Автор: Безина Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад№17
Населённый пункт: Ставропольский край Левокумский район с Правокумское
Наименование материала: научная статья
Тема: "Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного
возраста
Изучение
проблемы
детских
страхов
необходимо
для
понимания
основных
причин
их
возникновения,
изучения
возрастных
особенностей
развития эмоциональной сферы, а также для
становления эмоционально-
личностных
образований
дошкольников.
В
основе
целого
ряда
психологических трудностей лежат именно детские страхи. [10].
По
мнению
Г.
Крайга,
страх
представляет
собой
такую
эмоцию,
которую человек пытается избежать или свести к минимуму, но в то же время
страх, проявляясь в мягкой форме, способен побудить к научению [10].
В
«Современном
психологическом
словаре»
под
редакцией
В.В.
Юрчукa
страх
определяется
как aффективно
чyвственная
эмoция,
возникающая в обстоятeльствах превентивности – угрозы – боязни за свою
социальнyю или же биологическyю экзистeнцию у субъекта [8].
В.
Даль
в
«Толковом
словаре
живого
великого
русского
языка»
определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасение, тревожное
состояние души от испуга, полученного в результате бедствия, угрожающего
или воображаемого [4].
По
Р.Ф.
Овчаровой
страх
–
это
аффективное
(эмоционально
заострённое), отрaжение в сознании человека определeнной угрозы для его
жизни и благополучия [12].
А. Кемпински в своих исследованиях говорит о том, что дать четкое
определение понятиям страх, ужас, боязнь, тревога и т.п., не удается. По
мнению автора «так бывает всегда, когда речь идет о понятиях, которые
касаются наиболее личных переживаний. Их можно почувствовать, но очень
сложно определить. В противоположность окружающему миру, собственный
мир,
как
бы
ускользает
от
попыток
классификации
и
интеллектуальной
манипуляции» [9].
Для
того
чтобы
разобраться
в
сущности
страхов
необходимо
рассмотреть их особенности проявления и причины возникновения у детей в
старшем дошкольном возрасте.
Одним
из
самых
распространенных
страхов
у
детей
в
стaршем
дошкoльном
возрaсте
является
страх
темноты
и
боязнь
кошмарных
сновидений. Многие дети не могут заснуть в темной комнате и даже вообще
заснуть,
так
как
очень
боятся,
что
им
присниться
кошмарный
сон.
А
взрослые, в свою очередь, зная, что ребёнок мучается по ночам от кошмаров,
стараются избегать разговоры о них. Родители надеются на то, что ребенок
постепенно
их
забудет.
Но
на
самом
деле,
в
результате
этого
может
подготовиться почва для развития детских неврозов.
Распространенны y стaрших дошкoльников стрaхи уколов и врачей,
страхи наказания, боязнь хулиганов, войны, катастроф, страхи одиночества.
Боязнь
сказочных
персонажей
является
одним
из
самых
распространённых страхов у детей. Причем в последнее время он встречается
намного чаще и приобретает довольно тяжелые формы.
Детские страхи могут возникать постепенно или же стремительно в
жизни ребенка. Все они
продиктованы теми или иными травмирующими
психику
переживаниями,
а
иногда
и
просто
сознательно
сформированы
взрослыми для решения их сиюминутных целей и потребностей [11].
Все
факторы,
которые
участвуют
в
возникновении
страхов
можно
сгруппировать определенным образом:
- Семья и отношения в ней;
- Какие- либо психические травмы по типу испуга, которые обостряют
возрастную чувствительность детей к определенным страхам;
- Психолoгическое зарaжение стрaхами при общении со сверстниками
или взрослыми;
- Дополнительные источники страха [14].
В жизни каждого человека семья играет первостепенное значение. В
семье ребенок растет и развивается. И уже с самых первых лет своей жизни у
него
усваиваются
нормы
совместного
проживания,
а
также
нормы
человеческих взаимоотношений. [14].
В различных периодах жизни человека интенсивность воспитательного
влияния семьи разная. Так, в дошкольном возрасте семья играет важнейшую
роль
в
реализации
практически
всех
потребностей
ребенка,
таких
как
материальные, духовные, познавательные. Но и также семья влияет на детей
разного пола по-разному. Девочки намного привязаны к семье, чем мальчики
[2].
Развитию у детей беспокойства может способствовать недостаточная
двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной
игры.
У
многих
детей
отсутствует
азарт
к
играм
в
прятки,
«казаки-
разбойники», лапту и т.д. Недостаток эмоционально насыщенных, шумных и
подвижных
игр
значительно
обедняет
эмоциональную
жизнь,
может
привести
к
достаточно
ранней
и
односторонней
интеллектуализации
психики. Но наряду с этим, игра является самым естественным способом
изживания
страха,
ведь
именно
в
игре
в
завуалированной
форме
воспроизводятся
многие
из
вызывающих
страх
у
ребенка
жизненные
ситуации. Многие родители опасаются игр, так как боятся за своих детей.
Родители
считают,
что
в
игре
ребенок
может
получить
травмы,
сильно
напугаться или причинить вред другому. Общение в таких семьях носят
постоянно поучающий характер, и строится преимущественно на абстрактно-
отвлеченном, а не на наглядно-конкретном, образном, уровне. Вследствие
этого ребенок учиться безоснованно беспокоится по поводу того, что может
произойти, а не активно и уверенно преодолевать различные жизненные
ситуации.
Те матери, которые чересчур честолюбивы, не в меру принципиальны,
с
болезненно
заостренным
чувством
долга
и
бескомпромиссны
зачастую
излишне требовательно и формально поступают со своими детьми. Типичной
для
них
является
строгость,
вызванная
навязчивым
стремлением
предвосхитить
его
образ
жизни
по
плану,
который
заранее
составлен,
выполняющего
роль
своего
рода
ритуального
предписания.
А
дети
дошкольного
возраста,
которые
очень
впечатлительные
и
эмоционально
чувствительные
воспринимают
формально
правильное,
но
недостаточно
теплое
и
нежное
отношение
матери
с
сильным
беспокойством,
так
как
именно в данном возрасте им необходима любовь и поддержка близких.
Поэтому уже к концу дошкольного возраста дети в таких условиях
начинают эмоционально «закаляться», до такой степени, что не реагируют на
весьма требовательное отношение матери, отгораживаются от нее стеной
равнодушия,
упрямства
и
негативизма.
Одни
погружаются
в
свой
мир
переживаний, а иногда и начинают подражать поведению матери. Другие же
наоборот устраивают истерики по поводу недостаточного внимания матери
или,
переживают
отношение
к
себе,
становятся
весьма
беспокойны,
подавленны, неуверенны [7].
Состав семьи оказывает влияние и на количество страхов. В старшем
дошкольном
возрасте
у
девочек
и
мальчиков
количество
страхов
сильно
возрастает
в
неполных
семьях,
тем
и
обуславливая
наличие
особой
чувствительности в этом возрасте к разрыву отношений между родителями.
Исследования доктора А.И. Захарова показывают, что в неполных семьях
количество страха заметно выше, особенно это касается мальчиков старшего
дошкольного
возраста.
В
семье
без
отца
нарушается
формирование
поведения, которое соответствует полу, и психологической защиты от угроз,
идущих извне. В полных семьях детские страхи выражены в меньшей мере,
но в той или иной форме присутствуют практически всегда. Интересен, тот
факт, что в семье, которой отцы злоупотребляют алкоголем,
количество
страхов у мальчиков, достоверно меньше, чем у детей не алкоголиков [6].
Уже к 5-7 годам дети в большей степени стремятся идентифицировать
себя с матерью или отцом этого же пола. То есть мальчики хотят во всем
походить на более авторитетного для них в эти годы отца - представителя
мужского пола, а девочки стремятся быть похожими на свою мать. Это в свою
очередь, придает детям уверенность в общении со сверстниками своего пола.
Если у мальчиков отсутствие отца и защиты с его стороны, как и чрезмерно
опекающее, замещающее отношение матери, ведет к несамостоятельности,
инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов зависит, скорее,
от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью.
Тaкже нa возникнoвения стрaхов у детей влияет и непосредственно
возраст
родителей.
Ведь,
у
молодых,
эмоционально
непосредственных
и
жизнерадостных
родителей
дети
будут
менее
склонные
к
проявлению
беспокойства
и
тревоги.
И,
наоборот,
у
взрослых
или
даже
«пожилых»
родителей (после 30 и особенно после 35 лет) дети очень беспокойные, что и
является отражением тревожности самой матери. Дети ощущают тревогу
своих
родителей,
поэтому
у
них
рано
обнаруживаются
признаки
беспокойства, которое потом перерастает в инфантильность и неуверенность
в себе.
Дeти,
стaршего
дошкoльного
возрaста
очень
чувствительны
к
конфликтам в семье [13]. Когда они наблюдают частые скандалы в семье,
число их страхов значительно возрастает. Если в семье случился развод, то
неблагоприятно он сказывается на мальчиках, чем на девочках. У девочек
отмечается гораздо больше страхов, чем у мальчиков. Страх у девочек очень
прочно связан с эмоциональной сферой формирующейся структуры личности
[5].
Запугивания взрослыми детей играет большое значение в образовании
страхов. Часто взрослые пугают детей милиционером, «старушкой с ведром»,
цыганом, волком и т.д. Конечно, при правильном педагогическом подходе с
течением
времени
у
ребенка
преодолеваются
страхи
и
он
начинает
относиться к ним критически. Но бывает, что у некоторых детей в силу
разных причин страхи могут сохраняться очень длительное время.
В старшем дошкольном возрасте достигается пик страха животных и
сказочных персонажей. Все изменения характеров страха у детей находятся в
тесной взаимосвязи с общим развитием их мозга. А именно это связано с
формированием
процесса
мышления,
которое
помогает
отделить
обстоятельства,
которых
реально
стоит
пугаться
и
опасаться,
от
тех,
в
которых отсутствует реальная опасность для жизни. [1].
У
6-8
летних
детей
отмечается
максимальное
количество
страхов.
Может уменьшаться интенсивность связей между страхами, но страх при
этом становится намного более сложно психологически мотивированным,
несет в себе больший познавательный заряд. Эмоциональное развитие в
основных его чертах завершается уже к 5 годам. В это период эмоции
начинают отличаться своей зрелостью и устойчивостью и на первый уже
план выходит интеллектуальное развитие, а в первую очередь мышление (вот
поэтому во многих странах с этого возраста начинается обучение в школе).
Дети в этом возрасте в большей степени, чем раньше начинают осознавать,
что способно причинить им вред и чего следует опасаться, избегать. [2].
Необходимо отметить также страх пожара, нападения, страх войны,
который максимально начинает нарастать к старшему дошкольному возрасту
и сохраняется в дальнейшем возрастном периоде. Данные виды страхов,
являются разновидностью страха смерти.
Таким образом, детские страхи заслуживают самого внимательного
изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения
появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности
ребенка.
Список литературы
1.
Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики
развития личности ребёнка / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: АПН СССР,
1987.
2.
Божович
Л.И.
Избр.
психол.
труды.
Проблемы
формирования
личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 2005.
3.
Вард И. Фобия. – М.: Проспект, 2012. – 78с.
4.
Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982. – т.4
– 336 с.
5.
Гульянц
Э.К.,
Гриднёва
С.В.,
Тащеева
А.И.
Психологическая
коррекция страха медицинских процедур у детей дошкольного возраста (от 3
до
5
лет)
с
помощью
куклотерапии
//
Современная
семья:
проблемы
и
перспективы – 2004. – 114 с.
6.
Жигарькова
О.
Время
тревожных
детей
//
Психологическая
газета.- 2011.- №11.- с.6-7.
7.
Коренева Е.Н. Детские капризы.- Ярославль: Академия развития,
2011.- 75с.
8.
Крюкова
С.В.,
Слободяник
Н.П. Удивляюсь,
злюсь,
боюсь,
хвастаюсь
и
радуюсь.
Программы
эмоционального
развития
детей
дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.:
Генезис, 2013.- 204с.
9.
Лешкова Т. Коробка со страхами // Дошкольное воспитание.-
2014.- №10.-с.30-32.
10.
Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
11.
Райнпрехт
Х.
Воспитание
без
огорчений
//
Дошкольное
воспитание.- 2001.- №4.- с.90-91.
12.
Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера /
Сост. О.Ф. Дубровская.- М.: «Когито-Центр», 2011.- 63с.
13.
Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М.: ,1988.
14.
Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д:
Феникс, 2013.- 384с.