Напоминание

Занятие в старшей группе "Экологическая лестница"


Автор: Попова Мария Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 35 "Зёрнышко"
Населённый пункт: Егорьевского района Московской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Занятие в старшей группе "Экологическая лестница"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по экологии в старшей группе

Тема: «Экологическая лестница»

Цель: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе

весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой

природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением

температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой-

цепочкой. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений,

взаимозависимости их друг от друга. Закрепить умение различать деревья и

кустарники по веткам и почкам: развивать дифференцированное восприятие,

умение сравнивать, выражаться точно словами. Воспитывать детей, способных

понять природу, беречь ее, любить. Воспитывать в детях умение

логически мыслить, правильно формируя выводы. Совершенствовать

экологические знания.

Ход занятия:

Воспитатель:

« Уж тает снег, бегут

ручьи, В окно повеяло

весною… Засвищут скоро

соловьи, И лес оденется

листвою! Чиста небесная

лазурь, Теплей и ярче

солнце стало. Пора

метелей злых и бурь

Опять надолго миновала».

О чем написано, ребята, это прекрасное стихотворение русского поэта

Алексея Николаевича Плещеева?

Дети: О весне.

Воспитатель: Правильно, о весне. Оно так и называется – «Весна». А до

нас весна дошла? Какой сейчас идет месяц?

Дети: Дошла. Апрель.

Воспитатель: И какие признаки весны мы с вами наблюдаем?

Дети: Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее,

а ночь короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синим, кучевые

облака. На реках начался ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки.

Воспитатель: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной.

Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок

природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения и

животные тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Что мы заметили?

Дети: Растения лучше растут, расцвела герань, бальзамин, посажена

рассада, попугаи стали больше и энергичнее щебетать.

Воспитатель: Действительно, усилился рост растений, появилось много новых

ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему?

Дети: Не хватает солнца, воды, тепла.

Воспитатель: Да, самое главное на улице не хватает сейчас тепла. А как

мы ухаживаем за растениями и птицами в уголке природы?

Дети: Поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем.

Воспитатель: А если мы перестанем это делать? Что произойдет?

Дети: Все завянет и погибнет.

Воспитатель: Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растение не

может само себя поить, животное - само себя кормить. Мы взяли их к себе и

обязаны заботиться о них, должны нести за них ответственность. А в

природе дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных.

Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и

дает им свет, тепло, воду.

Послушайте загадку: « Весной веселит, летом –

холодит, Осенью питает, зимой согревает» Что это?

Дети: Лес.

Воспитатель: А почему вы так решили?

Дети: в лесу весной радостно, летом прохладно, осенью лес кормит

своих жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Мы с вами уже знаем, что леса бывают

разными: хвойными, лиственными, смешанными. У меня в вазах веточки

деревьев из смешанного леса, а на доске вы видите изображения этих

деревьев. Сейчас каждый из вас подойдет ко мне и возьмет по одной ветке,

какую хочет. И отнесет эту веточку к тому дереву, на котором она росла.

(Воспитатель спрашивает, а дети объясняют, почему они поставили веточки

к этому дереву.)

Воспитатель: (обобщает) Молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев.

Умеете их определять по почкам, коре, листьям. А теперь давайте заглянем

с вами в лес. (Показывает картину с изображением леса) На первый взгляд

он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько

присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом,

заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат,

рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас

представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее. Ребята, как

вы думаете, без чего не может существовать все живое?

Дети: Тепло, свет.

Воспитатель: А что нам дает тепло, свет?

Дети: Солнце.

Воспитатель: Да, солнце основа жизни. (Ставит солнце в основание

пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?

Дети: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос

Откуда растут трава, деревья? – из земли.)

Воспитатель: Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (ставит почву).

И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям

трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…

Дети: Насекомых.

Воспитатель: Да,

заселим

лес

насекомыми,

которые

питаются

нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу

кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц). Вот

мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в

котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого

выселить. Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых,

птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все

взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет

молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если

убрать верхний этаж – птиц?

Дети: Много разведется насекомых, которые съедят растения.

Воспитатель: А если убрать насекомых?

Дети: Некому будет опылять растения.

Воспитатель: А если убрать растения?

Дети: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.

Воспитатель: Хотим мы этого?

Дети: Нет.

Воспитатель: поставим пирамиду жизни. И никогда ничего не будем

разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может.

И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.

Занятие мы закончим прослушиванием стихотворения Я. Аким «Береги

свою планету»:

« Есть одна планета - сад в этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве

зеленой, И стрекозы только тут в реку смотрят

удивленно. Береги свою планету, ведь другой на

свете нету».



В раздел образования