Автор: Асланиди Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 215
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Ролевые игры в 5-6 лет
Раздел: дошкольное образование
Сюжетно-ролевая игра
в жизни
дошкольников
Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные
функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях
воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Общение ребенка это
способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение
внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения
своих мыслей.
Какие качества развиваются у ребенка по сюжетно-ролевой игры?
Игра является характерной формой деятельности детей дошкольного возраста. Становление
ребенка как личность происходит в играх. В ролевых играх между детьми складываются
отношения сотрудничества взаимопомощи, заботы и внимания друг к другу. В дошкольном
возрасте общение детей становится более регулярными и продолжительными, а игры
разнообразны. В них на более строгой основе распределяются роли, получают разработку
сюжетная основа игры. Переход на новую игровую форму общения, которая
характеризуется в самостоятельности ребенка. В играх ребенок учиться воспринимать и
передавать информацию, следить за реакцией собеседника. В этом возрасте расширяется
круг общения ребенка. Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают
друг друга, в зависимости таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.
Для чего играть в сюжетно-ролевые игры
В сюжетно-ролевые игры играют и мальчики, и девочки. На первый план выдвигается игра
СЕМЬЯ, но не менее важны игры в школу, в магазин, в больницу, и т.п. Такие игры дают
возможность малышу примерить на себя роли доктора, пациента, учителя, ученика, мамы,
папы, братика, сестренки, друга, продавца, проявить заботу и участие в другом человеке с
точки зрения выбранной роли, то есть получить определенный социальный опыт.
Поэтому, играя с детьми в ролевые игры, мы учим их правильному поведению, правильному
выражению заботы, любви, уважения, правильному пониманию принятых ролей.
Предлагаем Вам подборку популярных детских сюжетно — ролевых игр. Здесь Вы узнаете,
как играть в такие игры, что для них понадобится, чему научат они Вашего ребенка.
Мы вам расскажем о том, какие сюжеты лучше выбирать для ролевых игр с ребенком, а
также как в них лучше играть, чтобы игра не только забавляла и развлекала, но и обучала и
развивала его.
Первое, на что обратим Ваше внимание, что игра — это навык, и этому навыку нужно
ребенка учить. Так как в 5-ти летнем возрасте основной способ обучения — это совместная
игра, то для начала поиграйте вместе с малышом: пусть он понаблюдает за Вами и начнет
потом действовать самостоятельно. Вы только будете руководить этой игрой..
«Семья»
Она наиболее популярна среди детей, вполне уместно поиграть в семью и в гостях, и на
детском празднике, и в семейном кругу. Причем роли могут быть распределены как угодно:
настоящая мама может исполнять роль маленькой дочки, а папой может стать 5-тилетний
мальчик. Чтобы хорошо войти в роль, используйте различные атрибуты — личные вещи,
одежду, игрушки. Перед началом игры обговорите, чем занимается каждый член «семьи».
Допустим, дочка ходит в детский сад, играет, помогает маме, смотрит за кошкой и т.д. Папа
ходит на работу, читает газету, смотрит телевизор. Мама убирает, готовит, стирает, гуляет с
детьми, ходит в магазин и т.д.
Играя в семью, можно использовать кукол — это будет кукольная семья, или мягкие
игрушки — это семья животных.
Игра в семью помогает ребенку усвоить правила поведения в семье, «примерить» на себя
разные социальные роли, установить, углубить, расширить понимание семейных
взаимоотношений и отточить их навыки.
«Больница»
Избавиться от страха перед докторами ребенку поможет сюжет, связанный с поликлиникой.
Для игры понадобится докторский игровой набор.
Хочу поделиться собственным опытом игры с маленькой дочкой. Нам предстояло сделать
УЗИ ребенку, примерно в возрасте 1,5 — 2 лет. Поскольку Настенька весьма нелояльно
реагировала на докторов, накануне «знаменательного» события мы поиграли с ней в УЗИ.
Папа был доктором, для игры мы использовали докторский набор. Девочке понравилось,
что УЗИ — это щекотно, и она постоянно просила поиграть еще. На следующий день папа с
дочкой пошли на УЗИ, прихватили с собой игрушечный фотоаппарат (любимая игрушка на
тот момент). Папа предложил Насте сфотографировать для мамы все, что будет происходить
в кабинете. УЗИ прошло на УРА. Ребенок полностью воспринял процедуру как игру.
«Купание куклы»
Если Ваш малыш не любит купаться, мыть голову, то предложите ему побыть кукольным
родителем и поиграйте с ним в купание куклы. Капризы, скорее всего, больше не
повторятся.
В этой игре у малыша будет возможность проявить о ком-то заботу, а также одновременно
он сможет выучить названия туалетных принадлежностей.
Для игры Вам понадобятся: тазик или ванночка для кукол, кукла, которую можно мочить
(лучше — пупсики), мочалка, мыло, полотенце, халатик.
Как играть: действуйте так же, как и с собственным ребенком. Налейте с малышом воду в
ванночку. Попробуйте, не горячая ли она. Разденьте куклу, опустите ее в ванночку, помойте
ее с мылом и мочалкой, вытащите из воды, вытрите полотенцем, наденьте халатик или
пижамку. Укачайте и спойте колыбельную песенку.
«Накрываем на стол и приглашаем к столу»
Чтобы научить ребенка правильно вести себя за столом, нужно не просто объяснять ему,
как это делать. Гораздо важнее проиграть эту ситуацию, прожить ее.
Для игры понадобятся: столик и стульчики (можно настоящие, можно кукольные), посудка,
салфетки, еда, чай, куклы-гости.
Как играть? Застелите стол скатертью, распределите места — кто где будет сидеть,
разложите салфетки, сервируйте стол вместе с малышом, потом вежливо пригласите гостей
за стол.
«Детский сад»
Если Ваш малыш вдруг почему-то заупрямился и не хочет идти в детский сад, поиграйте с
ним в сюжетно — ролевую игру «Детский сад» и понаблюдайте за ним очень внимательно:
что ребенок говорит от имени воспитательницы, нянечки, других деток. Скорее всего, он
обязательно расскажет о том, что его беспокоит.
Такой сюжет поможет быстрее адаптироваться к садику или раскрыть то, что тревожит
ребенка.
Аналогичным образом можно поиграть с ребенком по сюжетам: «Большая уборка»,
«Парикмахерская», «Семейный выходной», «Лечим больного медвежонка», «День рождения
куклы», «Проезд в автобусе», «Школа», «Строительство» и многое другое.