Автор: Попова Мария Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 35 "Зёрнышко"
Населённый пункт: Егорьевского района Московской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Занятие в старшей группе "Экологическая лестница"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Тема: «Экологическая лестница»
Цель: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе
весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой
природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением
температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой-
цепочкой. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений,
взаимозависимости их друг от друга. Закрепить умение различать деревья и
кустарники по веткам и почкам: развивать дифференцированное восприятие,
умение сравнивать, выражаться точно словами. Воспитывать детей, способных
понять природу, беречь ее, любить. Воспитывать в детях умение
логически мыслить, правильно формируя выводы. Совершенствовать
экологические знания.
Ход занятия:
Воспитатель:
« Уж тает снег, бегут
ручьи, В окно повеяло
весною… Засвищут скоро
соловьи, И лес оденется
листвою! Чиста небесная
лазурь, Теплей и ярче
солнце стало. Пора
метелей злых и бурь
Опять надолго миновала».
О чем написано, ребята, это прекрасное стихотворение русского поэта
Алексея Николаевича Плещеева?
Дети: О весне.
Воспитатель: Правильно, о весне. Оно так и называется – «Весна». А до
нас весна дошла? Какой сейчас идет месяц?
Дети: Дошла. Апрель.
Воспитатель: И какие признаки весны мы с вами наблюдаем?
Дети: Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее,
а ночь короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синим, кучевые
облака. На реках начался ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки.
Воспитатель: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной.
Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок
природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения и
животные тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Что мы заметили?
Дети: Растения лучше растут, расцвела герань, бальзамин, посажена
рассада, попугаи стали больше и энергичнее щебетать.
Воспитатель: Действительно, усилился рост растений, появилось много новых
ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему?
Дети: Не хватает солнца, воды, тепла.
Воспитатель: Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как
мы ухаживаем за растениями и птицами в уголке природы?
Дети: Поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем.
Воспитатель: А если мы перестанем это делать? Что произойдет?
Дети: Все завянет и погибнет.
Воспитатель: Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растение не
может само себя поить, животное - само себя кормить. Мы взяли их к себе и
обязаны заботиться о них, должны нести за них ответственность. А в
природе дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных.
Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и
дает им свет, тепло, воду.
Послушайте загадку: « Весной веселит, летом –
холодит, Осенью питает, зимой согревает» Что это?
Дети: Лес.
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: в лесу весной радостно, летом – прохладно, осенью лес кормит
своих жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Мы с вами уже знаем, что леса бывают
разными: хвойными, лиственными, смешанными. У меня в вазах веточки
деревьев из смешанного леса, а на доске вы видите изображения этих
деревьев. Сейчас каждый из вас подойдет ко мне и возьмет по одной ветке,
какую хочет. И отнесет эту веточку к тому дереву, на котором она росла.
(Воспитатель спрашивает, а дети объясняют, почему они поставили веточки
к этому дереву.)
Воспитатель: (обобщает) Молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев.
Умеете их определять по почкам, коре, листьям. А теперь давайте заглянем
с вами в лес. (Показывает картину с изображением леса) На первый взгляд
он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько
присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом,
заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат,
рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас
представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее. Ребята, как
вы думаете, без чего не может существовать все живое?
Дети: Тепло, свет.
Воспитатель: А что нам дает тепло, свет?
Дети: Солнце.
Воспитатель: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание
пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?
Дети: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос –
Откуда растут трава, деревья? – из земли.)
Воспитатель: Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (ставит почву).
И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям
трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…
Дети: Насекомых.
Воспитатель: Да,
заселим
лес
насекомыми,
которые
питаются
нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу
кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц). Вот
мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в
котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого
выселить. Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых,
птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все
взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет
молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если
убрать верхний этаж – птиц?
Дети: Много разведется насекомых, которые съедят растения.
Воспитатель: А если убрать насекомых?
Дети: Некому будет опылять растения.
Воспитатель: А если убрать растения?
Дети: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.
Воспитатель: Хотим мы этого?
Дети: Нет.
Воспитатель: поставим пирамиду жизни. И никогда ничего не будем
разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может.
И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.
Занятие мы закончим прослушиванием стихотворения Я. Аким «Береги
свою планету»:
« Есть одна планета - сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве
зеленой, И стрекозы только тут в реку смотрят
удивленно. Береги свою планету, ведь другой на
свете нету».