Напоминание

"Развитие связной речи у дошкольников через мнемотаблицы" (Для педагогов)


Автор: Анаприенко Нина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие связной речи у дошкольников через мнемотаблицы" (Для педагогов)
Раздел: дошкольное образование





Назад




"

Развитие

связной

речи

у

дошкольников

через

мнемотаблицы

"

(

для

педагогов

)

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и

напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на

лету».

(К . Д. Ушинский)

Одним из главных и основополагающих условий всестороннего и полноценного

развития детей на протяжении дошкольного возраста является грамотная, логически

выстроенная красивая речь. Как правило, именно на протяжении дошкольного возраста

складываются оптимальные и наиболее благоприятные условия для формирования

красноречия и полноценного лексикона.

Чтобы помочь детям усваивать новую информацию и развиваться, научиться

логически излагать свои мысли, красочно и интересно рассказывать о себе и окружающем

мире применяются специально созданные приемы и коммуникативные методики. И одним

из таких приемов является использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование

монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:

пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах,

объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, составление

рассказов по картине, заучивание стихотворений, загадок, чистоговорок и скороговорок.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи это наглядность и план

высказывания.

Мнемотехника это система методов и приемов, которые позволяют использовать эти

два важных фактора для формирования связной речи дошкольника. В мнемотаблицах

наглядность представлена в виде предметных картинок, последовательно расположенных в

соответствии с планом высказывания.

С помощью мнемотехники решаются задачи:

Развитие связной речи.

Развитие у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью

заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице.

Обучение детей правильному звукопроизношению.

Развитие у детей сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать,

выделять существенные признаки.

Развитие у детей психических процессов: мышление, внимание, воображение,

память.

Мнемотехника – это техника развития памяти.

Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.

Мнемотехника представляет собой совокупность методов и приёмов, облегчающих

запоминание сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших

мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже - к

мнемотаблицам.

Мнемоквадрат (опорная картинка) – это одиночное изображение, которое обозначает

одно слово, словосочетание или простое предложение

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2

- 4 предложения.

Количество картинок в мнемодорожке не должно быть чрезмерным, так как это усложняет

для ребенка восприятие любой информации. И, конечно же, все таблицы не должны

дублировать одну и ту же тематику – все они должны быть разными и относится к

совершенно разнообразным сферам.

Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей

сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых

звеньев сюжета рассказа.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное

было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям

выстраивать последовательный рассказ.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию

связной речи детей и используются с целью:

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественных произведений,

при проговаривании чистоговорок и скороговорок,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихотворений.

Составление рассказа:

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы

рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь

окажут мнемотаблицы.

Пересказ художественных текстов.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется

структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с

помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание

ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении

в своей речи необходимых выражений.

Сказка: "Лисичка со скалочкой"

Сказка: «Три поросенка»

Проговаривание чистоговорок и скороговорок.

Используя мнемотаблицу, ребенок концентрирует свое внимание на правильном

произношении звуков и слов.

"СА-СА-СА – меня ужалила оса,

СО-СО-СО – стал мой нос как колесо,

СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы,

СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!"

Отгадывание и загадывание загадок.

Мнемотаблица помогает запомнить загадку и загадать ее другим детям.

Заучивание стихотворений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается

в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка;

таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по

памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На

начальном этапе предлагают готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также

активно включается в процесс создания своей схемы.

"В руки фрукты мы берем

И в корзинку их кладем:

Слива, персик, апельсин,

Груша, киви, мандарин".

Работа по мнемотаблицам проходит в три этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из

абстрактных символов в образы.

3 этап: Осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

В младших группах с помощью взрослого, в старших – дети самостоятельно.

Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А.

Схема описания игрушки:

Схема составления рассказа:

Сенсорно- графические схемы Воробьёвой В. К.:

Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий:

Благодаря тому, что в процессе изучения применяются красочные зрительные схемы, дети

учатся строить грамматически правильные, логически завершенные, последовательные и

точные тексты, насыщенные разнообразными уточняющими деталями.

Мнемотаблицы на тему «Осень», где ребенок учит основные особенности этого времени

года.

В итоге можно сказать, что мнемотаблица для развития связной речи

представляет собой определенную схему, которая передает конкретную информацию

и выступает в качестве очень важного наглядного материала для

нормализации полноценного формирования связной речи у детей дошкольного

возраста.

Мнемотехника связной речи дошкольников – это популярная и

распространенная методика, действие которое направлено на улучшение процедуры

запоминания материала, развитие ассоциативного мышления и красивой, грамотной

связной речи.



В раздел образования