Напоминание

"Психологические особенности конфликта и конфликтных ситуаций у детей дошкольного возраста"


Автор: Аббакумова Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад№17
Населённый пункт: Ставропольский край Левокумский район с Правокумское
Наименование материала: научная статья
Тема: "Психологические особенности конфликта и конфликтных ситуаций у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологические особенности конфликта и конфликтной ситуации детей

дошкольного возраста

В

современном

образовательном

пространстве

все

большую

популярность приобретают идеи психологии и педагогики ненасилия. Ж.

Семлен в своих исследованиях отмечал: «Ненасилие несет в себе зачатки новой

истории, оно способно направить человека в новом направлении. XXI век будет

веком ненасилия или его не будет вовсе» [10].

Анализ практического опыта указывает на то, что поведение детей в

конфликтной

ситуации

зачастую

характеризуется

реактивностью

и

импульсивностью.

В

конфликтной

ситуации

дошкольникам

свойственна

спонтанность, им достаточно сложно правильно среагировать как в типичных,

часто повторяющихся ситуациях, так и в очень сложных. Все это способствует

искажению в поведении ребенка, в его отношении к сверстникам и к самому

себе.

Наиболее благоприятным для формирования готовности к разрешению

конфликта является именно дошкольный возраст. Это связано с тем, что на

данном

возрастном

этапе

у

ребенка

начинает

складываться

опыт

взаимодействия с людьми, формируется система межличностных отношений и

базовые черты характера, а именно элементы миролюбия и конфликтности.

Основой для жизнедеятельности взрослого человека становятся как раз первые

представления,

сформировавшиеся

у

ребенка

об

окружающем

мире

и

человеческих взаимоотношениях. В этой связи, на наш взгляд, важно не только

изучить психологические особенности конфликтных детей.

В

качестве

наиболее

эффективных

социально-психологических

и

педагогических условий формирования готовности к позитивному разрешению

конфликтных ситуаций выступают:

-

совместное

сотрудничество

и

психолога

с

воспитателями

ДОУ

и

родителями

с

целью

обучения

дошкольников

осуществлять

анализ

конфликтных ситуаций;

- включение детей дошкольного возраста в значимую для них ситуацию

деятельности и общения со сверстниками, которая призвана воспроизводить

систему конструктивно разрешаемых конфликтов, а также умение моделировать

сложные (конфликтные) жизненные ситуации.

Понимание конфликта в отечественной психологии основано на понятии

«противоречие».

Таким

образом,

конфликт

это

проявление

противоречий,

которые

выражаются

в

противоборстве

сторон

(Р.Б.

Гительмахер)

[6],

«столкновение тех или иных вопросов социальной жизни» (А.Г. Ковалев) [4].

М.Р.

Битянова

определяет

конфликт

как

«столкновение

несовместимых,

противоположно

направленных

тенденций

в

сознании

человека,

в

межличностных

или

межгрупповых

отношениях,

связанное

с

острыми

негативными переживаниями» [2]. А.В. Петровский и М.Г.

Ярошевский и др.) дают такое определение: «конфликт - это столкновение

противоположно

направленных

целей,

интересов,

позиций,

мнений

или

взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия » [9].

Мы придерживаемся определения конфликта как ситуации, возникающей

в процессе взаимоотношений людей и выражающей столкновение их взглядов,

способов поведения, установок по отношению друг и другу.

Одну из первых попыток разделить понятие «конфликт» и «конфликтная

ситуация» предпринял А.А. Ершов. Он указал, что межличностный конфликт

предполагает

«конфликтную

ситуацию,

включающую

в

себя

определенные

состояния микро- и макросреды, деятельности, коммуникации распределения

ролей и статусов, взаимоотношения и взаимодействия личностей...» [1]. На

сегодняшний день в психологической науке сложились несколько подходов о

соотношении понятий, раскрывающих сущность конфликта:

1.

Понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация» отождествляются и

рассматриваются как равнозначные.

2.

В

структуре

конфликта

выделяются

конфликтная

ситуация

и

конфликтное взаимодействие; при этом конфликтная ситуация определяется как

совокупность

факторов,

которые

создают

психическую

напряженность,

я

конфликтное взаимодействие как различные формы взаимодействия (борьба,

открытое столкновение и т.д.) в ситуации конфликта.

3. Конфликтная ситуация рассматривается как объективная предпосылка

для

возникновения

реального

конфликта.

Конфликтное

поведение

интерпретируется как способ взаимодействия сторон в ситуации конфликта.

Как любое социально-психологическое явление, конфликт может быть

рассмотрен и как процесс, протекающий во времени, т.е. можно говорить и

динамике конфликтов литературе описываются различные модели динамики

конфликта [4].

Нам более близка позиция Л.А. Петровской [8] по этому вопросу. Она

выделяет 4 стадии в развитии конфликта:

- возникновение объективной ситуации;

-осознание объективной конфликтной ситуации;

- переход к конфликтному поведению;

- разрешение конфликта.

В ходе конфликта эти стадии могут приобретать разную значимость и

могут быть различны по продолжительности.

Центральное место в данной схеме уделяется автором процессу осознания

объективной конфликтной ситуации, так как «именно восприятие, понимание

реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение».

Выявляя

психологические

особенности

конфликтов

дошкольников,

проведем

анализ

периодизации

психического

развития,

так

как

специфика

конфликта

и

конфликтного

взаимодействия,

по

нашему

мнению,

в

первую

очередь связана с возрастными особенностями развития личности. Восприятие,

понимание и поведение человека, на наш взгляд,

в конфликтной ситуации

являются типичными для каждого возрастного периода.

Л.И.

Божович,

Л.С.

Выготский,

Д.Б.

Эльконин

и

др.

в

своих

исследованиях

весь

процесс

психического

развития

человека

делят

на

стабильные

периоды

и

периоды

кризисов.

При

этом

указывают,

что

проявлением

негативных

черт

обладают

именно

критические,

кризисные

периоды.

Изучая

возрастные

кризисы,

Л.С.

Выготский

указывает

на

то,

что

развитие ребенка в кризисном периоде сопровождается конфликтами ребенка с

окружающими [5].

Конфликтность, по мнению Л.И. Божович, в период возрастного кризиса,

начинает

обостряться

в

том

случае,

если

происходит

депривация

новых

потребностей ребенка в сфере общения и деятельности [3].

Таким образом, конфликт во многом может быть обусловлен спецификой

возраста. Возрастная периодизация может указывать на осложнение отношений

ребенка

с

другими

людьми

тогда,

когда

идет

смена

видов

деятельности,

социальных институтов и т.д.

В

психологических

исследованиях

изучаются

вопросы

взаимосвязи

особенностей

протекания

и

разрешения

конфликтной

ситуации

с

типами

акцентуации характера, с особенностями самооценки и уровня притязаний, а

также с характеристиками нравственного и эмоционального развития.

Общее сходство развития конфликта, а также динамики переживания

детей, негативные реакции на неуспех выражаются неоднозначно, начиная от

внутренней замкнутости, отчужденности, заканчивая агрессией в поведении.

На

имеющийся

конфликт

между

ребенком

и

сверстниками

может

указывать малая общительность, нежелание ребенка участвовать в стабильных

игровых объединениях, отсутствие взаимных симпатий между детьми.

Для

открыто

конфликтующих

детей

характерны

внутренняя

неустойчивость, беспокойство, неуверенность в себе при общей активности,

непосредственность

в

выражении

чувств,

излишняя

импульсивность.

Склонность

к

беспокойству,

волнениям

обусловлена

повышенной

эмоциональной

чувствительностью,

неразрешимостью

какой-либо

жизненно

важной

ситуации

для

ребенка,

неспособностью

утвердить

себя,

найти

признание и понимание среди окружающих.

У детей младшего дошкольного возраста, по мнению Д.Б. Эльконина,

причины конфликтов связаны с игрушками, у детей среднего дошкольного

возраста - с ролью в игре, а в старшем дошкольном возрасте - из-за правил

игры [11].

Современные авторы Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский дополняют,

уточняют

спектр

причин,

конфликтов

в

игре

и

выделяют

следующие:

«разрушение игры», «по поводу выбора общей темы игры», «по поводу состава

участников игры», «из-за ролей», «из-за игрушек», «по поводу сюжета игры»,

«по поводу правильности игровых действий» [7].

В психолого-педагогической литературе рассматриваются обобщенные и

более

частные

характеристики

способов

разрешения

конфликтов

дошкольниками.

Коломинский

Я.Л.,

Жизневский

Б.П.

анализировали,

прежде

всего,

соотношение благополучно и неблагополучно разрешенных конфликтов между

детьми

в

игре.

Под

благополучным

разрешением

конфликта

понималось

продолжение игры в том же составе участников, которые смогли тем или иным

образом договориться, т.е. решить спорный вопрос, возникающий по ходу игры

[7].

В случае благоприятного разрешения игровых конфликтов исследователи

выделяют:

-

способы

«индивидуального

решения»

спорного

вопро са

(отстаивание своих притязаний, угрозы санкций, жалобы и др.),

-

способы

«совместного

решения»

(установления

очередности,

эмоциональное сочувствие, введение дополнительных элементов игры и т.д.),

где

участники

конфликта

добиваются

своего,

хотя

и

идут

при

этом

на

определенные уступки,

-

алгоритм решения спорного вопроса (разнообразные считалки и

т.д.).

Данные авторы анализируют и способы воздействия детей друг на друга

при

неблагоприятном

исходе

конфликта.

К

ним

относятся:

физическое

воздействие,

опосредованное

воздействие

(жалобы,

плач,

крик

с

целью

привлечь

внимание

взрослого,

воздействие

с

помощью

других

детей),

психологическое

воздействие

(такие

способы

воздействия

на

соперника,

которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне

плача, крика, топанья ногами и т.д., своеобразное психологическое давление),

словесное

воздействие

(различные

указания

сопернику,

обозначение

речью

собственных действий, отказ выполнять требуемое партнером действие и т. д.),

угрозы и санкции (угрозы разрушения игры, разрыва отношений в целом и т.д.),

аргументы

(высказывания,

с

помощью

которых

дети

пытаются

объяснить,

обосновать

свои

притязания

или

показать

неправомерность

притязаний

соперников) [7].

Мы считаем, что исход конфликта - это следствие определенных способов

воздействия

детей

друг

на

друга

и

не

всегда,

в

случае

благоприятного

разрешения конфликта, можно наблюдать позитивные взаимоотношения между

детьми,

так

же,

как

неблагоприятный

исход

конфликта

не

всегда

означает

применение деструктивных способов взаимодействия.

Таким образом, конфликты детей дошкольного возраста дошкольников

это, прежде всего, некий тип отношений ребенка со своими сверстниками.

Обобщая

конфликтное

поведение

дошкольников,

можно

выделить

их

следующие общие характеристики: желание усугубить конфликтную ситуацию,

отсутствие умений идти на компромисс, эгоистичность, желание доминировать,

возможность снизить уровень собственной тревожности за счет проявления

агрессии, невнимательность к людям, а также отсутствие умения встать на

другую позицию.

Список литературы:

1.

Ершов

A.A.

Социально-психологические

аспекты

конфликтов

/

Социальная психология и социальное планирование / Под ред. Е.С. Кузьмина,

A.A. Бодолева. Л., 1972. С. 33-39.

2.

Битянова М.Р. Социальная психология. М., 1994.106 с.

3.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,

1968. 464с.

4.

Бойко В.В., Ковалев А.Г. Конфликты в трудовом коллективе и пути

их разрешения / / Психол. журнал. 1983. т. 4, 3. С. 51-60.

5.

Выготский JI.C. Детская психология. - М., 1982. - 432с.

6.

Гительмахер Р.Б., Кочаловская A.C., Марушкин Ю.Б. Конфликт:

социально- психологический аспект. - Иваново, 1995.

7.

Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Конфликт и формирование

личности:

онто-

и

филогенетический

аспекты/

Конфликт

в

конструктивной

психологии. - Красноярск, 1990, с. 31-34.

8.

Петровская

Л.

А.

Неадекватность

восприятия

как

фактор

социально-

психологического

конфликта.

Теоретические

и

прикладные

проблемы познания людьми друг друга. Тез. докл.- Краснодар, 1975.- с.48-50.

9.

Психология. Словарь./ Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевско-

го.-М., 1990.-496с.

10.

Семлен

Ж.

Выход

из

насилия./

Глобальные

проблемы

и

общечеловеческие ценности. - М., 1990, с.76-85.

11.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М., 1989.- 554с.

Татьяна, могу вас попросить, чтобы вы сами сделали список литературы,

как у вас в примере. Ссылки я расставила в тексте.



В раздел образования