Напоминание

"Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Безина Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад№17
Населённый пункт: Ставропольский край Левокумский район с Правокумское
Наименование материала: научная статья
Тема: "Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного

возраста

Изучение

проблемы

детских

страхов

необходимо

для

понимания

основных

причин

их

возникновения,

изучения

возрастных

особенностей

развития эмоциональной сферы, а также для

становления эмоционально-

личностных

образований

дошкольников.

В

основе

целого

ряда

психологических трудностей лежат именно детские страхи. [10].

По

мнению

Г.

Крайга,

страх

представляет

собой

такую

эмоцию,

которую человек пытается избежать или свести к минимуму, но в то же время

страх, проявляясь в мягкой форме, способен побудить к научению [10].

В

«Современном

психологическом

словаре»

под

редакцией

В.В.

Юрчукa

страх

определяется

как aффективно

чyвственная

эмoция,

возникающая в обстоятeльствах превентивности – угрозы – боязни за свою

социальнyю или же биологическyю экзистeнцию у субъекта [8].

В.

Даль

в

«Толковом

словаре

живого

великого

русского

языка»

определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасение, тревожное

состояние души от испуга, полученного в результате бедствия, угрожающего

или воображаемого [4].

По

Р.Ф.

Овчаровой

страх

это

аффективное

(эмоционально

заострённое), отрaжение в сознании человека определeнной угрозы для его

жизни и благополучия [12].

А. Кемпински в своих исследованиях говорит о том, что дать четкое

определение понятиям страх, ужас, боязнь, тревога и т.п., не удается. По

мнению автора «так бывает всегда, когда речь идет о понятиях, которые

касаются наиболее личных переживаний. Их можно почувствовать, но очень

сложно определить. В противоположность окружающему миру, собственный

мир,

как

бы

ускользает

от

попыток

классификации

и

интеллектуальной

манипуляции» [9].

Для

того

чтобы

разобраться

в

сущности

страхов

необходимо

рассмотреть их особенности проявления и причины возникновения у детей в

старшем дошкольном возрасте.

Одним

из

самых

распространенных

страхов

у

детей

в

стaршем

дошкoльном

возрaсте

является

страх

темноты

и

боязнь

кошмарных

сновидений. Многие дети не могут заснуть в темной комнате и даже вообще

заснуть,

так

как

очень

боятся,

что

им

присниться

кошмарный

сон.

А

взрослые, в свою очередь, зная, что ребёнок мучается по ночам от кошмаров,

стараются избегать разговоры о них. Родители надеются на то, что ребенок

постепенно

их

забудет.

Но

на

самом

деле,

в

результате

этого

может

подготовиться почва для развития детских неврозов.

Распространенны y стaрших дошкoльников стрaхи уколов и врачей,

страхи наказания, боязнь хулиганов, войны, катастроф, страхи одиночества.

Боязнь

сказочных

персонажей

является

одним

из

самых

распространённых страхов у детей. Причем в последнее время он встречается

намного чаще и приобретает довольно тяжелые формы.

Детские страхи могут возникать постепенно или же стремительно в

жизни ребенка. Все они

продиктованы теми или иными травмирующими

психику

переживаниями,

а

иногда

и

просто

сознательно

сформированы

взрослыми для решения их сиюминутных целей и потребностей [11].

Все

факторы,

которые

участвуют

в

возникновении

страхов

можно

сгруппировать определенным образом:

- Семья и отношения в ней;

- Какие- либо психические травмы по типу испуга, которые обостряют

возрастную чувствительность детей к определенным страхам;

- Психолoгическое зарaжение стрaхами при общении со сверстниками

или взрослыми;

- Дополнительные источники страха [14].

В жизни каждого человека семья играет первостепенное значение. В

семье ребенок растет и развивается. И уже с самых первых лет своей жизни у

него

усваиваются

нормы

совместного

проживания,

а

также

нормы

человеческих взаимоотношений. [14].

В различных периодах жизни человека интенсивность воспитательного

влияния семьи разная. Так, в дошкольном возрасте семья играет важнейшую

роль

в

реализации

практически

всех

потребностей

ребенка,

таких

как

материальные, духовные, познавательные. Но и также семья влияет на детей

разного пола по-разному. Девочки намного привязаны к семье, чем мальчики

[2].

Развитию у детей беспокойства может способствовать недостаточная

двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной

игры.

У

многих

детей

отсутствует

азарт

к

играм

в

прятки,

«казаки-

разбойники», лапту и т.д. Недостаток эмоционально насыщенных, шумных и

подвижных

игр

значительно

обедняет

эмоциональную

жизнь,

может

привести

к

достаточно

ранней

и

односторонней

интеллектуализации

психики. Но наряду с этим, игра является самым естественным способом

изживания

страха,

ведь

именно

в

игре

в

завуалированной

форме

воспроизводятся

многие

из

вызывающих

страх

у

ребенка

жизненные

ситуации. Многие родители опасаются игр, так как боятся за своих детей.

Родители

считают,

что

в

игре

ребенок

может

получить

травмы,

сильно

напугаться или причинить вред другому. Общение в таких семьях носят

постоянно поучающий характер, и строится преимущественно на абстрактно-

отвлеченном, а не на наглядно-конкретном, образном, уровне. Вследствие

этого ребенок учиться безоснованно беспокоится по поводу того, что может

произойти, а не активно и уверенно преодолевать различные жизненные

ситуации.

Те матери, которые чересчур честолюбивы, не в меру принципиальны,

с

болезненно

заостренным

чувством

долга

и

бескомпромиссны

зачастую

излишне требовательно и формально поступают со своими детьми. Типичной

для

них

является

строгость,

вызванная

навязчивым

стремлением

предвосхитить

его

образ

жизни

по

плану,

который

заранее

составлен,

выполняющего

роль

своего

рода

ритуального

предписания.

А

дети

дошкольного

возраста,

которые

очень

впечатлительные

и

эмоционально

чувствительные

воспринимают

формально

правильное,

но

недостаточно

теплое

и

нежное

отношение

матери

с

сильным

беспокойством,

так

как

именно в данном возрасте им необходима любовь и поддержка близких.

Поэтому уже к концу дошкольного возраста дети в таких условиях

начинают эмоционально «закаляться», до такой степени, что не реагируют на

весьма требовательное отношение матери, отгораживаются от нее стеной

равнодушия,

упрямства

и

негативизма.

Одни

погружаются

в

свой

мир

переживаний, а иногда и начинают подражать поведению матери. Другие же

наоборот устраивают истерики по поводу недостаточного внимания матери

или,

переживают

отношение

к

себе,

становятся

весьма

беспокойны,

подавленны, неуверенны [7].

Состав семьи оказывает влияние и на количество страхов. В старшем

дошкольном

возрасте

у

девочек

и

мальчиков

количество

страхов

сильно

возрастает

в

неполных

семьях,

тем

и

обуславливая

наличие

особой

чувствительности в этом возрасте к разрыву отношений между родителями.

Исследования доктора А.И. Захарова показывают, что в неполных семьях

количество страха заметно выше, особенно это касается мальчиков старшего

дошкольного

возраста.

В

семье

без

отца

нарушается

формирование

поведения, которое соответствует полу, и психологической защиты от угроз,

идущих извне. В полных семьях детские страхи выражены в меньшей мере,

но в той или иной форме присутствуют практически всегда. Интересен, тот

факт, что в семье, которой отцы злоупотребляют алкоголем,

количество

страхов у мальчиков, достоверно меньше, чем у детей не алкоголиков [6].

Уже к 5-7 годам дети в большей степени стремятся идентифицировать

себя с матерью или отцом этого же пола. То есть мальчики хотят во всем

походить на более авторитетного для них в эти годы отца - представителя

мужского пола, а девочки стремятся быть похожими на свою мать. Это в свою

очередь, придает детям уверенность в общении со сверстниками своего пола.

Если у мальчиков отсутствие отца и защиты с его стороны, как и чрезмерно

опекающее, замещающее отношение матери, ведет к несамостоятельности,

инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов зависит, скорее,

от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью.

Тaкже нa возникнoвения стрaхов у детей влияет и непосредственно

возраст

родителей.

Ведь,

у

молодых,

эмоционально

непосредственных

и

жизнерадостных

родителей

дети

будут

менее

склонные

к

проявлению

беспокойства

и

тревоги.

И,

наоборот,

у

взрослых

или

даже

«пожилых»

родителей (после 30 и особенно после 35 лет) дети очень беспокойные, что и

является отражением тревожности самой матери. Дети ощущают тревогу

своих

родителей,

поэтому

у

них

рано

обнаруживаются

признаки

беспокойства, которое потом перерастает в инфантильность и неуверенность

в себе.

Дeти,

стaршего

дошкoльного

возрaста

очень

чувствительны

к

конфликтам в семье [13]. Когда они наблюдают частые скандалы в семье,

число их страхов значительно возрастает. Если в семье случился развод, то

неблагоприятно он сказывается на мальчиках, чем на девочках. У девочек

отмечается гораздо больше страхов, чем у мальчиков. Страх у девочек очень

прочно связан с эмоциональной сферой формирующейся структуры личности

[5].

Запугивания взрослыми детей играет большое значение в образовании

страхов. Часто взрослые пугают детей милиционером, «старушкой с ведром»,

цыганом, волком и т.д. Конечно, при правильном педагогическом подходе с

течением

времени

у

ребенка

преодолеваются

страхи

и

он

начинает

относиться к ним критически. Но бывает, что у некоторых детей в силу

разных причин страхи могут сохраняться очень длительное время.

В старшем дошкольном возрасте достигается пик страха животных и

сказочных персонажей. Все изменения характеров страха у детей находятся в

тесной взаимосвязи с общим развитием их мозга. А именно это связано с

формированием

процесса

мышления,

которое

помогает

отделить

обстоятельства,

которых

реально

стоит

пугаться

и

опасаться,

от

тех,

в

которых отсутствует реальная опасность для жизни. [1].

У

6-8

летних

детей

отмечается

максимальное

количество

страхов.

Может уменьшаться интенсивность связей между страхами, но страх при

этом становится намного более сложно психологически мотивированным,

несет в себе больший познавательный заряд. Эмоциональное развитие в

основных его чертах завершается уже к 5 годам. В это период эмоции

начинают отличаться своей зрелостью и устойчивостью и на первый уже

план выходит интеллектуальное развитие, а в первую очередь мышление (вот

поэтому во многих странах с этого возраста начинается обучение в школе).

Дети в этом возрасте в большей степени, чем раньше начинают осознавать,

что способно причинить им вред и чего следует опасаться, избегать. [2].

Необходимо отметить также страх пожара, нападения, страх войны,

который максимально начинает нарастать к старшему дошкольному возрасту

и сохраняется в дальнейшем возрастном периоде. Данные виды страхов,

являются разновидностью страха смерти.

Таким образом, детские страхи заслуживают самого внимательного

изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения

появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности

ребенка.

Список литературы

1.

Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики

развития личности ребёнка / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: АПН СССР,

1987.

2.

Божович

Л.И.

Избр.

психол.

труды.

Проблемы

формирования

личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 2005.

3.

Вард И. Фобия. – М.: Проспект, 2012. – 78с.

4.

Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982. – т.4

– 336 с.

5.

Гульянц

Э.К.,

Гриднёва

С.В.,

Тащеева

А.И.

Психологическая

коррекция страха медицинских процедур у детей дошкольного возраста (от 3

до

5

лет)

с

помощью

куклотерапии

//

Современная

семья:

проблемы

и

перспективы – 2004. – 114 с.

6.

Жигарькова

О.

Время

тревожных

детей

//

Психологическая

газета.- 2011.- №11.- с.6-7.

7.

Коренева Е.Н. Детские капризы.- Ярославль: Академия развития,

2011.- 75с.

8.

Крюкова

С.В.,

Слободяник

Н.П. Удивляюсь,

злюсь,

боюсь,

хвастаюсь

и

радуюсь.

Программы

эмоционального

развития

детей

дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.:

Генезис, 2013.- 204с.

9.

Лешкова Т. Коробка со страхами // Дошкольное воспитание.-

2014.- №10.-с.30-32.

10.

Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.

11.

Райнпрехт

Х.

Воспитание

без

огорчений

//

Дошкольное

воспитание.- 2001.- №4.- с.90-91.

12.

Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера /

Сост. О.Ф. Дубровская.- М.: «Когито-Центр», 2011.- 63с.

13.

Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М.: ,1988.

14.

Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д:

Феникс, 2013.- 384с.



В раздел образования