Напоминание

"Особенности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста"


Автор: Стегэреску София Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №6 "Синяя птица"
Населённый пункт: Малоярославец
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития познавательной деятельности детей

дошкольного возраста

Совершенствование познавательной деятельности дошкольников - одна

из

важнейших

задач

в

педагогике.

Ведь

если

мы

хотим

воспитать

интеллектуально развитую личность, то нужно создавать условия для её

саморазвития.

Развивать

познавательную

деятельность

у

детей

нужно

для

активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко

всему.

Познавательная деятельность – это всегда искание и открытие нового,

поиск

ранее

неизведанных

подходов

и

решений,

активное

достижение

истины, активная, а не созерцательная, пассивная деятельность субъекта в

любой ее форме.

В

пункте

2.6

Федерального

государственного

образовательного

дошкольного образования отмечено: «Познавательное развитие предполагает

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование

познавательных

действий,

становление

сознания;

развитие

воображения

и

творческой

активности;

формирование

первичных

представлений

о

себе,

других

людях,

объектах

окружающего

мира,

о

свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,

материале,

звучании,

ритме,

темпе,

количестве,

числе,

части

и

целом,

пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о

малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях

нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля

как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и

народов мира».[4,32]

Самой

ранней

формой

познавательной

деятельности

является

любознательность. Внешне она проявляется следующим образом:

прямой

интерес

к

новым

занимательным

явлениям,

фактам,

связанные

с

этим

вопросы к взрослым; положительное эмоциональное переживание, которое

связано

непосредственно

с

получением

новой

информации.

Так

у

дошкольников

проявляется

ориентированность

на

окружающий

мир,

их

достаточно чувственное и в основном практическое отношение к реальности.

Основным условием, которое обеспечивает данный уровень познавательной

деятельности,

является

наполненная

информацией

среда,

включая

возможность физической деятельности в ней. Иными словами, все помогает,

что

касается

обогащения

чувственно-практического

опыта

дошкольника.

Однако, мешает ему те готовые знания, которые он приобретает раньше

срока, когда бы они ему понадобились для осмысления

личного опыта.

Познавательная деятельность, которая связана с получением соответственных

умений и знаний, требуется для решения познавательных задач, желания к

интеллектуальным достижениям.

Для

данного

вида

деятельности

характерны:

желание

решать

интеллектуальные

задачи;

желание

получить

средства

для

решения

указанных задач; необходимость в интеллектуальных достижениях; вопросы

по изучаемой теме, к примеру, «для чего это надо делать», «как это сделать»,

«что

правильно,

что

неправильно»

и

т.п.,

характеризующие

желание

научиться, усвоить новую информацию, освоить новый способ действия;

установка на изучение предлагаемого способа деятельности; положительное

эмоциональное переживание, которое связано с усвоением новых приемов,

знаний,

способов

деятельности,

нахождением

путей

решения

задач,

отработкой сложных операций; заинтересованность к значению незнакомых

слов;

ситуационный характер познавательного интереса: после получения

новых

сведений,

по

окончании

действия

(занятия,

выполнения

задания)

интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения.

Для следующего вида познавательной деятельности, направленной на

познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых

связей между ними характерно сочетание присвоения задаваемой извне цели

деятельности и самостоятельного выбора способов и средств ее достижения.

К внешним атрибутам, свойственным для данного вида добавляются:

вопросы,

которые

характеризуют

интерес

к

изучению

содержания,

существенных свойств предметов и явлений; свободное и заинтересованное

оперирование

знаниями

и

умениями

в

области,

связанной

с

интересом;

желание

делать

задания

повышенной

трудности;

поиск

путей

решения

поставленных задач самостоятельно; использование собственных примеров

по изучаемой теме;

стремление поделиться со взрослыми и сверстниками

имеющимися знаниями; относительная устойчивость интереса, проявление

интереса не связано с конкретной учебной ситуацией.

Основными

условиями

развития

указанного

уровня

познавательной

деятельности является включенность познавательной деятельности в общий

контекст

жизни

ребенка,

уровень

и

способы

выражения

познавательной

активности

взрослых

-

педагогов

и

родителей.

Самостоятельная

познавательная деятельность характеризуется ориентацией на установление

причинно-следственных

связей,

источников,

механизмов

окружающих

явлений, событий и себя самого[1,174].

К

приведенным

выше

признакам

в

данном

случае

добавляются:

ненасыщаемый

характер

познавательного

интереса

-

стремление

узнать

больше;

новое

знание,

новое

умение

порождает

новые

вопросы,

направленные на более глубокое проникновение в его содержание; интерес к

познанию закономерностей, существенных причинно-следственных связей,

проявляющийся

как

в

самостоятельной

деятельности,

так

и

в

вопросах,

задаваемых

педагогу;

самостоятельная

постановка

вопросов

и

целей

изучения;

инициатива

в

постановке

новых

задач

и

проблем;

поиск

оригинальных

способов

достижения

целей,

решения

задач;

интерес

к

способу получения новых знаний, открытию новых закономерностей в той

или

иной

сфере,

то

есть

к

овладению

первичными

формами

профессионального мышления; выделение наиболее существенных, важных

сторон изучаемого явления;

активное участие в обсуждениях, спорах по

интересующему предмету, области;

желание высказать и отстоять свою

точку зрения;

осознание интереса - ребенок способен объяснить, что ему

нравится или не нравится.

Развитие

познавательной

потребности

идет

неодинаково

у

разных

детей.

У

одних

она

выражена

очень

ярко

и

имеет,

так

сказать,

"теоретическое" направление. У других она больше связана с практической

активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего

воспитанием.

Следует

отметить,

что

в

развитии

познавательных

интересов

дошкольников существуют две основные линии:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта

новыми

знаниями

и

сведениями

об

окружающем,

которое

и

вызывает

познавательную

активность

дошкольника.

Чем

больше

перед

ребенком

открывающихся

сторон

окружающей

действительности,

тем

шире

его

возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных

интересов.

2.

Данную

линию

развития

познавательных

интересов

составляет

постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри

одной и той же сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность,

степень выраженности, содержательная направленность познания, что нашло

отражение в пункте 2.7 Федерального государственного образовательного

д о ш кол ь н о го

о б р а зо ва н и я . Конкретное

содержание

указанных

образовательных

областей

зависит

от

возрастных

и

индивидуальных

особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может

реализовываться

в

различных

видах

деятельности

(общении,

игре,

познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах

развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное

эмоциональное

общение

с

взрослым,

манипулирование

с

предметами

и

познавательно-исследовательские

действия,

восприятие

музыки,

детских

песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и

игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с

материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и

совместные

игры

со

сверстниками

под

руководством

взрослого,

самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка,

совок,

лопатка

и

пр.),

восприятие

смысла

музыки,

сказок,

стихов,

рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов

деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с

правилами

и

другие

виды

игры,

коммуникативная

(общение

и

взаимодействие

со

взрослыми

и

сверстниками),

познавательно-

исследовательская

(исследования

объектов

окружающего

мира

и

экспериментирования

с

ними),

а

также

восприятие

художественной

литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в

помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая

конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная

(рисование,

лепка,

аппликация),

музыкальная

(восприятие

и

понимание

смысла

музыкальных

произведений,

пение,

музыкально-ритмические

движения,

игры

на

детских

музыкальных

инструментах)

и

двигательная

(овладение основными движениями) формы активности ребенка. [4,45]

На

протяжении

дошкольного

детства

ребёнок

непосредственно

включается

в

овладение

способами

целенаправленного

познания

и

преобразования мира через освоение умений:

- постановка цепи и планирование;

- прогнозирование возможных эффектов действия;

- контроль за выполнением действий;

- оценка результатов и их коррекция.

К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о

пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об

основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и

речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру.

Известно,

что

источником

познавательной

активности

является

познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности

осуществляется

как

поиск,

направляемый

на

выявление,

открытие

неизвестного и его усвоение. Некоторые учёные считают, что активность

исчезает, как только решается проблема, или процесс понимания заканчивает

познавательную активность. Их оппоненты категорически не согласны с этим

взглядом,

считая,

что

именно

с

понимания

может

начинаться

цикл

активности.

Два основных фактора определяют познавательную деятельность как

условие

дальнейшего

успешного

обучения:

природная

дет ская

любознательность

и

стимулирующая

деятельность

педагога.

Источник

первой

-

последовательное

развитие

начальной

потребности

ребенка

в

наружных

впечатлениях

как

специфической

людской

нужды

в

новой

информации.

Через

неравномерность

психического

развития

детей

(временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных

способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития

познавательной активности дошкольника.

Таким образом, познавательная деятельность – это всегда искание и

открытие нового, поиск ранее неизведанных подходов и решений, активное

достижение истины, активная, а не созерцательная, пассивная деятельность

субъекта в любой ее форме.

Каждому

возрастному

этапу

присуща

своя

интенсивность,

степень

выраженности, содержательная направленность познания.

Список литературы

1.

Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение [Текст] / Л. П. Буева. —

М.: Просвещение,2010.-216 с.

2.

Веракса А.Н. Возможности игрового пространства в познавательной

деятельности ребенка-дошкольника[Текст]// Современное дошкольное

образование теория и практика.- Москва: “Мозаика-Синтез ”,2012. С.

61-65

3.

Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей

детей[Текст]//Популярное пособие для родителей и педагогов. —

Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.

4.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования14

ноября 2013 г

5.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм.

от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и

доп., вступ. в силу с 01.01.2017)



В раздел образования