Напоминание

"Использование ИКТ на занятиях по внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения"


Автор: Гафурова Айгуль Рафиковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №12
Населённый пункт: город Первоуральск Свердловская область
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: "Использование ИКТ на занятиях по внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 12"

Использование ИКТ на занятиях по внеурочной деятельности в

условиях реализации ФГОС НОО второго поколения

(Обобщение опыта)

Подготовила

Гафурова Айгуль Рафиковна,

учитель начальных классов

I квалификационная категория

г. Первоуральск

2017г

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального

общего

образования

(далее

-

ФГОС

НОО),

утвержденным

приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

от

06

октября

2009

г.

373,

зарегистрированным Минюстом России от 22 декабря 2009 г. № 15785, (с изменениями,

внесенными

приказом

Минобрнауки

России

от

26

ноября

2010

г.

1241,

зарегистрированным

Минюстом

России

от

04

февраля

2011

г.

19707),

основная

образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным

учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Основным

нормативным

правовым

документом,

определяющим

внеурочную

деятельность, является ФГОС НОО.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком

своих

интересов

на

основе

свободного

выбора,

постижения

духовно-нравственных

ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации

обучающихся начальных классов;

-отработать

механизм,

обеспечивающий

выбор

обучающимися

внеурочных

занятий

в

соответствии с их интересами и способностями.

- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить

стратегию её реализации в образовательном учреждении;

- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности

обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;

- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках

внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.

- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с

пакетом документов ФГОС НОО.

- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-

техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего

образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям

развития личности:

спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное,

социальное,

общеинтеллектуальное,

общекультурное.

В

том

числе

через

такие

формы

как

экскурсии,

кружки,

секции,

круглые

столы,

конференции,

диспуты,

школьные

научные

общества,

олимпиады,

соревнования,

поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена

на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую

очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и

специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не столько должен

узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Приход в школу для каждого ребенка является стрессовой ситуацией, круто изменяющей его

психоэмоциональное

состояние.

Безусловно,

реальная

отдача

в

приобретении

ключевых

компетенций будет получено при условии, если школа станет центром творчества и информации,

насыщенной

интеллектуальной

и

спортивной

жизни.

В

нашем

образовательном

учреждении

создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию

субъекта в образовательный процесс.

ИКТ во внеурочной работе школы полного дня – вот предмет наших поисков сегодня.

Мы

с

коллегами

обратились

к

различным

источникам

и

выяснили,

что основными

целями информатизации внеурочной деятельности школьников являются:

– вовлечение школы в построение единого информационного пространства (школьный

сайт);

– формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества;

– формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения,

самовыражения, творчества (презентации, портфолио);

– развитие творческого самостоятельного мышления школьников, формирование умений и

навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации (конкурс «Угадай-ка»);

повышение

воспитательного

воздействия

всех

форм

внеурочной

деятельности

(презентации «Поговорим о правильном питании», «Профилактика вредных привычек»,

«Посвящение в пешеходы», соревнования «Веселые старты», уроки мужества, экскурсии и

др.).

На собственном опыте мы убедились, что использование ИКТ во внеурочной работе

предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные

плюсы

и

положительные

стороны

использования

ИКТ: наглядность,

доступность,

относительно низкие затраты на оборудование, сокращение временных затрат на

подготовку наглядности, эстетичность и др.

Сегодня

невозможно

представить

внеурочную

деятельность

без

использования

проектора,

цифровых

фотоаппаратов

и

видеокамер.

Мы

имеем

возможность

зафиксировать любое мероприятие в классе, обработать его и собрать фото-копилку и

видео-копилку. В этом нам помогают родители, которые приходят на наши мероприятия с

фотоаппаратами

и

видеокамерами.

Информационные

технологии

позволяют

разнообразить формы работы с обучающимися, сделать их творческими, упрощается

процесс общения с учениками и их родителями.

Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую

деятельность обучающегося в информационной среде, положительный эмоциональный

настрой,

создает

ситуацию

успеха.

Отзывы

с

мероприятий

говорят

о

том,

что

использование ИКТ внесло положительный эмоциональный настрой во все мероприятия,

повысило их воспитательный эффект.

При этом мы должны понимать, что использование ИКТ – это не дань моде, а реальная

возможность оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как

субъектов

образовательного

пространства,

развивать

самостоятельность,

творчество

и

критическое мышление.

Обучающиеся

начальных

классов

принимают

участие

в

научно-практической

конференции

«Хочу

стать

академиком».

Для

подготовки

их

работы

были

собраны

материалы

непосредственно

из

Интернета,

СМИ,

что

позволило

им

наиболее

полно

раскрыть свою тему работы и их творческие способности. Одним из условий является

оформление работ в форме презентаций.

Также смело можно говорить о положительном опыте использования ИКТ в некоторых

областях

внеурочной

деятельности

нашей

школы:

общешкольные

мероприятия

в

последнее время также не обходятся без ИКТ, школьная библиотека.

Новым

направлением

во

внеурочной

работе

нашей

школы

является

проведение

различных конкурсов и с использованием ИКТ.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение ИКТ во внеурочную деятельность

это

повышение

интереса

многих

подростков,

и

именно

этот

ресурс

необходимо

использовать

для

активизации

воспитательной

работы

в

новых

условиях.

Основным

фактором,

обеспечивающим

эффективность

воспитательного

процесса,

является

включение обучающихся в жизнь класса. Используя новые увлекательные для нового

поколения технологии, можно обеспечивать эту включенность.



В раздел образования