Автор: Платонова Галина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №11 Структурное подразделение "Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение дошкольников к таинственному миру растений для развития действенного отношения к природе"
Раздел: дошкольное образование
СТАТЬЯ
Приобщение дошкольников к таинственному
миру растений для развития действенного
отношения к природе
Подготовила воспитатель
ГБОУ ООШ №11
Структурное подразделение
«Детский сад «Сказка»
г.о. Новокуйбышевск 2017 г.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов
Земли
–
образование
людей
в
области
окружающей
среды,
экологическое
воспитание
подрастающего
поколения,
от
которого
моде
зависеть
судьба
природы и планеты Земля. Можно посадить малыша за стол и учить писать
палочки и буквы, изучать деревья и зверей по картинкам. А можно развивать
самые разнообразные качества – мышление, эмоции, речь, воображение – во
время
непосредственных
наблюдений
и
труда
в
природе.
Даже
у
самых
маленьких детей зеленое царство горшечных растений, расположенное чаще
всего на окне, начнет вызывать к себе интерес, если взрослые постепенно
вовлекут его в наблюдение за таинственным миром комнатной флоры. Растения
статичны и на неопытный взгляд малыша безжизненны. Задача взрослых –
показать
своеобразие
и
тайну
их
жизни.
Приучая
ребенка
к
регулярным
наблюдениям, мы показываем ему окраску и рисунок на листьях декоративных
растений, изящные линии ниспадающих стеблей у ампельных и замысловатые
изгибы и разветвления у прямостоящих их видов. Даже чисто зеленый цвет и
тот бывает неодинаков у разных растений.
Умение рассматривать растения, видеть его признаки и состояния – это
задача не только эстетического, но и умственно и нравственного состояния
ребенка. Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно
иную, чем человеческая, форму жизни. Начинает видеть в зеленом ростке
особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того,
полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой
водой или с добавлением удобрений, с любовью или равнодушно отнеслись к
нему.
Научившись
понимать
состояние
растений,
малыш
будет
им
«сочувствовать» или помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли,
сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно дошкольник сможет
оказать
действенную
помощь
зеленым
друзьям.
Маленькие
дети
любят
действовать.
Взрослые,
начиная
поливать
комнатные
растения,
говорит:
«Хочешь посмотреть, как я поливаю растения на окне? У меня есть лейка, а в
ней вода. В каждый горшочек я налью воды. А зачем мы поливаем растения?»
не следует спешить с ответом. Пусть ребенок удивится, подумает, выскажет все
свои предположения. Чтобы дети полюбили растения, мы рассказываем об их
происхождении. Одни – родом из влажных тропических лесов – им надо много
воды, их следует обильно поливать (колеус, традесканция, циперус). Другие –
родом из засушливых мест, и даже пустынь, где воды совсем мало. Их поливают
умеренно, нечасто (кактусы).
Наблюдение
за
комнатными
растениями
и
их
периодическое
рассматривание мы сочетаем с практической деятельностью дошкольников. Так
, начиная работу с детьми младшего возраста, мы выполняем работу вместе с
детьми.
Дети
по
желанию
выполняют
лишь
несложные
действия.
Если
у
ребенка все получается, то мы предлагаем ему полить растения. Для ребенка
такое доверие – это награда. Правда, его самостоятельность относительна:
воспитатель находится рядом, следит за его действиями и приходит ему на
помощь в момент затруднения. Всегда обязательно похвала: «Ты молодец! Мне
очень понравилось, как ты поливал растения, осторожно и аккуратно. Я тебе
нисколько не помогала, все сделал сам».
Старшие
дети
увереннее
в
своих
действиях,
глубже
воспринимают
окружающее – их труд по уходу за растениями сложнее. Они уже действуют
самостоятельно. Но это не означает бесконтрольность. Именно своевременный
контроль воспитателя способствует закреплению успехов детей в приобретении
трудовых
и
нравственных
навыков.
Обязательно
надо
сказать
ребенку
о
результатах его труда.
При
организации
совместного
труда
мы
показываем
новые
приемы,
способы. Например, как и какие растения надо мыть под душем, у каких листья
следует протирать мокрой тряпочкой, а какие надо очищать от пыли кисточкой,
как
палочкой
рыхлить
землю
в
горшках,
как
опрыскивать
растение
из
пульверизатора.
В
такие
моменты
из
разговоров
с
воспитателем
ребенок
приобретает новые знания: растениям нужен свет, который они поглощают
листьями. Нужна не только воды, но и воздух, землю надо рыхлить. Их надо
пересаживать в новую питательную почву.
Очень занимательным делом для детей является выращивание растений.
Выращиваем
с
ними
то,
что
растет
быстро
«прямо
на
глазах».
Чеснок,
посаженный в банку с водой, быстро дает корни, а затем и зелень. Наша роль не
только в том, чтобы дать малышу чеснок и показать, каким концом и как
посадить его в банку, но и в том, чтобы приобщить его к систематическим
наблюдениям,
и
помочь
ему
осмыслить
их.
Рост
и
развитие
растений
происходит
относительно
медленно,
ребенку
трудно
определить,
как
долго
растет чеснок. Помогут зарисовки. Мы показываем как под каждым рисунком
изобразить полоску времени – неделю. Для ребенка это не только не сложно, но
и увлекательно: в полоску должны быть семь одинаковых квадратиков ( 7 дней
недели). Каждый квадрат малыш раскрасит своим цветом. Таким образом за
месяц у ребенка получится пять рисунков, на которых образно и конкретно
будет показано, как менялся чеснок в течение месяца по мере своего роста и
развития. Мы предлагаем срезать зелень чеснока и покрошить ее в суп или
салат. А рисунки останутся! По ним ребенок сможет рассказать, как рос чеснок,
сосчитать
недели
и
точно
установить,
как
долго
он
выращивался.
Детям
интересно проращивать не только чеснок. В зимнее время на окне мы делаем
настоящую грядку, посадив на ней корнеплоды свёклы, петрушки, моркови.
При этом дети не только трудятся, поливая грядки на окне, но и наблюдают,
получают знания о том, как надо выращивать растения.
В зимнее - весеннее время, когда с земли еще не сошел снег, пышный
огород
на
окне
становится
особенно
привлекательным.
Ну
а
появление
долгожданных плодов – цветов на растениях – настоящий праздник для ребенка
и награда за его терпение и труд. С любовью в конце зимы дети ухаживали за
всходами нарциссов. Ваня первым заметил цветение и всем, кто входил в
группу, с восхищением сообщал: «А у нас расцвели нарциссы!» выращивать
новые растения можно и из черенков комнатных растений. Особенно интересно
наблюдать с детьми, как распускаются в вазе ветки деревьев или кустарников,
срезанные в конце зимы и поставленные в воду. Вот набухли почки, вот они
лопнули, вот появились листочки и сережки. Дети с удовольствием меняли воду
березовых веток, а в международный женский день подарили изящные веточки
с сережками сотрудницам детского сада.
Дети,
прошедшие
такую
школу
«зелёного»
воспитания,
смогут
самостоятельно
увидеть
прелесть
букета
в
вазе,
красоту
клумбы,
газона,
очарование пейзажа, с желанием будут трудиться на даче, помогая взрослым. В
лесу, на лугу, в парке, они проявят наблюдательность, пытливость ума. Это и
понятно, ведь они уже имеют первые и серьезные знания о таинственной жизни
зеленых друзей, умеют их беречь и радоваться им!