Напоминание

"Приобщение дошкольников к таинственному миру растений для развития действенного отношения к природе"


Автор: Платонова Галина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №11 Структурное подразделение "Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение дошкольников к таинственному миру растений для развития действенного отношения к природе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СТАТЬЯ

Приобщение дошкольников к таинственному

миру растений для развития действенного

отношения к природе

Подготовила воспитатель

ГБОУ ООШ №11

Структурное подразделение

«Детский сад «Сказка»

г.о. Новокуйбышевск 2017 г.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов

Земли

образование

людей

в

области

окружающей

среды,

экологическое

воспитание

подрастающего

поколения,

от

которого

моде

зависеть

судьба

природы и планеты Земля. Можно посадить малыша за стол и учить писать

палочки и буквы, изучать деревья и зверей по картинкам. А можно развивать

самые разнообразные качества – мышление, эмоции, речь, воображение – во

время

непосредственных

наблюдений

и

труда

в

природе.

Даже

у

самых

маленьких детей зеленое царство горшечных растений, расположенное чаще

всего на окне, начнет вызывать к себе интерес, если взрослые постепенно

вовлекут его в наблюдение за таинственным миром комнатной флоры. Растения

статичны и на неопытный взгляд малыша безжизненны. Задача взрослых –

показать

своеобразие

и

тайну

их

жизни.

Приучая

ребенка

к

регулярным

наблюдениям, мы показываем ему окраску и рисунок на листьях декоративных

растений, изящные линии ниспадающих стеблей у ампельных и замысловатые

изгибы и разветвления у прямостоящих их видов. Даже чисто зеленый цвет и

тот бывает неодинаков у разных растений.

Умение рассматривать растения, видеть его признаки и состояния – это

задача не только эстетического, но и умственно и нравственного состояния

ребенка. Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно

иную, чем человеческая, форму жизни. Начинает видеть в зеленом ростке

особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того,

полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой

водой или с добавлением удобрений, с любовью или равнодушно отнеслись к

нему.

Научившись

понимать

состояние

растений,

малыш

будет

им

«сочувствовать» или помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли,

сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно дошкольник сможет

оказать

действенную

помощь

зеленым

друзьям.

Маленькие

дети

любят

действовать.

Взрослые,

начиная

поливать

комнатные

растения,

говорит:

«Хочешь посмотреть, как я поливаю растения на окне? У меня есть лейка, а в

ней вода. В каждый горшочек я налью воды. А зачем мы поливаем растения?»

не следует спешить с ответом. Пусть ребенок удивится, подумает, выскажет все

свои предположения. Чтобы дети полюбили растения, мы рассказываем об их

происхождении. Одни – родом из влажных тропических лесов – им надо много

воды, их следует обильно поливать (колеус, традесканция, циперус). Другие –

родом из засушливых мест, и даже пустынь, где воды совсем мало. Их поливают

умеренно, нечасто (кактусы).

Наблюдение

за

комнатными

растениями

и

их

периодическое

рассматривание мы сочетаем с практической деятельностью дошкольников. Так

, начиная работу с детьми младшего возраста, мы выполняем работу вместе с

детьми.

Дети

по

желанию

выполняют

лишь

несложные

действия.

Если

у

ребенка все получается, то мы предлагаем ему полить растения. Для ребенка

такое доверие – это награда. Правда, его самостоятельность относительна:

воспитатель находится рядом, следит за его действиями и приходит ему на

помощь в момент затруднения. Всегда обязательно похвала: «Ты молодец! Мне

очень понравилось, как ты поливал растения, осторожно и аккуратно. Я тебе

нисколько не помогала, все сделал сам».

Старшие

дети

увереннее

в

своих

действиях,

глубже

воспринимают

окружающее – их труд по уходу за растениями сложнее. Они уже действуют

самостоятельно. Но это не означает бесконтрольность. Именно своевременный

контроль воспитателя способствует закреплению успехов детей в приобретении

трудовых

и

нравственных

навыков.

Обязательно

надо

сказать

ребенку

о

результатах его труда.

При

организации

совместного

труда

мы

показываем

новые

приемы,

способы. Например, как и какие растения надо мыть под душем, у каких листья

следует протирать мокрой тряпочкой, а какие надо очищать от пыли кисточкой,

как

палочкой

рыхлить

землю

в

горшках,

как

опрыскивать

растение

из

пульверизатора.

В

такие

моменты

из

разговоров

с

воспитателем

ребенок

приобретает новые знания: растениям нужен свет, который они поглощают

листьями. Нужна не только воды, но и воздух, землю надо рыхлить. Их надо

пересаживать в новую питательную почву.

Очень занимательным делом для детей является выращивание растений.

Выращиваем

с

ними

то,

что

растет

быстро

«прямо

на

глазах».

Чеснок,

посаженный в банку с водой, быстро дает корни, а затем и зелень. Наша роль не

только в том, чтобы дать малышу чеснок и показать, каким концом и как

посадить его в банку, но и в том, чтобы приобщить его к систематическим

наблюдениям,

и

помочь

ему

осмыслить

их.

Рост

и

развитие

растений

происходит

относительно

медленно,

ребенку

трудно

определить,

как

долго

растет чеснок. Помогут зарисовки. Мы показываем как под каждым рисунком

изобразить полоску времени – неделю. Для ребенка это не только не сложно, но

и увлекательно: в полоску должны быть семь одинаковых квадратиков ( 7 дней

недели). Каждый квадрат малыш раскрасит своим цветом. Таким образом за

месяц у ребенка получится пять рисунков, на которых образно и конкретно

будет показано, как менялся чеснок в течение месяца по мере своего роста и

развития. Мы предлагаем срезать зелень чеснока и покрошить ее в суп или

салат. А рисунки останутся! По ним ребенок сможет рассказать, как рос чеснок,

сосчитать

недели

и

точно

установить,

как

долго

он

выращивался.

Детям

интересно проращивать не только чеснок. В зимнее время на окне мы делаем

настоящую грядку, посадив на ней корнеплоды свёклы, петрушки, моркови.

При этом дети не только трудятся, поливая грядки на окне, но и наблюдают,

получают знания о том, как надо выращивать растения.

В зимнее - весеннее время, когда с земли еще не сошел снег, пышный

огород

на

окне

становится

особенно

привлекательным.

Ну

а

появление

долгожданных плодов – цветов на растениях – настоящий праздник для ребенка

и награда за его терпение и труд. С любовью в конце зимы дети ухаживали за

всходами нарциссов. Ваня первым заметил цветение и всем, кто входил в

группу, с восхищением сообщал: «А у нас расцвели нарциссы!» выращивать

новые растения можно и из черенков комнатных растений. Особенно интересно

наблюдать с детьми, как распускаются в вазе ветки деревьев или кустарников,

срезанные в конце зимы и поставленные в воду. Вот набухли почки, вот они

лопнули, вот появились листочки и сережки. Дети с удовольствием меняли воду

березовых веток, а в международный женский день подарили изящные веточки

с сережками сотрудницам детского сада.

Дети,

прошедшие

такую

школу

«зелёного»

воспитания,

смогут

самостоятельно

увидеть

прелесть

букета

в

вазе,

красоту

клумбы,

газона,

очарование пейзажа, с желанием будут трудиться на даче, помогая взрослым. В

лесу, на лугу, в парке, они проявят наблюдательность, пытливость ума. Это и

понятно, ведь они уже имеют первые и серьезные знания о таинственной жизни

зеленых друзей, умеют их беречь и радоваться им!



В раздел образования