Автор: Стегэреску София Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №6 "Синяя птица"
Населённый пункт: Малоярославец
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития познавательной деятельности детей
дошкольного возраста
Совершенствование познавательной деятельности дошкольников - одна
из
важнейших
задач
в
педагогике.
Ведь
если
мы
хотим
воспитать
интеллектуально развитую личность, то нужно создавать условия для её
саморазвития.
Развивать
познавательную
деятельность
у
детей
нужно
для
активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко
всему.
Познавательная деятельность – это всегда искание и открытие нового,
поиск
ранее
неизведанных
подходов
и
решений,
активное
достижение
истины, активная, а не созерцательная, пассивная деятельность субъекта в
любой ее форме.
В
пункте
2.6
Федерального
государственного
образовательного
дошкольного образования отмечено: «Познавательное развитие предполагает
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование
познавательных
действий,
становление
сознания;
развитие
воображения
и
творческой
активности;
формирование
первичных
представлений
о
себе,
других
людях,
объектах
окружающего
мира,
о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале,
звучании,
ритме,
темпе,
количестве,
числе,
части
и
целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о
малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях
нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля
как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и
народов мира».[4,32]
Самой
ранней
формой
познавательной
деятельности
является
любознательность. Внешне она проявляется следующим образом:
прямой
интерес
к
новым
занимательным
явлениям,
фактам,
связанные
с
этим
вопросы к взрослым; положительное эмоциональное переживание, которое
связано
непосредственно
с
получением
новой
информации.
Так
у
дошкольников
проявляется
ориентированность
на
окружающий
мир,
их
достаточно чувственное и в основном практическое отношение к реальности.
Основным условием, которое обеспечивает данный уровень познавательной
деятельности,
является
наполненная
информацией
среда,
включая
возможность физической деятельности в ней. Иными словами, все помогает,
что
касается
обогащения
чувственно-практического
опыта
дошкольника.
Однако, мешает ему те готовые знания, которые он приобретает раньше
срока, когда бы они ему понадобились для осмысления
личного опыта.
Познавательная деятельность, которая связана с получением соответственных
умений и знаний, требуется для решения познавательных задач, желания к
интеллектуальным достижениям.
Для
данного
вида
деятельности
характерны:
желание
решать
интеллектуальные
задачи;
желание
получить
средства
для
решения
указанных задач; необходимость в интеллектуальных достижениях; вопросы
по изучаемой теме, к примеру, «для чего это надо делать», «как это сделать»,
«что
правильно,
что
неправильно»
и
т.п.,
характеризующие
желание
научиться, усвоить новую информацию, освоить новый способ действия;
установка на изучение предлагаемого способа деятельности; положительное
эмоциональное переживание, которое связано с усвоением новых приемов,
знаний,
способов
деятельности,
нахождением
путей
решения
задач,
отработкой сложных операций; заинтересованность к значению незнакомых
слов;
ситуационный характер познавательного интереса: после получения
новых
сведений,
по
окончании
действия
(занятия,
выполнения
задания)
интерес исчерпывается, появляются симптомы пресыщения.
Для следующего вида познавательной деятельности, направленной на
познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых
связей между ними характерно сочетание присвоения задаваемой извне цели
деятельности и самостоятельного выбора способов и средств ее достижения.
К внешним атрибутам, свойственным для данного вида добавляются:
вопросы,
которые
характеризуют
интерес
к
изучению
содержания,
существенных свойств предметов и явлений; свободное и заинтересованное
оперирование
знаниями
и
умениями
в
области,
связанной
с
интересом;
желание
делать
задания
повышенной
трудности;
поиск
путей
решения
поставленных задач самостоятельно; использование собственных примеров
по изучаемой теме;
стремление поделиться со взрослыми и сверстниками
имеющимися знаниями; относительная устойчивость интереса, проявление
интереса не связано с конкретной учебной ситуацией.
Основными
условиями
развития
указанного
уровня
познавательной
деятельности является включенность познавательной деятельности в общий
контекст
жизни
ребенка,
уровень
и
способы
выражения
познавательной
активности
взрослых
-
педагогов
и
родителей.
Самостоятельная
познавательная деятельность характеризуется ориентацией на установление
причинно-следственных
связей,
источников,
механизмов
окружающих
явлений, событий и себя самого[1,174].
К
приведенным
выше
признакам
в
данном
случае
добавляются:
ненасыщаемый
характер
познавательного
интереса
-
стремление
узнать
больше;
новое
знание,
новое
умение
порождает
новые
вопросы,
направленные на более глубокое проникновение в его содержание; интерес к
познанию закономерностей, существенных причинно-следственных связей,
проявляющийся
как
в
самостоятельной
деятельности,
так
и
в
вопросах,
задаваемых
педагогу;
самостоятельная
постановка
вопросов
и
целей
изучения;
инициатива
в
постановке
новых
задач
и
проблем;
поиск
оригинальных
способов
достижения
целей,
решения
задач;
интерес
к
способу получения новых знаний, открытию новых закономерностей в той
или
иной
сфере,
то
есть
к
овладению
первичными
формами
профессионального мышления; выделение наиболее существенных, важных
сторон изучаемого явления;
активное участие в обсуждениях, спорах по
интересующему предмету, области;
желание высказать и отстоять свою
точку зрения;
осознание интереса - ребенок способен объяснить, что ему
нравится или не нравится.
Развитие
познавательной
потребности
идет
неодинаково
у
разных
детей.
У
одних
она
выражена
очень
ярко
и
имеет,
так
сказать,
"теоретическое" направление. У других она больше связана с практической
активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего
воспитанием.
Следует
отметить,
что
в
развитии
познавательных
интересов
дошкольников существуют две основные линии:
1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта
новыми
знаниями
и
сведениями
об
окружающем,
которое
и
вызывает
познавательную
активность
дошкольника.
Чем
больше
перед
ребенком
открывающихся
сторон
окружающей
действительности,
тем
шире
его
возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных
интересов.
2.
Данную
линию
развития
познавательных
интересов
составляет
постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри
одной и той же сферы действительности.
При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность,
степень выраженности, содержательная направленность познания, что нашло
отражение в пункте 2.7 Федерального государственного образовательного
д о ш кол ь н о го
о б р а зо ва н и я . Конкретное
содержание
указанных
образовательных
областей
зависит
от
возрастных
и
индивидуальных
особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может
реализовываться
в
различных
видах
деятельности
(общении,
игре,
познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах
развития ребенка):
в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное
эмоциональное
общение
с
взрослым,
манипулирование
с
предметами
и
познавательно-исследовательские
действия,
восприятие
музыки,
детских
песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и
игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с
материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и
совместные
игры
со
сверстниками
под
руководством
взрослого,
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка,
совок,
лопатка
и
пр.),
восприятие
смысла
музыки,
сказок,
стихов,
рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов
деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с
правилами
и
другие
виды
игры,
коммуникативная
(общение
и
взаимодействие
со
взрослыми
и
сверстниками),
познавательно-
исследовательская
(исследования
объектов
окружающего
мира
и
экспериментирования
с
ними),
а
также
восприятие
художественной
литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в
помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная
(рисование,
лепка,
аппликация),
музыкальная
(восприятие
и
понимание
смысла
музыкальных
произведений,
пение,
музыкально-ритмические
движения,
игры
на
детских
музыкальных
инструментах)
и
двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка. [4,45]
На
протяжении
дошкольного
детства
ребёнок
непосредственно
включается
в
овладение
способами
целенаправленного
познания
и
преобразования мира через освоение умений:
- постановка цепи и планирование;
- прогнозирование возможных эффектов действия;
- контроль за выполнением действий;
- оценка результатов и их коррекция.
К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о
пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об
основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и
речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру.
Известно,
что
источником
познавательной
активности
является
познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности
осуществляется
как
поиск,
направляемый
на
выявление,
открытие
неизвестного и его усвоение. Некоторые учёные считают, что активность
исчезает, как только решается проблема, или процесс понимания заканчивает
познавательную активность. Их оппоненты категорически не согласны с этим
взглядом,
считая,
что
именно
с
понимания
может
начинаться
цикл
активности.
Два основных фактора определяют познавательную деятельность как
условие
дальнейшего
успешного
обучения:
природная
дет ская
любознательность
и
стимулирующая
деятельность
педагога.
Источник
первой
-
последовательное
развитие
начальной
потребности
ребенка
в
наружных
впечатлениях
как
специфической
людской
нужды
в
новой
информации.
Через
неравномерность
психического
развития
детей
(временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных
способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития
познавательной активности дошкольника.
Таким образом, познавательная деятельность – это всегда искание и
открытие нового, поиск ранее неизведанных подходов и решений, активное
достижение истины, активная, а не созерцательная, пассивная деятельность
субъекта в любой ее форме.
Каждому
возрастному
этапу
присуща
своя
интенсивность,
степень
выраженности, содержательная направленность познания.
Список литературы
1.
Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение [Текст] / Л. П. Буева. —
М.: Просвещение,2010.-216 с.
2.
Веракса А.Н. Возможности игрового пространства в познавательной
деятельности ребенка-дошкольника[Текст]// Современное дошкольное
образование теория и практика.- Москва: “Мозаика-Синтез ”,2012. С.
61-65
3.
Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей
детей[Текст]//Популярное пособие для родителей и педагогов. —
Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.
4.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования14
ноября 2013 г
5.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм.
от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.01.2017)