"Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс"
Автор: Золотухина Ольга Дмитриевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ ст. Дрязги Населённый пункт: Усманский район, Липецкая область Наименование материала: учебная программа Тема: "Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс" Раздел: начальное образование
Усманского муниципального района Липецкой области
РАССМОТРЕНО
на МО учителей
начальных классов
Руководитель МО
Протокол № от
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол № __________
ОТ __________ __ Г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ СОШ ст. Дрязги
№ от
Рабочая программа
по комплексному учебному курсу
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ
для 5 класса
на 2015 - 2016 учебный год
Учителя нач. классов Золотухиной О.Д.
2015
1.Пояснительная записка .
Рабочая программа предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(ОДНКНР) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, планируемых
результатов общего образования, Примерной программы комплексного учебного курса « Основы
духовно-нравственной культуры народов России» авторы : Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В.
Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная
программа образовательного учреждения: основная школа. — М. : Вентана-Граф, 2012
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» носит интегративный
характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом
внимании к его эмоциональному развитию.
Основная цель интегрированного курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России»
- подведение школьников к пониманию сущности российской культуры, развивающейся как сплав
национальных традиций и религиозных верований, к осознанию понятия «общечеловеческие
ценности», которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Изучение предмета «Основы духовно – нравственной культуры народов России» на уровне основного
общего образования нацелено на достижение следующих задач:
- формирование первичного представления о материальной и духовной культуре, образе культуры
России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и
национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания;
- осознание того, что культура нашей страны является органической частью культуры мировой;
- сформирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской
компетентности и социокультурной идентичность в ее национально-государственном, этническом,
религиозном, гендерном и других аспектах.
- совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-
нравственной культуры;
- осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым
наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в
народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
- формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих
целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на
ступени основной школы;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических
идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) через присвоение таких ценностей, как: красота;
гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
В процессе изучения данного курса должно быть углублено осознание учащимися идеи, что
общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются
продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных
религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных,
интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы
(традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.
2. Общая характеристика учебного предмета.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования
учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс,
направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит
в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к
изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам,
правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными
и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному
миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные.
Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства,
ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на
достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более
сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут
читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют
информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде
(текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС и школьным учебным планом предмет «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» изучается в 5 классе в течение года один час в неделю, общее число
часов 35.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения .
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования
содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые
должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его
ценностного взгляда на окружающий мир:
· формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей
многонационального российского общества;
· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их
возраста, национальности, вероисповедания;
· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий
разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно
формируются средствами данного предмета. Среди них:
· владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых
средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения
(готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе
религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и
разнообразной форме;
· овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ,
обобщение, построение рассуждений);
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
· осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не
только рационально, но и образно.
5.Содержание учебного предмета
Введение .
Духовные традиции многонационального народа России
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели
науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К.
Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю.
Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека
невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы
нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных
народов. Герои национального эпосаразных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в
истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.).
Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.).
Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в
фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…».
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного
труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники,
колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель
духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь
и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях.
Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи.
Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры
общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние
Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и
их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее
убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности
православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII
века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов,
исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и
культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом
иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах
мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение
буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка.
Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права
гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана
исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к
труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные
меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения,
симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура
поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Заключительный урок .
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества .
Тематическое планирование.
№
Раздел
Количество часов
Количество
контрольных
заданий
Количество
творческих работ
1
Введение
Духовные традиции
многонационального
народа России
1
2
В мире культуры
4
1
1
3
Нравственные ценности
14
2
1
4
Религия и культура
10
1
1
5
Как сохранить духовные
ценности
4
1
6
Твой духовный мир
1
1
7
Заключительный урок
Духовные ценности и
нравственные идеалы в
жизни человека и
общества .
1
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
Тематическое планирование
Характеристика основных видов деятельности
Раздел 1. В мире культуры
Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника.
Рассматривание и анализ иллюстративного материала.
Восприятие и оценка информации, представленной в
видеофильме. Обсуждение докладов и презентаций
учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося
деятеля культуры России»
Чтение и обсуждение текста учебника «Человек- творец и
носитель культуры». Конструирование схем: «Человек-
носитель культуры», «Человек-творец культуры» .
Восприятие и оценка информации, представленной в
рассказе учителя. Совместная деятельность в группах:
объяснение значения пословиц и поговорок разных народов.
Работа с рубриками «Жил на свете человек» и
« Для любознательных»
Величие российской культуры.
Человек – творец и носитель
культуры.
Раздел 2. Нравственные ценности
российского народа
Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и
патриотических чувствах. Совместная деятельность в парах.
Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка
выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим
вместе»: сравнение эпических героев.
Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение
главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с
рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины.
Чтение и оценка информации из текстов об участии в
Великой отечественной войне представителей разных
народов России.
Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение
значения пословиц(поговорок).
Формирование вывода по материалам урока.
Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций.
Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга,
«Береги землю родимую, как мать
любимую».
Жизнь ратными подвигами полна.
В труде – красота человека.
«Плод добрых трудов славен…».
Люди труда.
Семья – хранитель духовных
ценностей.
Бережное отношение к природе.
рассказ о традициях своей семьи.
Раздел 3. Религия и культура
Оживление имеющегося опыта и знаний. Восприятие и
анализ информации, представленной в рассказе учителя.
Учебный диалог: анализ информации, представленной в
текстах учебника.
Рассматривание иллюстраций, оценка информации,
представленной в видеофильме.
Практическая работа: нахождение на карте Палестины и
других мест, связанных с ранней историей иудаизма
нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма.
Анализ информации, представленной в материале рубрик
«Жил на свете человек» и «Картинная галерея»,
составление повествования по сюжету картины.
Анализ и оценка информации, представленной в текстах
учебника. Составление плана пересказа текста
«Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение
видеофильма «Искусство танка»
Роль религии в развитии культуры.
Культурное наследие христианской
Руси.
Культура ислама.
Иудаизм и культура.
Культурные традиции буддизма.
Раздел 4. Как сохранить духовные
ценности.
Оценка информации, представленной в рассказе учителя
«Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника.
Составление плана пересказа текста «Храм Христа
Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста
«Охраняется государством». Конструирование вывода по
теме.
Коммуникативная деятельность: послушаем дуг друга,
выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в
благотворительности? Составление портрета героя
художественного полотна (Репин. Портрет С.И.Мамонтова).
Учебный диалог: оценим жизненные истории.
Забота государства о сохранении
духовных ценностей.
Хранить память предков.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Анализ информации, представленной в объяснении учителя
«Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа
«Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим
вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная
деятельность в группах: анализ информации,
представленной в дидактических текстах К.Д.Ушинского.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Учебно-методический комплект «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Класс 5 / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2014., ,
Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/Н.Ф.
Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2014
Технические средства обучения и оборудование
Компьютерная техника,
видеопроектор,
интерактивная доска,
стол учительский с тумбой;
ученические столы 1и 2-местные с комплектом стульев.
Мультимедийные приложения:
Электронное приложение
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов,
сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному
объединению, сотрудничеству, взаимодействию. Базовой составляющей всего курса «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» является обращение к личности школьников,
удовлетворение их желания разобраться в окружающем мире, адаптироваться в нем.
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство
привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю
России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в
совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников
диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве,
религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта,
милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с
поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных
источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся:
·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать
главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
· Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
· Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
· Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
· Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
· Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.
· Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
· Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.
· Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
· Работать с историческими источниками и документами
Календарно – тематическое планирование 5 класс
№
Тема урока
Количество
часов
Характеристика деятельности
Дата по
плану
Дата по
факту
1
Введение. Духовные
традиции
многонационального
народа России
1
Знакомятся с особенностями духовных традиций
многонационального народа России, с историей
возникновения и распространения православной культуры
Повторяют основные термины и понятия: Россия, родина,
патриот, отечество, столица, президент, государственные
символы
5.09
В мире культуры
4
2-3
Величие
многонациональной
российской
культуры.Российская
культура – плод усилий
разных народов. Деятели
науки и культуры –
представителей разных
национальностей (К.
Брюллов, И. Репин, К.
Станиславский, Ш.
Алейхем, Г. Уланова, Д.
Шостакович, Р.
Гамзатов, Л. Лихачев, С.
Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
2
Ученые, деятели литературы и искусства России в
разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад
в мировую культуру. В культуре России представлен
труд и усилия разных народов. Многонацио-нальная культура
укрепляла дружбу и добрососедство народов
12.09
19.09
4-5
Человек – творец и
носитель культуры . Вне
культуры жизнь
человека невозможна.
Вклад личности в
культуру зависит от ее
таланта, способностей,
упорства. Законы
нравственности – часть
культуры общества.
2
В процессе своей жизни человек усваивает культуру и
сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру
зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы
нравственности – часть культуры общества.
26.09
3.10
Источники, создающие
нравственные установки.
Нравственные ценности
14
6-7
«Береги землю родимую,
как мать любимую»
Представления о
патриотизме в
фольклоре разных
народов. Герои
национального
эпосаразных народов
(Улып, Сияжар, Боотур,
Урал-батыр и др.).
2
Древние предания, священные книги, пословицы и
поговорки разных народов России о защите Родины.
Примеры героизма и патриотизма, представленные в
эпических образах.
10.10
17.10
8-9
Жизнь ратными
подвигами полна.
Реальные примеры
выражения
патриотических чувств в
истории России (Дмитрий
Донской, Кузьма Минин,
Иван Сусанин, Надежда
Дурова и др.). Деятели
разных конфессий –
патриоты (Сергий
Радонежский, Рабби
Шнеур-Залман и др.).
Вклад народов нашей
страны в победу над
фашизмом. В труде –
красота человека.
2
Героические страницы истории нашей страны. Подъём
патриотических чувств россиян в эпоху освободительных
войн. Примеры героизма. Участие церкви и
церковнослужителей в организации защиты Отечества.
24.10
31.10
10-11
В труде – красота
человека. Тема труда в
фольклоре разных
народов (сказках,
легендах, пословицах).
2
Трудолюбие как нравственное качество человека,
основа трудовой деятельности. Отражение отношения к
труду в фольклоре.
14.11
21.11
12-13
«Плод добрых трудов
славен»Буддизм, ислам,
2
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
28.11
5.12
христианство о труде и
трудолюбии. Люди
труда.
14-15
Люди труда. Примеры
самоотверженного труда
людей разной
национальности на благо
родины (землепроходцы,
ученые,
путешественники,
колхозники и пр.).
2
В любую историческую эпоху, у любого народа есть люди,
славные трудовые дела и подвиги которых внесли
вклад в развитие культуры общества
12.12
19.12
16-17
Бережное отношение к
природе. Одушевление
природы нашими
предками. Роль
заповедников в
сохранении природных
объектов. Заповедники на
карте России.
2
С давних времен люди с уважением относились к природе.
Не зная ее законов, они одушевляли предметы и
явления окружающего мира. Почему современный
человек должен относиться к природе бережно и
рационально.
26.12
16.01
18-19
Семья – хранитель
духовных ценностей.
Роль семьи в жизни
человека. Любовь,
искренность, симпатия,
взаимопомощь и
поддержка – главные
семейные ценности. О
любви и милосердии в
разных религиях.
Семейные ценности в
православии, буддизме,
исламе, иудаизме.
Взаимоотношения
членов семьи.
Отражение ценностей
семьи в фольклоре
разных народов. Семья –
первый трудовой
2
Семья – первая «школа», где ребенок получает
уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее
обычаев и традиций – залог интереса к культурным
традициям российского народа
23.01
30.01
коллектив.
Религия и культура
10
20-21
Роль религии в развитии
культуры. Вклад религии
в развитие
материальной и духовной
культуры общества.
2
Ученые, деятели литературы и искусства России в
разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад
в мировую культуру. В культуре России представлен
труд и усилия разных народов. Многонацио-нальная культура
укрепляла дружбу и добрососедство народов
6.02
13.02
22-23
Культурное наследие
христианской
Руси.Принятие
христианства на Руси,
влияние Византии.
Христианская вера и
образование в Древней
Руси. Великие князья
Древней Руси и их
влияние на развитие
образования.Православны
й храм (внешние
особенности, внутреннее
убранство). Духовная
музыка. Богослужебное
песнопение. Колокольный
звон. Особенности
православного календаря.
2
В процессе своей жизни человек усваивает культуру и
сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру
зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы
нравственности – часть культуры общества.
20.02
27.02
24-25
Культура ислама.
Возникновение ислама.
Первые столетия ислама
(VII-XII века) – золотое
время исламской
культуры. Успехи
образования и науки.
Вклад мусульманской
литературы в
сокровищницу мировой
культуры.
Декоративно-прикладное
2
Возникнове-ние ислама. Золотой век исламской культуры.
Роль ислама в развитии мировой культуры.
Искусство, литература, и архитектура ислама.
5.03
12.03
искусство народов,
исповедующих ислам.
Мечеть – часть
исламской культуры.
Исламский календарь.
26-27
Иудаизм и
культура.Иудаизм и
культура. Возникновение
иудаизма. Тора –
Пятикнижие Моисея.
Синагога – молельный
дом иудеев. Особенности
внутреннего убранства
синагоги. Священная
история иудеев в
сюжетах мировой
живописи. Еврейский
календарь.
2
Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет
христианской Библии (оживление имеющихся
представлений). Синагога. Священная история иудеев
в сюжетах мировой живописи.
19.03
9.04
28-39
Культурные традиции
буддизма.
Распространение
буддизма в России.
Культовые сооружения
буддистов. Буддийские
монастыри. Искусство
танка. Буддийский
календарь.
2
Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы
Р.Ф., исповедующие буддизм. Первый буддийский храм
в российской столице. Культовые сооружения
буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских
храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на
развитие культуры. Искусство танка.
16.04
23.04
Как сохранить духовные ценности
4
30-31
Забота
государства о сохране
нии духовных ценностей.
Конституционные
гарантии права
гражданина
исповедовать любую
религию.
2
Государство заботится о сохранении духовной культуры и
ее развитии. Взаимная помощь и поддержка государства,
общественных и религиозных организаций. Восстановление
на территории России памятников религиозной культуры
30.04
7.05
32-33
Хранить память
2
Без памяти нет нравственности, совести.
14.05
предков.Восстановление
памятников духовной
культуры, охрана
исторических
памятников, связанных с
разными религиями.
Хранить память предков.
Уважение к труду,
обычаям, вере предков.
Примеры
благотворительности из
российской истории.
Известные меценаты
России.
Беспамятный человек – неблагодарный,
безответственный. Уважение к труду, обычаям, вере
предков. Благотворительность как духовно-нравственная
ценность
19.05
Твой духовный мир
1
34
Что составляет твой
духовный
мир.Образованность
человека, его интересы,
увлечения, симпатии,
радости, нравственные
качества личности –
составляющие духовного
мира.Культура поведения
человека.
Этикет в
разных жизненных
ситуациях. Нравственные
качества человека.
1
Что составляет твой духовный мир. Культура поведения
современного человека.
21.05
35
Заключительный урок.
Духовные ценности и
нравственные идеалы в
жизни человека и
общества .
1
Диалог о духовных традициях многонационального народа
России .Подведение итогов.
28.05