"Интеграция детей с ОВЗ по средствам театрализованной деятельности"
Автор: Гариева Лариса Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ детский сад - комбинированного вида № 120 "Сказочный" Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Интеграция детей с ОВЗ по средствам театрализованной деятельности" Раздел: дошкольное образование
«Интеграция детей с ОВЗ по средствам театрализованной деятельности»
Гариева Лариса Витальевна
Воспитатель высшей категории.
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад - комбинированного вида № 120
«Сказочный» г.о. Тольятти
Задержка психического развития (ЗПР) — это психолого-педагогическое
1.
определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в
психофизическом развитии. По данным разных авторов, в детском возрасте выявляется от 6 до
11% детей с ЗПР различного генеза. Задержка психического развития относится к
«пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных
психических функций В связи с выше перечисленным, инклюзивное образовательное
пространство в нашей группе строится с учетом особых принципов. Все они взаимосвязаны и
регулируют деятельность всего педагогического коллектива. В своей работе мы соблюдаем
следующие принципы:
Принцип индивидуального подхода
Принцип вариативной развивающей среды.
Принцип самостоятельной активности ребенка.
Принцип семейно-ориентированного сопровождения.
Для реализации механизмов инклюзивного образования необходима интеграция всех
образовательных областей. Интеграция в социум сверстников является наиболее успешной в
дошкольном возрасте. Одним из основных условий интеграции является коррекция отношений
участников процесса друг к другу. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие - три
составляющих успеха социальной интеграции. Эффективная социальная интеграция в дальнейшем
способствует успешной инклюзии этих детей.
Наша работа направлена:
На развитие индивидуальности ребенка.
Организацию его психического состояния.
Преодоление проблем в общении со сверстниками.
На примере одной недели я расскажу Вам, как проводится и в чем заключается работа
воспитателя по инклюзивному образованию в нашей группе.
Событие недели: « Международный день театра».
Цель: Познакомить детей с театральной деятельностью в условиях инклюзивного образования.
Раскрывая данную цель, мы ставили перед собой следующие задачи:
1.Создать у ребенка потребность обращаться к театру, как к источнику эмоционального
сопереживания, творческого соучастия, развить интерес у детей к театральной деятельности.
2. Создать эмоционально положительную атмосферу в коллективе детей. Для достижения
нашей цели мы использовали следующие формы работы: подгрупповая, индивидуальная и
фронтальная.
Методы: Словесный, наглядный, игровой и практический (моделирование). Наша работа строится
на основе интеграции следующих областей:
Познавательное развитие (ОЗОМ)
Художественно-эстетическое развитие (Чтение художественной литературы, рисование,
аппликация, музыка).
Социально-коммуникативное развитие (Безопасность, Коммуникация).
Речевое развитие
В каждой из которых мы решаем определенные задачи, используя различные приемы и методы.
1.
Познавательное развитие
Задачи:
Продолжить знакомство с различными видами театра (теневой, кукольный, театр одного
актера и т.д.).
Формируем знания детей о профессиях работников тетра (кукловод, артист, режиссер,
драматург, режиссер, композитор, костюмер билетер и т.д.).
Формировать умение передавать образы героев, персонажей сказок. Используя жесты,
мимику, интонацию.
Приемы:
Просмотр презентации по различным видам театра.
Беседа «Волшебство театра»
Игровое занятие «Мы веселые ребята»
Ожидаемый результат:
Формируется представления о разновидностях театра.
Узнают ранее неизвестные театральные профессии. Пополнился словарный запас (Гример, актер,
режиссер, композитор, костюмер и т.д.).
Имеют представление о передаче образов, персонажей героев сказки. Используют интонацию,
мимику, жесты.
2.
Художественно-эстетическое развитие
Задачи:
Дать детям представление о специфики изготовления атрибутов для теневого театра.
Закрепить умения пользоваться шаблоном, ножницами, клеем.
Развивать чувство композиции, воображение, фантазию, творческие способности.
Формируем умение с помощью рисунка выражать своё впечатление и свои эмоции от
увиденного.
Приемы:
Беседа « Это мы можем сами»
Д/и «Помоги грустному Колобку»
Д/у « Не расскажем, нарисуем».
Ожидаемый результат:
Активно участвуют в деятельности.
Создают персонажи, декорации.
Умеют рисовать по эскизам персонажи, пользуясь шаблоном, декораций, создавать их из картона
черного цвета.
Умеют использовать рисунок, как средство передачи своих эмоций и впечатлений.
Чтение художественной литературы
Задачи:
Напомнить детям содержание сказок «Теремок», «Колобок». Обсудить всех героев, их
поступки, действия, переживаемые ими эмоции.
Познакомить детей с новым содержанием сказки «Одни дома или коза и семеро козлят на
новый лад».
Приемы:
Просмотр видеофильма сказки « Теремок», и « Колобок».
Чтение сказки «Коза и семеро козлят».
Познакомить детей с новым содержанием сказки «Одни дома или коза и семеро козлят на новый
лад».
Ожидаемый результат: Внимательно слушают, эмоционально реагируют на поступки героев.
Проявляют интерес к новым произведениям.
Музыка
Задачи: Развивать умение чувствовать ритм, темп, мелодичность музыки, соотносить её с
характерами и действиями героев сказки.
Приемы:
Прослушивание музыкальных произведений.
Д/у « Какой герой?», «Подбери музыку к картинке».
Ожидаемый результат:
Внимательно слушают. Определяют характер музыки (веселая, грустная, быстрая, медленная и
т.д.).
Активно участвуют в подборе музыкального сопровождения театра.
3. Социально-коммуникативное развитие
Задачи:
Развивать умения выступать на публике: формировать умения преодолевать застенчивость,
неуверенность в себе.
Закрепить знания детей о хороших манерах, правилах поведения в театре.
Упражнять детей в «актёрском мастерстве».
Продолжить работу над проблемой общения со сверстниками (застенчивость, неуверенность
и т.д.).
Приемы:
Постановка и показ театра.
Создание спектакля по сказке «Теремок»
Ситуативный разговор «Если ты пришёл в театр?».
Игровое занятие «Мы веселые ребята»
Ожидаемый результат:
С удовольствием принимают участие в постановке спектакля.
Овладевают умением действовать совместно с другими детьми.
Знают о правилах поведения в общественных местах.
Проявляют творческие способности, умеют проявлять свою фантазию.
Проявляют эмоции при передачи образа героя.
Безопасность
Задачи: Закрепить правила безопасности в экстренных ситуациях (пожаре, отравлении, и т.д.).
Правила поведения с незнакомыми людьми.
Приемы: Творческая игра « Вы попали в беду»; д/и «Что надо делать, если …..»; д/и «Игра “Это
я, это я, это все мои друзья”.
Ожидаемый результат: Слушают, высказывают свои мысли, обсуждают с другими детьми
правильность поведения того или иного героя. Предлагают свой вариант выхода из ситуации.
Имеют представления о безопасном поведении в экстренных случаях.
4. Речевое развитие
Задачи:
Формировать умение выстраивать диалогическую речь друг с другом»
Развить диалогическую речь.
Работать над речевым дыханием детей, добиваться четкой дикции, умения менять темп, силу
звука, работать над интонационной выразительностью речи.
Индивидуально с каждым героем разучить роли
Развиваем умение обмениваться своими впечатлениями об увиденном и услышанном, своим
опытом с другими детьми.
Развиваем связную речь.
Пополняем словарный запас.
Приемы:
д/и «Слова родственники».
Учим роль.
Беседа « Что интересного и нового я сегодня увидел, услышал?».
д/и «Телефон».
Ожидаемый результат:
Приобретают умения пользоваться диалогической речью, работают над речевым дыханием,
добиваются четкой дикции, умеют менять темп, силу звука, работают над интонационной и
выразительностью своей речи.
Разучивают свои роли.
Развиваетсясвязная речь, формируется умение высказывать свои эмоции и чувства с помощью
слов.
Расширился словарный запас.
Дети могут вступать в диалог друг с другом.