Автор: Ковтун Алевтина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Практикум для родителей
Тема: "Влияние окружающего мира на развитие ребенка"
Раздел: дошкольное образование
«Влияние окружающего мира на развитие ребёнка»
"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму"
( китайская пословица).
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно.
Знакомство с
бесконечными,
постоянно
изменяющимися
явлениями,
начинается
с
первых
лет
жизни
малыша.
Явления
и
объекты
природы
привлекают
детей
красотой,
яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок
обогащает свой чувственный опыт.
Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего
мира,
тем
больше
у
него
возникает
вопросов.
Основная
задача
взрослого
состоит
в
том,
чтобы
помочь
ребёнку
самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Общение
детей
с
природой
-
не
столько
интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия
детей
с
природой,
приносящая
радость,
развивающая
гуманные
чувства
и
правильное
отношение
к
природе,
ко
всему живому.
Чем больше органов чувств задействовано в познании,
тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте.
Следовательно,
расширяются
его
п р е д с т а в л е н и я ,
позволяющие
ему
сравнивать,
различать,
активно
размышлять и сомневаться.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда
новых
впечатлений,
любознательность,
постоянное
стремление
экспериментировать,
самостоятельно
искать
новые сведения о мире традиционно рассматриваются как
важнейшие
черты
детского
поведения.
Исследовательская,
поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он
настроен
на
познание
мира,
он
хочет
его
познать.
Исследовать,
открыть,
изучить
-
значит
сделать
шаг
в
неизведанное. Это огромная возможность для детей думать,
пробовать,
искать,
экспериментировать,
а
самое
главное
самовыражаться. Необходимо
помочь детям в проведении
этих исследований, сделать их полезными.
В
поисково-исследовательской
деятельности
дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить
присущую
ему
любознательность,
упорядочить
свои
представления о мире.
Развитие исследовательских способностей ребёнка -
одна
из
важнейших
задач
современного
образования.
З н а н и я ,
п о л у ч е н н ы е
в
р е з у л ь т а т е
с о б с т в е н н о г о
эксперимента,
исследовательского
поиска
значительно
прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что
получены репродуктивным путём.
В
дошкольном
возрасте
экспериментирование
является
ведущим, а в первые три года - практически единственным
способом познания мира. Например, строительные игры с
песком,
водой
помогают
решить
многие
проблемные
ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый
- нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке;
каким
вещам
вода
на
пользу,
а
каким
во
вред?
Все
эти
вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать
выводы.
Только через действие ребёнок сможет познать
многообразие окружающего мира и определить собственное
место в нём.