Автор: Кудымова Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: мадоу " Детский сад № 424"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: проект
Тема: "Игры в семейном кругу как способ приобщения родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения"
Раздел: дошкольное образование
На тему: «Игры в семейном кругу как способ приобщения родителей к
образовательной деятельности дошкольного учреждения»
Вступление
Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «Об
утверждении
федеральной
программы
развития
образования»
обязывает
работников
дошкольного
образования
развивать
разнообразные
формы
взаимодействия
с
семьями
воспитанников,
так
как
система
образования
должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но
и
на
общественный
образовательный
спрос,
на
реальные
потребности
потребителей образовательных услуг.
В
современных
социальных
условиях
в
основе
новой
философии
взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за
воспитание
детей
несут
ответственность
родители,
а
все
остальные
социальные
институты
призваны
поддержать
и
дополнить
их
воспитательную деятельность.
В
научной
литературе,
посвященной
вопросам
детско-родительских
отношений,
подчеркивается
зависимость
формирования
индивидуальных
особенностей ребенка от родительских позиций – стилей воспитания (А. Я.
Варга, А. И. Захаров, Р. В. Овчарова, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер и
др.). Авторы различных концепций, тем не менее, согласны друг с другом в
том, что отношения с родителями имеют для психического здоровья ребенка
первостепенное значение.
Признание приоритета семейного воспитания потребовало совершенно
иных
отношений
семьи
и
дошкольного
учреждения.
Эти
отношения
определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Н. К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о
работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об
уровне
знаний
самих
родителей,
о
помощи
им
в
деле
самообразования,
вооружения их известным педминимумом, привлечения их к работе детского
сада» [10, с. 219]. Существенной стороной взаимодействия детского сада и
семьи является то, что детский сад служит «организующим центром» и
«влияет на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше
организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.
В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила
[Там же].
2
В последнее время практически в каждом нормативно-правовом или
методическом
документе
активно
декларируется
необходимость
тесного
сотрудничества
общественного
образования
с
семьей,
психолого-
педагогического просвещения родителей.
Современные
исследования
показывают,
что
осознанное
включение
родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка
позволяет значительно повысить его эффективность.
Анализ
психолого-педагогической
литературы
по
проблемам
объединения усилий дошкольного учреждения и семьи (Н. Ф. Виноградова,
Л. В. Загик, С. К. Карлиев, В. К. Котырло, Т. А. Маркова, А. К. Менжанова, О.
Н. Урубанская, Л. Ф. Островская и др.), а также осмысление практики работы
ДОУ
в
этом
направлении
показывают,
что,
хотя
в
последнее
время
наметились
новые
перспективные
формы
сотрудничества,
тем
не
менее,
семья при этом остается лишь объектом воздействия. В результате обратная
связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не
используются в полной мере [7; 8; 9].
В настоящее время все более пристальное внимание начинает уделяться
взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники стараются
наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных
форм
взаимодействия
с
семьей
и
ищут
новые,
нетрадиционные
формы
сотрудничества
с
родителями
в
соответствии
с
изменением
социально-
политических и экономических условий развития нашей страны.
Но для того чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия,
необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в
частности,
педагог
должен
знать
типологию
семей,
психологические
особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили
общения родителей с детьми в различных семьях. Педагоги ДОУ вполне
отдают
себе
отчет
в
том,
что
каждая
семья
имеет
ряд
индивидуальных
особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне [9, с. 76].
3
Традиционные
формы
взаимодействия
педагогического
коллектива
дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных
условиях
с
вариативными
инновационными
технологиями
организации
взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.
Во
многих
ДОУ
складывается
уникальный
опыт
работы
в
этом
направлении. Так в нашем детском саду мы начинаем активно привлекать
родителей к организации досуговой деятельности детей, проводя игры в
кругу семьи. К данному типу игр относятся прежде всего традиционные или
ретро игры.
Многие виды современных дидактических и досуговых игр связаны
своим содержанием с традиционными играми. К сожалению, многие из этих
игр сегодня утрачены, их правила забыты. Необходимо подчеркнуть, что во
всём мире сегодня отмечается возросший интерес к традиционным детским
играм.
Специалисты
разных
областей
знаний
(историки,
этнографы,
педагоги, психологи, искусствоведы и др.) исследуют традиционные игры.
В
течение
целого
ряда
лет
в
лаборатории
игры
и
развивающей
предметной среды Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца под
руководством доктора психологических наук С. Л. Новосёловой проводились
исследования
традиционных
(народных)
детских
игр.
Согласно
ее
классификации,
традиционные
игры
делятся
на
следующие
виды
–
обрядовые,
тренинговые
и
досуговые.
Вместе
с
тем
анализ
содержания
традиционных
игр
целого
ряда
народов
свидетельствует,
что
подобное
деление
традиционных
игр
носит
условный
характер,
в
содержании
отдельных
видов
игр
превалирует
та
или
иная
направленность
и
одновременно присутствуют качества, характерные для игр другого типа.
Во все времена и у всех народов детская игра име¬ла особое значение,
которое вдвойне усиливается в случае совместной игры родителей и детей.
Играя, дети стараются понять окружающий их мир. В подвижных играх с
правилами
проживаются
и
осваиваются
эмоциональные
состояния,
обобщенные модели человеческих отношений, выработанных в традиции
4
народа
(«Каравай»,
«Коршун»,
«Салки»,
«Прятки»,
«Жмурки»,
«Казаки-
р а з б о й н и к и » … ) ,
п р о и сход и т
ф и з и ч е с ко е ,
э м о ц и о н а л ь н о е
и
психофизиологическое
развитие
ребенка.
Игра
рассматривается
нами
как
динамическая модель социальных отношений в рамках культурной традиции
(социокультурная
модель),
инициирующая
весь
спектр
базовых
эмоций,
сопровождающих
эти
отношения
и
позволяющая
участникам
освоить
их
культурные формы.
В игре ребенок получает непосредственный опыт управления, владения
своими эмоциональными состояниями. В игре эти эмоциональные состояния
вспыхивают,
захватывают
участников,
но
ограничиваются
правилами,
опосредствуются
правилами
игры,
которые
создают
когнитивно-волевую
опору поведению и позволяют ребенку справиться с аффективными, трудно
контролируемыми эмоциональными состояниями. Так в игре дети обретают
необходимый
жизненный
опыт
владения
эмоциями,
которые
являются
движущей силой, энергетической составляющей поступков.
Свобода
самоопределения
ребенка
относительно
игры
поддерживает
особый
ресурс
развития
его
рефлексивных
способностей
–
делает
возможным двуплановость его существования в игровой ситуации. Человек
играющий вынужден все время находиться в двух планах – в игре и в
действительности
одновременно,
что
способствует
развитию
такой
уникальной возможности человека как удерживание им не одной программы
действий, а сразу нескольких.
Действия
с
различными
игровыми
предметами
требуют
от
ребёнка
быстроты
реакции,
умения
управлять
своими
движениями,
действовать;
сноровки в области ручных действий, необходимой им в жизни. Все эти
жизненно важные действия нужны в любом сообществе. Именно поэтому
тренинговые игры, возникшие в глубокой древности, дошли до наших дней и
нужны современным детям.
В
традиционных
играх
у
детей
формируется
способность
к
моделированию на знаковой (символической) основе реальных житейских
5
ситуаций. При этом следует заметить высочайший уровень абстрагирования
действительности при моделировании её в традиционной игре. Игровой знак
обеспечивает
планирование
игры,
устанавливая
определённую
последовательность действий с учётом иерархии знака, присущего игровому
предмету
(камень,
кость)
или
действию.
Так
игра
учит
детей
правилам
социальной жизни, поведению в обществе, трудовым действиям. В ходе игры
дети не только следуют правилу, но должны знать, как, после чего вступать в
игру, продолжать, заканчивать, то есть планируют свои игровые действия в
зависимости и от правил, и от достигнутого результата своего или партнёра
по игре. Играя, дети приобретают элементарные представления о количестве,
числе
и
порядке;
зачастую
число
закрепляется
в
самом
названии
игры,
например, узбекская игра в камешки «Пять камней»[2].
Благодаря духу соперничества, стремления к победе, опыту успехов и
неудач, в этих играх формируется такое значимое личностное качество как
достижение успеха. В процессе наблюдения за своими и чужими действиями
в игре, их результатами у детей формируются способности к самоанализу,
самооценке, саморегуляции эмоций и поведения.
Можно сказать, что традиционная игра, организованная совместными
усилиями семьи и ДОУ, оказывает комплексное воздействие на организм и
психическую деятельность дошкольника.
Работая в тесном контакте и сотрудничестве с родителями, воспитатели
образовательного
учреждения
обеспечивали
ребенку
эмоциональный
комфорт, возможность почувствовать себя нужным в группе, что помогало
ему открыться и готовило его к дальнейшему полноценному проживанию в
детском коллективе.
Деятельность детского образовательного учреждения по формированию
просоциального
поведения
дошкольников
совместно
с
семьей
через
организацию
и
проведение
комплекса
игр
в
кругу
семьи
способствует
решению
педагогических
задач
(усилению
воспитательного
потенциала
семьи,
созданию
в
ней
благоприятного
нравственно-психологического
6
климата),
повышает
эффективность
социализации
и
формирования
социальной
компетентности
личности
в
семье
посредством
внесения
изменений в ее функционирование [1].
7
ГЛАВА I. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1.1.
Структура проекта
Название проекта: «Игры в кругу семьи».
Разработчик: Кудымова Елена, воспитатель, МАДОУ «Детский сад №
424» г. Перми.
Продолжительность
проекта:
среднесрочный,
в
период апрель
‒
декабрь 2016 г.
Участники
проекта:
2
младшая
группа
детского
сада,
родители,
воспитатели, педагог-психолог.
Образовательная
область:
Примерная
образовательная
программа
дошкольного образования «Истоки» (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В.
Антонова
и
др.),
в
комплексе социально-коммуникативное,
речевое
и
художественно–эстетическое направления и физическое развитие.
Актуальность:
Модернизация
системы
образования
в
России
предъявляет
новые
требования
к
дошкольным
образовательным
учреждениям:
и
к
организации
в
них
воспитательно-образовательного
процесса, и к уровню качества образовательных услуг.
Интенсивное развитие наук и технологий, расширение образовательных
запросов
социума,
большое
число
неблагополучных
семей
требуют
от
современного
воспитателя
огромного
багажа
психолого-педагогических
знаний,
умения
быть
советчиком,
консультантом,
помощником
каждой
конкретной семье. Конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является
важным направлением деятельности, а также условием развития социально-
педагогической
системы
детского
сада.
Взаимодействие
воспитывающих
взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном
здоровье ребенка.
К
сожалению,
во
многих
дошкольных
учреждениях
продолжает
сохраняться тенденция одностороннего взаимодействия педагогов с семьей.
Недооценка
ресурсов
семьи,
неумение
ими
грамотно
«распорядиться»
8
сдерживает
переход
как
общественного,
так
и
семейного
воспитания
из
одного качественного состояния в другое.
Проблема
взаимодействия
дошкольного
учреждения
с
семьей
на
сегодняшний
день
остается
актуальной,
приобретая
порой
обостренный
характер.
Сложности
в
отношениях
между
семьями
и
образовательными
учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных
ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.
Семьи
нередко
не
удовлетворены
качеством
дошкольного
образования,
аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям
быть
социально
защищенными,
не
формируют
у
детей
способностей
к
самореализации,
не
оказывают
родителям
необходимой
психолого-
педагогической
помощи.
Со
своей
стороны
педагоги
ДОУ
предъявляют
серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении
как
недостаточно
компетентным
воспитателям,
не
выполняющим
свои
обязанности
по
отношению
к
собственным
детям,
не
создающим
необходимые
условия
для
удовлетворения
потребностей
детей
в
защите,
уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.
Длительный мониторинг в сочетании с анализом богатого опыта работы
педагогического
коллектива
нашего
дошкольного
учреждения
с
семьями
позволяет выделить в работе по этому направлению следующие основные
этапы:
–
1
этап
–
изучение
семей
воспитанников,
детско-родительских
отношений, посещение семей на дому;
– 2 этап – разработка программы сотрудничества и составление планов
работы с семьями в соответствии с их особенностями (выбор содержания,
форм, средств взаимодействия с семьей);
– 3 этап – реализация программы сотрудничества.
При
этом
используются
как
традиционные,
так
и
нетрадиционные
формы взаимодействия, причем традиционные формы осмысливаются по-
новому.
9
Среди нетрадиционных форм можно выделить совместный для детей,
родителей и сотрудников ДОУ досуг, в основе которого лежат традиционные
игры и праздники, активными организаторами которых выступают родители.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и
необходимость
активного
сотрудничества
семьи
и
детского
сада
в
организации
и
проведении
игровой
деятельности
детей,
и
с
другой
–
отсутствие
целенаправленной,
систематической
работы
в
условиях
ДОУ
привели к выбору темы исследования.
Вовлекая родителей в жизнь детского сада, активизируя их, располагая к
сотрудничеству,
удастся
наладить
эффективную
работу
с
семьями
воспитанников, решая запланированные образовательные задачи.
Практико-ориентированность
проекта:
составление
картотеки
традиционных
игр,
направленных
на
активное
взаимодействие
дошкольников и родителей, которая может быть использована педагогами
ДОУ и родителями. Проект находится в стадии апробация.
Цель
проекта:
на
основе
изучения
теории
и
практики
выявить
и
теоретически обосновать эффективность игры в кругу семьи как формы
активного приобщения семьи к жизни детей в условиях ДОУ
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи проекта:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования,
обосновать актуальность проблемы проекта;
2) определить особенности традиционных игр и их привлекательность
для дошкольников;
3) выявить эффективные способы организации игр в кругу семьи в
условиях ДОУ, повышая педагогическую культуру родителей;
4) установить доверительные и партнерские отношения с родителями
воспитанников:
5) приобщить семью дошкольников к совместной деятельности в форме
игры.
10
Обеспечение проекта: методические, учебные и электронные материалы
по теме проекта
Предполагаемый
результат
реализации
проекта:
основываясь
на
целевые ориентиры по ФГОС, в рамках реализации данного проекта можно
сформулировать следующий ожидаемый результат:
-
родители
становятся
активными
участниками
педагогического
процесса ДОУ;
-
повышается
психолого-педагогическая
компетентность
родителей
в
вопросах детско-родительских отношений;
- ребенок умеет выстраивать эффективные социальные отношения со
сверстниками
и
взрослыми,
проявляет
самостоятельность,
толерантность,
инициативность и коммуникабельность в совместной деятельности.
Продукты
проектной
деятельности: картотека
традиционных
игр,
разработанная
совместно
с
родителями,
семейные
творческие
работы,
выставки и др.
Презентация результатов проекта: родительские собрания, размещение
информации на стендах и сайте ДОУ.
1.2 Рабочий план реализации проекта
Этап
Действие, мероприятие
Участники,
ответственны
е
Результат
Сроки
1 этап:
подготови
тельный
1.
Наблюдение
за
детско-родительскими
отношениями
Воспитптели,
педагог-
психолог
Характеристик
а семьи,
картотека
семей группы
Апрель
2016
2. Постановка целей и задач работы
Воспитптели,
Привлечение
семьи к
формированию
доверительных
партнерские
отношения с
детьми и
педагогами
Апрель
2016
3. Информирование родителей о задачах
проекта
Воспитптели,
Апрель
2016
4. Мотивирование родителей и детей на
участие в проекте
Воспитптели,
Апрель
2016
2 этап:
основной,
формиру
1.Создание картотеки традиционных игр
для младших дошкольников
Родители и
воспитатели
Картотека в
электронном и
печатном виде
Март-
ноябрь
2016
11
ющий,
практиче
ский
2. Презентация и проведение семейных игр
Родители и
воспитатели
Улучшение
детско-
родительских
отношений,
комплексное
развитие детей,
партнерские
отношения
семьи и доу
Март-
ноябрь
2016
3. Участие родителей в продуктивной
деятельности
Родители и
воспитатели
Родители стали
активнее,
проявили
заинтересованн
ость
Март-
ноябрь
2016
4.Организация и проведение семейных
праздников в условиях ДОУ
Родители и
воспитатели
Улучшение
детско-
родительских
отношений,
комплексное
развитие детей,
партнерские
отношения
семьи и доу
Март-
ноябрь
2016
3 этап:
контроль
но-
диагности
ческий,
заключит
ельный
1. Выставка продуктов совместной
деятельности родителей и детей,
фотографий
Воспитатели,
родители
Предоставлени
е и оценка
результатов
реализации
проекта
Декабрь
2016
2. Совместное мероприятие с родителями в
форме итогового собрания
Воспитатели,
родители
Декабрь
2016
3. Диагностика детско-родительских
отношений и физического и
эмоционального состояния детей
Воспитатели,
педагог-
психолог
Определение
эффективности
проекта
Декабрь
2016
Возможные риски реализации проекта:
- Низкая мотивация родителей;
- Нерегулярная посещаемость детей детского сада.
Возможность
дальнейшего
развития
п р о е к т а : Совместная
деятельность
детей
и
родителей
может
быть
направлена
на
расширение
границ семейного досуга за счет вариантов дополнительных решений в его
организации
с
привлечением
сотрудников
и
возможностей
структур
в
формате микрорайона, на территории которого находится ДОУ.
12
Глава II.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
2.1 Методологические приемы и практика реализации проектных
мероприятий
Современному
дошкольному
учреждению
в
условиях
высокой
динамики
общественных процессов и огромного потока информации требуются такие
методы организации образовательной деятельности, которые формировали
бы активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников в
добывании знаний; развивали бы исследовательские, рефлексивные навыки;
формировали
бы
умения,
непосредственно
сопряженные
с
опытом
их
применений
в
практической
деятельности,
т.
е.
компетенции.
Все
вышеперечисленное может обеспечить метод проектов.
Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного
накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами
деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает
состоятельность
и
эффективность
использования
проектного
метода
в
дошкольной образовательной практике.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в
научной
педагогической
литературе
он
упоминается
в
контексте
с
гуманизацией
образования,
проблемным
и
развивающим
обучением,
педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным
подходами;
интеграцией
знаний,
социальным
воспитанием,
совместным
творческим созиданием и др.
Перспективность
метода
проектов
заключается
в
том,
что
он
дает
возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения,
обобщения
и
умения
делать
выводы,
творческого
мышления,
логики
познания,
пытливости
ума,
совместной
познавательно-поисковой
и
исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков
и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые
позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных
13
действий
обучающихся
с
обязательной
презентацией
этих
результатов.
Проектное
обучение
можно
представить
как
способ
организации
педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей
средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной
цели.
Объектом
проектирования, по
мнению
исследователей,
может
стать
педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство
системы
целей
образования
и
всех
факторов
педагогического
процесса,
способствующих
достижению
целей.
Между
тем
для
каждого
педагога
важнейшим
являются
вопросы,
связанные
с
про ектированием
образовательного
процесса
по
конкретной
методике
индивидуальной
воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия,
педагогической ситуации.
Советы воспитателю по работе над проектом
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана с детьми и родителями по реализации
проекта поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого участника проекта тематикой.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.
5. Вводить детей и родителей в проблемную ситуацию, доступную для их
понимания, с опорой на детский личный опыт.
6.
Тактично
рассматривать
все
предложенные
детьми
варианты
решения
проблемы:
ребенок
должен
иметь
право
на
ошибку
и
не
бояться
высказываться.
7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над
проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком,
используя индивидуальный подход.
9.
Творчески
подходить
к
реализации
проекта,
ориентировать
детей
на
использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом,
создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества
11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в
виде праздника, шоу, театрализованного действа и т. п.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
14
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2.
Разработка
плана
достижения
цели
(воспитатель
обсуждает
план
с
родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов
проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской
деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта.
Основные этапы метода проектов:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку или родителю выбрать наиболее
актуальную и посильную для них задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:
• к кому обратиться за помощью (родителю, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта — практическая часть.
4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.
Алгоритм разработки проекта
Этапы
Задачи
Деятельность проектной
группы
Начальный
Определение проблемы
(темы). Выбор группы
участников
Уточнение
имеющейся
информации, обсуждение
задания
Планирование
Анализ проблемы.
Определение источников
информации. Постановка
задач и выбор критериев
оценки результатов.
Распределение ролей в
команде
Формирование задач,
накопление информации.
Выбор и обоснование
критерия успеха
Принятие решения
Сбор и уточнение
информации. Обсуждение
альтернатив. Выбор
оптимального варианта.
Уточнение планов
деятельности
Наблюдение.
Консультации
Выполнение
Выполнение проекта
Работа над проектом, его
оформление
Оценка результатов
Анализ выполнения
проекта, достигнутых
Участие в коллективном
анализе проекта и
15
результатов (успехов и
неудач)
самооценке
Защита проекта.
Подготовка к защите.
Обоснование процесса
проектирования.
Объяснение полученных
результатов, их оценка
Защита проекта. Участие
в коллективной оценке
результатов проекта
2.2 Анализ полученных результатов
П ед а го г и
д о ш кол ь н о го
у ч р е ж д е н и я
ф о рм и ру ют
н е
т о л ь ко
знания, умения, навыки
дошкольников, но
и
помогают
адаптироваться
к
социальной
жизни. Они
обучают
детей
через
совместный
поиск
решений, предоставляют
им
возможность
самостоятельно
овладевать
ролево
-
игровыми
действиями. Уважение
к
ребенку, принятие
его
целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия
гуманистиче ского
подхода.
Как
один
из
методов
о бу ч е н и я
дошкольников, м е т о д
п р о е к т о в
о с н о в ы в а е т с я
н а
и н т е р е с а х
детей, предполагает
самостоятельную
активность
воспитанников. Только
действуя
самостоятельно, дети
учатся
разными
способами
находить
информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти
знания для создания новых объектов деятельности.
В
выпускной
квалификационной
работе
проведено
практическое
исследование по организации проекта на базе МАДОУ № 424 г. Перми. В
детском
саду
созданы
условия
для
всестороннего
развития
детей.
Мы
постарались научить детей совместно с родителями собирать информацию,
выяснять, где
ее
можно
найти
и
как
оформить. Первая
часть
проекта
закончилась мероприятием – праздником « Моя любимая игра», где дети и
родители рассказали о своей любимой игре и научили в нее играть. На
данном
этапе
могу
отметить,
что
качественно
изменился
стиль
общения родителей с
ребенком, о н и
с т а л и активными
участниками
16
образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться
наибольших результатов в работе с дошкольниками. Таким образом, считаю,
что ожидаемые результаты к концу проекта будут достигнуты, а именно
изменится
тип
родительского
отношения
с
неэффективного
на
э
ф
ф
е
к
т
и
в
н
ы
й
.
17
Заключение
Использование
проекта
в
дошкольной
образовательной
практике
рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода
проектов
заложена
идея
о
направленности
познавательной
деятельности
дошкольников
на
результат,
который
достигается
в
процессе
совместной
работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–
творческой
деятельности;
совокупность
приемов,
операций
овладения
определенной областью практического или теоретического знания, той или
иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную
разработку
проблемы
(технологию),
которая
должна
завершиться
вполне
реальным,
осязаемым
практическим
результатом,
оформленным
тем
или
иным образом.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования
является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в
окружающем,
сформулировать
проблему,
определить
цель
(замысел).
Поэтому
в
воспитательно-образовательном
процессе
ДОУ
проектная
деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие
дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся
непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой
педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения
от своих успехов и успехов ребенка.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных
областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Процесс
обучения
становится
не
только
более
экономным,
но
и
более
интересным.
Проектная
деятельность
развивает
наблюдательность,
творческое
и
критическое
мышление,
самодисциплину,
культуру
речи,
позволяет
участникам
быть
более
активными
в
дошкольной
жизни,
способствует
развитию
у
детей
и
педагогов
навыков
общения
в
группе,
18
умение
отстаивать
и
доказывать
свою
точку
зрения,
умения
публичного
выступления.
Проектная
деятельность,
основываясь
на
личностно-ориентированном
подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать
развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке
стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать
личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты
педагогической деятельности.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это
оптимальный,
инновационный
и
перспективный
метод,
который
должен
занять
свое
достойное
место
в
системе
дошкольного
образования.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из
методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно
повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление,
умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об
интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания
новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему
ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования
метода
проектов
в
дошкольной
практике
является
то,
что
взрослым
необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже
провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей
в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к
обучению
и
воспитанию,
в
конечном
итоге,
она
должна
способствовать
развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке
стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать
личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты
педагогической деятельности.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он
дает
возможность
развития
наблюдения
и
анализа
явлений,
проведения
сравнения,
обобщения
и
умения
делать
выводы,
творческого
мышления,
логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и
19
исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков
и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Список литературы
20
1.
Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей//
Дошкольное воспитание. 2002. № 9. С. 52–58.
2.
Вместе
с
семьей:
пособие
по
взаимодействию
дошкол.
образоват.
учреждений и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик
и др. М.: Просвещение, 2005. 191 с.
3.
Евдокимова
Е.
С.
Педагогическая
поддержка
семьи
в
воспитании
дошкольника. М.: Сфера, 2005. 56 с.
4.
Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья.
Методика работы с родителями. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 114 с.
5.
Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Астрель: АСТ,
2003. 78 с.
6.
Иваненко М. А. К вопросу о взаимодействии педагогов дошкольного
образовательного учреждения с семьей // Педагогическое образование в
России. № 5. 2013. 30- 33 с.
7.
Качанова И. А., Лялина Л. А. Традиционные игры в детском саду. М.:
Сфера, 2011. 112 с.
8.
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. М. : Сфера, 2004.
112 с.
9.
Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10 т. Т. 6. Дошкольное
воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта. М.: Изд-во АПН,
1959. 219с.
10.Леонтьева
А.,
Лушпарь
Т.
Родители
являются
первыми
педагогами
своих детей // Дошкольное воспитание. № 8. 2001. С. 57–59.
11.Новосёлова С. Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное
воспитание. № 3. 1997. С. 84–87.
12.Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания
детей раннего возраста «Воспитание и обучение» 2002. № 8. 8-13 с.
13.Павлова Л.О Взаимодействие семейного и общественного воспитания
на современном этапе развития дошкольного образования
14.Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N
1351
"Об
утверждении
федера льного
г о с уд а р с т в е н н о г о
образовательного стандарта среднего профессионального образования
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование" (с изменениями и
21
дополнениями)
Система ГАРАНТ: base.garant70810642/#ixzz4ENlFwVcE
15.Свирская
Л.
И.
Работа
с
семьей:
необязательные
инструкции.
М.:
Линка-Пресс, 2007. 117 с.
16.Стельмах О. Д., Ступина В. Н., Чернушевич В. А. Народная игра как
средство
профилактики
девиантного
поведения
в
у с л о в и я х
урбанизации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.
№ 3. 2013. С. 69–75.
17.Стукова
О.И.,
Хайдукова
Л.В. Современный
детский
игровой
фольклор:
считалки»
//
Муниципальное
образование:
инновации
и
эксперимент. № 5. 2012. С. 65–68.
18.Теряева И. П. Игра – как средство развития творческих способностей
детей младшего школьного возраста // Инновационные программы и
проекты в образовании № 2. 2011. С. 74–77.
19.Ч е р н у ш е в и ч
В . А . Экспериментальное
исследование
психоэмоциональных
ресурсов
народных
игр
(фольклора)
/ /
Психология и право. 2014. № 1. 22 с.
Приложение
1.
Картотека
традиционных
игр
Народные
игры
Игра
«
У
мишки
во
бору
»
На земле чертятся две прямые на расстоянии 6-7 метров друг от друга.
За одной линией стоит «мишка» (водящий), за другой – дети. Игроки выходят
из дома и идут в лес (пространство между двумя линиями), чтобы собирать
ягоды и грибы. Они «дразнят» мишку, подходя максимально близко к его
берлоге и распевая хором веселую песенку:
22
Как у мишки во бору
Ягоды-грибы беру.
А мишка не спит,
Все на нас он глядит.
Как только текст закончится, мишка должен выскочить из своей берлоги
и
постараться
осалить
кого-то
из
играющих.
Дети
стремятся
поскорее
забежать в свой дом (за черту). Тот, кого водящий поймает, сам становится
медведем.
Игра «Красочки»
Эта старинная русская народная игра имеет несколько названий, одно из
которых
–
«Светофор».
Выбирается
«монах»
(водящий)
и
«продавец».
Остальные участники игры договариваются и загадывают цвета красок так,
чтобы не было повторов (у каждого участника будет свой цвет). Монах
приходит
к
продавцу
и
просит
дать
ему
красочку.
«Продавец»
говорит:
«Красок у меня много, а тебе какая нужна?» Монах называет какой-нибудь
цвет, к примеру, синий. Если такого цвета никто не загадывал, продавец
отвечает: «Иди по синей дорожке, отыщи синие сапожки, поноси и назад
принеси». Монах начинает игру заново. Если синяя краска кем-то загадана,
игрок старается сбежать от монаха, а тот догоняет его. Если догнать и
осалить
удается,
то
монах
становится
«краской»,
а
осаленный
игрок
–
монахом. Если нет – игра начинается заново с тем же водящим.
Игра
«
Салки
»
Веселая народная подвижная игра для детей. Выбирается водящий – он
должен
догонять
игроков
и
«салить».
Осаленный
становится
«водой»
и
должен бегать за остальными участниками, держать при этом за ту часть
тела, за которую дотронулся только что бывший ведущий.
23
Игра
«
Казаки
-
разбойники
»
Знаменитая народная русская игра для дошкольников и ребят постарше.
Дети делятся на две команды – казаков и разбойников. У казаков имеется
свое укрытие, в котором сидит сторож – он будет в течение всей игры
охранять
пойманных
разбойников.
Казаки
сначала
дают
возможность
разбойникам разбежаться и спрятаться. При этом команда должна оставлять
за собой «улики» - на земле рисуются стрелки, оставляются записки и т.п.
подсказки. Но следы могут нести и ложную информацию.
Спустя 10-20 минут казаки выходят из своего укрытия и начинают
искать разбойников. Конец игры наступает тогда, когда все разбойники будут
найдены
и
отведены
под
охрану
сторожу.
Затем
разбойники
с
казаками
меняются ролями.
Игра «Гуси»
На
детской
площадке
на
расстоянии10
метроврисуются
две
параллельные линии – это «дома». За одну черту заходят игроки (гуси), за
другую один человек (хозяин). Меж домами стоит волк (водящий).
Далее начинается известный каждому с детства диалог:
- Гуси-гуси? (хозяин) - Га-га-га! (гуси) - Есть хотите? - Да-да-да! - Ну,
летите! - Нет-нет-нет! Серый волк за горой не пускает нас домой!
После этого гуси должны перебежать на сторону хозяина так, чтобы
«волк» их не осалил. Тот, кто попадется водящему, сам становится «волком»
Игра
«
Прятки
»
Эта
русская
народная
игра
для
детей
знакома
каждому,
но
не
все
пользуются ее вариантами. Основное правило заключается в том, что «вода»
ищет
спрятавшихся
на
улице
или
в
помещении
детей.
То,
место,
возле
которого он начинает отсчет вслух до 20, 50 или 100 называется коном. Это
бывает стенка, дерево и т.п. Как только водящий увидит, кого-то из игроков,
он бежит на кон, стучит по нему и громко произносит имя найденного
человека.
24
Если обнаруженный участник успеет добежать до кона раньше «воды»,
пойманным он не считается – ребенок отходит в сторонку и ждет конца игры.
В следующий раз на роль ведущего назначается тот, кто был обнаружен
самым последним, если тот, конечно, не успел постучать по кону. Когда
«вода» находится очень далеко, каждый игрок имеет право выскочить и
тихонько
пробраться
к
кону,
постучать
и
назвать
свое
имя
–
это
будет
гарантией того, что он не станет последним из найденных игроков.
Игра
«
Поймай
рыбку
»
Эта русская народная игра для помещения вполне подходит. Игроки
образуют
круг.
Выбирается
«вода»
-
он
встает
в
центр
и
берет
в
руки
веревочку или скакалку. В детском саду его роль исполняет воспитатель. Вода
вращает веревку по земле вокруг своей оси, а участники должны успеть через
нее перепрыгнуть. Кто попадется (не успеет перепрыгнуть) на «удочку»,
выбывает из игры либо становится на место ведущего.
Игра
«
Тише
едешь
»
Отличная народная игра в детском саду. «Вода» и игроки встают по
разные стороны от двух линий (они рисуются на расстоянии 5-7 метровдруг
от друга). Цель участников – как можно скорее достичь водящего и до него
дотронуться. Тот, кто сделает это раньше остальных – занимает его место. Во
время движения игроков вода периодически произносит: «Тише едешь –
дальше будешь. Замри!» На этом слове играющие должны замереть. Теперь
задача
ведущего
–
сделать
так,
чтобы
кто-то
пошевелился,
посмеется,
заговорит. Тогда участнику придется вернуться на начало пути – за черту.
Разрешается
строить
игрокам
гримасы,
рассказывать
что-то
забавное,
внимательно вглядываться в глаза, но не дотрагиваться.
Игра «Горелки»
Одна
из
русских
народных
зимних
игр.
Малыши
выстраиваются
в
колонну по двое, держась за руки. Ведущий становится к ним спиной в
нескольких шагах и произносит: «Гори-гори ясно, чтоб не погасло! Раз, два,
три – последняя пара выбеги!» Ребята, которые стоят последними в колонне,
25
быстро перебегают и встают впереди. Ведущий же должен поторопиться,
чтобы опередить их, заняв одно место первой пары. Кому места не хватило,
сам становится «водой», который сам назначает бегущую пару (последнюю,
вторую, четвертую и т.п.). Задача игроков – быть внимательными и помнить,
какими по счету в колонне они стоят.
Игры
народов
мира
для
детей
Игра
«
Аисты
» (
украинская
)
В игре принимают участие 6-8 детей, которые изображают аистов. Все
игроки
встают
в
общий
круг,
и
каждый
из
них
очерчивает
вокруг
себя
окружность поменьше (диаметром 1 метр) – это будет «гнездо». Водящий
встает в центр большого круга – «гнезда» у него нет. Когда «вода» подаст
сигнал, аисты должны поднять правую ногу и так остаться стоять. Водящий
тоже прыгает на одной ноге, а затем запрыгивает в чье-нибудь «гнездо».
Тогда два конкурента выскакивают из «гнезда» и прыгают на одной ноге,
огибая общий круг (ногу разрешается уже менять). Тот, кто первым, вернется
к исходному кружку, остается в «гнезде». Опоздавший назначается водящим.
26
Игра
«
Хромая
курица
» (
туркменская
)
Игроки делятся по командам, в каждой из которых по три человека. Все
участники
встают
вдоль
линии
старта.
Двое
крайних
из
каждой
тройки
берутся
за
руки,
а
стоящий
посередине
забрасывает
левую
ногу
на
их
соединенные меж собой руки. Получается «хромая курица» на пяти ногах. По
сигналу ведущего начинается гонка, в которой побеждает команда, которая
придет к финишу раньше соперников.
Игра
«
Квинта
» (
литовская
)
В
такой
игре
разных
народов
для
детей
участвуют
5
игроков.
На
асфальте
или
земле
чертится
квадрат
со
стороной10
метров.
Четыре
участника становятся по четырем углам фигуры. В центре квадрата рисуется
круг диаметром полтора метра – в него встает пятый человек (квинта).
«Угловые» бросают в квинту мяч, а тот старается увернуться от предмета, не
выходя за границы очерченного круга. Тот, кто попадает в квинту, становится
на его место.
27
Игра
«
Шпень
» (
белорусская
)
По центру поля устанавливают шпень (деревянный брусок). Рядом с ним
стоит
ведущий.
Игроки
образуют
круг,
у
каждого
в
руке
бита.
Цель
участников – с силой бросить биту так, чтобы попасть в шпень и чтобы он
откатился максимально далеко от центра. Если кому-то удается это сделать,
то ведущий бежит за бруском, а игроки в это время должны подобрать
брошенные биты.
Когда «вода» установит шпень, он должен успеть схватить одну из бит
раньше, чем это сделал ее хозяин. Если ему это не удалось, он остается
ведущим в следующем круге. Замечательная игра народов мира для детей не
только в деревне, но и в городских условиях (в парке, сквере). Шпень можно
заменить кеглей, а биты - мячиками (так попасть по шпеню будет еще
труднее).
28
Игра
«
Один
в
кругу
» (
венгерская
)
Дети становятся в круг, в центре которого находится водящий. Игроки
начинают
перекидывать
друг
другу
маленький
мяч.
Задача
«воды»
-
перехватить игрушку. Любой ребенок может неожиданно кинуть мячик в
ведущего. Если тот от мяча не увернется, игра продолжается. Если водящий
поймал мяч в руки или увернулся от него, то он занимает место в кругу, а тот
игрок, который бросал в него мяч становится в центр.
Игра
«
Балтени
» (
латышская
)
Для такой подвижной игры народов мира для детей лучше выбрать
летнее время. Местом проведения может стать парк или полянка. Все игроки
ложатся
лицом
вниз
на
травку
и
закрывают
глаза.
Водящий
закидывает
балтени (биту) как можно дальше в заросли травы или кусты. По его сигналу
участники бегут искать предмет. Тот, кто его первым отыщет, становится
водящим.
29
Приложение 2. Сценарий семейного спортивного праздника
Вход-танец детей с флажками «Спортивный марш».
Речевка: Пусть летят к нам в комнату
Все снежинки белые,
Нам совсем не холодно –
Мы зарядку делаем!
(Дети садятся на скамейки)
Ведущий
(из
родителей).
Добрый
день,
дорогие
друзья,
подлинные
любители спорта, ценители красоты и здоровья! Сегодня у нас праздник
семьи. И мы рады приветствовать вас на спортивном празднике семейных
команд.
Родители такой народ,
На занятость спешат сослаться!
Всем надо спортом заниматься!
И вот, чтоб ставить всем рекорды
И о больницах забывать,
Над взрослыми в вопросах спорта
Решили дети шефство взять!
Ведущий. Празднику спортивному рада вся семья,
Спортивных достижений желаем вам, друзья!
Все. Ура! Ура! Ура!
Ведущий.
Позвольте
открыть
наш
спортивный
праздник.
И
представить
участников наших соревнований.
Ведущий: Папы – (встают) Вот они перед нами – слегка бодрые, местами
подтянутые и даже в чем-то непобедимые, а в чем именно – мы узнаем позже.
Ведущий: Мамы
– (встают)
Они
всегда
в
форме.
Дают
о
себе
знать
постоянные тренировки: плита, бег по магазинам, уход за детьми, стирка,
30
уборка. И даже ежегодные передышки 8 марта не выбивают их из колеи. И
мы уверены, что сегодня именно они будут задавать тон соревнованиям!
Ведущий: И,
наконец, дети!
(показывает) Это они еще с пеленок долгие
годы закаляли постоянными тренировками и объединяли своих родителей в
дружескую команду, ставя перед собой все новые задачи: тяжело в учении,
легко в бою.
Ведущий: По
плечу
победа
смелым,
ждет
того
большой
успех
Кто, не дрогнув, если нужно вступит в бой один за всех.
Пусть жюри весь ход сраженья без промашки проследит
Кто окажется дружнее, тот в бою и победит.
В е
д
у
щ и
й
: П р е д с т а в л я е м
в а м
с у д е й с к у ю
коллегию__________________________________________________________
Ведущий:
Вы знаете, ребята, к нам сегодня придет гость. А вот кто,
отгадайте сами.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
А сейчас он к нам спешит,
Добрый…
(Ответ: доктор Айболит.)
(Звучит музыка. Входит доктор Айболит.)
Айболит: Успел к вам на праздник и очень я рад!
По полям, по лесам, по лугам я бежал,
И два только слова шептал:
«Детский сад, детский сад, детский сад!»
Я приехал к Саше, я приехал к Оле. Здравствуйте, дети. Кто у вас болен?
Ведущий: Здравствуйте, добрый доктор Айболит. У нас все в порядке, все
здоровы и веселы.
Айболит: Я должен это проверить сам.
(Доктор начинает обход родителей, жюри. Действует по тексту.)
Айболит: Сейчас я погляжу из-под очков на кончик ваших язычков.
31
У кого живот болит? У кого аппендицит?
Каждый раз перед едой фрукты моете водой?
Все дышите! Не дышите! Все в порядке, отдохните!
Руки дружно поднимите. Превосходно! Опустите.
Да, доволен я осмотром. Здоровы, действительно, здоровы!
(осмотр детей)
Доктор Айболит: Есть у вас ангина?
Дети. Нет!
Доктор Айболит. Скарлатина?
Дети. Нет!
Доктор Айболит. Холерина?
Дети. Нет!
Доктор Айболит. Аппендицит?
Дети. Нет!
Доктор Айболит. Малярия и бронхит?
Дети. Нет!
Доктор Айболит. Какие вы здоровые дети! Вы только посмотрите! Да,
доволен я осмотром, здоровы все!
Вам лениться не годится!
Помните, ребята!
Даже звери, даже птицы
Делают зарядку.
Ведущий. Как?
Доктор Айболит. А вот так!
Ведущий: Итак,
конкурс 1-й «Разминка»!
Все приглашаются к участию!
(все участники, гости встают и делают зарядку по показу Айболита)
(жюри совещается)
Под музыку входит Медведь.
32
Ведущий. Здравствуй, Мишенька! Ты пришёл к нам в гости? А почему ты
такой грустный?
Мишка. Я немного толстоват,
Я немного косолап…
Но поверьте мне, ребята,
В этом я не виноват.
Айболит: А скажи, Мишутка, нам,
Чем ты занят по утрам?
Мишка. Я, ребята, долго сплю:
До полудня я храплю!
Айболит: Расскажи нам по порядку,
Как ты делаешь зарядку.
Физкультурой занимаешься?
Водою обливаешься?
Мишка. Нет, зарядку-то, ребята,
Я не делал никогда.
Закаляться? Что вы, братцы,
Ведь холодная вода.
Может, средство есть такое,
Чтобы сильным, ловким стать.
От других не отставать?
Айболит: Есть такое средство! Есть!
Надо меньше мёда есть!
Утром долго не валяться,
Физкультурой заниматься!
Ведущий. Чтобы здоровым стать надо быстро бегать, прыгать и скакать! И
мы тебе, сейчас, Мишка, покажем, как надо дружить со спортом! А ты
вместе с Айболитом будешь нам помогать?
Мишка, Айболит: Да!!!
33
2 конкурс «Веселый мяч»
Ведущий: Как хорошо, что есть игры на свете,
В которых радость и движение с мячом.
Объединяет мяч нас на планете
И зажигает сердце нам огнем…
После первого задания
Внимательно слушайте
Второе испытание…
(Семьи расположены за общей линией старта)
Первыми начинают взрослые, берут гимнастический мяч и прыгают на мяче
до финиша, обратно – бегом, передают эстафету следующему участнику.
(Все садятся)
Айболит: А пока жюри будет подводить итоги, мы с вами вспомним слова,
посвященные спорту и физкультуре.
(Конкурс болельщиков)
(Подведение итогов жюри по первому и второму конкурсу)
Ведущий: Трудности семью объединяют
И это, конечно, каждый знает!
И чтобы с ними справляться,
Надо опытом делиться,
Как нам с ними обходиться!
3 конкурс «Полоса препятствий»
(Участники делятся на пары: родитель, ребенок. Проходят вместе полосу
препятствий до ориентира, обратно бегом с ребенком)
(Все садятся)
34
(Жюри совещается)
Ведущий: Айболит, тебе тут телеграмма пришла!
Айболит читает: “Приезжайте, доктор, в Африку скорей,
И спасите, доктор, наших малышей!
Ах, беда: у них ангина, малярия и бронхит!
Приезжайте поскорее, добрый доктор Айболит!”
Ай-яй-яй! Что за напасть!
Мне срочно надо в Африку попасть!
Как же быть мне, как же быть,
Полететь или доплыть?
О! Придумал! (к болельщикам) вы мне поможете туда добраться!
Все в колонну становись!
Эй, в хвосте, ровней держись!
А теперь скорей вперед,
Очень Африка нас ждет!
Мишка, ну иди сюда!
Помогай нам, как всегда!
(Конкурс болельщиков «Спасаем Африку». Айболит имитирует движения
«вплавь», «пешком», «бегом», «на поезде» и т. д.)
Айболит: Уф! Спасибо! Помогли!
Прямо к Африке дошли!
Вынужден я попрощаться
К больным деткам отправляться!
Мишку вы не обижайте,
Физкультуре обучайте!
(Мишке)
У детей, давай, всему учись,
И на профосмотр запишись!
(Прощается, уходит)
(Слово жюри для подведения итогов 3 конкурса)
35
Мишка: Славно мне в лесу живется,
Только очень вот неймется,
Как же в Африке иль тут
Звери разные живут?
Ведущий: Не грусти, Мишутка,
Не грустите, дети,
Звери одинаковые
Все на целом свете,
Все живут в своих местах,
Мы сейчас покажем как!
4 конкурс «Кенгуру»
(Родитель сажает на себя ребенка лицом к лицу и бежит до ориентира,
обратно – с ним бегом)
Мишка: Как я рад, что к вам попал!
Столько многого узнал!
(к детям) А вы в садик ходите?
А как?
Предлагаю конкурс – поход в д/сад!
Ведущий: Есть у нас одна игра,
Вам понравится она.
Это дело для взрослых привычно, потому что они своих деток водят в
детские сады!
5 конкурс «Поход в детский сад»
(Игроки строятся попарно родитель-ребёнок. Первой паре дается шапочка
и шарф. По очереди каждый взрослый одевает ребёнка и бежит в «Детский
сад» до ориентира, там раздевает его и оставляет. Передает атрибуты
одежды следующей паре. Побеждает команда, которая первой отправит
своих детей в «Детский сад».)
36
(Все садятся)
(Жюри совещается)
Ведущий:
А
ты
знаешь,
Мишка,
наши
дети
и
родители
не
только
спортивные, но и умные. Сейчас мы тебе это покажем!
- Отгадайте загадки:
Не похож я на коня,
А седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я, так и знай. (Велосипед.)
Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята.
Отчего беднягу бьют?
Оттого, что он надут. (Мяч.)
Когда апрель берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она – через меня. (Скакалка.)
Две новые, кленовые
Подошвы двухметровые.
На них поставил две ноги –
И по большим снегам беги. (Лыжи.)
(Слово жюри по 4, 5 конкурсам)
Ведущий: Мишка! Знаешь, что самое главное в семейных отношениях?
Мишка: Нет!
Ведущий: Самое главное дружба и взаимопонимание!
6 конкурс «Дружба крепкая»
(Участники делятся на пары, одевают большие шорты и бегут до
ориентира и обратно наперегонки)
37
(Все садятся)
Ведущий: Еще в каждой семье важна бережливость!
7 конкурс «Донеси мячик»
(Участники делятся на пары, между собой зажимают мяч без рук и бегут
до ориентира, обратно – бегом)
(Жюри совещается)
Мишка: Очень мне у вас нравится! Какие вы дружные, смелые!
Ведущий: И веселые! Сейчас мы тебе споем песенку, а ты послушай!
(Дети выстраиваются в линию и исполняют песню «Антошка»)
(Дети садятся)
Ведущий: Последний вид соревнований,
Мы завершили и сейчас
Итог всех наших состязаний,
Пусть судьи доведут до нас.
Ведущий : И вот подводим мы итоги
Какие не были б они,
Пускай спортивные дороги
Здоровьем полнят ваши дни.
Для подведения итогов слово предоставляется жюри.
(объявляются итоги по 6, 7 конкурсу, проводится награждение)
Ведущий : Спасибо Вам, и до свиданья!
До новых встреч в спортзале этом.
Соединяйте спорт и знанья
И душу грейте добрым светом.
38
Мишка: Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим всем – до свиданья,
До счастливых новых встреч!
39
Приложение 2.Игры в семейном кругу
Игры в семейном кругу помогают не только весело и интересно провести
время всем членам семьи, но и сближают их. Чем больше люди проводят
времени вместе, тем ближе друг к другу они становятся, тем больше общего у
них появляется.
Разнообразные игры в семейном кругу благотворно влияют на полноценное
развитие ребенка и повышают его самооценку. Да и взрослым полезно иногда
откинуть в сторону бытовые проблемы и ненадолго возвратиться в
счастливое детство. Причем играть можно, даже если в вашем доме еще нет
или уже нет маленьких детей.
Настольные семейные игры
Особой популярностью пользуются семейные настольные игры.
Привлекательность их в том, что дополнительного инвентаря не нужно,
место занимает немного, а интерес и азарт присутствует у всех членов семьи.
Настольные игры подразделяются на: классические, экономические,
обучающие, головоломки, викторины и т.д. Разновидностей настольных игр
великое множество. Из всего разнообразия можно подобрать не только игры
для взрослых или детей, но и совместные домашние семейные игры.
Виды семейных настольных игр:
карточные – могут участвовать от одного человека (пасьянсы) до
нескольких, в зависимости от выбранной игры;
кости;
миниатюрные игры – машинки, железная дорога, куколки, солдатики;
игры с использованием ручек и бумаги - морской бой, крестики –
нолики;
игры с использованием досок – шашки, шахматы;
игры с использованием картинок – домино.
40
Игра представляет собой обучение ребенка в естественных для него
условиях. Семейные игры с детьми помогут привить ребенку с раннего
детства множество социально – значимых качеств. Следование
определенным правилам, ожидание своей очереди, радость победы, умение
мириться с неудачей – все эти качества просто необходимы ребенку в
будущем.
Подвижные игры
Подвижные семейные игры не менее привлекательны для детей, чем все
остальные. Как известно, дети – это вечные двигатели, прыгатели и т.д. Если
у вас в квартире недостаточно свободного места, чтобы порезвиться всей
семьей, не расстраивайтесь. Спортивные семейные игры вполне уместны и
на улице в любое время года. Если, конечно, погода в этот момент
приемлемая для прогулок. Да и дома размяться иногда полезно. Можно
устроить шуточную зарядку со стихами или музыкой.
Несколько примеров подвижных игр для дома или улицы:
из круга вышибала;
море волнуется раз…;
эстафеты;
мини-футбол или баскетбол;
мини-тренажерный зал;
коньки, лыжи, горка, снежки;
прятки;
салки;
съедобное – несъедобное.
Можно придумать что-то свое или позаимствовать знания у знакомых. Выше
мы перечислили основные игры, знакомые еще, наверное, нашим бабушкам и
дедушкам, но до сих пор не утратившим своей актуальности.
41
Семейные игры и конкурсы
Стоит учитывать, что дети есть не в каждой семье. У кого-то они еще не
родились, а у кого-то уже выросли и воспитывают собственных детей,
проживая отдельно. Но это не значит, что взрослые (в любом возрасте – от
молодежи до пенсионеров) не играют.
Игры для семейных пар не менее разнообразны, чем детские. У молодых
семей высокой популярностью пользуются интимные ролевые игры, но в них
не поиграешь с соседями или друзьями.
Интересные семейные игры для взрослых:
совместное творчество – рисование, создание декоративных
украшений;
совместный курс танцев на дому;
чтение вслух любимых авторов или просто интересных рассказов;
костюмированный ужин с друзьями;
соберите вместе коллекцию чего-нибудь, что интересно вам обоим;
не исключайте из игрового меню и детские игры;
настольные игры.
В принципе неважно, во что и как вы будете играть. Самое главное, что это
время вы будете проводить вместе, а не по разным комнатам перед
компьютером или телевизором. Кстати, компьютерные игры на двоих тоже
могут скрасить ваш совместный досуг.
Домашние игры
«Что же делать, если самооценка нашего ребёнка неадекватная?» - часто
возникает вопрос. Полезно знать, что уровень самооценки не
42
устанавливается раз и навсегда. Он может изменяться, особенно в
дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребёнку, каждая оценка его
деятельности, отношение к его успехам и неудачам - всё это влияет на
отношение ребёнка к себе. Рекомендую вам выполнить с детьми ряд
упражнений, которые помогут им осознать себя и сформировать
положительное отношение к самому себе. Некоторые из этих игр можно
организовать во время прогулки или детского праздника.
Игра «У нас всё можно»
Цель: Дать возможность детям с заниженной самооценкой (неуверенным в
себе, робким) почувствовать, что они могут быть активными, могут
добиваться успеха и не бояться каких-либо оценок со стороны взрослого или
других детей. Эгоистичным, не видящим ничего вокруг себя детям дать
понять, что их окружают другие люди.
Ход игры:
Провести её можно в выходной день. Суть игры заключается в том, чтобы
разрешить ребенку делать всё, что он захочет, за исключением того, что
может быть небезопасным. Можно играть, во что хочешь, бегать, прыгать. Не
надо ругать его за случайно разбитую любимую вазу или сломанную
игрушку. Наберитесь терпения и будьте спокойны. В конце дня попробуйте
обсудить с ребенком всё то, что произошло за день. Вспомните каждый
момент прошедшего дня. Обсудите, хороши ли были поступки ребенка,
насколько они соответствовали ситуации: может быть, когда происходили
«военные действия», отдыхала старенькая бабушка или папа разговаривал по
телефону и т.д. Пусть ребенок сам вспомнит ситуации, когда он своим
поведением чем-то мешал другим. Попробуйте придумать вместе выходы из
этих ситуаций, которые устраивали бы и ребенка, и вас.
43
Игра «Кто Я?»
Цель: игра дает взглянуть на себя с разных сторон, расширить представление
о себе.
Ход игры:
Дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос:
«Кто Я?». Для описания себя используются характеристики, черты, интересы
и чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «Я». Например:
«Я -девочка», «Я - хороший человек» и т.д.
Игра «Посмотрите в зеркало»
Цель: Помочь ребенку открыться, почувствовать себя более свободно,
раскованно, увидеть себя со стороны.
Ход игры:
I вариант: «Зеркалом» может быть родитель. Ребёнок смотрится в «зеркало»,
которое повторяет все его движения и жесты.
II вариант: Принцип игры остается тем же, но ребенок должен изображать
кого-либо из общих знакомых или участников группы. «Зеркало» указывает,
кого изображал ребенок.
Игра «Меня зовут»
Цель: Получение дополнительной информации о самооценке ребенка
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку придумать себе имя, которое он
хотел бы иметь, или оставить своё. Спросить у ребёнка, почему ему нравится
или не нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-
другому.
44
Игра «Я и мама (папа, друг и т.д.)»
Цель: Дать возможность ребенку высказать своё мнение о других людях,
подчеркивая положительные качества человека.
Ход игры: Ребёнку предлагается рассказать о своём друге, маме, папе,
бабушке и т.д. Можно попросить рассказать и о себе, выделяя отрицательные
и положительные качества, акцентируя внимание на последних.
Помните!
Ребёнок, беря пример с членов семьи и других взрослых, учится самооценке
и общению со сверстниками. Игры в кругу семьи укрепляет межличностное
поведение, как со взрослыми, так и с другими детьми.
Играйте с ребёнком!
Приложение 4. Фотографии
45
46
47
48
49
50
51
52