Напоминание

"Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс"


Автор: Золотухина Ольга Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ ст. Дрязги
Населённый пункт: Усманский район, Липецкая область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс"
Раздел: начальное образование





Назад





Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа ст. Дрязги

Усманского муниципального района Липецкой области
РАССМОТРЕНО на МО учителей начальных классов Руководитель МО Протокол № от ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № __________ ОТ __________ __ Г. УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ СОШ ст. Дрязги № от
Рабочая программа

по комплексному учебному курсу

ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

НАРОДОВ РОССИИ



для 5 класса



на 2015 - 2016 учебный год
Учителя нач. классов Золотухиной О.Д.
2015


1.Пояснительная записка .


Рабочая программа предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, планируемых результатов общего образования, Примерной программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы
:
Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М. : Вентана-Граф, 2012 Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» носит интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Основная цель интегрированного курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России» - подведение школьников к пониманию сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований, к осознанию понятия «общечеловеческие ценности», которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Изучение предмета «Основы духовно – нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования нацелено на достижение следующих задач: - формирование первичного представления о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания; - осознание того, что культура нашей страны является органической частью культуры мировой; - сформирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичность в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах. - совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно- нравственной культуры; - осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.; - формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) через присвоение таких ценностей, как: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. В процессе изучения данного курса должно быть углублено осознание учащимися идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. 2. Общая характеристика учебного предмета. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному
миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС и школьным учебным планом предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе в течение года один час в неделю, общее число часов 35.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения .
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты
представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это: • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками; • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир: · формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества; · воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; · понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; · формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты
определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них: · владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); · овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; · овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); · освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; · умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты
обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач: · осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; · использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; · расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не
только рационально, но и образно.
5.Содержание учебного предмета
Введение . Духовные традиции многонационального народа России Раздел 1. В мире культуры Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. Раздел 2. Нравственные ценности российского народа «Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпосаразных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Раздел 3. Религия и культура Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь. Раздел 4. Как сохранить духовные ценности Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Раздел 5. Твой духовный мир. Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. Заключительный урок . Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества . Тематическое планирование.
№ Раздел Количество часов Количество контрольных заданий Количество творческих работ 1 Введение Духовные традиции многонационального народа России 1 2 В мире культуры 4 1 1 3 Нравственные ценности 14 2 1 4 Религия и культура 10 1 1 5 Как сохранить духовные ценности 4 1 6 Твой духовный мир 1 1 7 Заключительный урок Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества . 1
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

обучающихся
Тематическое планирование Характеристика основных видов деятельности Раздел 1. В мире культуры Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала. Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России» Чтение и обсуждение текста учебника «Человек- творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек- носитель культуры», «Человек-творец культуры» . Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя. Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и « Для любознательных» Величие российской культуры. Человек – творец и носитель культуры. Раздел 2. Нравственные ценности российского народа Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Совместная деятельность в парах. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой отечественной войне представителей разных народов России. Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц(поговорок). Формирование вывода по материалам урока. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций. Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, «Береги землю родимую, как мать любимую». Жизнь ратными подвигами полна. В труде – красота человека. «Плод добрых трудов славен…». Люди труда. Семья – хранитель духовных ценностей. Бережное отношение к природе.
рассказ о традициях своей семьи. Раздел 3. Религия и культура Оживление имеющегося опыта и знаний. Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме. Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ информации, представленной в материале рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка» Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Культура ислама. Иудаизм и культура. Культурные традиции буддизма. Раздел 4. Как сохранить духовные ценности. Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей. Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме. Коммуникативная деятельность: послушаем дуг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (Репин. Портрет С.И.Мамонтова). Учебный диалог: оценим жизненные истории. Забота государства о сохранении духовных ценностей. Хранить память предков. Раздел 5. Твой духовный мир. Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д.Ушинского.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного

процесса
Учебно-методический комплект «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Класс 5 / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2014., , Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2014 Технические средства обучения и оборудование  Компьютерная техника,  видеопроектор,  интерактивная доска,  стол учительский с тумбой;  ученические столы 1и 2-местные с комплектом стульев. Мультимедийные приложения: Электронное приложение
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов,
сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. Базовой составляющей всего курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обращение к личности школьников, удовлетворение их желания разобраться в окружающем мире, адаптироваться в нем. Личностные результаты: – осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); – понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; – проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; – стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Универсальные учебные действия. Познавательные: – характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; – сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; – различать культовые сооружения разных религий; – формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные: – рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; – кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: – оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»; – анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся: ·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. · Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. · Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. · Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. · Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. · Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. · Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. К концу обучения учащиеся смогут научиться: · Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека. · Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. · Работать с историческими источниками и документами
Календарно – тематическое планирование 5 класс № Тема урока Количество часов Характеристика деятельности Дата по плану Дата по факту 1 Введение. Духовные традиции многонационального народа России 1 Знакомятся с особенностями духовных традиций многонационального народа России, с историей возникновения и распространения православной культуры Повторяют основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы 5.09 В мире культуры 4 2-3 Величие многонациональной российской культуры.Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). 2 Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России представлен труд и усилия разных народов. Многонацио-нальная культура укрепляла дружбу и добрососедство народов 12.09 19.09 4-5 Человек – творец и носитель культуры . Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. 2 В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. 26.09 3.10
Источники, создающие нравственные установки. Нравственные ценности 14 6-7 «Береги землю родимую, как мать любимую» Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпосаразных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). 2 Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах. 10.10 17.10 8-9 Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. 2 Героические страницы истории нашей страны. Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества. 24.10 31.10 10-11 В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). 2 Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре. 14.11 21.11 12-13 «Плод добрых трудов славен»Буддизм, ислам, 2 Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. 28.11 5.12
христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. 14-15 Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). 2 В любую историческую эпоху, у любого народа есть люди, славные трудовые дела и подвиги которых внесли вклад в развитие культуры общества 12.12 19.12 16-17 Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. 2 С давних времен люди с уважением относились к природе. Не зная ее законов, они одушевляли предметы и явления окружающего мира. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально. 26.12 16.01 18-19 Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой 2 Семья – первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа 23.01 30.01
коллектив. Религия и культура 10 20-21 Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. 2 Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России представлен труд и усилия разных народов. Многонацио-нальная культура укрепляла дружбу и добрососедство народов 6.02 13.02 22-23 Культурное наследие христианской Руси.Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.Православны й храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. 2 В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. 20.02 27.02 24-25 Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное 2 Возникнове-ние ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература, и архитектура ислама. 5.03 12.03
искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. 26-27 Иудаизм и культура.Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. 2 Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет христианской Библии (оживление имеющихся представлений). Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. 19.03 9.04 28-39 Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь. 2 Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы Р.Ф., исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка. 16.04 23.04 Как сохранить духовные ценности 4 30-31 Забота государства о сохране нии духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. 2 Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление на территории России памятников религиозной культуры 30.04 7.05 32-33 Хранить память 2 Без памяти нет нравственности, совести. 14.05
предков.Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Беспамятный человек – неблагодарный, безответственный. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как духовно-нравственная ценность 19.05 Твой духовный мир 1 34 Что составляет твой духовный мир.Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира.Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. 1 Что составляет твой духовный мир. Культура поведения современного человека. 21.05 35 Заключительный урок. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества . 1 Диалог о духовных традициях многонационального народа России .Подведение итогов. 28.05


В раздел образования