Автор: Гафурова Айгуль Рафиковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №12
Населённый пункт: город Первоуральск Свердловская область
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: "Использование ИКТ на занятиях по внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения"
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 12"
Использование ИКТ на занятиях по внеурочной деятельности в
условиях реализации ФГОС НОО второго поколения
(Обобщение опыта)
Подготовила
Гафурова Айгуль Рафиковна,
учитель начальных классов
I квалификационная категория
г. Первоуральск
2017г
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего
образования
(далее
-
ФГОС
НОО),
утвержденным
приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
от
06
октября
2009
г.
№
373,
зарегистрированным Минюстом России от 22 декабря 2009 г. № 15785, (с изменениями,
внесенными
приказом
Минобрнауки
России
от
26
ноября
2010
г.
№
1241,
зарегистрированным
Минюстом
России
от
04
февраля
2011
г.
№
19707),
основная
образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным
учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Основным
нормативным
правовым
документом,
определяющим
внеурочную
деятельность, является ФГОС НОО.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком
своих
интересов
на
основе
свободного
выбора,
постижения
духовно-нравственных
ценностей и культурных традиций.
Задачи внеурочной деятельности:
- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;
- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации
обучающихся начальных классов;
-отработать
механизм,
обеспечивающий
выбор
обучающимися
внеурочных
занятий
в
соответствии с их интересами и способностями.
- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить
стратегию её реализации в образовательном учреждении;
- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности
обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках
внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.
- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с
пакетом документов ФГОС НОО.
- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-
техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.
В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего
образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям
развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
В
том
числе
через
такие
формы
как
экскурсии,
кружки,
секции,
круглые
столы,
конференции,
диспуты,
школьные
научные
общества,
олимпиады,
соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена
на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую
очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и
специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не столько должен
узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Приход в школу для каждого ребенка является стрессовой ситуацией, круто изменяющей его
психоэмоциональное
состояние.
Безусловно,
реальная
отдача
в
приобретении
ключевых
компетенций будет получено при условии, если школа станет центром творчества и информации,
насыщенной
интеллектуальной
и
спортивной
жизни.
В
нашем
образовательном
учреждении
создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию
субъекта в образовательный процесс.
ИКТ во внеурочной работе школы полного дня – вот предмет наших поисков сегодня.
Мы
с
коллегами
обратились
к
различным
источникам
и
выяснили,
что основными
целями информатизации внеурочной деятельности школьников являются:
– вовлечение школы в построение единого информационного пространства (школьный
сайт);
– формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества;
– формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения,
самовыражения, творчества (презентации, портфолио);
– развитие творческого самостоятельного мышления школьников, формирование умений и
навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации (конкурс «Угадай-ка»);
–
повышение
воспитательного
воздействия
всех
форм
внеурочной
деятельности
(презентации «Поговорим о правильном питании», «Профилактика вредных привычек»,
«Посвящение в пешеходы», соревнования «Веселые старты», уроки мужества, экскурсии и
др.).
На собственном опыте мы убедились, что использование ИКТ во внеурочной работе
предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные
плюсы
и
положительные
стороны
использования
ИКТ: наглядность,
доступность,
относительно низкие затраты на оборудование, сокращение временных затрат на
подготовку наглядности, эстетичность и др.
Сегодня
невозможно
представить
внеурочную
деятельность
без
использования
проектора,
цифровых
фотоаппаратов
и
видеокамер.
Мы
имеем
возможность
зафиксировать любое мероприятие в классе, обработать его и собрать фото-копилку и
видео-копилку. В этом нам помогают родители, которые приходят на наши мероприятия с
фотоаппаратами
и
видеокамерами.
Информационные
технологии
позволяют
разнообразить формы работы с обучающимися, сделать их творческими, упрощается
процесс общения с учениками и их родителями.
Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую
деятельность обучающегося в информационной среде, положительный эмоциональный
настрой,
создает
ситуацию
успеха.
Отзывы
с
мероприятий
говорят
о
том,
что
использование ИКТ внесло положительный эмоциональный настрой во все мероприятия,
повысило их воспитательный эффект.
При этом мы должны понимать, что использование ИКТ – это не дань моде, а реальная
возможность оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как
субъектов
образовательного
пространства,
развивать
самостоятельность,
творчество
и
критическое мышление.
Обучающиеся
начальных
классов
принимают
участие
в
научно-практической
конференции
«Хочу
стать
академиком».
Для
подготовки
их
работы
были
собраны
материалы
непосредственно
из
Интернета,
СМИ,
что
позволило
им
наиболее
полно
раскрыть свою тему работы и их творческие способности. Одним из условий является
оформление работ в форме презентаций.
Также смело можно говорить о положительном опыте использования ИКТ в некоторых
областях
внеурочной
деятельности
нашей
школы:
общешкольные
мероприятия
в
последнее время также не обходятся без ИКТ, школьная библиотека.
Новым
направлением
во
внеурочной
работе
нашей
школы
является
проведение
различных конкурсов и с использованием ИКТ.
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение ИКТ во внеурочную деятельность
–
это
повышение
интереса
многих
подростков,
и
именно
этот
ресурс
необходимо
использовать
для
активизации
воспитательной
работы
в
новых
условиях.
Основным
фактором,
обеспечивающим
эффективность
воспитательного
процесса,
является
включение обучающихся в жизнь класса. Используя новые увлекательные для нового
поколения технологии, можно обеспечивать эту включенность.