчетные задачи

Оценка «5»:
• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным
способом.
Оценка «4»:
•в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»:
•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5»:
•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4»:
•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Оценка «2»:
•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Учебно-тематический план
№ п/п Тема Общее кол-во часов Теоретические занятия Практикум 1 Введение 1 1 2 Мир неорганических кислот 5 2,5 2,5 3 Мир органических кислот 1 1 4 Лабораторная работа 2 2 5 Кислоты-родственники уксусной кислоты 1 1 6 Применение кислот 3 2,5 0,5 7 Итоговое занятие-тест 1 1 8 Защита творческих работ 2 2 9 Всего часов 16 11 5
Содержание программы курса

Тема 1
. Вводная лекция. Многообразие неорганических веществ. Рассказ об основных целях курса, его содержании, о планировании отчёта в виде защиты проекта, реферата, творческого альбома или презентации на компьютере, по выбору учащихся. Вводный инструктаж по технике безопасности. Отравление бытовыми химикатами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении бытовыми химикатами и ожогах. Классификация неорганических веществ: оксиды, основания, кислоты, соли. Многообразие кислот в природе и жизни человека.
Тема 2.
Мир неорганических кислот. Серная кислота - «мать всех кислот». Образование серной кислоты в природе. Свойства серной кислоты. Применение серной кислоты. Отравление серной кислотой. Лабораторная работа: «Обнаружение сульфат - иона в растворах солей». Демонстрация опытов: «Обугливание сахара, дерева концентрированной серной кислотой». Занимательные опыты. Соляная кислота и её применение. История открытия. Свойства соляной кислоты. Применение соляной кислоты в промышленности. Лабораторная работа: «Обнаружение хлорид - ионов в растворе соляной кислоты». Химические кроссворды. Занимательные опыты.
Угольная кислота и её применение. Самая слабая кислота - газированная вода. Лабораторная работа: «Распознавание карбонатов». Занимательные опыты. Синильная кислота. Применение. Синильная кислота, ее свойства, применение при добыче меди, золота, серебра, получение оргстекла. Синильная кислота и цианиды - сильнейшие яды. Отравление синильной кислотой. Химические кроссворды.
Тема 3.
Мир органических кислот. Уксусная кислота и её применение. Уксусная кислота. Применение уксусной кислоты в промышленности. Уксусная кислота на кухне, правила обращения с ней. Отравление уксусной кислотой.
Т е м а 4.
Лабораторная работа: «Свойства уксусной кислоты: удаление пятен ржавчины, гашение соды».
Тема 5.
Органические кислоты - родственники уксусной кислоты. Применение. Муравьиная, стеариновая кислоты - родственники уксусной кислоты. Щавелевая, лимонная, яблочная, винная, янтарная и другие кислоты: история открытия. Состав, нахождение, применение. Выделение кислот из продуктов питания.
Тема 6.
Применение неорганических кислот в быту, промышленности и медицине. Применение неорганических, кислот: борной, хлорной, азотной, серной, фосфорной, соляной и других в быту, промышленности и медицине. Применение органических кислот в быту и промышленности. Применение органических кислот: янтарной, муравьиной, уксусной, масляной, щавелевой, стеариновой, пальмитиновой, олеиновой а быту и промышленности. Применение органических кислот в медицине.
Тема 7.
Итоговое занятие по обобщению материала - тест.
Тема 8.
Защита творческой работы учащихся: проекта, реферата, альбома по выбору и темам, предложенным учителем
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Дата Кол-во часов Тема Виды деятельности 1. 1 Тема 1. Вводная лекция. Многообразие неорганических веществ. Лекция. Анкетирование. В ы б о р т е м исследовательских проектов. 2. 1,5 Тема 2. Мир кислот. С е р н а я к и с л о т а и е е п р и м е н е н и е . Лабораторная работа. Занимательные опыты. Лекция, сообщения учащихся, лабораторная работа 3. 1,5 Соляная кислота и ее применение. Лабораторная работа. Занимательные опыты. Лекция, сообщения учащихся, лабораторная работа 4. 1 Уголь н а я к и с лот а и е е п р и м е н е н и е . Лабораторная работа. Занимательные опыты. Лекция, сообщения учащихся, лабораторная работа 5. 1 Синильная кислота и ее применение. Ле к ц и я ( и з у ч е н и е новою материала) 6. 1 Тема 3. Мир органических кислот. Уксусная кислота и ее применение. Лекция, сообщения учащихся, лабораторная работа 7. 2 Тема 4. Лабораторная работа «Свойства уксусной кислоты: удаление пятен ржавчины, гашение соды». Лабораторная работа
8. 1 Тема 5. Органические кислоты - родственники уксусной кислоты. Ле к ц и я ( и з у ч е н и е нового материала) 9. 1 Тема 6. Применение неорганических кислот в быту, промышленности и медицине. Лекция, сообщения учащихся, лабораторная работа 10. 1 Примснсние органических кислот в быту, промышленности и медицине. Лекция, сообщения учащихся 11. 1 Применение органических кислот в медицине. Анкетирование 12. 1 Тема 6. Итоговое занятие по обобщению материала – тест. Тестирование 13. 2 Тема 7. Защита творческой работы учащихся. Защита проектов Всего: 16
Требования к уровню усвоения курса.

Учащиеся должны знать:
1 .Классификацию неорганических соединений. 2.Состав и свойства неорганических кислот: соляной, серной, угольной, азотной, фосфорной, их основное применение. 3. Состав и свойства органических кислот: уксусной, муравьиной, молочной, лимонной, янтарной и других, их основное применение. 4.Тсхнику безопасности при приготовлении растворов кислот, солей. 5. Применение некоторых важнейших кислот в медицине.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
1 .Обращаться с химической посудой, л а б о р ато р н ы м оборудованием и реактивами. 2. Соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными препаратами, препаратами бытовой химии. 3. Распознавать опытным путем растворы соляной, серной, угольной, уксусной кислот, их солей. 4. Самостоятельно работать с дополнительной литературой; выбирать из общего главное; принимать правильные решения при ответе на вопросы; аргументировать свои ответы; делать выводы.
Литература для учителя:
1.Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2002. 2.Габриелян О.С. Химия. 10 класс. - М: Дрофа, 2003.
3.Байкова В.М. Химия после уроков. В помощь школе. - Петрозаводск: Карелия. 1976. 4.Молочко В.А., Крынкина СВ. Химия. - Москва: Химия, 1989. 5.Александров В.Н. Отравляющие вещества. - М., 1969. 6.Вредные вещества в промышленности. / Под ред. Лазарева Н.В. и Левиной Э.Н. - Л.. 1977. 7.Лечение острых отравлений. / Под ред. Тараховского М.Л. - Киев. 1982. 8.Справочник по оказанию скорой и неотложной помощи. - М.: Медицина. 1988. 9.Лидии Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. - Москва: Просвещение, 1977. Ю.Макаров К.А. Химия и медицина. - М.: Просвещение, 1981. 10 .Николаев Л.А. Химия и жизнь. - М.: Просвещение, 1973.
Литература д ля учащихся:
ГДобротин Р. О кислотах и солях. В помощь школьнику. - Ленинград: Детгиз, 1955. 2.Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин. - М: Аванта +, 2000. 3.Степин Б.Д.. Аликберова Л.10. Книга по химии для домашнего чтения. -Москва: Химия, 1994. 4.Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. - Москва: Высшая школа. 1992. 5.Штремплер Г.И. Домашняя лаборатория. - М.: Просвещение, 1996. 6.Штремплер Г.И. Химия на досуге. - М.: Просвещение, 1996.


В раздел образования