Напоминание

"Коррекционная работа при нарушениях чтения"


Автор: Дербенёва Наталия Владимировна
Должность: учитель начальных классов, учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 112"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Коррекционная работа при нарушениях чтения"
Раздел: начальное образование





Назад




Коррекционная работа при нарушениях чтения

Коррекционная

работа

по

исправлению

нарушений

чтения

проводится

на

логопедических занятиях в нескольких направлениях:

1.

Развитие фонематической стороны речи.

2.

Формирование навыков звуко – слогового анализа и синтеза слов.

3.

Автоматизация навыков слогослияния.

4.

Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

5.

Формирование понимания прочитанного.

Коррекционная работа направлена на устранение технических ошибок чтения,

автоматизацию навыков слогослияния, формирования навыка чтения слов различной

слоговой структуры, развитие зрительного внимания.

Разделы коррекционной работы:

I.

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв.

II.

Работа со слоговыми таблицами.

III.

Чтение слов.

IV.

Работа с текстом.

Содержание коррекционной работы по разделам:

I.

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв.

Образование слога: закрепление понятия «гласные и согласные звуки и буквы»,

их дифференциация (уточнение представлений обучающихся о звуках, их связи

с буквами. Формирование понятия о слиянии согласной и гласной букв, то есть

образование

слога).

Проводится

работа

по

анализу

разных

типов

слогов

(прямой, обратный, закрытый, со стечением согласных слог).

II.

Работа со слоговыми таблицами.

Работа данного раздела проводится одновременно с работой предыдущего.

Задания для детей:

- прочитать слоги, которые начинаются с гласной буквы, с согласной буквы;

- найти и прочитать слоги, в которых есть мягкий согласный;

- прочитать слог, в котором есть заданная буква;

- прочитать определённые строчки или столбики слоговой таблицы;

- найти, прочитать заданный слог и придумать с ним слово.

Чтение слоговых таблиц осуществляется по-разному:

- в горизонтальном направлении

- в вертикальном направлении

- по спирали

Слоговые таблицы используются и по-другому: детям предлагаются слоговые

таблицы и слова, состоящие из слогов, входящих в таблицу. В процессе работы дети

отыскивают в таблице слоги, из которых состоит слово, названное логопедом. Позднее

одни дети читают по таблице слова, а другие – их находят в таблице.

III.

Чтение слов.

1.Списки слов разной слоговой структуры:

- слова из 4-х букв, соответствующие структуре СГСГ;

- слова смешанного слогового состава СГСГ – ГССГ, СГСГ-СГГС-ГССГ и т.д.;

- слова из 4-х букв, соответствующие структуре ССГС – СГСС (работа над этим

материалом начинается по мере усвоения чтения слогов со стечением согласных;

- слова из 5-ти букв, соответствующие структуре СГСГС, СГССГ, ССГСГ, ГССГС

и др. С помощью этих слов проводится работа по обучению детей правильно делить

слова на слоги;

- слова из 6-ти букв, соответствующие структуре слов СГСГСГ, включаются в

задания параллельно с работой над прямым слогом и словами типа СГСГ, т.к. эти слова

тоже состоят из прямых слогов и особой трудности при чтении не вызывают. Слова с

более сложной структурой используются позднее, в зависимости от того, как ребёнок

овладеет техникой слогослияния.;

- слова сложной слоговой структуры, на этом материале закрепляется умение

детей читать сложные слова, вначале деля их на слоги, а в дальнейшем отделяя только

один слог от слова.

При чтении слов дети выполняют следующие задания:

- прочитать слова по горизонтали (по вертикали);

- прочитать слова, соответствующие определённой структуре (например, ГССГ);

- прочитать слова с ударением на первом (втором, третьем) слоге;

- найти в списке слово, произнесённое взрослы;

- найти в списке слово, изображённое на картинке.

2. Подбери к слову схему. Графическое изображение слов используются и в тех

заданиях,

в

которых

дети

должны

определить,

какой

схеме

соответствуют

слова

и

соединить их линиями (развитие звуко – слогового анализа слов, внимания) Речевой

материал

постепенно

усложняется,

по

мере

автоматизации

чтения

слогов

разной

структуры.

3.

Чтение

лесенок

слов,

в

которых

количество

букв

с

каждым

словом

увеличивается на одну и соответственно слоговая структура слов усложняется:

боб

аист

канат

рябина

подошва

грузовик

каравелла

Задания для детей:

- прочитать слова;

- разделить слова на слоги, прочитать;

- обозначить трудные для чтения слова специальными символами.

4.

Чтение

однокоренных

слов

даёт

возможность

детям

не

только

совершенствовать навык чтения, но и восполнять пробелы в развитии лексического

запаса слов. Можно предложить задание, слова, написанные на карточках, разложить в

два столбика по смыслу (гора и горе).

IV.

Работа с текстом.

Интересным для детей является приём чтения второй половины слова. Им сначала

предлагается

прочитать

вторую

половину

слова,

а

затем

всё

слово

полностью.

Это

позволяет направить внимание детей на конец слова как на существенную его часть,

нуждающуюся

в

таком

же

точно

восприятии,

как

и

начало.

Упражнение

«Дочитай

словечко» так же предполагает чтение второй половины слова. Эти виду заданий сложнее

предыдущих. Здесь необходимо не просто прочитать окончание, но и догадаться, каким

оно

должно

быть.

Вставленное

окончание

(ребёнок

его

дописывает)

должно

согласовываться с другими словами. Подобные упражнения приводят к сокращению

ошибок,

связанных

с

угадыванием

или

домысливанием,

а

также

дают

возможность

школьникам

анализировать

и

правильно

употреблять

различные

грамматические

конструкции.

Упражнение «Горки» - чтение словосочетаний и предложений, составленных из

букв разной высоты.

V.

Игровые задания и упражнения.

Для закрепления умений различать слоги по составу используются такие игры:

- «Помоги белочке и ёжику собрать грибы и ягоды». Обведи предметы, на

которых написаны слоги типа ССГ синим цветом, а слоги типа ГСС – красным.

-«Укажи парусникам путь к островам»;

- «Соедини шарики с облаками»;

- Разложи письма по почтовым ящикам».

Для закрепления слогового синтеза и анализа слов можно использовать такие

игры:

- «Собери морские звёзды» Составь слова из слогов и обведи их разными

цветами.

- «Доберись до острова сокровищ»;

- «Собери букет полевых цветов»;

- «Составь слова из слогов»;

- «Волшебные линии»;

- «Морской бой» учит детей ориентироваться на плоскости, совершенствовать

умение

воспроизводить

слог

как

целостную

единицу

чтения,

развивать

слоговой анализ и синтез слов, формировать активный и пассивный словарь

учащихся;

- «Корень слова» - обучение детей читать слова, выделять корень, находить

однокоренные

слова.

Развивать

орфографическую

зоркость.

Обогащать

активный и пассивный словарь школьников.

Подобные

задания

способствуют

развитию

понимания

читаемого

текста,

внимания

к

его

содержанию,

позволяют

проводить

занятия

в

интересной

форме, используя соревновательные элементы.



В раздел образования