Напоминание

Комплекс интерактивных заданий по теме "Геометрические фигуры" как средство развития познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста


Авторы: Коковина Надежда Александровна, Шаркова Елена Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: "Камышловского педагогического колледжа"
Населённый пункт: г. Камышлов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Комплекс интерактивных заданий по теме "Геометрические фигуры" как средство развития познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Комплекс интерактивных заданий

по теме «Геометрические фигуры»

как средство развития познавательной мотивации

у детей старшего дошкольного возраста

Камышлов, 2017

1

Комплекс

заданий

по

формированию

элементарных

математических

представлений,

направленный

на

развитие

познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста при

изучении

темы

«Геометрические

фигуры».

/

сост.

Коковина

Н.

А,

руководитель Шаркова Е. В. – Камышлов: ГБПОУ СПО СО

В

комплексе

дано

описание

интерактивных

заданий

направленные на развитие познавательной активности у детей старшего

дошкольного возраста.

Данный

комплекс

предназначен

для

м н о го ц е л е в о го

использования:

воспитателями

детского

сада

при

организации

непосредственной

образовательной

деятельности

в

области

формирования

элементарных

математических

представлений;

студентами

педагогического

колледжа

специальности

44.02.01

Дошкольного

образования

для

прохождения

«Преддипломной

практики».

Представленный

материал

будет

полезен

воспитателям

детских

садов,

родителям

дошкольников.

Лаконичность

и

схематичность изложения материала упрощают процесс запоминания,

выделение ключевых вопросов помогает акцентировать внимание на

главном, подобранные задания обогатят информационный запас знаний,

учат правильно строить логические рассуждения и делать выводы.

©«Камышловский педагогический колледж», 2017. - с. 23

Содержание

Пояснительная записка …………………………….

4

2

Радел I: Задания, направленные на формирование

представлений о круге и овале …………………………….

11

Р а з д е л

I I :

З а д а н и я ,

н а п р а в л е н н ы е

н а

формирование представлений о треугольнике……….…..

13

Р а зд е л

I I I :

з а д а н и я ,

н а п р а в л е н н ы е

н а

ф о рм и р о в а н и е

п р е д с т а в л е н и й

о

к в а д р ат е

и

прямоугольнике……………………………………………..

16

Раздел

IV:

Задания,

направленные

на

развитие

геометрической

зоркости:

умение

анализировать

и

сравнивать

предметы

по

форме,

классифицировать,

группировать, упорядочивать по размерам………………..

18

Список литературы………………………………….

22

Для заметок

3

Пояснительная записка

В

соответствии

с

Концепцией

модернизации

российского

образования в системе педагогической деятельности была принята за

основу личностно-ориентированная модель обучения и воспитания.

В

связи

с

вступлением

Федерального

Государственного

Образовательного

стандарта

дошкольного

образования

(ФГОС

ДО)

сегодня на дошкольное образование возлагаются особые надежды, так

как признано, что дошкольный возраст – это золотой возраст развития

личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые

закладываются в этом возрасте, остаются с человеком на всю жизнь.

Комплекс заданий разработан на основе и в соответствии

с

Федеральным государственным образовательным стандартом пп.2.6, в

соответствии с основной образовательной программой «От рождения до

школы»

под

редакцией

Н.

Е.

Вераксы,

М.

А.

Васильевой,

Т.

С.

Комаровой,

является

дополнением

к

организации

образовательного

процесса

по

математике

для

системного

изучения

математических

представлений

у

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Комплекс

составлен в форме интерактивных заданий, предназначен для работы с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

в

процессе

организации

совместной и самостоятельной деятельности.

Данный

комплекс

предназначен

для

м н о го ц е л е в о го

использования:

воспитателями

детского

сада

при

организации

непосредственной

образовательной

деятельности

в

области

формирования

элементарных

математических

представлений;

студентами

педагогического

колледжа

специальности

44.02.01

4

Дошкольного

образования

для

прохождения

«Преддипломной

практики».

Представленный

материал

будет

полезен

воспитателям

детских

садов,

родителям

дошкольников.

Лаконичность

и

схематичность изложения материала упрощают процесс запоминания,

выделение ключевых вопросов помогает акцентировать внимание на

глав ном,

предложенны е

ф рагмент ы

з аданий

о б о г а щ а ю т

информационный

запас

знаний,

учат

правильно

строить

логические

рассуждения и делать выводы.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать

сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые

происходят в результате формирования элементарных математических

представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование

элементарных

математических

представлений

(ФЭМП)

у

дошкольников,

как

правило,

традиционно

проводится

в

форме занятий. Это вызывает развитие гиподинамии у дошкольников,

способствует

быстрой

утомляемости,

и,

как

закономерный

итог,

снижает

интерес

детей

к

математике.

Чтобы

сохранить

физическое

здоровье

и

избежать

психического

перенапряжения

воспитанников,

необходимо

использовать

игровые

комплексы

с

математическим

содержанием и активные формы обучения.

Задание

это

сформулированная

для

обучающегося

последовательность

действий

и

предписаний

для

выполнения

обучаемому в процессе образовательной деятельности и приводящая к

определенному результату. Задание всегда содержит в себе некоторое

5

требование:

ответить

на

вопрос,

выполнить

какое-то

упражнение,

доказать или опровергнуть что-то, решить задачу и т. п. Если задание

содержательно принимается обучаемым, то оно превращается для него в

задачу,

т.

е.

субъективно

представляет

собой

цель,

данную

в

определенных условиях (А.Н. Леонтьев).

Основная

цель

сборника

помочь

воспитателю

уйти

от

традиционных методов проведения образовательной деятельности по

формированию элементарных математических представлений с детьми

старшего дошкольного возраста.

Сборник

содержит

четыре

раздела

практических

заданий.

Каждая

группа

заданий

посвящена

одной

из

тем,

прописанных

в

примерной общеобразовательной программе дошкольного образования

«От

рождения

до

школы»

под

редакцией

Н.

Е.

Вераксы,

М.

А.

Васильевой, Т. С. Комаровой.

В сборнике представлен комплекс заданий, выполнение которых

направлено на реализацию Федерального государственного стандарта

дошкольного образования. Задания имеют следующую структуру: цель,

возраст, форма выполнения задания.

Все

занятия

с

дошкольниками

необходимо

строить

в

виде

игровых

комплексов.

Нет

традиционных

объяснений,

показа,

закрепления материала. Благодаря проведению занятий по ФЭМП в

виде

игровых

комплексов,

у

детей

развивается

сообразительность,

самостоятельность, логическое мышление, внимание.

6

Компьютер,

являясь

самым

современным

инструментом

для

обработки

информации,

может

служить

и

мощным

техническим

средством

обучения,

и

играть

роль

незаменимого

помощника

в

воспитании и общем психическом развитии дошкольников.

В

настоящее

время

отдельное

место

в

воспитательно-

образовательном процессе ДОУ отводится электронным интерактивным

заданиям. Это компьютерные программы, служащие для организации

игрового процесса, связи с партнером по игре или сами выступающие в

качестве

партнера,

когда

ребенок

непосредственно

воздействует

на

предмет созерцания.

Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка.

Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с

кем-либо.

В

отличие

от

активных

методов

интерактивные

ориентированы

на

более

широкое

взаимодействие

дошкольников

не

только

с

воспитателем,

но

и

друг

с

другом

и

на

доминирование

активности дошкольников в процессе обучения.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками —

создание условий для обретения значимого для них опыта социального

поведения.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их

проведения

достаточно

универсален

и

основывается

на

следующем

алгоритме:

1)

подбор педагогом заданий и упражнений для группы;

7

2)

дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит

решить;

3)

с целью, которой надо достичь.

Проблема

и

цель

задания

должны

быть

четко

и

доступно

сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение

непонятности

и

ненужности

того,

чем

они

собираются

заниматься.

Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

4)

в процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для

достижения поставленной цели.

Если

какие-то

этапы

вызывают

затруднение,

педагог

корректирует действия дошкольников.

5)

по окончании игры (после небольшой паузы, призванной

снять

напряжение)

анализируются

результаты,

подводятся

итоги.

Анализ состоит из фиксации внимания на эмоциональном аспекте — на

чувствах,

которые

испытали

дошкольники,

и

обсуждения

содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение,

как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники,

каков результат).

Деятельность

с

применением

таких

игр

очень

интересна

дошкольникам. Красочность и динамичность компьютерных программ,

музыкальное

оформление,

игровая

форма,

общая

атмосфера

доброжелательности позволяет ребёнку играть увлечённо, испытывать

радость познания, открывать новое.

8

Играя

в

компьютерные

игры,

ребенок

учится

планировать,

выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у

него развивается способность к прогнозированию результата действий.

Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает

начало

овладения

основами

абстрактного

мышления,

что

является

важным моментом при подготовке детей к обучению школе.

9

Раздел I

Задания, направленные на формирование представлений о круге и

овале

Задание №1

«Найди и назови фигуру»

Цель: упражнять детей в знании геометрических фигур.

Возраст: 5-6 лет

Х о д

и г р ы .

Предложите ребенку сначала

р а с к р а с и т ь

ф и г у р у

в

рамочке, а затем такую же,

выделив ее из двух других.

П о п р о с и т е

н а з в ат ь

т е

фигуры, которые он знает, и

цвет, который он выбрал для

раскрашивания.

Задание №2

Куриное семейство.

Цель: упражнять детей в узнавании и назывании геометрических

фигур, развивать логическое мышление детей.

Возраст: 5 – 6 лет

10

Ход игры: Рассмотрите с ребенком сюжетную картинку (заранее

раскрашенную). «Кто нарисован? Кто в семье папа, мама? Где детки?

Сколько цыплят? Какого они цвета?» Затем предложите рассмотреть

изображение с геометрическими фигурами и попросите отыскать в ней

те

фигуры,

которые

п о д х о д я т

д л я

изображения

курицы,

петуха,

цыплят.

По

окончании

работы

п о р а д у й т е с ь

е г о

успехам.

М о ж н о

предложить

ребенку

показать

на

экране

самый

большой

круг,

круг

поменьше

и

самые

маленькие кружочки. В конце игры уточните, какую геометрическую

фигуру

выполняли.

Предложите

найти

предметы

круглой

формы

в

окружающем пространстве. Пусть ребенок начертит круги пальчиком на

столе, на полу, в воздухе. Можно предложить нарисовать круги на

бумаге.

Задание № 3

«Найди лишнее»

Цель: развивать логическое мышление дошкольников.

Возраст: 5 – 6 лет

11

Ход игры. На экране изображены ряды геометрических фигур.

Детям предлагают рассмотреть их и определить, какая фигура лишняя,

при этом обосновать свое решение.

12

Раздел II

Задания, направленные на формирование представлений о

треугольнике

Задание №1

«Паруса»

Цель:

познакомить

детей

с

формой

"треугольник",

развивать

мышление.

Возраст: 5 – 6 лет

Ход игры. Предложите детям рассказать о том, что нарисовано на

картинке, затем показать паруса. Спросите, на какую геометрическую

фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны.

После этого дети отыскивают маленький треугольник, затем большой.

Помогите

им,

если

они

затрудняются,

раскрасить

изображение. В конце

игры

у т о ч н и т е ,

к а к у ю

геометрическую

ф и г у р у

с е г о д н я

раскрашивали, какие у

нее

имеются

отличительные

признаки.

Предложите

найти

предметы

треугольной

формы

в

окружающем

пространстве.

Пусть

ребенок

начертит

13

треугольники

пальчиком

на

столе,

на

полу,

в

воздухе.

Можно

предложить нарисовать треугольник на бумаге.

Задание № 2

«Найди лишнее»

Цель: развивать логическое мышление дошкольников.

Возраст: 5 – 6 лет

Ход игры. На карте изображены ряды геометрических фигур.

Детям предлагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее,

затем обосновать, почему.

Задание № 3

Цель:

учить

отбирать

геометрические

фигуры

по

заданному

признаку, четко выполнять задание.

Возраст: 5 – 6 лет

Ход

игры:

На

экране

ребенку

представлена

картинка

с

изображением

рыбки,

его

задача

найти

и

назвать

все

геометрические

фигуры,

из

которых

составлено

данное

изображение.

Задание №4

14

«Собери треугольники»

Цель:

уточнить

знание

известных

геометрических

фигур,

их

элементов (вершины, углы, стороны).

Возраст: 5 – 6 лет

Ход игры: воспитатель зачитывает загадку

Посмотри-ка, посмотри!

У него всего по три!

Три угла, три стороны

Меж собой соедини –

Ты получишь не угольник,

А красивый … (треугольник),

После этого на экране появляется отгадка и задание с данной

геометрической фигурой. Задача ребенка из всех представленных его

вниманию фигур выбрать только треугольники.

15

Раздел III

Задания, направленные на формирование представлений о

квадрате и прямоугольнике

Задание № 1

Цель: уметь соотносить геометрические фигуры с «дырами».

Возраст 5-6 лет

Ход игры: Воспитатель предлагает помочь Золушке починить

платья для сестер. Необходимо каждую деталь поставить правильно на

свое

место.

Ребенок

должен

назвать,

какими

геометрическими

фигурами починил платье.

Задание № 2

Построй по схеме.

Цель:

учить

детей

выполнять

элементарные

постройки,

ориентируясь на схемы.

Возраст: 5 – 6 лет

Ход игры. Вспомните с детьми геометрические фигуры, которые

они знают, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку,

спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из

каких

деталей

постройки.

Попросите

соорудить

из

геометрических

фигур, расположенных на экране такие же постройки. Важно, чтобы

детали были изображены в натуральную величину.

16

Задание № 3

«Найди лишнее»

Цель: развивать логическое мышление дошкольников.

Возраст: 5 – 6 лет

Ход

игры.

На

экране

изображен

ряд

геометрических

фигур.

Детям предлагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее,

затем обосновать, почему.

17

Раздел IV

Задания, направленные на развитие геометрической зоркости:

умение анализировать и сравнивать предметы по форме,

классифицировать, группировать, упорядочивать по размерам

Задание №1

Цель: Формирование умения распознавать фигуры независимо от

их

пространственного

положения,

изображать,

располагать

на

плоскости,

упорядочивать

по

размерам,

классифицировать,

группировать по цвету, форме, размерам.

Возраст: 5 - 6 лет

Описание задания: посчитай и запиши, каких геометрических

фигур сколько.

Задание №2

Геометрические фигуры.

Цель:

ознакомление

детей

с

основными

геометрическими

фигурами.

Возраст: 5 – 6 лет

Ход

игры.

После

беседы

по

картинкам

попросите

ребенка

показать

квадрат

(треугольник,

круг,

прямоугольник),

затем

обвести

карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего

раскрасить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком

18

слова: «Шар круглый, окно квадратное...». Спросить у ребенка, почему

различаются фигуры, назвать их различия.

Задание №3

Флажки и гирлянды.

Цель игры: развивать логическое мышление детей, упражнять в

знании цветов и геометрических фигур.

Возраст: 5 – 6 лет

Ход

игры.

Предложите

детям

составить

гирлянду,

в

предложенном алгоритме. При этом необходимо обращать внимание

ребенка на форму геометрической фигуры и цвет. После чего попросите

ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать, в какой цвет они

раскрашены.

Задание № 4

Цель: Формирование умения распознавать фигуры независимо от

их

пространственного

положения,

изображать,

располагать

на

плоскости,

упорядочивать

по

размерам,

классифицировать,

группировать по цвету, форме, размерам.

Возраст: 6 – 7 лет

Ход игры: попробуй сосчитать геометрические фигуры. Сколько

кругов ты увидел? Сколько квадратов? Сколько треугольников? Сколько

овалов? Каких фигур больше?

19

Задание № 5

Накладываем детали.

Цель:

учить

детей

выкладывать

изображения

способом

накладывания.

Возраст: 6 – 7 лет

Ход

игры.

Детей

учат

выкладывать

изображения

способом

накладывания на рисунок. Предложите детям карту и попросите создать

красивые картинки (покажите на примере установки одной детали).

Задание №6

Конструируем из палочек.

Цель:

закрепление

знаний

геометрических

фигур,

развитие

логического мышления детей.

Возраст: 5 – 6 лет

Ход игры. Предложите детям палочки разной длины, попросите

отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из

палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте

ребенку

карточку,

рассмотрите

с

ним

контуры

предметов,

пусть

он

узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В

процессе

работы

закрепляйте

названия

знакомых

геометрических

фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите

выложить палочками фигурки по собственному замыслу.

Задание № 7

20

Выкладывание фигур.

Цель:

упражнять

детей

в

выкладывании

изображений

из

геометрических фигур используя схемы.

Возраст: 5 – 6 лет

Ход игры. Детям предлагают схемы и геометрические фигуры

для

выкладывания

изображений.

После

выполнения

задания

спрашивают: " Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего

фигур тебе потребовалось для этой ракеты? Сколько здесь одинаковых

фигур?

21

Список литературы

1.

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн.

для воспитателя детского сада.—2-е изд., дораб. — М: Просвещение,

2008 — 163 с: ил.

2.

Голубь

В.

Т.

Предшкольная

подготовка.

Математика.

Практическое пособие. – Воронеж: ООО «Метода», 2015 – 48с.

3.

Колесникова Е. В. Геометрические фигуры. Математика

для детей 5 - 7 лет. -5-е изд., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64с.

4.

Комплексная оценка результатов освоения программы «От

рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т. С.,

Васильевой

М.А.:

диагностический

журнал.

Старшая

группа.

Волгоград: Учитель,2012.

5.

Турунтаева Т. В., Алиева Т. И. «Развитие математических

представлений

у

дошкольников»

методическое

пособие.

М.:

ТЦ

Сфера, 2015 – 224с.

22

Для заметок

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________

23



В раздел образования