Автор: Анаприенко Нина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие связной речи у дошкольников через мнемотаблицы" (Для педагогов)
Раздел: дошкольное образование
"
Развитие
связной
речи
у
дошкольников
через
мнемотаблицы
"
(
для
педагогов
)
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и
напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на
лету».
(К . Д. Ушинский)
Одним из главных и основополагающих условий всестороннего и полноценного
развития детей на протяжении дошкольного возраста является грамотная, логически
выстроенная красивая речь. Как правило, именно на протяжении дошкольного возраста
складываются оптимальные и наиболее благоприятные условия для формирования
красноречия и полноценного лексикона.
Чтобы помочь детям усваивать новую информацию и развиваться, научиться
логически излагать свои мысли, красочно и интересно рассказывать о себе и окружающем
мире применяются специально созданные приемы и коммуникативные методики. И одним
из таких приемов является использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование
монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:
пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах,
объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, составление
рассказов по картине, заучивание стихотворений, загадок, чистоговорок и скороговорок.
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи это – наглядность и план
высказывания.
Мнемотехника это система методов и приемов, которые позволяют использовать эти
два важных фактора для формирования связной речи дошкольника. В мнемотаблицах
наглядность представлена в виде предметных картинок, последовательно расположенных в
соответствии с планом высказывания.
С помощью мнемотехники решаются задачи:
Развитие связной речи.
Развитие у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью
заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице.
Обучение детей правильному звукопроизношению.
Развитие у детей сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать,
выделять существенные признаки.
Развитие у детей психических процессов: мышление, внимание, воображение,
память.
Мнемотехника – это техника развития памяти.
Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.
Мнемотехника представляет собой совокупность методов и приёмов, облегчающих
запоминание сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших
мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже - к
мнемотаблицам.
Мнемоквадрат (опорная картинка) – это одиночное изображение, которое обозначает
одно слово, словосочетание или простое предложение
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2
- 4 предложения.
Количество картинок в мнемодорожке не должно быть чрезмерным, так как это усложняет
для ребенка восприятие любой информации. И, конечно же, все таблицы не должны
дублировать одну и ту же тематику – все они должны быть разными и относится к
совершенно разнообразным сферам.
Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей
сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых
звеньев сюжета рассказа.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное
было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям
выстраивать последовательный рассказ.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию
связной речи детей и используются с целью:
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественных произведений,
при проговаривании чистоговорок и скороговорок,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихотворений.
Составление рассказа:
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы
рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь
окажут мнемотаблицы.
Пересказ художественных текстов.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется
структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с
помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание
ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении
в своей речи необходимых выражений.
Сказка: "Лисичка со скалочкой"
Сказка: «Три поросенка»
Проговаривание чистоговорок и скороговорок.
Используя мнемотаблицу, ребенок концентрирует свое внимание на правильном
произношении звуков и слов.
"СА-СА-СА – меня ужалила оса,
СО-СО-СО – стал мой нос как колесо,
СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы,
СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!"
Отгадывание и загадывание загадок.
Мнемотаблица помогает запомнить загадку и загадать ее другим детям.
Заучивание стихотворений.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается
в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка;
таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по
памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На
начальном этапе предлагают готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также
активно включается в процесс создания своей схемы.
"В руки фрукты мы берем
И в корзинку их кладем:
Слива, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин".
Работа по мнемотаблицам проходит в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из
абстрактных символов в образы.
3 этап: Осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
В младших группах с помощью взрослого, в старших – дети самостоятельно.
Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А.
Схема описания игрушки:
Схема составления рассказа:
Сенсорно- графические схемы Воробьёвой В. К.:
Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий:
Благодаря тому, что в процессе изучения применяются красочные зрительные схемы, дети
учатся строить грамматически правильные, логически завершенные, последовательные и
точные тексты, насыщенные разнообразными уточняющими деталями.
Мнемотаблицы на тему «Осень», где ребенок учит основные особенности этого времени
года.
В итоге можно сказать, что мнемотаблица для развития связной речи
представляет собой определенную схему, которая передает конкретную информацию
и выступает в качестве очень важного наглядного материала для
нормализации полноценного формирования связной речи у детей дошкольного
возраста.
Мнемотехника связной речи дошкольников – это популярная и
распространенная методика, действие которое направлено на улучшение процедуры
запоминания материала, развитие ассоциативного мышления и красивой, грамотной
связной речи.