Автор: Ценёва Ирина Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №5 "Родничок"
Населённый пункт: Пермский край, г. Чайковский
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие музыкально - сенсорных способностей детей дошкольного возраста через музыкально - дидактические игры"
Раздел: дошкольное образование
Развитие музыкально – сенсорных способностей детей дошкольного возраста
через музыкально – дидактические игры
Ценёва Ирина Леонидовна,
музыкальный руководитель
МАДОУ детский сад № 5 «Родничок»
Пермский край, г. Чайковский
Игра
является
важным
видом
детской
деятельности,
и
имеет
большое
значение для формирования творческой личности. Известный советский педагог
В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через
которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем
мире».
Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять
игровые
методы,
помогающие
педагогу
в
интересной,
занимательной
форме
преподнести воспитаннику учебный материал, а ребенку – легко его усвоить.
Игровая ситуация создает психологическую установку, «настраивает» ребенка на
музыкальную
деятельность.
Искусство
и
игру
роднят
свобода
творчества,
эмоциональная
насыщенность,
условность
действий,
ситуаций,
обязательное
выражение отношения к происходящему и выявление личностного смысла.
Музыкально – дидактические игры я использую во всех видах музыкальной
деятельности. В разделе восприятие музыки я использую игры, которые не требуют
большой подготовки и дополнительных пособий. Дидактическая задача таких игр:
закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение музыки,
уметь передавать мимикой и жестами музыкальный образ.
Например, музыкально - дидактическая игра «Гномик настроения». Прослушав
музыкальное произведение дети, используя мимику гномика, определяют характер
и
настроение
музыки.
Игра
«Копилка»
-
после
прослушивания
музыкального
произведения,
я
прошу
детей
сложить
ладошки
«чашечкой»
-
получилась
«копилка».
Предлагаю детям собирать в «копилку» слова, которые правильно
расскажут о прослушанной музыке. Объясняю детям: «если слово нам подходит,
мы «закроем» его в «копилке», а если слово, которое я назову не соответствует
настроению музыки, вы разведете ладошки в сторону. Обращаю внимание на то,
что каждое правильное слово необходимо повторять вслух. Игра заканчивается
повторением всех слов из «копилки».
Начиная с младшего возраст, использую самые простые музыкальные игры
по развитию звуковысотного слуха. Например: «Большая и маленькая птичка», в
качестве
демонстрационного
материала
использую
трехступенчатую
лесенку
и
птичек разной величины. Большая птичка живет на нижней ступеньке и поет
низким голосом, а маленькая на верхней ступеньке, и поет высоким голосом.
Аналогичная
игра
«Большой
и
маленький
дождик»
только
с
применением
музыкальных инструментов – колокольчика и бубна. Если звучит колокольчик, дети
хлопают в ладошки – «маленький дождик», а если звучит бубен, топают ножками –
«большой дождик».
С детьми среднего и старшего возраста применяю музыкально – дидактические
игры
на
развитие
чувства
ритма
и
певческих
навыков.
Например,
игра
«Ритмический паровоз». В этой игре выкладываю на фланелеграф «паровоз с
вагончиками». В вагончик вставляются картинки зверей - пассажиров (ёжик, лев,
крокодил и др.). Звери поехали в гости. Нужно медленно проговорить,
затем
прохлопать
эту
ритмическую
цепочку
(ё
–
жик,
лев,
кро
–
ко
–
дил).
Последовательность зверей – пассажиров можно менять, или добавлять новые
вагоны и зверей (белка, кукла, зайчик и др). Другая игра «Про кого спеть песенку»
или «Кто твой дружок?». Спросить у ребенка: «Кто твой дружок (подружка)? давай
споем
про
него
(неё)
песенку».
Ребенок,
который
назвал
своего
друга
или
подружку,
сам
прохлопывает
и
проговаривает
его
(её)
имя.
Так
педагог
активизирует
детей
на
индивидуальное
выполнение
задания,
и
проходит
это
незаметно
и
безболезненно
для
солирующего
ребенка,
у
остальных
детей
воспитывается доброжелательное отношение друг к другу. Усложняя задание, беру
эти же игры, только с движением «Ходим и поем». Договариваюсь с детьми о том,
что
они
будут
ходить
по
залу
в
разных
направлениях,
а
он
два
раза
будет
произносить имя какого – нибудь ребенка, а потом слова «стоп». Все должны
остановиться. Педагог выполняет все действия вместе с детьми, одновременно
играя на бубне. Например: Са – ша, Са – ша, стоп! или На – та – ша, На – та – ша,
стоп!
Когда
дети
хорошо
освоят
игры
с
именами,
то
в
дидактической
игре
«паровоз», вместо машиниста и пассажиров занимают фотографии детей.
Музыкально
–
дидактическая
игра
«Кто
спрятался
за
пеньком»,
«Кого
встретил колобок?», «Кто в домике живет?» для развития тембрового слуха. Эти
игры
способствуют
лучшему
восприятию
материала,
его
осмыслению
и
запоминанию.
В игре «Кто спрятался за пеньком?» использую художественное слово:
У березок кто ходил, у пенька кто наследил?
Может рыжая лисица, может зайчик здесь таится?
Ну, а может и медведь за пеньком начнет реветь?
Музыка как зазвучит – так узнаешь, кто сидит!
Педагог
играет
произведение,
характеризующее
того
или
иного
зверя.
Дети
слушают и называют зверя, которого изобразила музыка, если ответили правильно,
педагог достает из – за пенька названного зверя. Усложняя задание к игре, я
предлагаю
детям
передать
в
движении
образ
и
характер
угаданного
зверя,
используя шапочки – маски. От игры к игре активность детей будет возрастать, они
станут более свободно перевоплощаться, проявлять большую самостоятельность
при выборе способов действий и средств художественной выразительности для
передачи образа.
Таким
образом,
использование
музыкально
–
дидактических
игр
позволяет
в
простой,
доступной
детям
игровой
форме
дать
представление
о
музыке,
ее
выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств,
настроений,
переданную
музыкой.
Благодаря
применению
музыкально
–
дидактических игр у дошкольников активнее развиваются музыкально – сенсорные
способности,
общие
музыкальные
способности
(ладовысотный
слух,
чувство
ритма),
возникает
интерес
к
музыке.
Музыкальные
задания,
выполненные
с
помощью
наглядных
пособий,
значительно
активизируют
умственную
деятельность ребенка, развивают его самостоятельно – музыкальную деятельность,
которая приобретает творческий характер.