Напоминание

"Развитие музыкально - сенсорных способностей детей дошкольного возраста через музыкально - дидактические игры"


Автор: Ценёва Ирина Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №5 "Родничок"
Населённый пункт: Пермский край, г. Чайковский
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие музыкально - сенсорных способностей детей дошкольного возраста через музыкально - дидактические игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие музыкально – сенсорных способностей детей дошкольного возраста

через музыкально – дидактические игры

Ценёва Ирина Леонидовна,

музыкальный руководитель

МАДОУ детский сад № 5 «Родничок»

Пермский край, г. Чайковский

Игра

является

важным

видом

детской

деятельности,

и

имеет

большое

значение для формирования творческой личности. Известный советский педагог

В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через

которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем

мире».

Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять

игровые

методы,

помогающие

педагогу

в

интересной,

занимательной

форме

преподнести воспитаннику учебный материал, а ребенку – легко его усвоить.

Игровая ситуация создает психологическую установку, «настраивает» ребенка на

музыкальную

деятельность.

Искусство

и

игру

роднят

свобода

творчества,

эмоциональная

насыщенность,

условность

действий,

ситуаций,

обязательное

выражение отношения к происходящему и выявление личностного смысла.

Музыкально – дидактические игры я использую во всех видах музыкальной

деятельности. В разделе восприятие музыки я использую игры, которые не требуют

большой подготовки и дополнительных пособий. Дидактическая задача таких игр:

закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение музыки,

уметь передавать мимикой и жестами музыкальный образ.

Например, музыкально - дидактическая игра «Гномик настроения». Прослушав

музыкальное произведение дети, используя мимику гномика, определяют характер

и

настроение

музыки.

Игра

«Копилка»

-

после

прослушивания

музыкального

произведения,

я

прошу

детей

сложить

ладошки

«чашечкой»

-

получилась

«копилка».

Предлагаю детям собирать в «копилку» слова, которые правильно

расскажут о прослушанной музыке. Объясняю детям: «если слово нам подходит,

мы «закроем» его в «копилке», а если слово, которое я назову не соответствует

настроению музыки, вы разведете ладошки в сторону. Обращаю внимание на то,

что каждое правильное слово необходимо повторять вслух. Игра заканчивается

повторением всех слов из «копилки».

Начиная с младшего возраст, использую самые простые музыкальные игры

по развитию звуковысотного слуха. Например: «Большая и маленькая птичка», в

качестве

демонстрационного

материала

использую

трехступенчатую

лесенку

и

птичек разной величины. Большая птичка живет на нижней ступеньке и поет

низким голосом, а маленькая на верхней ступеньке, и поет высоким голосом.

Аналогичная

игра

«Большой

и

маленький

дождик»

только

с

применением

музыкальных инструментов – колокольчика и бубна. Если звучит колокольчик, дети

хлопают в ладошки – «маленький дождик», а если звучит бубен, топают ножками –

«большой дождик».

С детьми среднего и старшего возраста применяю музыкально – дидактические

игры

на

развитие

чувства

ритма

и

певческих

навыков.

Например,

игра

«Ритмический паровоз». В этой игре выкладываю на фланелеграф «паровоз с

вагончиками». В вагончик вставляются картинки зверей - пассажиров (ёжик, лев,

крокодил и др.). Звери поехали в гости. Нужно медленно проговорить,

затем

прохлопать

эту

ритмическую

цепочку

жик,

лев,

кро

ко

дил).

Последовательность зверей – пассажиров можно менять, или добавлять новые

вагоны и зверей (белка, кукла, зайчик и др). Другая игра «Про кого спеть песенку»

или «Кто твой дружок?». Спросить у ребенка: «Кто твой дружок (подружка)? давай

споем

про

него

(неё)

песенку».

Ребенок,

который

назвал

своего

друга

или

подружку,

сам

прохлопывает

и

проговаривает

его

(её)

имя.

Так

педагог

активизирует

детей

на

индивидуальное

выполнение

задания,

и

проходит

это

незаметно

и

безболезненно

для

солирующего

ребенка,

у

остальных

детей

воспитывается доброжелательное отношение друг к другу. Усложняя задание, беру

эти же игры, только с движением «Ходим и поем». Договариваюсь с детьми о том,

что

они

будут

ходить

по

залу

в

разных

направлениях,

а

он

два

раза

будет

произносить имя какого – нибудь ребенка, а потом слова «стоп». Все должны

остановиться. Педагог выполняет все действия вместе с детьми, одновременно

играя на бубне. Например: Са – ша, Са – ша, стоп! или На – та – ша, На – та – ша,

стоп!

Когда

дети

хорошо

освоят

игры

с

именами,

то

в

дидактической

игре

«паровоз», вместо машиниста и пассажиров занимают фотографии детей.

Музыкально

дидактическая

игра

«Кто

спрятался

за

пеньком»,

«Кого

встретил колобок?», «Кто в домике живет?» для развития тембрового слуха. Эти

игры

способствуют

лучшему

восприятию

материала,

его

осмыслению

и

запоминанию.

В игре «Кто спрятался за пеньком?» использую художественное слово:

У березок кто ходил, у пенька кто наследил?

Может рыжая лисица, может зайчик здесь таится?

Ну, а может и медведь за пеньком начнет реветь?

Музыка как зазвучит – так узнаешь, кто сидит!

Педагог

играет

произведение,

характеризующее

того

или

иного

зверя.

Дети

слушают и называют зверя, которого изобразила музыка, если ответили правильно,

педагог достает из – за пенька названного зверя. Усложняя задание к игре, я

предлагаю

детям

передать

в

движении

образ

и

характер

угаданного

зверя,

используя шапочки – маски. От игры к игре активность детей будет возрастать, они

станут более свободно перевоплощаться, проявлять большую самостоятельность

при выборе способов действий и средств художественной выразительности для

передачи образа.

Таким

образом,

использование

музыкально

дидактических

игр

позволяет

в

простой,

доступной

детям

игровой

форме

дать

представление

о

музыке,

ее

выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств,

настроений,

переданную

музыкой.

Благодаря

применению

музыкально

дидактических игр у дошкольников активнее развиваются музыкально – сенсорные

способности,

общие

музыкальные

способности

(ладовысотный

слух,

чувство

ритма),

возникает

интерес

к

музыке.

Музыкальные

задания,

выполненные

с

помощью

наглядных

пособий,

значительно

активизируют

умственную

деятельность ребенка, развивают его самостоятельно – музыкальную деятельность,

которая приобретает творческий характер.



В раздел образования