Автор: Петухова Виктория Петровна Должность: воспитатель ДОУ Учебное заведение: МДОУ Д/С общеразвивающего вида №39 УКМО Населённый пункт: город Усть-Кут, Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: проект "Мой город" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №39
Усть- Кутского муниципального образования
Проект
«Мой город»
Автор: воспитатель
В. П. Петухова
г. Усть- Кут
2016г
Введение
Любовь к родному городу , поселку, гордость за свою страну имеют
огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и
уважения
ее
истории
и
культуры
невозможно
воспитать
гражданина
и
патриота
своей
Родины,
сформировать
у
детей
чувство
собственного
достоинства,
положительные
качества
личности.
Для
этого
лучше
всего
начать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети
должны знать тот район, в кортом они живут, видеть красоту тех улиц, по
которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того,
что
город-часть
большой
страны,
а
дети-
жители
России,
ее
граждане.
Гражданин-житель страны, который признает ее законы, потому что он любит
свою страну.
Цель - формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его
истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его
благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и
т р а д и ц и я м
н а р о д а .
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его
действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному
городу, родной стране
у него проявляются в чувстве восхищения своим
городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе
работы по ознакомлению детей родным городом.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, удачных занятий.
Это
результат
длительного,
систематического
и
целенаправленного
воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной
страной- процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к
случаю.
Положительного
результата
можно
достичь
систематической
работой,
и
эта
работа
должна
проходить
не
только
на
специально
организованных видах деятельности , но в основном вне их.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному
городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об
истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех,
кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям
городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности,
то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Основная часть
Использование технологии проектирования предполагает разработку и
реализацию проектов. Поэтому содержание представлено в рамках проекта.
Интеграция позволяет организовывать ознакомление с культурой родного
города в разных видах деятельности.
Методы, используемые при ознакомлении с искусством города, отвечают
задачам организации педагогического процесса в совместной деятельности
воспитателя и детей, соответствуют детской природе, стремлению ребенка к
игре.
Данный проект проходил в три этапа
Первый этап - подготовительный
Изучение методической литературы, составление перспективного плана,
создание развивающей среды, подбор игр и оборудования.
Второй этап - реализация проекта.
Использование разнообразных методов и приемов позволяет создать яркие
впечатления от соприкосновения с прекрасным, пробудить творческую искру,
создать ситуации «практикования в творчестве»:
- активизирующие формирование ценностных установок, позиции субъекта
творческой деятельности, желание проявлять индивидуальность (рефлексия
освоенного – обсуждение вопросов: «Что я нового узнал? », «Что мне больше
всего понравилось, запомнилось? », «хочу сделать (нарисовать, сочинить) по-
своему»;
-
стимулирующие
развитие
художественно-эстетического
восприятия,
эстетических
и
творческих
способностей
(эстетических
представлений,
ассоциирования, воображения);
-
инициирующие
интересы
и
обогащающих
творческое
освоение
приобретенного опыта детей (эвристические и исследовательские методы и
приемы (проблемные вопросы, «загадки и секреты» искусства и творчества,
детские игровые проекты);
- стимулирующие творческое отражение освоенного опыта.
Ознакомление с родным городом происходит поэтапно. Основная задача –
это
направленность
на
социализацию
ребенка
в
пространстве
городской
культуры, развитие у него способности «читать город, как текст», используя
язык ассоциаций.
На первом этапе в процессе ознакомления детей с родным городом важно
создать
визуальный
ряд.
Этому
способствуют
экскурсии,
просмотр
компьютерных
презентаций.
В
единстве
с
просмотром
презентаций
используются такие методы, как игровое моделирование, игра-путешествие,
архитектурные загадки.
На этом этапе важно удивить ребенка, показать, как много необычного в
обычных вещах.
Прием «Описание-рассуждение»: воспитатель образно описывает создание
художественного образа при рассматривании картины (скульптуры, предмета,
знакомит с «историей» и последовательностью создания, приводит «эмоции и
размышления автора в процессе деятельности.
В работе с детьми помогают презентации по темам: «Город трех названий»,
«Архитектура города», «Памятники города», и т. д.
Например:
Сегодня я приглашаю вас на прогулку по городу Усть-Куту. (Показ слайдов)
- Проехать по нашим улицам одно удовольствие: осенние деревья,
красивые
дома.
Следовательно,
общая
направленность
первого
этапа
–
усиление эмоционального отклика детей на красоту городского пространства.
Это позволяет перейти к разгадыванию смыслов архитектурных сооружений
и городской символики, организации «диалога» с детьми на втором этапе
ознакомления с культурой родного города.
На втором этапе с помощью приема «диалоги об искусстве» рассмотрим
творческие работы художников, композиторов, поэтов.
«Диалог»
осуществляется
через
организацию
восприятия
городского
пространства и сопровождается проблемным обсуждением.
Проблемное
обсуждение
направлено
на
выдвижение
объяснительных
гипотез,
поиск
ассоциаций,
рассматривание
изображений
с
готовыми
ассоциациями
и
установление
их
значения,
сравнения,
формулирования
вывода.
Варианты проблемных ситуаций, игр, упражнений
Проблемная ситуация «Что такое красота? ». Детям предлагается подумать,
что такое Красота? Обсудить провокационные вопросы: что можно назвать
красивым? Кто создает красивые вещи? Зачем это делается? Как художники
создают прекрасные произведения?
Ролевые
игры
и
игровые
приемы:
обыгрывание
изображенных
эпизодов,
скульптур; фантазирование: о чем может многоэтажный современный дом
рассказать старому маленькому домику и т. д.
При рассматривании картин используются следующие приемы:
- «Нахождение сходства и различия» - детям предлагается определить, что
общего и чем отличаются рассматриваемые объекты;
- «Будь внимательным» - в изображениях или объектах найти похожие или
одинаковые объекты;
- «Назови картину» - последовательно придумать названия всем картинам,
скульптурам в зале и сравнить с названиями, данными авторами;
- «Подбери символы» - подобрать символы, подходящие по цветовой гамме,
по содержанию;
- «Что видим, слышим, чувствуем, переживаем» - рассматривая предмет,
рассказать, что видишь, какие звуки «слышишь», какие ощущения возникают
при рассматривании и т. д.
- «Домысливание» - придумывание событий до и после изображенного на
картине.
- «Черно-белое и цветное» - детям демонстрируется черно-белая ксерокопия
и
цветное
изображение
объекта,
предлагается
их
сравнить,
увидеть,
как
меняется настроение изображения с изменением цвета.
В данном проекте не маловажная роль отводится поисково-собирательная
работе:
Знакомство с историей города на основе материалов музеев (краеведческий)
и др. Сбор личных вещей, книг, фотографий, как рядовых граждан, так и
известных людей, участников войн.
Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по городу. Изготовление
схем:
целевые
прогулки
по
городу,
виртуальные
экскурсии
«Памятники
города Усть-Кута».
Важно
обращать
внимание
на
образность
поэтического
языка,
слушанье
стихотворений
Сборник стихов о родном Усть-Куте, «Город мой» С. Желтиков и другие
произведения. Слушанье песни «Усть -Кутская земля».
Наиболее эффективным считается метод стимулирования и мотивации
познавательной,
игровой
деятельности.
Данный
метод
включает
в
себя:
познавательные
игры,
сюжетно-ролевые
игры,
беседы,
встречи
с
интересными людьми, викторины, оформление альбомов.
На этом этапе важно обеспечить оценку продукта детской деятельности
значимыми для ребенка людьми – родителями, сверстниками, педагогами.
Особое значение в работе уделяется
взаимодействию с родителями.
Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей
семьи, узнали о своих знаменитых предках и т. д. Во время работы по
проектам можно много
узнать о родственниках: это подвиги дедушек и
бабушек
во
время
войны,
Совместно
с
родителями
подбираются
привлекательные предметы (репродукции картин, оригинальные фотографии,
куклы,
сувениры
и
т.
д.)
.
Формы
работы
с
мини-музеем
–
различные:
систематизация,
организация
выставок,
обыгрывание
коллекций,
исследование и т. д.
Третий этап – презентация проекта.
Проведение праздника «Край родной навек любимый», где принимают
участие средний и старший дошкольный возраст, родители воспитанников.
Созданы фотоальбомы, альбомы с рисунками детей о родном городе.
Заключение
Метод проекта позволяет детям усвоить материал через совместный поиск
решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным
и
мотивационным.
Проектная
деятельность
развивает
творческие
способности
дошкольников,
помогает
самому
педагогу
развиваться
как
творческой личности.
Проводимая работа помогает детям испытывать любовь и привязанность к
родному
дому,
семье,
городу,
краю,
гордиться
своим
народом,
его
достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.