Напоминание

"Преобразование логарифмических выражений"


Автор: Клыгина Людмила Михайловна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области "Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства" (ГАПОУ ТКСТП)
Населённый пункт: Самарская область, г. о. Тольятти
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Преобразование логарифмических выражений"
Раздел: полное образование





Назад




Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение Самарской области

«Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства»

(ГАПОУ ТКСТП)

Методическая разработка урока

по дисциплине « ОУД. 03 Математика: алгебра и начала математического

анализа, геометрия»

на тему: «Преобразование логарифмических выражений»

19.02.10 Технология продукции

общественного питания

Преподаватель:

Клыгина Л.М.

Тольятти 2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка

Математика

является

важнейшей

частью

профессионального

образования,

его

фундаментом.

Без

овладения

студентом

системой

математических знаний, умений и навыков, приемов и методов познания

немыслимо

воспитание,

развитие

качественного,

конкурентоспособного

специалиста.

Большая

часть

студентов,

обучающихся

в

средних

профессиональных учебных заведениях, имеет огромнейшие так называемые

пробелы

в

знаниях,

которые

приводят

к

невозможности

дальнейшего

изучения предмета.

Цель обучения математике в учебных заведениях профессионального

направления в первую очередь предполагает нахождение у каждого студента

того места, где произошел разрыв базовой цепи математических знаний, и

задача преподавателя максимально быстро восстановить потери.

Во

вторую

очередь,

заменить у

студента

негативное

отношение

к

предмету на понимание необходимости изучения данной дисциплины.

В

т ретью

очередь,

конкретизировать

цели

о бу ч а ю щ е го ,

воспитывающего,

развивающего

характера.

Никакой

другой

предмет

не

сможет так развить интуицию, пространственное воображение, способность

предвидеть результат и предугадывать пути решения.

Использование на уроках математики современных образовательных

технологий ИКТ и ЭОР дает возможность преподавателю сократить время на

изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы,

проверить

знания

обучающихся

в

интерактивном

режиме,

позволяет

неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу, что

повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал

личности

-

познавательный,

морально-нравственный,

творческий,

коммуникативный

и

эстетический,

способствует

развитию

интеллекта,

информационной

культуры.

Данные

технологии

интегрируются

с

технологией

дифференцированного

обучения,

позволяя

проработать

на

занятии индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы.

Применение на уроках интерактивных презентаций, разработанных в

с р е д е MS

Power

Point,

способствуют

развитию

пространственного

воображения

обучающихся,

образного

мышления,

развития

логического

мышления,

формирование

умения

чётко

и

ясно

излагать

свои

мысли.

Использование

интерактивных

презентаций

позволяет

преподавателю

значительно

облегчить

процесс

обучения

через

реализацию

различных

принципов обучения.

Еще

одно

направление

работы

использование

ИКТ

и

ЭОР

для

проверки

знаний

студентов.

Для

этого

применяются

тесты,

созданные,

например, с помощью программы Microsoft

Excel. Такая система оценки

знаний

студентов

позволяет

сделать

контроль

более

объективным,

не

зависящим от преподавателя.

Сценарий урока

Группа: 611

Тема программы: Корни, степени и логарифмы

Тема урока: Преобразование логарифмических выражений.

Цель урока:

дидактическая: продолжить рассмотрение свойств логарифмов;

воспитывающая: воспитывать настойчивость в достижении поставленной

цели

развивающая: развивать аналитическое мышление, самостоятельность

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: лекция, практическое занятие

Общие методы обучения: систематизирующий

Межпредметные связи: информатика и ИКТ, физика

Оборудование: ручка, тетрадь, учебник Башмаков М.И. Математика: учебник

для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). – М.:

Издательский центр «Академия», 2015 г.

Продолжительность занятия – 90 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент (3 мин)

Проверяется

подготовленность

кабинета

и

готовность

студентов

к

уроку.

Преподаватель отмечает в классном журнале отсутствующих студентов и

поручает

старосте

группы

проинформировать

их

о

домашнем

задании

сегодняшнего занятия.

2. Актуализация знаний, умений и навыков(3 мин):

На

интерактивной

доске

и

персональных

ПК

включена

презентация.

На

первом слайде указана тема урока и его цель.

Преподаватель просит группу записать в рабочих тетрадях тему занятия и

напоминает о дальнейшем изучении темы программы: «Корни, степени и

логарифмы».

Для актуализации знаний, умений и навыков преподавателем был заранее

создан тест в программе Microsoft Excel.

Студенты на втором слайде презентации видят гиперссылку (тест), пройдя по

которой выходят на задание. Результат теста сразу выводится.

3. Изучение нового материала(39 мин):

На последующих слайдах презентации даны подробные решения примеров,

которые

преподаватель

разбирает

со

студентами

(гиперссылка

выводит

студентов на определение логарифма и его формулы):

Пример № 1.

Найдите значение выражения:

6

4

2

16

log

25

log

2

5

(применили определение логарифма)

Пример № 2.

Найдите значение выражения:

1

2

1

2

1

7

log

6

log

49

36

(применили определение логарифма)

Пример № 3.

Найдите значение выражения:

0

2

2

9

log

36

log

3

6

(применили определение логарифма)

Пример № 4.

Найдите значение выражения:

2

1

2

log

2

log

2

1

2

2

(применили формулу № 6)

Пример № 5.

Найдите значение выражения:

5

,

1

3

log

2

3

3

log

2

1

3

1

log

2

1

27

1

log

27

1

log

3

3

3

3

3

3

9

2

(применили формулы № 6,7)

Пример № 6.

Найдите значение выражения:

0

1

lg

10

lg

lg

(применили определение логарифма)

Пример № 7.

Найдите значение выражения:

2

5

:

10

5

:

5

5

1

10

log

1

10

log

5

5

(применили формулу № 1)

Пример № 8.

Найдите значение выражения:

9

3

8

8

8

64

2

3

log

3

log

2

3

log

2

3

log

2

8

8

8

8

.

(применили формулу № 1)

Пример № 9.

Вычислите:

2

1

4

2

1

4

2

1

4

4

2

1

4

4

4

4

28

log

32

7

log

28

log

32

log

7

log

28

log

2

1

32

log

7

log

2

1

5

1

4

5

2

1

2

4

2

1

4

2

1

4

2

1

2

1

4

2

2

log

2

2

log

32

4

1

log

32

28

7

log

28

32

7

log

2

16

log

2

log

4

4

4

(применили формулы № 3, 5, 6)

Пример № 10.

Вычислите:

2

1

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

3

3

3

3

32

6

12

log

6

log

32

12

log

6

log

32

log

12

log

6

log

2

1

32

log

2

1

12

log

5

,

1

3

log

3

2

log

3

2

log

2

3

2

3

2

log

5

,

1

3

5

,

1

0

3

2

1

1

2

5

2

1

2

3

2

5

2

1

2

1

1

2

3

(применили формулы № 3, 5, 6)

Пример № 11.

Вычислите:

5

log

2

1

4

log

2

3

3

log

2

3

5

log

4

log

3

log

5

log

64

log

27

log

5

4

3

5

3

4

3

3

25

16

9

2

2

2

5

,

0

5

,

0

5

,

1

5

,

1

(применили формулы № 3, 5, 6, 7)

Пример № 12.

Найдите

x

, если:

3

log

2

25

log

5

,

0

2

log

3

log

6

6

6

6

x

2

6

5

,

0

6

3

6

6

3

log

25

log

2

log

log

x

9

log

5

log

8

log

log

6

6

6

6

x

9

log

5

8

log

log

6

6

6

x

9

log

40

log

log

6

6

6

x

9

40

log

log

6

6

x

9

40

x

9

4

4

x

(применили формулы № 3, 5, 6)

Пример № 13.

Вычислите:

4

3

3

log

3

log

1

4

3

3

log

5

log

4

3

3

log

2

3

5

log

2

1

3

log

5

log

27

log

5

log

5

5

5

3

5

3

3

5

3

25

9

2

2

(применили формулы № 7, 9)

Пример № 14.

Вычислите:

7

log

4

36

log

3

5

log

4

7

log

4

36

log

3

5

log

9

log

4

36

log

3

log

1

2

3

2

3

3

9

9

3

7

9

5

3

3

3

3

3

81

3

27

81

2

3

3

3

3

3

2

3

4

3

7

log

6

log

3

7

log

2

6

log

2

2

3

4

7

log

2

4

6

log

2

3

5

log

3

3

625

3

3

5

3

3

3

890

49

216

625

49

6

625

7

3

625

3

2

6

log

3

3

(применили формулы № 1, 6,7, 9)

4. Практическое занятие (40 мин):

Решив примеры, студенты по гиперссылке выходят на файл, содержащий

индивидуальные задания (приложение). Примеры в заданиях не повторяются,

количество вариантов – по количеству студентов. Выполнив данное задание,

студенты его сдают преподавателю. Анализ выполненной индивидуальной

работы и оценки за нее будут объявлены студентам на следующем занятии.

Пример индивидуального задания:

1 вариант

Вычислите значение выражения:

7

log

7

log

4

2

25

,

0

4

Упростите выражение:

125

log

5

8

2

Вычислите значение выражения:

05

,

0

log

320

log

4

4

5. Подведение итогов (4мин):

анализ выполненной работы на занятии;

выставление оценок.

6. Домашнее задание (1 мин): к следующему занятию повторить свойства

логарифмов и выполнить в тетрадях для самостоятельных работ работу № 3.

Литература

1.

Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницына Ю.П. и др. Алгебра и

начала анализа: учеб. для 10 - 11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 2010

г.

2.

Башмаков М.И. Математика: учебник для 10 класса: среднее (полное)

общее

образование

(базовый

уровень).

М.:

Издательский

центр

«Академия», 2011 г.

3.

Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 5: научно – практическое

пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений,

студентов

пед.заведений,

слушателей

ИПК.-

Ростов

н/Д:

изд-во

«Учитель», 2007 год

4.

Селевко

Г.К.

Энциклопедия

образовательных

технологий:

в

2

т.

Т.2.М.:НИИ школьных технологий, 2006 год

5.

Семушина

Л.Г.

Содержание

и

технологии

обучения

в

средних

специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преподавателей

учреждений сред.проф.образования. М.: Мастерство, 2006 год

6.

Справочник учителя математики / авт.-сост. Н.А. Ким .- Волгоград:

Учитель, 2010 г.

Приложение № 1:

Индивидуальные задания

1 вариант

Вычислите значение выражения:

7

log

7

log

4

2

25

,

0

4

Упростите выражение:

125

log

5

8

2

Вычислите значение выражения:

05

,

0

log

320

log

4

4

2 вариант

Вычислите значение выражения:

25

,

0

log

4

log

6

6

3

2

Упростите выражение:

25

log

40

log

1

,

0

1

,

0

Вычислите значение выражения:

5

,

0

4

log

3

9

1

3 вариант

Вычислите значение выражения:

1

,

0

log

5

log

25

log

1000

125

5

Упростите выражение:

1

6

log

7

49

1

Вычислите значение выражения:

4

log

3

log

8

1

3

8

4 вариант

Вычислите значение выражения:

2

2

log

2

2

Вычислите значение выражения:

7

13

1

169

log

Вычислите значение выражения:

3

3

3

3

3

log

log

5 вариант

Вычислите значение выражения:

3

ln

2

ln

125

7

5

3

3

7

log

log

log

Вычислите значение выражения:

3

log

2

4

log

5

5

5

Вычислите значение выражения:

4

,

5

log

04

,

0

log

6

,

0

6

,

0

6 вариант

Вычислите значение выражения:

2

log

5

log

243

2

3

5

35

35

5

,

0

2

log

log

log

Вычислите значение выражения:

5

lg

3

10

Вычислите значение выражения:

1

27

log

2

log

9

1

4

1

7

7 вариант

Вычислите значение выражения:

4

log

36

log

3

log

4

log

12

12

12

12

12

4

3

log

4

Вычислите значение выражения:

10

log

18

log

15

log

9

9

9

Вычислите значение выражения:

4

4

2

2

2

log

log

8 вариант

Вычислите значение выражения:

9

1

log

5

,

0

5

lg

2

4

lg

3

5

log

2

Вычислите значение выражения:

6

7

7

7

21

log

6

14

log

36

log

2

1

Вычислите значение выражения:

3

27

log

3

1

9 вариант

Вычислите значение выражения:

640

1

log

10

log

4

4

Вычислите значение выражения:

30

log

15

log

8

log

11

11

11

Вычислите значение выражения:

27

1

log

log

log

3

1

3

2

10 вариант

Вычислите значение выражения:

10

log

10

log

15

15

5

3

Вычислите значение выражения:

9

log

3

log

2

4

2

Вычислите значение выражения:

125

log

log

5

3

11 вариант

Вычислите значение выражения:

4

lg

36

6

2

5

10

6

log

log

log

Упростите выражение:

8

log

4

log

2

1

4

1

125

9

25

81

Вычислите значение выражения:

3

4

log

2

1

3

log

2

2

12 вариант

Вычислите значение выражения:

2

log

2

36

log

3

1

log

:

7

3

3

3

3

log

7

Упростите выражение:

5

49

2

log

1

7

Вычислите значение выражения:

56

log

35

log

5

log

2

2

2

13 вариант

Вычислите значение выражения:

144

1

log

4

log

6

6

Упростите выражение:

10

log

5

log

2

1

2

6

2

36

Вычислите значение выражения:

1

6

,

3

lg

3

lg

2

lg

14 вариант

Вычислите значение выражения:

16

log

16

log

36

36

2

3

Вычислите значение выражения:

3

lg

2

lg

2

18

lg

8

lg

Вычислите значение выражения:

49

log

7

1

15 вариант

Вычислите значение выражения:

4

ln

81

7

3

4

7

log

log

log

Вычислите значение выражения:

10

log

2

3

log

2

3

,

0

3

,

0

Вычислите значение выражения:

3

lg

2

lg

10

16 вариант

Вычислите значение выражения:

8

1

log

5

2

log

2

9

log

2

3

log

6

6

5

Вычислите значение выражения:

130

lg

13

lg

5

lg

3

2

lg

3

Вычислите значение выражения:

5

log

5

log

2

2

2

2

1

2

17 вариант

Вычислите значение выражения:

16

5

log

20

log

2

2

Вычислите значение выражения:

3

log

6

log

2

3

log

2

log

2

12

12

12

12

Вычислите значение выражения:

3

2

5

16

,

0

1

log

18 вариант

Вычислите значение выражения:

5

,

100

2

001

,

0

lg

10000

lg

Упростите выражение:

5

,

0

log

7

log

2

2

5

,

0

2

Вычислите значение выражения:

3

lg

3

3

log

6

10

2

2

19 вариант

Вычислите значение выражения:

6

log

12

log

2

log

3

log

6

2

2

6

6

6

2

log

3

Вычислите значение выражения:

125

log

3

2

81

log

4

3

10

log

2

4

4

4

Вычислите значение выражения:

3

5

16

log

2

125

1

20 вариант

Вычислите значение выражения:

27

2

log

6

log

3

3

Вычислите значение выражения:

28

log

8

log

16

log

2

1

3

1

3

1

3

1

Вычислите значение выражения:

7

log

4

36

log

5

log

9

9

3

3

27

81

21 вариант

Вычислите значение выражения:

5

,

84

log

2

log

13

13

Упростите выражение:

2

,

0

log

1

5

2

,

0

Вычислите значение выражения:

4

,

0

log

2

1

log

5

log

5

,

2

2

125

22 вариант

Вычислите значение выражения:

5

2

27

3

2

log

3

log

9

log

Вычислите значение выражения:

5

,

1

6

log

3

9

Вычислите значение выражения:

32

log

16

log

8

8

23 вариант

Вычислите значение выражения:

5

log

64

log

7

log

4

log

4

9

9

3

3

5

7

log

4

Вычислите значение выражения:

4

log

5

log

3

1

log

64

2

,

0

3

Вычислите значение выражения:

27

lg

81

lg

24 вариант

Вычислите значение выражения:

500

log

20

log

5

5

Вычислите значение выражения:

25

log

5

,

1

16

4

Вычислите значение выражения:

2

1

log

2

3

log

3

3

25 вариант

Вычислите значение выражения:

9

log

12

log

16

4

Упростите выражение:

16

log

5

,

0

4

log

2

2

3

2

:

3

Вычислите значение выражения:

32

log

27

1

log

32

log

32

3

2

26 вариант

Вычислите значение выражения:

16

4

log

64

log

2

5

5

Вычислите значение выражения:

15

log

2

1

log

27

log

15

2

3

Вычислите значение выражения:

8

log

log

4

5

,

1

27 вариант

Вычислите значение выражения:

200

lg

500

lg

Вычислите значение выражения:

4

13

5

4

13

log

5

1

log

64

log

Вычислите значение выражения:

9

log

5

,

0

3

log

2

2

4

28 вариант

Вычислите значение выражения:

25

log

4

log

5

5

,

0

Упростите выражение:

8

log

2

4

log

3

4

5

4

:

5

Вычислите значение выражения:

81

log

log

27

75

,

0

29 вариант

Вычислите значение выражения:

2

1

16

log

2

log

2

6

6

Вычислите значение выражения:

3

lg

2

lg

2

100

Вычислите значение выражения:

6

1

log

2

log

3

3

3

30 вариант

Вычислите значение выражения:

64

,

0

log

100

log

2

2

Вычислите значение выражения:

2

lg

5

1

lg

10

Вычислите значение выражения:

3

5

6

5

log

log

31 вариант

Вычислите значение выражения:

4

3

7

6

49

log

log

Упростите выражение:

4

log

1

25

5

Вычислите значение выражения:

3

8

16

log

9

Приложение № 2:

Определение логарифма:

Логарифмом

положительного

числа

b

по

основанию

a

,

где

,

0

a

1

a

,

называется показатель степени, в которую надо возвести число

a

, чтобы

получить

b

.

Основное логарифмическое тождество:

1)

b

a

b

a

log

Основные свойства логарифмов:

2)

0

1

log

a

3)

1

log

a

a

4)

y

x

y

x

a

a

a

log

log

log

5)

y

x

y

x

a

a

a

log

log

log

6)

x

p

x

a

p

a

log

log

7)

x

k

x

a

a

k

log

1

log

Формула перехода:

8)

a

x

x

b

b

a

log

log

log

9)

a

b

b

a

log

1

log



В раздел образования