Автор: Белоусова Оксана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 105"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе
Тема: "Состав числа 8"
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в
подготовительной к школе группе на тему:
« Состав числа 8».
Подготовила: Белоусова Оксана Анатольевна
Задачи приоритетной образовательной деятельности - «Познавательное развитие».
-закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке;
-уточнить знание известных геометрических фигур;
- закреплять умение ориентироваться на ограниченной территории (учебная доска, лист
бумаги, страница тетради);
- закреплять элементарные представления о времени, последовательности всех дней
недели, месяцев, времени года;
- познакомить с образованием числа 8, цифрой 8;
Задачи ОО в интеграции:
«Речевое развитие».
-приучать детей - будущих школьников- проявлять инициативу с целью получения новых
знаний;
- совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их
знанием и целью высказывания;
-помогать правильно строить простые и сложные предложения, использовать языковые
средства для соединения их частей(чтобы, потому что);
«Художественно- эстетическое развитие».
- развивать эстетические чувства, эмоции, переживания;
«Социально- коммуникативное развитие».
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм;
- воспитывать культуру поведения в общественных местах.
«Физическое развитие».
- формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности;
-совершенствовать технику основных движений;
- развивать координацию движений.
Предварительная работа:
- повторение образования числа 7;
- дидактические игры: «Назови скорей», «Угадай свое место».
Демонстрационный материал:
-числовой ряд от1 до 10;
- картинки с изображением предметов транспорта;
- картинки, в которых есть изображение цифры 8;
- мольберт, доска.
Раздаточный материал:
- фишки;
- тетради, карандаши;
- карточки с номерами.
Методические приемы:
-организационный момент;
- мозговой штурм;
- физминутка;
- дидактические игры;
- продуктивная деятельность.
Ход занятия.
В: - Ребята, сегодня такой замечательный день. Давайте улыбнемся друг другу. Если у
кого-то и было не очень хорошее настроение, оно, несомненно, сейчас улучшилось.
«Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ты мой друг и я твой друг дружат вы
все друзья вокруг.»
В: - Ну, что я смотрю вы все веселые, бодрые, умные, как смотрите на мое предложение
отправиться в кукольный театр?
Д: -Мы очень хотим отправится в кукольный театр.
В: - До театра мы будем добираться на транспорте.
(на мольберте вывешиваются картинки разных видов транспорта и в углу каждой
картинки есть условное обозначение, геометрические фигуры в цвете.)
В: - Но какой нам нужен транспорт, вам придется узнать, разгадав математическую
загадку.
(Выдается загадка на карточке. Воспитатель загадывает загадки, а дети по условным
обозначениям должны узнать подходит этот транспорт или нет.)
Загадки:
- Какой транспорт не может ездить по асфальтированной дороге в городе, т.к. у него
железные колеса и длинный состав? (поезд).
- Какому транспорту необходима взлетная полоса? (самолет).
- Для какого транспорта необходима вода? (теплоход).
- У какого транспорта есть электрические рога? (троллейбус).
- Какой транспорт перевозит пассажиров по рельсам? ( трамвай).
- А все таки какой транспорт нам необходим? (автобус).
( Небольшая разминка перед посадкой в автобус).
Физминутка.
«Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.»
В: - Все автобусы имеют свои номера маршрутов и количество посадочных мест в нем.
Вот подошел первый автобус №10 в нем всего 10 мест можем ли мы в нем поместиться?
Дети высказывают гипотезы: да, нет.
В.:- Вопрос был один, а мнений вон сколько. Что же нам делать?
Д: - Посчитать сколько нас.
В: Давайте попробуем.
Кто-то из детей пересчитывает всех.
Д: нас 12 человек.
В: - Какой вывод можно сделать?
Д - Нас 12, значит этот автобус нам не подходит.
В: -Ждем следующий автобус. А вот и он -автобус под номером №8 в нем 12 посадочных
мест. Как вы думаете. Подойдет ли он нам?
Д: - Да, подойдет. Нас 12 и место посадочных тоже 12.
В: - Можем отправляться. Вот мы и добрались до нашего театра. Почему-то нас не
пропускают внутрь театра. Что случилось?
Д: - У нас нет билетов. Нам надо купить билеты.
В: - Ребята, в театре два ряда правый и левый, каждое место имеет свой номер. Что бы
узнать свое место, нужно ответить на вопрос.
(проводится игра «Угадай свое место»)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Сколько времен года? (4)
- Какое число стоит между 5 и 7? (6)
- Сколько в неделе выходных? (2)
- Какое число получиться, если 4 увеличить на 1? (5).
- Сколько месяцев в году? (12).
- Сколько лап у двух собак? (8)
- Сколько пальцев на одной руке? (10)
- Какое число получиться, если 10 уменьшить на 1? (9)
- Какое число стоит между 10 и 12? (11)
- Сколько глаз у светофора? (3)
- Сколько солнышек на небе? (1)
Дети отвечают на вопросы, получают билет, находят свое место присаживаются.
В: - Мы собрались в театр, а какой спектакль, будем смотреть вы у меня даже, не
спросили.
Д: - А какой?
В: - Выполнив, все мои задания вы и узнаете, как называется спектакль. За выполненное
задание вы будете получать цветок, собрав все цветы мы сможем узнать название
спектакля.
Задание №1
К
К
С
К
К
К
К
- Сколько всего квадратов на доске? 6+1=7
- Сколько красных квадратов, синих квадратов?
- Каким по порядку стоит синий квадрат?
- На какие группы можно разбить квадраты?
Задание №2
Игра «День- ночь»
В: - Запомните эти квадратики. Ночью, пока все спят, происходят разные чудеса.
Посмотрим ,что произойдет.
В: - «Ночь».
(дети «засыпают», воспитатель меняет синий квадрат на красный).
В: - «День». Что изменилось?
Д:- Все квадраты стали красными.
Стало 7 красных квадратов.
В: - «Ночь».
(дети «засыпают», воспитатель добавляет в ряд 1 красный квадрат).
В: - «День». Что изменилось?
Д: - Появился красный квадрат.
В: - Сколько квадратов стало в ряду.
Д: - 8
В: - Как получили 8 квадратов?
Д: - К 7 квадратам прибавили еще 1 квадрат, получили 8 квадратов.
В: - Как, получилось число 8?
Д: - 7+1=8.
В: - Число мы обозначаем цифрой 8.
(вывешивается цифра 8).
Задание №3
В: - На что похожа цифра 8?
Д: - Ответы детей. Стихи к ответам детей.
- У восьмерки два кольца.
Без начала и конца.
- Цифра восемь так вкусна
Из двух бубликов она.
- К этой цифре ты привык
Цифра 8- снеговик.
- Цифра восемь плюс крючки-
Получаются очки.
Задание №4
В: - Ребята, у вас на столе лежат фишки и мешочки. Я предлагаю поиграть вам в игру
«Угадайте, сколько фишек в моей руке».
- Эта игра нам поможет научиться составлять число 8.
- в правой руке 2 фишки (положите их в красный мешочек), в левой ? (6) (положите в
синий мешочек). А в белый мешочек, сколько всего фишек положили в два мешочка.
- в левой руке 3 фишки (положите в синий мешочек), в правой ? (5) ( положите в красный
мешочек). А в белый мешочек, сколько всего фишек положили в два мешочка.
- в правой руке 4 фишки (положите их в красный мешочек), в левой ? (4) (положите в
синий мешочек). А в белый мешочек, сколько всего фишек положили в два мешочка.
- в левой руке 5 фишек (положите в синий мешочек), в правой ? (3) ( положите в красный
мешочек). А в белый мешочек, сколько всего фишек положили в два мешочка.
- в правой руке 6 фишек (положите их в красный мешочек), в левой ? (2) (положите в
синий мешочек). А в белый мешочек, сколько всего фишек положили в два мешочка.
В: - Играя, в игру, мы с вами вместе узнали, как можно составить число 8.
А как вы думаете у нашей цифры много друзей, которые похожи на неё
Задание №5
В: - Давайте посмотрим на эти рисунки и узнаем, где спрятались восьмерки.
Д: - В мышке, мишке, зайце, грибке, груше, матрешке.
В: - Почему восьмерка так обрадовалась мишке, мышке, зайке, матрешке, грибу, груше?
Д: - Все они напоминают восьмерку.
В: - Действительно, наша восьмерка очень рада, что нашла своих друзей.
« Я так мила, я так кругла
Я состою из двух кружочков
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы дружочков.»
В: - Давайте немного с вами разомнемся.
(дети встают возле стульчиков)
- Как Буратино пишет цифру в 8 своим носом?
- Как её пишет дирижер?
- Как футболист?
В: - Садитесь. Открываем тетради и тоже обводим карандашом цифру 8. Выберите самую
красивую и нарисуйте на ней корону.
Молодцы, ребята! Восьмерка очень рада знакомству с вами. Но она не уверена, запомнили
ли вы, из каких двух чисел можно составить число8. Давайте повторим. Для этого
выполним второе задание в тетради. У каждого из вас изображены стручки с зелеными
горошинами, дорисуйте желтые горошины так, чтобы в каждом стручке было по 8
горошин.
В: - Все справились? Давайте проверим.
(проверяются выполненные задания, кто, сколько добавил горошин в свой стручок, по
мере ответов вывешиваются рисунки с правильным изображением).
В: - Молодцы! Спасибо! Вы справились, со всеми заданиями, собрали все цветы в букет и
осталось только одно узнать, как же называется наш спектакль, который мы с вами можем
посмотреть в театре. И здесь нам тоже не обойтись без математики и загадок. В названии
какой русской народной сказки встречаются знакомые нам цифры 1+7.
Посмотрите, цветы тоже необычные, они могут нам помочь отгадать название спектакля,
давайте перевернем их и посмотрим, что получается.
«В лесу темном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали
В домик волка не пускали
Это сказка для ребят.»
В: - Молодцы! Правильно!
«Волк и семеро козлят».
- Даже и в сказке можно найти число8.
В: - С каким числом мы сегодня познакомились?
- Как его получили в самом начале? 7+1
- На что похожа цифра 8?
В: - Мне кажется, цифра 8 будет рада, если вы придумаете и скажете мне на прогулке
другие предметы, в которых она спряталась.
В: - Какое задание вам понравилось больше всего?
- Какое задание было трудным?
- Как ты считаешь, ты хорошо поработал?
- Почему ты так решил?
- За что бы ты себя похвалил?
В: - Оценка работы детей на занятии.
- Мне понравилось, как внимательно меня слушали. Правильно отвечали. Угадали с
помощью игры, как составить число8. Все вместе вспомнили название спектакля «Волк и
семеро козлят». Аккуратно работали в тетрадях. Молодцы! Поэтому всем в конце
полагаются бурные аплодисменты как артистам в театре.