Напоминание

"Народная игра в системе этнопедагогики"


Автор: Тодошева Рада Ачрамовна
Должность: учитель алтайского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ РА "Республиканская гимназия имени В.К.Плакаса"
Населённый пункт: г.Горно-Алтайск Республика Алтай
Наименование материала: статья
Тема: "Народная игра в системе этнопедагогики"
Раздел: среднее образование





Назад




Народная игра в системе этнопедагогики.

Тодошева Рада Ачрамовна,

учитель алтайского языка и литературы,

БОУ РА «Республиканская гимназия имени В.К.Плакаса»,

г.Горно-Алтайска.

Аннотоция: Алтайский народ в течение своего исторического пути

создал неповторимые черты национальной культуры, среди которых ярко

выделяются оригинальные игры, спортивные состязания и развлечения,

проводившиеся в дни праздников и часы досуга. Актуальность игры в

настоящее время повышается тем, что, современные дети значительную

часть свободного времени проводят перед монитором компьютеров. Таким

образом,

обе сценивается

живое

общение,

теряются

навыки

межличностного

общения.

Задача

школы

заключается

в

развитии

самостоятельной

оценки

и

отбора

получаемой

информации.

Одной

из

форм обучения и воспитания, развивающей подобные умения, является

игра.

Ключевые

слова: народные

игры,

традиции,

духовная

культура,

воспитание подрастающего поколения, межличностные отношения.

Annototsiya: one of the forum of training and education is a game.

Тhe keywords: folk games, tradition, spiritual culture, the education of the

younger generation, interpersonal relationships.

«Духовная жизнь ребенка полноценна

лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии,

творчества. Без этого он – засушенный цветок»

В.А.Сухомлинский.

Центральное место в этнопедагогике занимают детские игры. Велико

значение игр в воспитании детей. Мир детства невозможно представить

себе без игры, которая является ведущей формой деятельности ребенка.

Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,

обладающий

великой

воспитательной

силой.

Без

игры

немыслимо

формирование

человека,

как

полноценной

личности. Посредством

игр

ребенку

прививалось

уважение

к

существующему

порядку

вещей,

народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения.

Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду,

ко взрослой жизни.

Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера

деятельности детей. Благодаря играм ребенок узнает и познает себя шаг за

шагом. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное.

Игра связана с песней, пляской, танцем, сказкой, загадками, речитативами,

скороговорками и другими видами народного творчества как средствами

народной педагогики. Игры - уроки жизни, они учат ребенка общению с

другими людьми.

Народная игра всегда была важнейшей школой жизни, ведь нет такого

качества

человека,

которое

бы

не

развивалось

в

народной

игре:

воображение, фантазия, логика, интуиция - все это развивалось в первые

годы жизни. В более позднем возрасте, в коллективных играх, в ребенке

формировались чувства ответственности и коллективизма. Игры всегда

воспитывали мыслительную активность, ибо играя, нужно действовать

живо,

энергично,

осмысленно

и

целеустремленно.

Неукоснительное

соблюдение правил учило ребенка гражданственности, - ибо сначала чтят

законы игры, а потом - и законы государства. У каждого народа сложилась

и действует своя народная педагогика игры, объединяющая вековой опыт,

знания,

мысли

о

применении

игры

и

воспитании. В

народном

представлении игры не только развлечение, но и средства физического,

нравственного воспитания детей. Народные игры отражают культуру и

менталитет

нации.

Они

являются

неотъемлемой

частью

духовно-

нравственного

воспитания

школьников.

Особенность

алтайских

национальных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей

обретать гармонию с окружающим миром. В них формируется устойчивое,

заинтересованное,

уважительное

отношение

к

культуре

своего

народа,

создается

эмоционально

положительная

основа

для

развития

духовно-

нравственных

чувств.

Алтайские

национальные

игры

в

комплексе

с

другими

воспитательными

средствами

представляют

собой

основу

формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей

себе

духовное

богатство

и

физическое

совершенство.

На

протяжении

многих

веков

они

сопутствуют

повседневной

жизни

как

детей,

так

и

взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу,

ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

Многие из них имеют вековую историю: они сохранились до наших дней

со времени глубокой старины, передавались из поколения в поколение,

выбирая в себя лучшие национальные традиции. В процессе игры дети

очень рано включаются в самовоспитание. Игры настолько значимы в

человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере,

интересах,

склонностях,

способностях,

установках

человека. Народные

подвижные

игры

требуют

от

детей

проявления

физических

качеств:

быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости, но вместе с тем несут

в

себе

существенный

информационный

заряд,

знакомят

играющих

с

образом жизни того или иного народа, с его природным, вещественным

окружением.

В

них

отражаются

полузабытые

народные

обычаи,

заклинания,

утратившие

свое

первоначальное

значение,

ритуалы,

верования,

культурные

традиции

и

т.д.

У

детей,

благодаря

играм,

формируются устойчивый интерес к культуре родной страны и стран мира,

создается

эмоционально-положительная

основа

для

развития

патриотических качеств и уважение к людям других национальностей. В

играх

алтайские

мальчики

начинают

усваивать

богатырские,

боевые,

воинские навыки и умения.

У алтайцев игра – ойын присутствует в царстве подземного владыки –

Эрлик бия, которые называют «ойынду jер» - место для игр. Этот же мотив

«игрищ

-

препятствий»

встречается

в

героическом

эпосе

алтайского

народа. Игра здесь предстает как антитеза к труду, понятию серьезного.

Древнейшее представление вне нормативности игры во многом утратило

свой смысл, но сохранилось в поверьях, в игровом фольклоре детей. В

играх детей, в их словесном сопровождении взрослые старались угадать их

будущее. Считалось, что дети, играя, как бы пророчествуют, «строят» свою

предстоящую жизнь. Поэтому существует поверье, что нельзя нарушать

игру детей, иначе их жизнь будет складываться не в лучшую сторону.

Говорили, что до трех лет ребенок всевидящ (кöспöкчи) – он может играть

с духами, и чтобы злые духи не увели его, над колыбелью навешивали

обереги

«шалтырак»

(из

бараньих

косточек),

разноцветные

пуговицы,

ракушки каури, лапу медведя. Если ребенок при виде шалтырак смеется и

гулькает, говорят, что с ним играет Умай – Эне – покровительница детей.

Здесь игрушка ставится на уровень культовой атрибутики.

В традиционном обществе детским играм и игрушкам, их словесному

сопровождению

придавалось

магическое

значение.

Считалось,

что

посредством игр ребенок осваивает окружающий его мир без помощи

взрослого.

М.П. Чочкина пишет [9,156], что игры детей можно разделить на два

большие подразделения: «сöс - ойын» и «бир канча кижи туружар ойын» -

словесные игры и детские ролевые игры. Словесные игры в свою очередь

мы делим на «игру в скороговорки», «игру - загадку». Ролевые игры

делятся на считалки, жеребьевые сговорки, ролевые игры с поэтическим

приговором. Игры детей имеют цель позабавить, повеселить друг друга.

Словесные игры отличаются от ролевых тем, что в первых почти нет

какого – либо действия, идет лишь словесное соревнование, состязание в

поэтически

организованной

речи,

а

ролевые

игры

несут

в

себе

драматическое развитие действия, распределение по ролям, спортивные

состязания.

Детские игры тесно связаны с хозяйственной деятельностью родителей.

В процессе игры дети приобретали ценные качества для будущей жизни:

приобретали

смекалку,

ловкость,

меткость,

то

есть

игра

была

и

есть

средство физической и умственной подготовки детей.

В

алтайской

народной

педагогике

коммуникативно

речевой

деятельности придавалось большое значение. Умение говорить красиво,

правильно,

четко

произносить

звуки,

составлять

рифмованные

фразы,

украшать язык метафорами воспитывалось в человеке с раннего детства.

Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить

о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках

человека. Например, об этом очень четко сказано в алтайской пословице

«Аш кылгада, бала jашта» - «Зерно по всходу – ребенок в колыбели».

Поэтому,

игра

величайшее

чудо

из

чудес,

изобретенных

человеком

сообразно природе.

В БОУ РА «Республиканская гимназия имени В.К.Плакаса» ежегодно

стало

доброй

традицией

празднование

алтайского

национального

праздника

«Чага

Байрам».

Главная

цель

проведения

праздника

-

приобщение обучающихся к национальной культуре, традициям и обычаям

алтайского народа. Нашу школу можно назвать дружной семьей, так как у

нас обучаются дети разных национальностей (русские, алтайцы, казахи).

Каждый год все ждут с нетерпением этот праздник. Чем примечателен этот

праздник?

Тем,

что

проводятся

разные

конкурсы,

а

самое

главное

алтайские

национальные

игры.

Дети

принимают

активное

участие

в

данном

мероприятии.

Проводятся

интересные

конкурсы:

алтайское

национальное блюдо, смотр алтайских национальных костюмов, конкурс

накосных украшений и современных причёсок, театральное представление,

конкурсы национальных проектов, соревнования между родами (сеоками),

народные игры: тебек (игра в волан), алтай кӱреш, камчы согуш, шатра,

кӧк бӧрӱ, тоҥжаан јӱгӱрӱш, ок-jаа адыш (стрельба из лука).

«Кӱреш»,

борьба

«на

поясах»

- разновидность

национальной

борьбы.

Бывает различных видов: «ачый кӱреш» - перекидывание через себя при

падении с помощью ног, «колдомдош кӱреш» - борьба с помощью только

рук, «теге кӱреш» - борьба с подсечками и др. Время схватки пять минут,

победа присуждается при четком касании земли любой частью тела, или

если один из борцов поднял противника выше пояса. Допускаются все

желающие.

«Камчы согоры» («Соревнования с плеткой»). Соревнования личные.

1-

упражнение:

Сбивание

12

баклушек

на

скорость.

Расстояние

до

баклушек по длине плетки, между баклушами 10-12 см. ставятся в один

ряд

по

горизонтали.

Секундомер

включается

после

того,

участник

плеткой произвел хлопок. Сбивать только по одной баклуше (можно не

по порядку). Секундомер выключается после того как сбита последняя

баклуша и участник произвел сигнальный хлопок. Дается 3 попытки.

2-

упражнение: Баклуши расставляются по вертикали. Расстояние между

баклушами 10-12 см. сбивать баклуши можно только личной плеткой.

Победитель определяется по сумме лучших мест в двух упражнениях,

при

равенстве

сумм

среди

участников

производится

перебивка.

Допускаются все желающие. Абсолютное первенство производится по

решению судейской коллегии.

«Тоҥжаан јӱгӱрӱш» («Бег тоҥжанов»). Один человек садит другого себе

на

спину

и

образованные

таким

путем

пары

всадников

и

наездников

соревнуются с целью быстрее достичь вершины холма и горки, спускаются

вниз до места старта, меняются местами и делают второй круг. Забеги

предварительные и финальные. Состав команды 2 пары (4 человека).

У

нас

в

школе

функционируют

кружок

«Алтай

шатра»,

руководитель

Ядагаев Г.Л возрождает эту давно забытую

игру, которая развивает

у

нашего будущего поколения интеллект, усидчивость, целеустремленность,

умение правильно выйти из положения. Эти качества играют большую

роль для благополучной жизни в будущем.

«Шатра»

-

логическая

игра,

алтайские

шашки.

Требует

внимания

и

определенной

изощренности

ума.

В

героических

алтайских

сказаниях

великие

богатыри

вместо

боевых

поединков

играют

в

«шатра»

и

победивший пользуется почетом и уважением.

Игра «Кӧк бӧрӱ». Словосочетание «кӧк бӧрӱ» на русском языке означает

«синий волк». История этой своеобразной игры уходит в глубину веков.

По-видимому, она возникла в те далекие времена, когда в безлюдных горах

стада

животных

зимой

и

летом

паслись

под

открытым

небом,

без

помещений

и

подкормки,

поэтому

волки

часто

нападали

на

скот

и

приносили

людям

много

бедствий.

Из-за

отсутствия

огнестрельного

оружия животноводы не могли расправиться с волками на месте. Тогда

мужчины на резвых и выносливых конях устраивали преследование волка.

В этой игре участвуют две команды, состоящие из равного количества

всадников.

Игровая

площадка

размещается

на

ровном

ме сте.

Противоположные стороны обозначаются флажками и условно именуются

воротами. Время на одну встречу 15 минут. Вместо кӧк бӧрӱ используется

мешок с опилками. По сигналу судьи капитаны команд выезжают с места,

приветствуют друг друга, и начинают игру. Как только мешок поднят, в

борьбу вступают все остальные члены команды. Победителем становиться

та команда, которая наибольшее количество раз забросала мешок в ворота

соперника.

Игра «Тебек» («Игра в волан»). Соревнования личные. Набивание тебека

ногами, подбрасывая его вверх. Обувь произвольная.

1-упражнение:

набивание

тебека

одной

ногой

(левой

или

правой)

подбрасывая

его

вверх

внутренней

стороной

стопы,

не

давая

ему

опуститься на пол. При этом бьющей ногой обязательно ступать на пол.

2-упражнение:

набивание

тебека

одной

ногойпри

этом

бьющей

ногой

ступать на пол нельзя.

3-упражнение: набивание тебека обеими ногами попеременно.

Победитель определяется по наибольшему количеству очков, набитых в

упражнениях.

На

каждое

упражнение

дается

2

попытки.

В

зачет

принимается лучшая попытка.

Игра

«Кажык»

(кажык

название

на

алтайском

языке

специально

обработанных

костей

надкопытных

суставов

овечьих

ног)

широко

распространена

среди

алтайцев.

Она

имеет

несколько

разновидностей.

Ниже приводится одна из наиболее простых. Участвовать в ней могут

мальчики и девочки 7-15 лет, 2 человека и более.

Описание. Игроки кладут на землю или на дощечку, или на стол в общую

кучку

условленное

число

лодыжек,

например

каждый

по

5

костей.

Очередность в игре определяют по считалке или жеребьевке.

Первый игрок подбрасывает одну лодыжку. Сразу же (той же рукой) берет

лодыжки из кучи и ловит подброшенную вверх. Лодыжки, которые он

успел схватить из общей кучи, откладывает в сторону до конца игры.

Потом повторяет снова и так продолжает до тех пор, пока не уронит

подброшенную

лодыжку.

Тогда

вступает

в

игру

следующий

игрок.

Выигрывает тот, кто заберет больше лодыжек из общей кучи. Выигрыш

посчитывают, когда в куче не останется лодыжек. Потом их складывают в

общую кучу и игра повторяется.

Правила игры:

- игрок передает очередь следующему не только тогда, когда не успевает

поймать подкинутую лодыжку, но и в том случае, если не успеет взять

лодыжку из общей кучи или уронит ее, ловя подброшенную вверх.

- играть можно любой рукой, но в ходе игры запрещается менять руку или

помогать другой.

В разновидностях этой игры задании усложняются (например, подкинутые

лодыжки ловят на тыльную сторону ладони, берут лодыжки, положенные

не на землю, а себе на колени и т.д.).

После завершения праздника «Чага байрам» ребят ждет с утра сваренный

кӧчӧ (перловый суп с мясом свежей баранины).

Духовно-нравственное воспитание обучающихся так же осуществляется

через игры во время перемен. Ребята младшего и среднего возраста с

удовольствием играют в лодыжки «Кажык» («Бабки»), «Ак терек ле кӧк

терек, слерге бистен кем керек?» («Тополя, тополя, кто вам нужен?»),

«Сырга jажырыш» («Спрячь серьгу»). Некоторые виды игр эффективно

применяются на уроках алтайского языка, физической культуры, также и

во внеурочной деятельности.

Игра «Кузукты ӧрӧ кӧдӱр» («Подними шишку»).

В эту игру играют дети разного возраста. Играющие делятся на 2 команды.

У игроков обеих команд есть свои шишки. Ведущий вызывает по одному

игроку от каждой команды к линии. Игроки кладут в круги диаметром 50

см

свои

шишки.

Круги

расположены

по

обе

стороны

от

линии

на

расстоянии 1,5 – 2 м от нее. Противники становятся правым боком к друг к

другу, между кругами на своей стороне за чертой линии, и берутся правой

рукой

за

правое

предплечье

соперника.

По

сигналу

водящего

они

стараются дотянуться и поднять каждый свою шишку. Тот, кто сделает это

первым, получает шишки свои и противника. Выбивший, свою шишку за

пределы круга или коснувшийся ладонью земли, считается проигравшим.

В случае, когда соперники разорвутся, поединок начинается снова.

Игра «Бӧрӱ ле бир ӱӱр сарлык» («Волк и стадо яков»).

Эту

игру

можно

предварить

рассказом

учителя

о

среде

обитания

и

повадках названных животных. Играющие выбирают волка и вожака яков.

Сарлыктыҥ

буказы

вожак

становится

во

главе

колонны.

Каждый

играющий в колонне захватывает впереди стоящего за пояс. Задача бӧрӱ –

волка коснуться рукой за плечо самого последнего стоящего в колонне

(стаде). Вожак защищает все стадо держа руки распахнутыми в стороны.

Стадо, старается увернуться не допустив того, чтобы волк съел самого

слабого в стаде, т.е. коснулся последнего в колонне. Стадо не должно

вкручиваться спирально. Игра идет до тех пор, пока бору не коснется

последнего за плечо в табуне или пока стадо не разорвется.

Есть другой вариант данной игры. В нее играю 2 команды. Игроки команд

поочередно становятся бӧрӱ. Игра, в таком случае идет до того момента,

пока один из бӧрӱ не съест последнего в стаде соперников или когда

колонна

(стадо)

разорвется.

Бӧрӱ

меняется.

А

команда

получает

очко.

Выигрывает та команда, которая наберет большое количество очков.

Игра «Келескен» («Ящерица»).

Играющие делятся на 2 команды. Одна образует круг диаметром 10-12 м,

вторая команда становятся в круг в колонну по одному, обхватив впереди

стоящего за пояс – это келескен (ящерица). Задача игроков стоящих кругом

(охотников)

попасть

волейбольным

мячом

в

хвост

ящерицы,

т.е.

в

последнего игрока колонны. Игрок, стоящий во главе колонны, защищает

руками

от

попадания

мячом

в

хвост

келескена.

Келескен

всячески

увертывается

от

мяча,

приседает,

перемещается

по

кругу,

но

не

скручивается

спирально.

Игра

прекращается,

и

игроки

меняются,

как

только охотники отрубят хвост келескена или когда колонна разорвется.

Мячом можно осадить последнего игрока в том случае, если охотник

получил его из рук игрока, а не поднял с земли.

При

использовании

народных

игр

в

школе

у

детей

возрастает

сплоченность

в

классном

коллективе,

улучшаются

взаимопонимания,

укрепляются дружеские связи.

Этнопедагогический подход в воспитании заключается не только в

использовании преподавателем средств и подходов народной педагогики,

но в осмыслении им главных целей и ценностей этнического воспитания.

Народная педагогика - это педагогика, создающая личность патриота, сына

народа

с

высокоразвитым

чувством

национальной

гордости

и

человеческого достоинства. Воспитание и образование в демократическом

обществе

не

могут

эффективно

функционировать

без

этнопедагогики.

Народная

культура

воспитания

представляет

собой

основу

всякой

культуры.

Никакое

национальное

возрождение,

никакое

воссоздание

прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие

исконных

традиций

воспитания,

народной

педагогики.

Народные

игры

п омо га ют

д е тя м

п о зн а ват ь

о к руж а ющ и й

ми р ,

зн а комя т

с

действительностью

и

жизнью

взрослых

через

активную

деятельность

самих детей и через предметный мир. Они предоставляют возможность

самопознания, выявления своей роли среди других людей и сверстников. В

народных

играх

происходит

первый

опыт

общения

в

коллективе,

взаимодействия,

усвоение

нравственных,

социальных

норм

и

правил.

Через

народные

игры

ребёнок

приобщается

к

культуре

своей

страны,

усваивает народные традиции, обычаи, тем самым воспитывается любовь к

Родине, к окружающей природе

.

Всё это играет очень важную роль для

социализации ребёнка.

Литература:

1.

Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных

заведений. М. Издательский центр Академия, 1999.-165 с.

2.

Енчинов В.А. Чага Байрам. Горно-Алтайск, 2003.

3.

Комарова Т.С, Зацепина М.Б. Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей.

М.: Альфа, 2002.-171 с.

4.

Мундукина Ю.А. Озогы алтай балдардын ойыны//Алтай калыктыҥ оос чӱмделгезин ле чӱм-

jаҥдарын школдо ӱредери. – Горно-Алтайск, 2001.- с.149-151.

5.

Огнева Г.Н. Воспитание детей в игре//Детям о культуре и искусстве алтайского народа. Горно-

Алтайское республиканское книжное издательство Ӱч–Сӱмер,– Горно-Алтайск, 1992. – с.48-49.

6.

Ойношев В.П. Алтай ойындар (Алтайские народные игры), Г-А, 2006.

7.

Суразаков С.С. Алтай фольклор. Алтайское книжное издательство, Горно – Алтайск. 1975. –

с.232.

8.

Укачина К.Е. Чага байрамнын чӱм-jаҥдары // Алтай калыгыстыҥ айлаткыш jаҥдары. – Горно-

Алтайск, 2004. с.160-194.

9.

Чочкина, М.П. Алтайский детский фольклор: Научное издание. – Горно- Алтайск, 2003.- 156 с.



В раздел образования