Автор: Мальцева Мария Владиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 94
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Конспек занятия
Тема: "День воды на земле".
Раздел: дошкольное образование
Тема занятия в старшей группе: «День воды на земле».
Программное содержание: дать детям представление о воде и её значении, о
ее свойствах, о том какую пользу может приносить вода людям, растениям и
животным. Показать, где и как может существовать вода, какие формы она
принимает.
Расширять
и
уточнять
словарь
по
теме.
Совершенствовать
грамматический строй речи. Активизировать речевую деятельность детей.
Развивать зрительное внимание, память. Воспитывать любовь и бережное
отношение к природе.
Словарная работа: вода, планета, капля, море, океан, река, ручей, туман,
роса, волны, озеро, гейзер и т. д..
Материал (оборудование):
презентация,
эмблемы
для
команд,
ёмкости
с
холодной, тёплой водой, лёд, снег, сосулька, волшебная палочка.
Ход занятия.
1. Орг. Момент (Дети заходят в зал, здороваются. Педагог обращает их
внимание на экран.)
2. На экране появляются слайды с изображением моря, реки, озера и ручья.
(слайд 1).
- Что вы видите на экране? (ответы).
- Как всё это можно назвать одним словом? (Вода)
- Правильно, вода. Все реки, моря, озёра состоят из воды.
- А вот и наша планета. Этот снимок сделан из космоса. Земля – голубая
планета.(слайд 2)
- Почему её так называют? ( Потому что на ней много воды).
- Недавно 21 марта отмечали Всемирный день воды на земле. О ней-то мы и
поговорим.
3. Художественное слово.
Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
1
-Вода состоит из множества маленьких капель. Посмотрите на экран, это
капля воды. (Слайд 3 с изображением капли воды).
4. Загадки. (Дети делятся на две команды – «Капелька» и «Волна»)
- А теперь мои ребятки
Отгадайте-ка загадки.
1.
Я и туча, и туман, и ручей, и океан.
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
2.
Рассыпался горох на семьдесят дорог.
Никто его не подберет: ни царь, ни царица
Ни красная девица. (Град)
3.
С небесного порожка
Спрыгнул к нам Антошка
И по грядкам нашим
Вовсю топочет, пляшет.
А мы Антошку хвалим:
Давай, давай, пляши!
Твои босые ножки
И мокрые ладошки
Для луга, для картошки
Очень хороши! (Дождь)
4.
Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой,
А весной на весу
Превращается в росу. (Иней)
5.
Туча шла – прошла,
На асфальте – зеркала.
Солнце в них заглянет –
И зеркала не станет. (Лужи)
6.
И в него льется,
И из него льется.
Сам по земле плетется. (Ручей).
- Итак, мы узнали, что вода может быть разной: морем, рекой, льдом, снегом,
туманом,
инеем,
волной.
И
некоторые
её
свойства
мы
сейчас
с
вами
проверим. (Педагог приглашает детей пройти к столикам для эксперимента).
2
5. Экспериментирование.
Опыт 1: «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Воспитатель
говорит,
что
вода
может
быть
теплой,
холодной,
горячей.
Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках, озерах и
морях тоже бывает вода и теплая, и холодная. А горячая вода на земле
встречается в гейзерах (слайд 4 с видео о гейзере)
Вывод: вода бывает холодная, тёплая, горячая.
Опыт 2: «Вода прозрачная»
Перед детьми ставят два стаканчика: один с водой, другой с молоком.
В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков
они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике
с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт 3: «У воды нет вкуса»
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус?
Затем в стакан с водой добавить сахар, в другой стакан добавить соль.
Вывод: вода может быть безвкусной, сладкой, солёной.
Опыт 3: «У воды нет запаха»
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не
пахнет).
Опыт 4: «Лед и снег – твердая вода»
Дети подходят к следующему столику. В одном тазу лежит снег, а в другом
лёд. Предложить в руку взять снег. Какой он . Твердый, холодный. Тает в
руке. В другую руку взять лёд. Какой он? Твёрдый, холодный, тает в руке.
Вывод: Лёд и снег твёрдые и холодные. От прикосновения тёплой руки тают.
Опыт 5: «Пар – это тоже вода».
Возьмём термос с кипятком. Откроем его, чтобы дети увидели пар. Но нужно
доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместим над паром стекло или
зеркальце. На нем выступают капельки воды.
Вывод: пар – это тоже вода.
Итак: мы можем сказать о воде, вода какая?
(Дети встают в круг, поочереди передают волшебную палочку и называют по
одному свойству воды - прозрачная, жидкая и твердая, холодная, тёплая,
горячая, безвкусная, сладкая, солёная, она может быть снегом, льдом и паром.
- Давайте узнаем, кому на земле нужна вода. Для кого вода является домом?
- Ответы детей, а затем показ слайдов.
3
- Для чего нужна вода человеку?
Обратите внимание на картинки. Здесь изображены люди разных профессий.
Посмотрите внимательно и выберите те картинки, на которых изображены
люди, работа которых связана с водой. Выбирайте по одной картинке и
называйте выбранную профессию и объясните, нужна ему вода в своей
работе или нет.
Сюрпризный момент: чаепитие. (Воспитатель приглашает детей к столу, на
котором стоит самовар, чайные принадлежности, сладости):
Чай горячий, ароматный
И на вкус всегда приятный.
От недуга исцеляет,
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-элексир!
4
Список литературы.
1.
От
рождения
до
школы.
Примерная
основная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования
/
Под
ред.
Н.Е.
Вераксы,
Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
2.
Дик Н.Ф. Развивающие занятие по экологии для дошкольников. – М.:
ООО» « ТИД «Русское слово» - РС», 2006.
3.
Коллекция
увлечений:
пособие
для
работников
дошкольных
образовательный увлечений / автор-сост. Н. А. Рыжова. – М.:Линка-Пресс,
2005.
5