Автор: Егорова Татьяна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 205 Населённый пункт: г. Саратов Наименование материала: конспект Тема: "Летнее путешествие в лес" Раздел: дошкольное образование
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность
для детей средней группы по речевому развитию
на тему: «Летнее путешествие в лес»
Воспитатель МДОУ
«Детский сад № 205»
Ленинского района г. Саратова
Егорова Татьяна Николаевна
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное
развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская, двигательная.
Программное содержание: расширить и уточнить знания детей о временах
года.
Обогащать
и
активизировать
словарь
по
лексическим
темам:
«Лето»,
«Насекомые», «Дикие животные», «Ягоды». Учить составлять связный рассказ
с
опорой
на
схему,
картину.
Закрепить
знания
о
диких
животных
и
их
детенышах, уточнить повадки животных. Развивать координацию движений.
Воспитывать любовь к природе. Закрепить употребление множественного числа
имен
существительных
в
родительном
падеже,
согласование
имен
прилагательных
с
существительными в
роде
и
числе
в
составе
именных
словосочетаний
Оборудование: картинки по временам года; карточки для игры «Чего много
летом?»; картинка
с
изображением
леса; картинки с изображениями диких
животных
с
детенышами;
картинки
с
изображением
насекомых
(стрекоза,
комар, жук, муравей и т. д.); игра «Чей домик?»; картинки с изображениями
домиков
белки,
медведя,
зайца,
пчелы,
муравья,
мыши,
птиц;
картинки
с
изображением
лесных
ягод;
картинки
для
деформированного
рассказа
(солнышко, трава, цветы, грибы, ягоды, листья, птицы, лес).
Предварительная
работа : Беседа
о
лете,
рассматривание
картин,
чтение
стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.
Ход занятия
Воспитатель (загадывает загадку):
Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться .. .
(Лето)
Воспитатель: - Да, ребята, мы с вами сегодня будем говорить о лете.
Выставляет большие картинки и говорит:
- Ребята, а вы любите лето?
- За что вы его любите?
Игра «Чего (кого) много летом?»
Воспитатель выставляет предметные картинки и спрашивает:
- Чего (кого) много летом?
Дети (отвечают на вопросы): - Летом много цветов, бабочек, листочков,
грибов, дождей и т. д.
Воспитатель:
- Назовите летние месяцы.
- Назовите первый месяц лета, последний.
Игра «Добавь словечко»
Выставляются картинки с изображением времен года.
Воспитатель: - Скоро придет жаркое …
Дети: -Лето.
Воспитатель: - А потом наступит прохладная …
Дети: -Осень.
Воспитатель: - А после осени наступит холодная …
Дети: -Зима.
Воспитатель: - А после зимы наступит теплая …
Дети: -Весна.
Дидактическая игра «Какой, какая, какое?»
Воспитатель называет природные явления, дети должны образовать
словосочетания с прилагательным «летний», согласовав его с существительным
в роде, числе.
Воспитатель: - Скоро наступит лето, и будет:
- Солнце какое?
- День какой?
- Дождь какой?
- Небо какое?
-Дни какие?
- Закат какой?
- Утро какое?
- Вечер какой?
- Вечера какие? и т. д.
Дети отвечают, например: день – летний и т. д.
Воспитатель: - Хорошо летом. Давайте мы с вами пойдем, прогуляемся по
летнему лесу. …
Физкультминутка
Воспитатель читает стихотворение и выполняет движения. Дети
повторяют за воспитателем.
Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!
Ждут вас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки,
Паучок на паутинке,
И кузнечик на травинке!
Широко разводим руки в стороны.
Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Ходьба.
Присесть.
Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево
с вытянутыми руками.
Пальцами правой руки выполняем от плеча
левой руки перебирающие движения вниз.
Пальцами левой руки от плеча правой руки
перебирающие движения вниз
- А теперь ребята идём дальше.
Воспитатель показывает картинку с изображением леса.
- Вот мы и в лесу.
- Каких животных мы можем встретить в лесу?
- Как называются эти животные?
- Кто заботится о диких животных?
Дети отвечают на вопросы.
Дидактическая игра
«Как назвать детеныша?»
Воспитатель задает вопросы: Дети отвечают:
- У волчицы появились…? - волчата;
- У медведицы родилось двое …? - медвежат;
- У белки появился один …? - бельчонок;
- У зайчихи родилось трое …? - зайчат;
- У лисы появилось двое …? - лисят;
- У ежика родились …? - ежата.
Дидактическая игра «Лесные животные»
Воспитатель просит рассказать по очереди о каждом диком животном,
подобрав как можно больше прилагательных и глаголов, характеризующих их.
Например, (показывает волка) - Кто это? (Волк)
-Какой волк? (Серый, злой, зубастый, хищный, большой, сердитый, голодный,
угрюмый, худой, грозный)
-Что делает волк? (Блуждает, охотится, щелкает зубами, ищет добычу, воет).
Показывает детям рисунки диких животных: лисы, зайца, медведя, белки.
Предполагаемые ответы детей:
Лиса: рыжая, пушистая, длиннохвостая, хитрая, лукавая, зубастая; хитрит,
ворует кур, бегает, охотится, рыщет, подстерегает добычу.
Заяц: серый, пушистый, робкий, трусливый, короткохвостый, небольшой,
быстрый, длинноухий; прыгает, бегает, прячется, боится, ест травку,
прислушивается, присматривается).
Медведь: большой, грузный, неповоротливый, косолапый, лохматый;
блуждает, топает, лезет на дерево, спит, просыпается, лакомится ягодами,
ищет мед.
Белка: прыткая, стремительная, подвижная, живая, маленькая, пушистая,
рыжая, ловкая, запасливая, хозяйственная, хвостатая; прыгает, мчится,
бежит, делает запасы, собирает орехи, устраивает гнездо, выводит бельчат.
Воспитатель: - Кого, кроме диких животных можно встретить в лесу?
(насекомых).
Воспитатель показывает рисунок с изображением лесной полянки.
Воспитатель: -Найдите здесь насекомых.
- Послушайте чистоговорки о насекомых и попробуйте их повторить:
- За – за – за, вот порхает стрекоза.
- Ры – ры – ры, прилетели комары
- Чок – чок – чок, по листу ползет жучок.
- Вей – вей – вей, прибежал к нам муравей.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, кто из насекомых ползает?
- А кто из насекомых летает?
- А какие насекомые прыгают?
Воспитатель: - Ребята, вставайте, пойдем дальше гулять по лесу.
Физкультминутка
Мы с друзьями в лес пойдем,
В лес пойдем.
Грибы, ягоды найдем,
Мы найдем.
Их в корзинки соберем.
Покричим в лесу: «Ау – ау»!
Эхо там живет в бору.
шагаем на месте
наклоны туловища к правой – левой
ногам;
имитация движений;
руки рупором ко рту;
правую руку на пояс, левую к уху,
наклон туловища влево и наоборот.
Воспитатель:
- Мы сходили в лес и набрали ягод.
(Выставляет картинки с изображениями ягод: земляники, черники, брусники,
клюквы, малины, ежевики и т. д.)
Воспитатель спрашивает: Дети отвечают:
- Ягоды, какие? - ароматные, душистые, сладкие,
вкусные;
- Мама сварит варенье из малины.
Какое варенье получится? - малиновое;
- Джем из земляники. Какой джем? - земляничный;
- Сироп из черники. Какой сироп? - черничный;
- Повидло из ежевики. Какое повидло? - ежевичное;
- Компот из брусники. Какой компот? - брусничный;
- Сок из клюквы. Какой сок? - клюквенный.
Воспитатель: - Ребята, хорошо мы с вами погуляли в лесу. А теперь давайте
вместе сочиним рассказ о нашей прогулке.
Чтение деформированного рассказа с опорой на предметные картинки.
Составление рассказа «Летом в лесу».
Наступило лето. Очень ярко светит … (солнышко). На лесной полянке
растет зеленая … (травка) и лесные … (цветы). В тени деревьев появилось
много … (грибов). На кустах созрели … (ягоды). На деревьях много зеленых …
(листьев). В лесу весело щебечут … (птицы). Хорошо летом в … (лесу).
Дети:
(Называют
слово
соответственно
смыслу
прочитанного
предложения).
Воспитатель: -
А
теперь,
ребята,
нам
надо
возвращаться
в
детский
сад.
Понравилось вам в лесу? Каких животных мы с вами встретили? Какие ягоды
мы с вами собрали? Какое варенье мы наварили? Про что мы с вами составили
рассказ?