Напоминание

"Адаптированная рабочая программа по профильному труду (младший обслуживающий персонал) в 6 СД классе


Автор: Матвеева Раиса Дмитриевна
Должность: учитель швейного дела
Учебное заведение: МКОУ Ярская школа - интернат
Населённый пункт: Удмуртия, пос.Яр
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Адаптированная рабочая программа по профильному труду (младший обслуживающий персонал) в 6 СД классе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Рассмотрена на заседании ШМО учителей предметников МКСКОУ VIII вида п.Яр № _____ от ___________________ Принята на педсовете МКСКОУ "Ярская школа-интернат" №_____ от _________________ Утверждена приказом №_____ от _________________ Составлена на основе государственных требований к содержанию курса младшего обслуживающего персонала СКОУ VIII вида в 6 классе под редакцией В.В.Воронковой
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профильному труду (младший обслуживающий персонал) в 6 СД классе Составитель: Р.Д. Матвеева 1 квалификационная категория Стаж работы: 31 год 2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по профильному труду «младший обслуживающий персонал» для учащихся 6 с класса разработана на основе: - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 СФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). - Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; - Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник 2, под редакцией В.В.Воронковой (Москва, гуманитарный издательский центр Владос, 2000 г.) авторы программы: Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С.,Ковалева С.А., Васенков Г.В. Годового календарного учебного графика на 2015-2016 учебный год. - Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе в МКСКОУ «Ярская школа – интернат» на 2015 -2016 учебный год. «младший обслуживающий персонал», учебное пособие для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред., , Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2010. Цели и задачи обучения: Цель курса: - общее развитие, включающее в себя физическое развитие и развитие психики; -подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни путем социализации через формирование трудовых и коммуникативных умений; -подготовка к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений ,пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной, санитаров в больницах и поликлиниках. Задачи курса: -формирование навыков и умений, которые служат основой обучения на санитаров и уборщиков разных помещений. - воспитание у учащегося самостоятельности, терпеливости, настойчивости, трудолюбия. Коррекционные задачи ( в соответствии с особенностями группы обучающихся): -развитие общей и мелкой моторики, ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по- разному влияющими на психофизиологические функции ребёнка; -овладение общетрудовыми умениями: ориентировка в деталях, планирование работы, самоконтроль; правильность выполнения учащимися трудовых приёмов; – развитие зрительно-пространственного восприятия, разных форм мышления, речи, воли; -развитие санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания; -развитие доброжелательности, честности, тактичности, терпения, стремления помочь больному; .
В содержание программы включены следующие основные разделы: -работа на участке; -ежедневная уборка спального помещения; - работа с тканью; -устройство жилого помещения; -уход за паркетным полом; - работа в столовой; - ремонт одежды; - ежедневная уборка помещения; - работа с тканью; - уход за мебелью; - работа на участке; - практическое повторение. Общая характеристика учебного предмета: Трудовое обучение, как часть образовательных технологий, решает задачу подготовки учащихся к трудовой деятельности через систему специально организованных занятий трудового обучения. Трудовая деятельность детей с особыми образовательными потребностями рассматривается как одно из самых активных средств подготовки к жизни, а обучение – как средство вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками по определенной специальности. Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности. Общеизвестно, что уроки труда в коррекционной школе выступают не только как предмет, но и как одно из важнейших и неотъемлемых средств коррекции умственных и физических недостатков детей. Место предмета в учебном плане: В соответствии с учебным планом количество часов рабочей программы составляет 272 часа при недельной нагрузке 8 часов, при проведении 45 минутного урока (часы по данной дисциплине входят в федеральный компонент учебного плана, образовательная область – технология). Разделы программы
1 четверть – 72 часа
Работа на участке –20 часов Вводное занятие Работа на участке Объект работы
.
Территория вокруг школы. Теоретические сведения. Аллеи, дорожки и площадки около школы: расположение, назначение, правила ухода. Виды сорных растений. Инвентарь для выполнения уборочных работ: виды, назначения, рабочие позы и приемы. Правила безопасности при уборке.
Практические работы. Сгребание опавших листьев граблями. Выдергивание и удаление сорных растений. Подметание, выравни вание, посыпание песком дорожек и площадок. Переноска собранного мусора. Подготовка уборочного инвентаря к хранению и складирование в отведенное место. Ежедневная уборка спального помещения -24 часа Объект работы.Пол, подоконники, отопительные радиаторы в спальне. Теоретические сведения.Тряпка для уборки. Назначение в зависимости от вида работы, используемая ткань, маркировка, требования к состоянию во время работы и при хранении. Последовательность уборки. Определение качества уборки. Правила безопасности при протирке подоконника и отопительного радиатора. Умения.Проверка работы. Коллективное обсуждение выполненных работ. Практические работы. Крепление тряпки на швабру. Протирка подоконников, радиаторов, радиаторных ниш. Промывка тряпки во время работы. Влажная протирка пола. Проверка результатов работы. Коллективное обсуждение качества работы. Работа с тканью -26 часов Изделие.Фартук квадратной формы с завязками (из готового кроя). Теоретические сведения
.
Фартук: ткани для изготовления, детали, швы. Виды отделки. Практические работы.Наметывание первого и второго подгиба. Обработка срезов швом назад иголку. Изготовление завязок. Присоединение завязок: подгиб противоположных углов фартука, вкладывание завязок в подгиб и пришивание. Отделка фартука вышивкой или аппликацией. Самостоятельная работа – 2 часа Виды работы.Уборка школьного участка, спальных помещений. Самопроверка результата работы. Коллективное обсуждение качества работы.
II четверть – 56 часов
Вводное занятие Работа с тканью -16 часов Изделие. Мягкая игрушка по выбору: медвежонок, собачка, утка, рыбка, зайчик. Теоретические сведения.Ткани, применяемые для изготовления мягких игрушек, их название. Способ выполнения петельного стежка. Упражнение.Выполнение петельных стежков на образце. Практические работы
.
Сметывание и соединение основных деталей готового кроя обтачным швом или петельными стежками, вывертывание и набивка ватой. Присоединение дополнительных деталей (хвоста, клюва, плавника, глаза и пр.). Устройство жилого помещения - 18 часов Изделие. Аппликации «Жилая комната», «Прихожая», «Кухня». Теоретические сведения.Элементы строительной конструкции: стена, пол, потолок, дверной проем, оконный проем, ниша для радиатора. Оборудование дома: плинтус, подоконник, оконная рама, отопительный радиатор, дверь (одинарная, двойная), штепсельная розетка, вентиляционная решетка. Инструменты и материалы для выполнения аппликации: цветная бумага, шаблон, карандаш, линейка, угольник, ножницы, кисточка, клей. Практические работы
.
Выбор цветной бумаги. Разметка, вырезание и расположение деталей на бумаге. Проверка расположения. Наклеивание деталей. Надписывание на аппликациях названий предметов, новых для учащихся. Нахождение строительных элементов в здании школы. Уход за паркетным полом -10 часов Объект работы.Паркетный пол в жилом помещении.
Теоретические сведения.Покрытия паркетного пола: виды, назначение и различение по внешнему виду. Щетка для натирки пола мастикой: виды, правила обращения и сбережения. Электрополотер: устройство, пользование, правила безопасности при обращении. Умение.Работа щеткой. Практические работы. Удаление пятен паркетном полу. Влажная уборка паркетного пола, покрытого .лаком. Подготовка пола, покрытого мастикой, к натирке. Натирка пола щеткой и электрополотером. Проверка результата работы. Практическое повторение - 10 часов Вид работы
.
Изготовление мягкой игрушки из готового кроя. Самостоятельная работа- 2 часа
Ill четверть - 80 часов
Вводное занятие Работа в столовой -18 часов Объект работы
.
Школьная столовая. Теоретические сведения.Понятие о гигиене питания. Фаянсовая и стеклянная посуда. Свойства алюминия как материала для посуды и столовых приборов. Требования к работнику столовой: одежда, поведение. Правила подготовки стола к подаче пищи. Эстетическое оформление стола. Правила безопасности при подаче пищи и уборке посуды. Умения.Ориентировка по показу учителя. Планирование последовательности действий в ходе коллективного обсуждения. Практические работы.Сервировка стола. Разноска пищи по столам. Подача пищи. Сбор грязной посуды в тележки. Выполнение санитарных требований и правил этикета при сборе грязной посуды со столов. Разгрузка посуды в моечном отделении. Уборка и протирка столов. Уборка иола. Уборка пришкольной территории от снега и льда -16 часов Объект работы.Грунтовые дорожки с асфальтовым и бетонным покрытием на пришкольной территории. Теоретические сведения.Асфальтовое и бетонное покрытия: основные свойства, инструменты для уборки (движок, скребок, лом). Движок, скребок, лом: назначение, рабочие позы, применение, безопасное обращение.; Приемы уборки, не нарушающие дорожное по крытие. Зависимости твердости льда от температуры воздуха. Правила безопасной работы на проезжей части дороги. Умения.Ориентировка по образцу убранного участка территории. Коллективное обсуждение последовательности действий. Работа движком, скребком, ломом. Практические работы. Расчистка дорожек от снега. Скалывание и уборка льда. Уборка снега и льда в специально отведенные места. Ежедневная уборка помещения -26 часов Объекты работы.Учительская. Кабинеты руководителей школы. Методические кабинеты. Классы. Складские помещения школы. Теоретические сведения.Служебное помещение: виды, назначение, оборудование. Порядок хранения и расположения вещей в каждом помещении. Правила уборки в служебном помещении. Бытовой электропылесос: устройство, применение, пользование. Умение.Работа пылесосом. Практические работы.Протирка подоконников, отопительных радиаторов. Подметание и протирка пола шваброй. Получение разрешения на протирку столов, настольных осветительных приборов. Очистка мусорных корзин. Удаление пыли с помощью пылесоса. Чистка уборочного инвентаря после применения и уборка в отведенные места. Практическое повторение - 18 часов
Вид работы.Выполнение уборочных работ с использованием освоенных приемов. Самостоятельная работа - 2 часа
IV четверть - 64 часа
Вводное занятие Работа с тканью – 10 часов Объект работы.Постельное белье. Теоретические сведения.Ткани для постельного белья. Виды ремонта. Размеры и формы заплат. Требования к отремонтированным изделиям. Практические работы. Подготовка изделия к ремонту. Подбор ткани для заплаты. Определение места наложения заплаты и ее размера. Раскрой заплаты с учетом швов. Подгибание и заметывание срезов. Пристрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Ремонт постельного белья путем среза изношенной части. Уход за мебелью - 16 часов Объект работы.Школьная мебель. Теоретические сведения.Мебель: виды, назначение. Виды покрытия мебели (краска, лак, ткань, кожзаменитель, пластик, эмаль). Средства и правила ухода за мебелью в зависимости от материала покрытия. Практические работы. Удаление пыли с водостойкой и неводостойкой мебели. Уборка мягкой мебели. Обновление поверхности полированной мебели с помощью полирующего средства. Применение пылесоса при обработке мягкой мебели. Работа на участке -14часов Объект работы.Цветник. Теоретические сведения. Вскапывание почвы цветника: значение, глубина, приемы, требования к качеству. Определение глубины вскапывания с помощью линейки. Понятие о борозде. Практические работы
.
Осмотр участка для вскапывания. Определение его границ и направления борозд. Прокладывание первой борозды. Вскапывания с соблюдением заданной глубины. Выравнивание вскопанной почвы граблями. Взаимопроверка выполненной работы. Практическое повторение - 22 часов Виды работы.Ремонт белья и одежды или пошив простейших изделий (салфетки для уборки, мешочка для изделия и т. п.). Контрольная работа - 2 часа Для реализации программы применяются формы уроков: урок-лекция, урок - практикум, урок –экскурсия интегрированный урок, урок- ролевая игра типы уроков: вводный, формирования новых знаний, повторительно - обобщающий, закрепления, комбинированный, контрольный. Методы и приемы: словесный рассказ, объяснение, беседа), наглядный (трудовые действия, демонстрация, ИКТ), практический (упражнение, самостоятельные работы ).
Для эффективного обучения проводится систематическое изучение динамики развития базовых универсальных действий
Самостоятельная работа за 1 четверть по МОП 5С класс
1. Отметь галочкой инвентарь для уборки мусора на территории. 2. Помоги мальчику Максиму взять предметы для работы на пришкольном участке. Отметь галочкой.
3. - Обведи инструменты и приспособления для швейных работ. 4. Расставить правильную последовательность действий при пошиве фартука. 5. Практическая работа. . Вымыть пол в классе (поделить на участки).
Самостоятельная работа по МОП в 5 С классе 2 четверть
1. Рассмотри картинки и впиши номера картинок в таблицу.
2.Какие цвета используют для маркировки уборочного инвентаря для мытья пола. - Каким цветом будет маркировка ведра и тряпки для уборки туалета: - Каким цветом будет маркировка тазика и тряпки для мытья стен, мебели, окон.
3. Отметить галочкой материалы для пошива мягкой игрушки. 4. Расставь цифрами порядок уборки полов. 5. Практическая работа. Выполнение аппликации «Жилая комната».
Самостоятельная работа по МОП в 5 С классе 3 четверть

1. Укажи цифрами последовательность мытья посуды. 2. Обозначь цифрами в таблице хозинвентарь. 3. Зачеркнуть инвентарь, который не используется для уборки снега.
4. Практическая работа. Мытье полов в игровой комнате.
Контрольная работа по МОП в 5 С классе 4 четверть

2. Отметь галочкой инвентарь для перекопки почвы.

3.Подпиши первую букву частей пылесоса. 4. Практическая работа. Вскапывание почвы.
Планируемые результаты. Предполагаемые знания: 1. Правила санитарии по содержанию помещения. 2. Правила личной гигиены. 3. Устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений. 4. Правила обращения с инвентарем. Предполагаемые умения: 1. Удалять пыль, подметать мусор, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия. 2. Освобождать урны от мусора. 3. Собирать мусор и выносить его в установленное место. 4. Соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении.
Характеристика группы обучающихся, занимающихся по трудовому профилю

«Подготовка младшего обслуживающего персонала» (6с класс)
В группу по трудовому профилю «Подготовка младшего обслуживающего персонала» зачислены учащиеся 6с класса ( Крылов А., Назаров Д., Поздеев З., Потёмкин А.). Всего – 4 человека. Эти дети представляют собой клинически и психологически разнородную группу. Все ученики класса имеют диагноз – глубокая умственная отсталость. У всех детей навыки самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля сформированы слабо. Недостаточно развиты навыки работы с инструментами (ножницы, иголка), измерительные и чертёжные навыки. По уровню усвоения знаний, формированию умений и навыков учащиеся группы поделены на две группы: -первая группа: (1 уровень) -вторая группа : (2 уровень)
Поздеев Захар (5с класс)
Диагноз: (глубокая умственная отсталость). По заключению ПМПК была рекомендована программа для глубоко умственно отсталых детей. Группа здоровья пятая, физическая группа специальная. Зрение - слабая миопия на оба глаза. Слух в норме. Наблюдается смена настроения, проявление упрямства, агрессии, не соблюдает дистанцию в общении, негативная реакция на замечания. Случаются приступы беспричинного смеха. Учебная мотивация сформирована слабо. Правила поведения часто нарушает. Навыки самообслуживания и санитарно-гигиенические навыки сформированы. . На уроках внимание неустойчивое, малопроизвольное. Работоспособность низкая. Учебные задания старается выполнить быстро и темп работы быстрый. Однако, качество выполнения учебных заданий на низком уровне. Старательности и аккуратности в работе не проявляет. Нуждается в постоянном контроле со стороны учителя. Трудовые навыки развиты, трудиться мальчик любит. На уроках младшего обслуживающего персонала занимается по настроению, долго не включается в работу. По словесной инструкции и показу учителя работать затрудняется, необходимо повторить задание несколько раз. Работать по пооперационному плану затрудняется, в основном поделки ( изделия) делает под контролем и руководством учителя по показу.
Начатое дело доводит до конца. Лучше получаются работы по уборке пришкольной территории. ТБ соблюдает частично. Планировать трудовую деятельность не способен, не критичен к своим работам. На переменах всегда готов помочь учителю в приготовлении к следующему уроку, любит дежурить в классе, помогает в проведении генеральной уборки. На трудовых часах старается трудиться добросовестно. На уроках трудового обучения может приготовить и убрать свое рабочее место. Свое рабочее место содержит в порядке. Старается помочь и другим детям. В помощи учителю не отказывает, помогает и одноклассникам.
Потемкин Андрей. (5с класс)
Диагноз: глубокая умственная отсталость, синдром Дауна. По заключению ПМПК был определен в класс для детей с глубокой умственной отсталостью. Группа здоровья пятая, физическая группа специальная. Зрение - +6 на оба глаза. Слух в норме. Мальчик гиперопекаемый, воспитывается в полной благополучной семье. Оба родителя заинтересованы в воспитании и обучении сына, активно включаются в образовательный процесс. Андрею присущи такие качества, как лень, упрямство, эгоцентризм. Абстрактные понятия в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Уменьшенный объём памяти, требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала, более развита зрительная память. Слуховая память кратковременная. Недостаточная обработка информации, полученная на слух. Внимание неустойчивое , повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания. Учебный материал лучше воспринимает посредством тактильных ощущений. В контакт с незнакомыми людьми вступает легко. Активно использует в речи «вежливые» слова. Понимает речь окружающих, но его собственная речь зачастую не всегда понятна. Если его не могут понять, будет показывать жестами или принесет необходимый предмет. Речь характеризуется большим количеством фонетических и грамматических искажений, бедностью лексического запаса. У ребенка запас сведений и представлений ограничен. Хорошо представляет себе окружающие предметы, может выделить нужный предмет среди других. Устанавливает различия только на конкретных предметах. Отвлеченными понятиями не оперирует. С помощью учителя делает попытки составить связный рассказ по сюжету элементарной картинки, расположить по порядку картинки, объединенные единым сюжетом, и понять последовательность происходящего. На уроках трудового обучения может приготовить и убрать свое рабочее место. Рабо чее место содержит в порядке. Может отказать в помощи, не приступить к работе. Рабочее место к работе готовит и содержит его в порядке. Знает ТБ при работе с иглой, ножницами, нитками, клеем, но соблюдает частично. Планировать трудовую деятельность не способен, не критичен к своим работам. Все работы выполняет медленно, но старается доводить до конечного результата , Школу Андрей посещает без желания. У Андрея низкий уровень познавательного интереса в учебной сфере. В ходе урока активность не проявляет, отвечает на вопросы односложно. Внимание неустойчивое. Учебный материал усваивает в основном удовлетворительно. Произвольное внимание неустойчивое, легко отвлекаем. Работоспособность невысокая. Темп деятельности медленный. Память носит зрительно-аудиальный характер. На уроках труда занимается в зависимости от настроения. Работу старается довести до конца. Проявляет заинтересованность к творческим заданиям.
Крылов Андрей. (5с класс)
Диагноз: глубокая умственная отсталость, нетипичный аутизм. По заключению ПМПК был определен в класс для детей с глубокой умственной отсталостью. Физическая группа специальная, имеет 5 группу здоровья. Слух в норме. Зрение: левый глаз - -0.1, колобома, правый глаз- норма. Андрей добрый, приветливый ребенок. Безынициативен, бездеятелен, беспомощен. Двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений, вялостью, неловкостью. Повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, бе спорядочно стью, некоординированностью движений.
На уроках труда ТБ не соблюдает. Работу до конечного результата не доводит, если есть результат, то может сразу ее уничтожить. Приготовить рабочее место самостоятельно не может, порядка на рабочем месте нет ,прибирает его с посторонней помощью. Помощь педагога принимает. Планировать трудовую деятельность не способен, не критичен к своим работам. Не переносит полученные навыки с одной ситуации на другую. Работает с желанием, но качество работы на низком уровне, т.к. Андрей не видит «поле» работы, оставляет мусор, мальчик может работать только в паре, или под контролем взрослого. С самостоятельной работой не справляется.
Назаров Дмитрий (5с класс
) глубокая умственная отсталость, ДЦП По заключению ПМПК был определен в класс для детей со сложным дефектом. Физическая группа специальная, имеет 5 группу здоровья. Левая рука не работает, ногу волочит, левый глаз-дальнозоркость, правый глаз - амблиопсия, сходящееся косоглазие. Слух в норме. Повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. С трудом переключается с одного вида деятельности на другой, сосредоточивается на задании, быстро становится вялым. Более развита механическая память. Понимает речь окружающих, но его собственная речь не понятна. Может выразить свое желание или просьбу, если его речь не могут понять, начинает в ответ нервничать. Составить связный рассказ по сюжету элементарной картинки не удается. С помощью учителя может расположить по порядку картинки, объединенные единым сюжетом, и понять последовательность происходящего. Пазлы и кубики собирает с трудом - нет целостного изображения предмета На уроках трудового обучения готовит и убирает свое рабочее место только после напоминания. Рабочее место содержать в порядке не может. Технику безопасности не соблюдает. Планировать трудовую деятельность не способен, не критичен к своим работам. Все работы старается доводить до конца. На переменах всегда готов помочь учителю в приготовлении к следующему уроку, дежурить в классе любит, помогает в проведении генеральной уборки. От помощи учителю и одноклассникам не отказывает. На уроках практической направленности ( уборка территории от снега, мытье стен, полив цветов и т.д.) принимает активное участие. . Используемый учебно-методический комплект: 1.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник 2.Под редакцией В.В.Воронковой, М., гуманитарный издательский центр Владос,2000г. 2.Галле А.Г.,Головинская Е.Ю. Подготовка младшего обслуживающего персонала. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсы «Технология» ,Самара, издательство Современные образовательные технологии,2013г. 3. Головинская Е.Ю. Подготовка младшего обслуживающего персонала. 5 класс. Рабочая тетрадь, Самара, издательство Современные образовательные технологии,2013г. 4. Головинская Е.Ю. Методическое пособие для учителя к учебно-методическому комплекту «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала» для 5 класса, Самара, издательство Современные образовательные технологии,2013г. 5. Маллер А.Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация. Самара, издательство Современные образовательные технологии,2013г 6. Мирский С.Л., Подготовка младшего обслуживающего персонала. – Москва «Владос» 2011. 7. Мирский С.Л. «Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении», М., Педагогика, 1990 г.


В раздел образования