Напоминание

"Адаптированная рабочая программа по профильному труду (столярное дело) в 8 классе"


Автор: Матвеев Владимир Николаевич
Должность: учитель столярного дела
Учебное заведение: МКОУ Ярская школа - интернат
Населённый пункт: Удмуртия, пос.Яр
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Адаптированная рабочая программа по профильному труду (столярное дело) в 8 классе"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Рассмотрена на заседании ШМО учителей - предметников МКСКОУ «Ярская школа-интернат» №_________ от_______________ Составлена на основе государственных требований к содержанию курса столярного дела в 8 классе СКОУ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой Принята на педагогическом совете МКСКОУ «Ярская школа-интернат» №_________ от______________ Утверждена приказом №_________ от______________ Директор школы-интерната / Ившин Р.И./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по профессионально – трудовому обучению

(столярное дело) для учащихся 8 класса

МКСКОУ «Ярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» 8 вида.
Составил: учитель столярного дела Матвеев В.Н. СЗД, стаж 32 года. Рецензент: учитель I категории Поздеева Т.М. 2015-2016 уч. г.
Пояснительная записка Рабочая программа по профильному труду «Столярное дело» для учащихся 8 класса разработана на основе: - Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специ - альных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; - Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник 2, под редакцией В.В.Ворон- ковой (Москва, гуманитарный издательский центр Владос, 2000 г.) авторы программы: Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С.,Кова- лева С.А., Васенков Г.В. Годового календарного учебного графика на 2015-2016 учебный год. - Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе в МКСКОУ «Ярская школа – интернат» на 2015 -2016 учебный год. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образователь- ной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по столярному делу. Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и других предметов. Место предмета в учебном плане: В соответствии с учебным планом количество часов рабочей программы составляет 340 часов при недельной нагрузке 10 часов, при про - ведении 45 минутного урока (часы по данной дисциплине входят в федеральный компонент учебного плана, образовательная область – техно - логия).
Цель
: Подготовка учащихся к освоению профессий столяра и выполнению элементарных видов работ.
Задачи:
 обучение общетрудовым политехническим знаниям, умениям и навыкам, необходимым в дальнейшем для освоения выбранной про - фессии;  развитие познавательных способностей в процессе мыслительной и трудовой деятельности;  овладение доступным школьникам техническими и технологическими знаниями, специальными словами и терминами;  формирование умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;  коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;  воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда. Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются упражнения, экскурсии на профильные производства. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового. 2
Перечень тем программы не является строго обязательным. Учитель, исходя из материально- технической базы школы и уровня подготов - ленности учащихся вправе заменить темы. Время на изучения тем не регламентируется по аналогичным причинам. Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретическо - го материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительно), направленных на правильное и безопас - ное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий. Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и спе - циальные трудовые умения и навыки. Преподавание базируется на знаниях, получаемым учащимся на уроках математики, естествознания, истории и др. предметах. В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготовляют сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, красители. Составлять и читать чертежи, планировать последовательности выполнения трудовых операций, оценива - ние результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения. Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (художественная отделка столярного изделия). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков. Коррекционная работа выражается в формировании и умении ориентироваться в здании, планировать и контролировать свою работу. В процессе обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: воображения, наблюдательности, речи, пространственной ориентировки, недостатков физического развития – мелкой моторики рук. Занятие по программе выявляют актуальные и потенциальные способности учащихся в трудовом обучении, воспитывают умения и привычки, необходимые для продуктивной безопасной работы в учебных мастерских. обучают знаниям и умениям, которые послужат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей тру - довой подготовке. Учебный материал составлен с учетом возрастных и психофизических возможностей. При оценивании знаний и умений учащихся следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности при выполне - нии задания, качество готового изделия, организацию рабочего места, соблюдения правил техники безопасности. Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планирова - нии работы. Для формирования образа объекта труда используются натуральные образцы. Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных технологических карт.
Основной формой
организации учебного процесса по предмету «Столярное дело» является – урок, практическая работа, самостоятель- ная работа, фронтальная работа.
Основные

технологии:
 личностно-ориентированное,  деятельностный подход,  уровневая дифференциация,  информационно-коммуникативные, 3
 здоровьесберегающие,  игровые.
Основными видами деятельности

учащихся
по предмету являются:  Беседа (диалог).  Работа с книгой.  Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.  Самостоятельная работа.  Работа по карточкам.  Работа по плакатам.  Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения
: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции
:  Демонстрация натуральных объектов;  ИТК  Дифференцирование, разноуровневое обучение;  Наглядные пособия, раздаточный материал;  Создание увлекательных ситуаций;  Занимательные упражнения;  Экскурсии;  Декады трудового обучения;  Участие в конкурсах;  Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Коррекционная направленность
обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:  планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;  обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;  постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;  систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;  связь теоретических знаний с практической работой;  совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;  повышение работоспособности и выносливости учеников;  раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.

На занятиях учащиеся овладевают трудовыми умениями, которые подразделяются на несколько групп. 4
I группа – умение планирования, определение цели и задач своего и коллективного труда; материалов, приспособлений, инструментов, инвентаря, необходимых для работы; видов соединения и способы скрепления деталей; последовательности обработки и порядка трудовых действий; определение размеров и форм изделия. II группа – умения обработки: приемы и способы ручной обработки материалов, их отделки; хватка инструмента и рабочая поза при работе; овладение приемами работы инструментами в приспособлениях, на станках и машинах; сборка, подгонка и монтаж изделия. III группа – умения контроля и самоконтроля: определение годности изделия (размеры, формы, точность, качество); проверка точности выполнения своих трудовых действий и приемов обработки; определение соответствия образцу. IV группа – организационные умения: подготовка и содержание в порядке своего рабочего места; экономное расходование материалов; уход за инструментами и инвентарем; умение работать индивидуально и коллективно с разделением труда в паре, в звене, в бригаде, в классе; умение работать безопасно, без нарушений правил; умение выполнять работу в срок и качественно. На каждом занятии необходимо работать над трудовыми умениями и навыками, входящими во все группы или хотя бы в одну из них. Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию сово - купностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллек - тивизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников ор - ганизуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений. Предметом осуждения является брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случай нарушения правил безопасности труда, дисциплины и др. В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы. 5

I четверть

Вводное занятие
Повторение пройденного материала за 7 класс. План работы на четверть. Правила безопасности.
Заделка пороков и дефектов древесины

Объекты работы.
Заготовки для предстоящих работ и материалоотходы.
Теоретические сведения.
Дефекты и пороки древесины. Группы пороков древесины. Дефекты обработки и хранения. Шпатлевка, назначение, виды (сухая, жидкая), характеристика по основному составу пленкообразующего вещества (масляная, кле евая, лаковая и др.). Станок одношпиндельный сверлильный: назначение, конструкция, устройство механизмов. Ознакомление с мно- гошпиндельным сверлильным и сверлильно-пазовальным станками. Устройство для крепления сверла. Правила безопасной работы при свер - лении. Уборка и смазка сверлильного станка. Организация рабочего места для сверления. Подготовка сверлильного станка к работе. Сверле - ние сквозных и глухих отверстий. Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением.
Умение.
Заделка пороков и дефектов на древесине.
Упражнения.
Определение пороков и дефектов древесины. Усвоение приемов заделки на материалоотходах.
Практические работы.
Выявление на древесине дефектов, требующих заделки. Определение формы дефекта. Выполнение разметки под заделку. Высверливание, долбление отверстия. Изготовление заделки. Вставка заделки на клею. Застрагивание заделки.
Пиломатериалы

Теоретические сведения.
Пиломатериалы: виды (брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки), назначение и харак - теристика основных видов, получение, хранение и обмер, стоимость.
Умение.
Распознавание видов пиломатериалов.
Упражнение.
Определение вида пиломатериала на рисунке и по образцу.
Изготовление столярно-мебельного изделия

Изделия.
Скамейка. Табурет. Выставочная витрина.
Теоретические сведения.
Мебель: виды (стул, кресло, стол, шкаф, тумба, комод, сервант, диван, диван-кровать, кушетка, тахта), назначе - ние и комплектование для разных помещений. Ознакомление с производственным изготовлением мебели. Содержание сборочного чертежа: спецификация и обозначение составных частей изделия (сборочных единиц).
Умение.
Распознавание вида работ.
Упражнения.
Определение вида мебели на рисунке и по натуральному образцу.
Практические работы.
Чтение технической документации. Изготовление рамок, коробок, подвижных и неподвижных элементов мебели. Подготовка изделия к отделке, отделка изделия.
Практическое повторение

Виды работы.
Изготовление табурета, аптечки. 6

Самостоятельная работа
По выбору учителя.
II четверть

Вводное занятие
План работы на четверть. Правила поведения в мастерской, повторение правил безопасности.
Изготовление разметочного инструмента

Изделия.
Угольник столярный. Ярунок. Рейсмус.
Теоретические сведения.
Разметочный инструмент: материал, качество изготовления, точность. Ярунок: назначение, применение.
Умение.
Приготовление разметочного инструмента.
Упражнения.
Проверка состояния и пригодности к работе имеющихся в мастерской линеек и угольников.
Практические работы.
Подбор материала для изделия. Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы. Изготовление инструмента. Проверка изготовленного угольника контрольным угольником и на доске с отфугованной кромкой. Установка малки по транс- портиру. Проверка ярунка.
Токарные работы

Изделия.
Ручки для напильников, стамесок, долот. Ножки для табурета, журнального столика. Солонка. Коробочка для мелочи.
Теоретические сведения.
Токарный станок: управление, уход, неисправности, виды и меры по предупреждению. Правила безопасной ра- боты.Скоба и штангенциркуль. Устройство штангенциркуля. Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров).
Практические работы.
Разметка скобой. Снятие конуса резцом. Выполнение шипов у ножек. Сверление с использованием задней бабки. Проверка размеров изделия кронциркулем и штангенциркулем.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление скамейки, ярунка, солонки.


Самостоятельная работа
По выбору учителя.
III четверть

Вводное занятие
План работы на четверть. Правила безопасности при изготовлении строгального инструмента.
Изготовление строгального инструмента
7

Изделие.
Шерхебель.
Теоретические сведения.
Инструмент для ручного строгания плоскости: технические требования. Материал для изготовления. Расположение годичных колец на торцах колодки. Экономические и эстетичесие требования к инструментам.
Умение.
Изготовление строгального инструмента.
Практические работы.
Подбор заготовки для колодки строгального инструмента. Фугование заготовки для колодки. Разметка и обра- ботка колодки. Подгонка «постели» по ножу. Обработка и подгонка клина. Проверка выполненного изделия.
Представление о процессе резания древесины

Объект работы.
Дереворежущий инструмент.
Теоретические сведения.
Резец: элементы, основные грани и углы при прямолинейном движении. Виды резания в зависи мости от направления движения резца относительно волокон древесины (продольное, поперечное, торцевое). Движения резания и подачи. Влияние на процесс резания изменения основных углов резца.
Лабораторная работа.
Определение формы (элементов геометрии) резцов разных дереворежущих инструментов.
Изготовление столярно-мебельного изделия

Изделия.
Несложная мебель в масштабе 1:5.
Теоретические сведения.
Технология изготовления сборочных единиц (рамки, коробки, щиты, опоры). Способы соединения в сбо рочных зажимах и приспособлениях. Зависимость времени выдержки собранного узла от вида клея, температурных условий, конструкции узла и условий последующей обработки. Брак при сборке изделия: предупреждение, исправление. Металлическая фурниту ра для соединения сбо- рочных единиц. Учет производительности труда. Бригадный метод работы.
Умение.
Изготовление простейшей мебели.
Практические работы.
Подбор материала для изделия. Организация рабочего места. Изготовление деталей и сборочных единиц. Сборка и отделка изделия. Организация пооперационной работы. Проверка изделий. Учет и коллективное обсуждение производитель ности труда.
Практическое повторение

Виды работы.
Изготовление столярного угольника, выставочной витрины.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
IV четверть

Вводное занятие
План работы на четверть. Подготовка рабочего места.
Ремонт столярного изделия

Объекты работы.
Стул. Стол. Шкаф. 8

Теоретические сведения.
Износ мебели: причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды (восстановление шиповых соединений, покрытий лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей), правила безопасности при выполнении.
Умение.
Ремонт простейшей мебели.
Практические работы.
Выявление повреждений на мебели. Подготовка к переклейке соединения. Переклейка соединения. Усиле ние узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей.
Безопасность труда во время столярных работ

Теоретические сведения.
Значение техники безопасности (гарантия от несчастных случаев и травм). Причины травмы: неисправность инструмента или станка, неправильное складирование или переноска рабочего материала, ошибки при заточке или наладке ин струмента, не- осторожное обращение с электричеством. Меры предохранения от травм. Возможность быстрого возгорания древесных материалов, материалоотходов, красок, лаков и других легковоспламеняющихся жидкостей. Предупреждение пожара. Действия при пожаре.
Крепежные изделия и мебельная фурнитура

Теоретические сведения.
Гвоздь: виды (строительный, тарный, обойный, штукатурный, толевый, отделочный), использование. Шуруп: виды, назначение. Стандартная длина гвоздя и шурупа. Болт, винт, стяжка, задвижка, защелка, магнитный держатель, полкодержатель, петля: виды, назначение.
Умение.
Распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры.
Упражнения.
Определение названий крепежных изделий и мебельной фурнитуры по образцам. Определение длины гвоздя на глаз.
Практическое повторение

Виды работы.
Изготовление крепежных изделий.
Контрольная работа
По выбору учителя изготовление 3 или 4 изделий.
Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой чет - верти после проведения практического повторения.
Критерии оценки знаний и умений учащихся на уроках трудового обучения:
Прямые:  теоретический уровень знаний;  степень овладения рабочими приемами при работе с инструментами и приспособлениями; применение полученных знаний на практике;  соблюдение технических и технологических требований; 9
 качество изготовления изделия – по внешнему виду готового изделия;  изготовление изделия в установленные нормы времени;  соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды. Косвенные:  экономия материалов;  желание трудиться;  познавательная активность и творческий подход;  самостоятельность;  партнерские отношения при совместной работе.


Формы оценивания:
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:  Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ рабо - ты).  Прилежание ученика во время работы.  Степень умственной отсталости.  Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.  Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:

Оценка «5»
ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с примене - нием профессиональной терминологии.
Оценка «4»
ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал из - ложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3»
ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2»
ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического мате - риала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:

Оценка «5»
ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4»
ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует техно - логическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3»
ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2»
ставится ученику, если работа не выполнена. 10

Литература:
1. Программы специальных общеобразовательных школ для УО детей. Сборник 2. М.Просвещение. 1986 г. 2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М. ГИЦ Владос. 2000 г. 3. «Столярное дело. 4 класс». Б.А.Журавлев. М.Просвещение. 1997 г 4. «Столярное дело. 5-6 классы». Б.А.Журавлев. М.Просвещение, 1992 г. 5. «Столярное дело. 7-8 классы». Б.А. Журавлев. М.Просвещение. 1993 г. 6. Объекты труда. 5 класс. В.И. Коваленко. М.Просвещение. 1990 г 7. Объекты труда. 6 класс. В.И. Коваленко. М.Просвещение. 1991 г. 8. Объекты труда. 7 класс. В.И. Коваленко. М.Просвещение.1992 г. 9.Методика профессионально-трудового обучения. С.И.Мирский.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
11

8 класс. 2015-2016 уч.г.
Распределение учебного времени рабочей программы по четвертям на 2015-2016 учебный год Количество учебных часов в неде- лю I четверть II четверть III четверть IV четверть Год Выполнено
10

90

70

100

80

340
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Контрольно- измерительный материал (коли- чество на раз- дел) Количество уро- ков Экскурсии Теоретические Практические Комбинированные Лабораторные
I четверть
1. Вводное занятие 2 2 2. Заделка пороков и дефектов древесины 16 1 8 8 3. Пиломатериалы 4 1 2 2 4. Изготовление столярно-мебельного изделия 30 2 15 15 5. Практическое повторение 30 30 6. Самостоятельная работа 8 2 6
Итого за I четверть
90
II четверть
12
7. Вводное занятие 2 2 8. Изготовление разметочного инструмента 22 2 10 12 9. Токарные работы 16 2 8 8 10. Практическое повторение 24 24 11. Самостоятельная работа 6 2 4
Итого за II четверть
70
III

че

т-

ве

рт

ь
12. Вводное занятие 2 2 13. Изготовление строгального инструмента 24 1 12 12 14. Представление о процессе резания древесины 4 2 2 2 15. Изготовление столярно-мебельного изделия 34 1 17 17 16. Практическое повторение 28 28 17. Самостоятельная работа 8 2 6
Итого за III четверть
100
IV четверть
18. Вводное занятие. 2 2 19. Ремонт столярного изделия 20 10 10 20. Безопасность труда во время столярных работ 8 2 4 4 21. Крепежные изделия и мебельная фурнитура 10 3 5 5 22. Практическое повторение 32 32 23. Контрольная работа 8 2 6
Итого за IV четверть
80 13

Итого за год
340 109 231
Календарно-тематический план

8 класс. 2015-2016 учебный год

I четверть – 90 часов

№ п/п

Тема урока

Дата

Основные

предметные

знания.

Деятельность уча-

щихся на уроке

Коррекционная

работа

Оборудова-

ние

I четверть 90 часов

Вводное занятие 2

часа
1-2 Повторение прой- денного материала за 7 класс. Первич- ный инструктаж по ОТ. План работы на четверть. Распределение обязанно- стей. Первичный инструк- таж по ОТ. Основные мате- риалы и инструменты, ис- пользуемые в столярной ма- стерской. Повторение пройден- ного материала за 7 класс. Изучение пра- вил безопасной рабо- ты в столярной ма- стерской. Развитие интере- са к изучению предмета. Инструкции п о т е х н и к е безопасности. Электронная презентация темы урока. Рабочие тетра- ди. Тест.
Заделка пороков и

дефектов

древеси-

ны 16 часов
3-4 Дефекты и пороки древесины. Дефекты обработки и хране- Дефекты и пороки древеси- ны. Группы пороков древе- сины. Дефекты обработки и Изучение пороков и дефектов древесины. Определение пороков Коррекция и раз- витие памяти в процессе изуче- Технологиче- с к а я к а р т а . Электронная 14
ния. хранения. Определение по- роков и дефектов древеси- ны. и дефектов древеси- ны. ния терминов. презентация темы урока. Тест № 1-8. 5-6 Шпатлевка: характе- ристика разных ви- дов. Приемы задел- ки пороков древе- сины. Назначение и виды шпат- левки. Характеристика по основному составу плен- кообразующего вещества (масляная, клеевая, лаковая и др.). Выявление пороков и дефектов древесины, заде- лываемых ш п атл е в ко й . Приемы заделки пороков древесины шпатлевкой Определение пороков и дефектов древеси- ны под заделку шпат- левкой. Подготовка шпатлевки к работе. Коррекция и раз- витие с вя з н о й устной речи че- рез ответы на во- просы теста. Технологиче- с к а я к а р т а . Образец изде- лия. Рабочие тетради. Тест № 2-8. 7-8 Устройство и назна- чение сверлильного станка. Правила без- опасной работы при сверлении станка. Одношпиндельный свер- лильный станок: назначе- ние, конструкция, устрой- ство механизмов. Организа- ция рабочего места для сверления. Устройство для крепления сверла. Уборка и с м а з к а с в е р л и л ь н о г о станка. Правила безопасной работы при сверлении Изучение устройства и назначения одно- шпиндельного свер- лильного станка. Изу- чение патрона сверле- лиьного станка. Орга- низация рабочего ме- ста при сверлении. Уборка и смазка свер- лильный станка. Корригировать произвольное внимание, в про- цессе изучения устройства станка. Коррекция и раз- в и т и е м ы с л и- тельной деятель- ности в процессе изучения устрой- ства станка. Технологиче- с к а я к а р т а . Электронная презентация темы урока. Инструкция по ОТ. Свер- лильный ста- нок. Тест № 3- 8. 9-10 О з н а ком л е н и е с многошпиндельным сверлильным станком. Сверление Ознакомление с много- шпиндельным сверлильным и сверлильно-пазовальным станками Изучение конструк- ции и назначения многошпиндельного сверлильного станка. Коррекция и раз- в и т и е м ы с л и- тельной деятель- ности в процессе Рабочие тетра- ди. Электрон- ная презента- ция темы 15
сквозных отверстий Сверление отверстий на материалоотходах. изучения устрой- ства станка. урока. 11-12 О з н а ком л е н и е с многошпиндельным сверлильным станком. Сверление глухих отверстий. Изучение инструкций по ОТ при работе на сверлильном станке. Развитие памяти. Коррекция и раз- в и т и е у с т н о й речи в процессе изучения инструкций по ОТ. 13-14 Выполнение размет- ки под заделку. Выдалбливание с к в о з н ы х и несквозных гнезд. Разметка гнезда под заделку с учетом направления воло- кон древесины. Выдалбли- вание гнезд с предваритель- ным их сверлением. Разметка отверстий под разделку. Долбле- ние гнезд. Коррекция и раз- витие мелкой мо- торики кистей рук при разметке и долблении. Образец изде- лия. Рабочий инструмент. 15-16 Изготовление задел- ки. Вставка заделки на клею Учет направления волокон заделки и основы. Работа с клеем ПВА. Изготовление и встав- ка заделки на клею. Коррекция и раз- витие мелкой мо- торики кистей рук в процессе изготовления за- делки. Образец изде- лия. Рабочий инструмент. Разметочный инструмент. 17-18 Застрагивание за- делки. Качество застрагивания за- делки. Застрагивание задел- ки. Коррекция и раз- витие мелкой мо- торики кистей рук в процессе изготовления за- делки. Образец изде- лия. Рабочий инструмент. Разметочный инструмент.
Пиломатериалы

4
16

часа
19-20 Пиломатериалы: виды, назначение, получение. Распо- знавание вида пило- материалов. Пиломат е риа лы: в и д ы (бруски, доски, брусья, оба- пол, шпалы, рейки, дощеч- ки, планки), назначение, по- лучение. Распознавание вида пиломатериалов Распознавание видов пиломатериалов по их рисункам. Коррекция и раз- в и т и е м ы с л и- тельной деятель- ности в процессе изучения пилома- териалов. Технологиче- с к а я к а р т а . Предметная технологиче- с к а я к а р т а . Образец изде- л и я . Э л е к- тронная пре- зентация темы урока. 21-22 Характеристика основных видов пи- ломатериалов. Хранение пиломате- риалов, их обмер и стоимость Характеристика основных видов пиломатериалов. Хранение пиломатериалов, их обмер и стоимость Распознавание видов пиломатериалов по их характеристикам. Укладка пиломатери- алов. Коррекция и раз- витие зритель- ных восприятий в процессе изуче- ния пиломатериа- лов. Рабочие тетра- ди Электрон- ная презента- ция темы урока. Тест № 4-8.
Изготовление

сто-

лярно-мебельного

изделия 30 часов
23-24 Виды и назначение мебели. Комплекто- вание мебели для разных помещений. Мебель: виды (стул, кресло, стол, тумба, комод, сервант, диван и др.), назначение и комплектование мебели для разных помещений Изучение определе- ний видов мебели. Коррекция памя- ти и мышления в процессе изуче- ния видов мебе- ли. Технологиче- с к а я к а р т а . Образец изде- лия. Рабочие тетради Элек- тронная пре- зентация темы урока. Тест № 6-8. 25-26 О з н а ком л е н и е с Производственный процесс Корригировать устой- Электронная пре- 17
производственным процессом изготов- ления мебели. Содержание сбороч- ного чертежа изготовления мебели Просмотр учебного филь- ма. Изучение сборочного чертежа табурета. чивое внимание при просмотре фильма. зентация темы урока. 27-28 Знакомство с изде- лием (табурет). Сборочный чертеж табурета. Табурет: назначение, дета- ли, материалы для изготов- ления. Сборочный чертеж табурета. Технический ри- сунок изделия. Содержание сборочного чертежа: специ- фикация и обозначение со- ставных частей изделия. Чтение технической доку- ментации Изучение устройства табурета по сбороч- ному чертежу. Коррекция и раз- в и т и е м ы с л и- тельной деятель- ности в процессе изучения устрой- ства табурета по сборочному чер- тежу. Коррекция и развитие связ- ной устной речи. Образец изде- лия. Рабочий инструмент. Разметочный инструмент. Чертеж изде- лия. 29-30 Последовательность изготовления изде- лия. Подбор матери- ала, отпиливание. Последовательность изго- товления изделия. Названия операций по изготовлению изделия Планирование работы по сборочному черте- жу и образцу изделия. Коррекция и раз- витие с вя з н о й устной речи при составлении пла- на работы. Образец изде- лия. Рабочий инструмент. Разметочный инструмент. Электронная презентация т е м ы у р о к а Чертеж изде- лия. 31-32 Технические требо- вания к качеству строгания деталей. Подбор материала, отпиливание. Технические требования к качеству выполнения операции Подбор материала, отпиливание с при- пуском по длине. Развитие глазо- мера и ориенти- р о в к и в п р о- странстве в про- цессе п одбора материала для из- Образец изде- лия. Рабочий инструмент. Разметочный инструмент. 18
делия. 33-34 Выстрагивание де- талей по размерам. Качество строгания. Поня- тие «допуск» размера. Строгание заготовок для деталей табурета. Коррекция и раз- витие двигатель- ной с н о р о в к и , плавности дви- жений, соразмер- ности движений при ст рогании заготовок изде- лия. Рабочий инструмент. Разметочный инструмент. 35-36 Выстрагивание де- талей по размерам. Качество строгания. Поня- тие «допуск» размера. Строгание заготовок для деталей табурета. Коррекция и раз- витие двигатель- ной с н о р о в к и , плавности дви- жений, соразмер- ности движений при ст рогании заготовок изде- лия. Рабочий инструмент. Разметочный инструмент. 37-38 Выстрагивание де- талей по размерам. Качество строгания. Поня- тие «допуск» размера. Строгание заготовок для деталей табурета. Коррекция и раз- витие двигатель- ной с н о р о в к и , плавности дви- жений, соразмер- ности движений при ст рогании заготовок изде- Рабочий инструмент. Разметочный инструмент. 19
лия. 39-40 Запиливание шипов, спиливание щечек. Пиление древесины вдоль и поперек волокон. Организа- ция рабочего места при изготовлении шипов. Выполнение шипов на концах деталей. Образец, инструменты. 41-42 Высверливание и долбление гнезд. Правила ОТ при работе на сверлильном станке. Креп- ление сверла в патроне станка. Выполнение гнезд в деталях табурета. Сверлильный станок, инстру- менты. 43-44 Склеивание боковых рамок табурета. Виды клея для склеивания деталей. Вклеивание встав- ных шипов. Соединение но- жек с царгами и проножка- ми. Проверка прямоуголь- ное конструкции. Прессование. Удаление вы- ступившего клея Склеивание боковых рамок табурета с контролем п р я м о- угольности. Исполь- зование зажимных приспособлений при склеивании. Развитие глазо- мера, ориенти- ровке в п р о- с т р а н с т в е в процессе сбор- ки боковых ра- мок табурета. Рабочий инструмент. Разметочный инструмент. Электронная презентация темы урока. 45-46 Сборка корпуса та- бурета на клею. Сборка корпуса изделия с контролем прямоугольно- сти элементов. Сборка корпуса табу- рета в зажимах. Зажимы. 47-48 Изготовление щита для сиденья табуре- та. Технические требования к точности выполнения дета- лей щитового изделия. Пра- вила безопасной работы при фуговании. Строгание делянок для щита. Склеива- ние щита. Коррекция и развитие мото- рики рук, фор- мирование руч- ной умелости, развитие плав- ности и сораз- мерности дви- жений. Технологиче- ская карта, об- разец, 20
49-50 Сборка табурета. Зачистка сиденья и корпуса табурета. Виды шлифовальной шкур- ки. Зачистка сиденья и корпуса табурета. Правила безопас- ной работы Сборка табурета. Коррекция и развитие навы- к о в с а м о- контроля, усид- чивости и вы- держки в про- цессе монотон- ной работы. Образец. 51-52 Отделка изделия ла- ком. Оценка каче- ства готового изде- лия. Виды отделки изделия. Подгот о в к а и з д е л и я к отделке. Окраска табурета лаком. Правила безопасной работы Изучение правил ОТ при работе с лаками. Работа с нитролаком. Подведение итогов работы. Коррекция и развитие мыс- лительной дея- т е л ь н о с т и в процессе оцен- ки качества из- делия и состав- ления отчета о проделанной работе. Образец.
Практическое

по-

вторение 30 часов
53-54 Изготовление аптеч- ки. Техническая до- кументация изделия. Последовательность изго- товления изделия. Правила б е з о п а с н о й р а б о т ы с инструментами. Планирование работы по сборочному черте- жу и чертежам дета- лей. Коррекция и развитие мыс- лительной дея- тельности в процессе пла- нирования предстоящей работы. Образец. Сбо- рочный чертеж. Чертежи дета- лей. 21
55-56 Подбор материала для изделия. Отпи- ливание заготовок с учетом припуска на обработку. Подбор, разметка и изготов- ление деталей изделия. Тех- нические требования к ка- честву выполнения опера- ций. Подбор материа ла для изделия. Отпили- вание заготовок с уче- том припуска на об- работку. Коррекция дви- гательной сфе- ры – мелкой моторики рук, точности и со- размерности движений. 57-58 Строгание деталей аптечки. Строгание деталей аптечки. 59-60 Строгание деталей аптечки. Строгание деталей аптечки. 61-62 Разметка мест со- единений деталей аптечки. Разметка мест соединений деталей аптечки. Разметка мест соеди- нений деталей аптеч- ки. 63-64 Сверление отвер- стий под шурупы в деталях аптечки. Инструктаж по ОТ при ра- б о т е н а с в е р л и л ь н о м станке. Подбор сверла. Установка сверла в патрон. Сверление отверстий под шурупы в деталях аптечки. Сверление отверстий под шурупы в дета- лях аптечки 65-66 Сборка корпуса ап- течки на клею и шу- рупах. Изготовление задней стенки. Подбор шурупов по диа- метру и длине. Безопас- ность труда при работе с от- верткой. Крепление деталей при сборке на клею шуру- пах. Сборка корпуса ап- течки на клею и шу- рупах. 67-68 Подбор и отпилива- ние заготовок для дверки аптечки. Подбор и отпиливание заго- товок для дверки аптечки с учетом пороков и дефектов древесины. Подбор и отпилива- ние заготовок для дверки аптечки. Коррекция дви- гательной сфе- ры – мелкой моторики рук, точности и со- размерности движений. 22
Коррекция и развитие уст- ной речи в про- цессе планиро- вания работы. 69-70 Строгание деталей дверки аптечки. Вы- борка четверти под стекло. Строгание деталей дверки аптечки. Выборка четверти под стекло. Строгание деталей дверки аптечки. Вы- борка четверти под стекло. Коррекция дви- гательной сфе- ры – мелкой моторики рук, точности и со- размерности движений. 71-72 С б о р к а р а м к и дверки аптечки. Сборка рамки дверки аптеч- ки. Сборка рамки дверки аптечки. 73-74 Изготовление ручки для дверки аптечки. Изготовление ручки для дверки аптечки. Изготовление ручки для дверки аптечки. 75-76 Навеска дверки ап- течки. Навеска дверки аптечки. Навеска дверки ап- течки. 77-78 И з г о т о в л е н и е и установка навесных ушек для аптечки. Изготовление и установка навесных ушек для аптечки. Изготовление и уста- новка навесных ушек для аптечки. 79-80 Отделка ап т еч к и шлифовальной шкуркой. Отделка аптечки шлифо- вальной шкуркой. Отделка аптечки шли- фовальной шкур- кой. 81-82 Прозрачная отделка изделия. Оценка ка- чества готового из- делия. Прозрачная отделка изде- лия. Оценка качества гото- вого изделия. Прозрачная отделка изделия. Оценка каче- ства готового изде- лия. Коррекция и развитие уст- ной речи в про- цессе составле- ния отчета о проделанной работе.
Самостоятельная

работа 8 часов
83-84 Скамейка. Сбороч- Последовательность выпол- Планирование рабо- Коррекция и Образец изде- 23
ный чертеж с ка- мейки. Планирова- ние работы. нения технологической опе- рации или изготовления из- делия. ты. развитие опера- ций анализа и синтеза при со- ставлении пла- на работы. лия. Сбороч- ный чертеж. 85-86 Выпиливание заго- т о в о к и з д е л и я . Строгание заготовок изделия. Последовательность изго- товления изделия. Названия операций по изготовлению изделия. Пиление и строгания заготовок. Коррекция дви- гательной сфе- ры, мелкой мо- торики рук в процессе пиле- ния и строгания заготовок. Чертежи дета- лей изделия. Ра- бочий инстру- мент. 87-88 Разметка и сверле- ние отверстий под крепежные элемен- ты. Сборка изделия. Разметка отверстий для шкантов. Просверливание отверстий. Установка сиде- нья на клею. Прессование соединения в струбцинах. Удаление выступившего клея. Работа на сверлиль- ном станке. Сборка изделия на шурупах и клею. Развитие глазо- мера, точности, ориентировки в пространстве при разметке и сверлении от- в е р с т и й н а станке. Сверлильный станок. Крепеж- ные и зд е л и я . Клей. 89-90 Отделка изделия. Оценка качества из- делия. Оценка качества готового изделия (сравнение с образ- цом). Анализ выполненной работы. Отделка изделия шли- фовальной шкуркой. Отделка изделия ла- ком. Оценка качества выполненной работы. Коррекция на- в ы ко в с а м о- контроля, усид- чивости и вы- держки, умения выражать свои мысли. Шлифовальная шкурка, лак.
II четверть 70 ча-

сов

№ п/п

Тема урока

Дата

Основные

предметные

знания

Деятельность

уча-

щихся на уроках

Коррекцион-

ная работа

Оборудование
24

Вводное

занятие

2

часа
91-92 План работы на чет- верть. Правила без- опасности. План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской. Изучение инструкций по ОТ. Коррекция и развитие памя- ти и внимание в процессе изу- чения инструк- ций по ОТ. Инструкции по ОТ. Электрон- ная презентация темы урока. Ра- бочие тетради.
Изготовление

раз-

меточного

инстру-

мента 22 часа
93-94 Разметочные инструменты. Тре- бования к разметоч- ным инструментам. Разметочные инструменты: угольник столярный, яру- нок, рейсмус. Требования к р а з м е т о ч н ы м и н с т- рументам. Материалы для изготовления инструмен- тов. Качество изготовления, точно сть. Проверка состояния и при- годности к работе имею- щихся в мастерской линеек и угольников Изучение разметоч- ных инструментов. Проверка каче ства разметочных инстру- ментов. Коррекция уст- ной речи в про- цессе изучения устройства раз- меточных инструментов. Разметочный инструмент. Электронная презентация темы урока. Ра- бочие тетради. 95-96 Столярный уголь- ник: материал, по- следовательность изготовления. Вы- полнение техниче- ского рисунка изде- лия. Столярный угольник: мате- риал, последовательность изготовления. Выполнение технического рисунка изде- лия с обозначением разме- ров Подбор материала. Составление плана работы. Коррекция и развитие зри- тельных в о с- приятий в про- цессе подборки материала. Раз- витие устной и Разметочный инструмент. Электронная презентация темы урока. Ра- бочие тетради. 25
письменной речи при пла- нировании ра- боты. 97-98 Разметка деталей по чертежу. Изготовле- ние деталей уголь- ника. Разметка деталей по черте- жу. Подготовка рубанка для строгания. Строгание. Изготовление деталей угольника. Коррекция и развитие мел- кой моторики кистей рук Раз- витие д в и г а- тельной с н о- ровки и сораз- мерности дви- жений. Образец изде- лия. Чертеж из- делия. Рабочий инструмент. Разметочный инструмент. 99-100 Изготовление дета- л е й у г о л ь н и к а . Сборка и склеива- ние угольника. Сборка угольника «насухо». Склеивание угол ь н и ка. П р о в е р к а у г о л ь н и к а контрольными инструмен- тами. Разметка длины пера и колодки. Отпиливание припуска. Зачистка инстру- мента Отделка изделия. Оценка качества изделия (сравнение с чертежом и образцом). Изготовление деталей угольника. Сборка угольника. Образец. 101-102 Отделка угольника. Отделка угольника. Изучение правил ОТ при отделке изделия. Отделка угольника шлифовальной шкур- кой, покрытие его ла- ком. Развитие уст- ной речи в про- цессе изучения правил ОТ. Образец. Тест № 7-8. 103-104 Столярный рейсмус. Изучение видов рейсмусов, Планирование рабо- Развитие уст- Образцы рейс- 26
Разметка деталей по чертежу. их устройства. Разметка де- талей рейсмуса. ты. Разметка деталей. ной речи при планировании работы. мусов. Чертежи. Технологиче- ские карты. 105-106 Изготовление колод- ки рейсмуса. Изготовление колодки рейс- муса по чертежу и образцу. Изготовление колодки рейсмуса. Коррекция зри- тельных в о с- приятий, разви- тие глазомера. Коррекция и развитие мел- кой моторики кистей рук Технологиче- ская карта. Чер- теж. 107-108 Изготовление бру- сочков рейсмус а. Изготовление при- жимной шайбы. Изготовление брусочков рейсмуса и прижимной шайбы. Контроль точности. Изготовление брусоч- ков рейсмуса и при- жимной шайбы из многослойной фане- ры. 109-110 Сборка рейсмуса. Отделка рейсмуса. Подгонка деталей рейсмуса, его сборка. Подгонка д е т а л е й рейсмуса. Отделка де- талей рейсмуса шли- фовальной шкуркой. 111-112 Ярунок. Разметка деталей ярунка. Изучение устройства ярун- ка. Технические требования к подбору материалов и ка- честву изделия. Изучение устройства ярунка. Подбор мате- риалов. Разметка де- талей. Образец. Техно- логическая кар- та. 113-114 Изготовление дета- лей ярунка. Сборка и отделка ярунка. Изготовление деталей ярун- ка. Сборка и отделка ярун- ка. Изготовление ярунка. Развитие уст- ной речи при отчете о проде- ланной работе.
Токарные

работы

16 часов
115-116 Токарный станок: Токарный станок: управле- И зу ч е н и е правил Развитие речи в Токарный ста- 27
управление, уход, неисправности. Пра- вила безопасной ра- боты. ние, уход за ним, неисправ- ности. Меры по предупре- ждению поломок. Правила безопасной работы на то- карном станке по дереву. ухода за токарным станком; меры по предупреждению по- ломок; правила без- опасной работы на токарном станке по дереву. Уход за то- карным станком. процессе изуче- ния правил ОТ, устройства то- карного станка. нок. Инструк- ция по ОТ. Тех- нологическая карта. 117-118 Устройство штан- генциркуля. Приемы работы штангенцир- кулем. Устройство штангенцирку- ля. Приемы работы со штангенциркулем Упражнения по изме- рению деталей штан- генциркулем. Коррекция сен- сорной сферы – развитие глазо- м е р а и п р о- странственной ориентировки. Штангенцир- куль. Образец для измерений. 110-120 Работа на токарном станке. Приемы работы на токар- ном станке. Точение цилин- дрической поверхности. Проверка размеров штан- генциркулем. Подбор и подготовка материала. Разметка центров материала. Установка материала в центрах. Установка подручника. Развитие двига- тельной с н о- ровки и сораз- мерности дви- жений при ра- боте на токар- ном станке. Инструкция по ОТ. Станок. Об- разец. 121-122 Точение ручки для напильника. Ручка для инструмента: ма- териалы для изготовления, форма. Требования к руч- кам напильников, стамесок, долот. Чертеж изделия Работа на токарном станке. Контроль ка- чества и точности. Станок. Обра- зец. Технологи- ческая карта. 123-124 Точение ножки для табурета. Ножка для табурета. Ориен- тировка в задании по черте- жу. Работа на токарном станке. Станок. Обра- зец. Технологи- ческая карта. 125-126 Точение ножки для табурета. Работа на токарном станке. 28
127-128 Точение ножки для табурета. Работа на токарном станке. 129-130 Точение ножки для табурета. Работа на токарном станке.
Практическое

по-

вторение 24 часа
131-132 Изготовление табу- рета. Техническая документация. Под- бор материала. 133-134 Точение детали с ко- нусной поверхно- стью. Упражнения по точе- нию конусной по- верхности. 135-136 Точение ножки табу- рета. Контроль раз- меров детали штан- генциркулем. 137-138 Точение ножки табу- рета. Контроль раз- меров детали штан- генциркулем. 139-140 Точение проножки табурета. 141-142 Точение проножки табурета. 143-144 Точение царги табу- рета. 145-146 Точение царги табу- рета. 147-148 Сборка боковых ра- мок табурета. 29
149-150 Сборка корпуса та- бурета. 151-152 Изготовление сиде- нья т абурет а и з ДСП. 153-154 Сборка и отделка изделия.
Самостоятельная

работа 6 часов
155-156 Изготовление дета- лей табурета. Последовательность выпол- нения технологической опе- рации или изготовления из- делия. Правила ОТ. Планирование работы по сборочному черте- жу и технологической карте. Изготовление деталей табурета. Коррекция и развитие мыс- лительной дея- т е л ь н о с т и в процессе пла- нирования ра- боты. Коррек- ция двигатель- ной сферы. Чертеж изделия. Технологиче- ская карта. Об- разец изделия. Рабочий инструмент. 157-158 Склеивание корпуса табурета, изготовле- ние сиденья. Последовательность выпол- нения технологической опе- рации или изготовления из- делия. Правила ОТ. Склеивание корпуса табурета. Изготовле- ние сиденья. Образец. Техно- логическая кар- та. 159-160 Зачистка корпуса та- бурета, соединение корпуса с сиденьем. Прозрачная отделка изделия. Отделка изделия лаком. Отделка изделия. Образец.
III четверть 100 ча-

сов
30

№ п/п

Тема урока

Дата

Основные

предметные

знания

Деятельность

уча-

щихся на уроках

Коррекцион-

ная работа

Оборудование

Вводное

занятие

2

часа
161-162 План работы на чет- верть. Правила без- опасной работы в мастерской. План работы на четверть. Повторный инструктаж по охране труда. Тестирование на зна- ние правил ОТ. Коррекция и развитие памя- ти и внимание в процессе изу- чения инструк- ций по ОТ. Кор- рекция и разви- т и е с в я з н о й письменной речи. Инструкции по ОТ. Электрон- ная презентация темы урока. Ра- бочие тетради. Тест.
Изготовление стро-

гального

инстру-

мента 24 часов
163-164 Строгальные инструменты. Под- бор материала для деталей шерхебеля. Инструменты для ручного строгания плоскости: тех- нические требования. Мате- риал для изготовления инструментов. Экономиче- ские и эстетические требо- вания к инструментам. На- значение разных видов строгального инструмента. Основные части строгальных инструментов Изучение устройства строгальных инстру- ментов. Подбор мате- риала Коррекция и развитие связ- н о й у с т н о й речи. Коррек- ция зрительных восприятий в процессе под- бора материала для изделия. Образцы инструментов. Рабочие тетра- д и . Т е с т ы , кроссворды. 165-166 Последовательность изготовления шерхе- беля. Основные части шерхебеля. Последовательность изго- т о в л е н и я ш е р х е б е л я . Планирование рабо- ты. Разметка состав- ной колодки шерхебе- Коррекция и развитие связ- н о й у с т н о й Образец. Техно- логическая кар- та. Чертежи. 31
Разметка колодки шерхебеля. Инструменты, необходимые для изготовления шерхебе- ля. ля. речи. Коррек- ция мелкой мо- торики рук при разметке изде- лия. 167-168 Выпиливание летка в колодке шерхебе- ля. Подгонка и п од- чистка «постели» по ножу. Правила ОТ при пилении и долблении. Пиление вдоль линии разметки. Удаление материала из пропи- ла. Коррекция мел- кой моторики рук при размет- ке изделия. Образец. Техно- логическая кар- та. Чертежи. 169-170 Разметка и сверле- ние отверстий в де- т а л я х к о л о д к и . Склеивание деталей колодки. Требования к точности раз- метки центров отверстий для соединения двух дета- лей для колодки шерхебеля. Склеивание деталей. Разметка и сверление отверстий. Склеива- ние. Образец. Техно- логическая кар- та. Чертежи. 171-172 Изготовление клина шерхебеля. Разметка клина по чертежу. Последовательность изго- товления клина. Изготовление клина шерхебеля. Образец. Техно- логическая кар- та. Чертежи. 173-174 Изготовление рож- ка. Разметка рожка по чертежу. Изготовление рожка. Изготовление рожка. Образец. Техно- логическая кар- та. Чертежи. 175-176 Изготовление рож- ка. Изготовление рожка. Изготовление рожка. 177-178 Разметка паза под рожок в колодке. Выборка паза под рожок в колодке. Разметка паза под рожок в колодке. Выборка паза под рожок в колодке. Разметка паза под ро- жок в колодке. Вы- борка паза под рожок в колодке. 179-180 Разметка упора Изготовление упора. Разметка упора Изготовление упора. Разметка упора Изготовление упора. 181-182 Сборка шерхебеля. Сборка шерхебеля. Сборка шерхебеля. 32
183-184 Отделка шерхебеля. Отделка шерхебеля. Отделка шерхебеля. 185-186 Оценка качества вы- полненной работы. Оценка качества выполнен- ной работы. Анализ выполненной работы. Оценка каче- ства работы.
Представление

о

процессе

резания

древесины 4 часа
187-188 Элементы резца. Резец: элементы, основные грани и углы при прямоли- нейном резании Изучение элементов резца. Макет р е з ц а . Тесты № 12-8. Презентация. 189-190 Виды резания дре- весины. Виды резания древесины (продольное, поперечное, торцовое). Движения реза- ния и подачи. Изучение видов реза- ния древесины. Макет р е з ц а . Тесты № 13-8. Презентация.
Изготовление

сто-

лярно-мебельного

изделия 34 часа
191-192 З н а к о м с т в о с конструкцией изде- лия. Щитовой стол и табурет ра- мочной конструкции в масштабе 1:5. Детали изде- лия. Материалы. Чертеж из- делия. Организация рабоче- го места Изучение чертежей изделия. Планирова- ние работы. Коррекция зри- тельных в о с- приятий в про- цессе изучения конструкции изделия. Рисунки образ- ц о в м е б е л и . Презентация. Рабочие тетра- ди. 193-194 Технология изготов- ления сборочных единиц. Технология изготовления сборочных единиц (рамок, коробок, щитов, опор). Рас- познавание сборочных еди- ниц в выполняемом изде- лии Изучение и распозна- вание сборочных еди- ниц в изделии. Технологиче- ская карта. Чер- тежи. 33
195-196 Способы соедине- ния деталей и сбо- р оч н ы х е д и н и ц . Брак при сборке из- делия: предупрежде- ние и исправление. Способы соединения дета- лей и сборочных единиц. Способы соединения в сбо- рочных зажимах и при- способлениях. Зависимость времени выдержки собран- ного узла от вида клея, тем- пературных условий после- дующей обработки. Брак при сборке изделия: преду- преждение и исправление. Изучение способов соединения деталей и сборочных единиц. Изучение зависимо- сти времени выдерж- ки собранного узла от различных факторов, о видах брака Презентация. 197-198 Разборные соедине- ния в с т о л я р н о - мебельных издели- ях. Металлическая фурнитура для со- единения Металлическая фурнитура для соединения сборочных единиц. Разъемные и не- разъемные соединения. Изучение видов ме- таллической фурни- туры для соединения сборочных единиц. Определение вида со- единения деталей и узлов. Образцы фур- нитуры. 199-200 Бригадный метод работы. Организа- ция пооперацион- ной работы. Бригадный метод работы при производстве мебели. Организация пооперацион- ной работы. Учет произво- дительности труда. Изучение бригадного метода работы, по- операционного разде- ления труда. Учебный фильм. 201-202 Последовательность изготовления изде- лия. Организация работы. Последовательность изго- товления изделия. Органи- зация бригад. Поопераци- онное разделение труда внутри бригад. Изучение названий операций. Составле- ние плана работы. Пооперационное раз- деление труда в бри- гадах. Сборочный чер- теж. Чертежи деталей. План работы. 34
203-204 Изготовление дета- лей и сборочных единиц. Подбор ма- териала для изделия. Подбор материала для изде- лия. Изготовление щитово- го стола. Подбор материала с учетом пороков и де- фектов древесины. Изготовление деталей изделия. 205-206 Разметка с припус- ком на обработку. Выпиливание дета- лей. Правила ОТ при пилении Разметка с припуском на обработку. Выпиливание деталей стола. Разметка с припуском на обработку. Выпи- ливание деталей сто- ла. 207-208 Строгание деталей столешницы. Подго- товка поверхности д л я н а н е с е н и я пленки. Т.Б. при строгании Строгание деталей столеш- ницы. Подготовка поверх- ности для нанесения пленки. Строгание деталей столешницы. Подго- товка поверхности д л я н а н е с е н и я пленки. Технологиче- ская карта. Об- разец. 209-210 Строгание деталей стола. Строгание деталей стола. Строгание деталей стола. 211-212 Выполнение несквозных отвер- стий в деталях под шипы. Сборка изде- лия насухо. Выполнение несквозных отверстий в деталях под шипы. Сборка изделия (на- сухо). Выполнение несквозных отвер- стий в деталях под шипы. Сборка изде- лия (насухо). 213-214 Сборка стола. Тех- нические требова- ния к качеству гото- вого изделия. Сборка стола. Технические требования к качеству гото- вого изделия. Сборка стола. 215-216 Изготовление табу- рета. Строгание де- талей табурета. Изготовление т абурет а. Строгание деталей табуре- та. Изготовление табуре- та. Строгание деталей табурета. 35
217-218 Строгание деталей табурета. Разметка и выполнение элемен- тов шиповых соеди- нений. Строгание деталей табуре- та. Разметка и выполнение элементов шиповых соеди- нений. Строгание деталей табурета. Разметка и выполнение элемен- тов шиповых соеди- нений. 219-220 Сборка табурета. Сборка табурета. Сборка табурета. 221-222 Отделка табурета. Отделка табурета. Отделка табурета. 223-224 Анализ выполнен- ной работы. Оценка качества готового изделия. Анализ выполненной рабо- ты. Оценка качества готово- го изделия. Анализ выполненной работы. Оценка каче- ства готового изде- лия.
Практическое

по-

вторение 28 часов
225-226 Изготовление книж- ной полки. Последо- вательность изготов- ления изделия. 227-228 Разметка деталей по чертежу. Подбор ма- териала для книж- ной полки. 229-230 Строгание деталей полки. Правила ОТ при строгании. 231-232 Обработка лицевых кромок. Изготовле- ние круглых встав- ных шипов. 36
233-234 Выполнение несквозных отвер- стий в деталях под шипы. Сборка изде- лия (насухо). Сборка корпуса. Установка задней стенки. 235-236 Ремонт школьной мебели. 237-238 Ремонт школьной мебели. 239-240 Ремонт школьной мебели. 241-242 Ремонт школьной мебели. 243-244 Ремонт школьной мебели. 245-246 Ремонт школьной мебели. 247-248 Ремонт школьной мебели. 249-250 Ремонт школьной мебели. 251-252 Ремонт школьной мебели.
Самостоятельная

работа 8 часов
253-254 Изготовление колод- ки граблей. 37
255-256 Изготовление зубьев граблей. Установка зубьев в колодке граблей. 257-258 Изготовление ручки граблей. 259-260 С борка и з д е л и я . Оценка качества ра- боты.
IV четверть 80 ча-

сов

№ п/п

Тема урока

Дата

Основные

предметные

знания

Деятельность

уча-

щихся на уроках

Коррекцион-

ная работа

Оборудование

Вводное

занятие

2

часа
261-262 План работы на чет- верть. Правила без- опасной работы в мастерской План работы на четверть. Инструкции по ОТ. Изучение инструкций по ОТ. Учебный фильм. Инструкции по ОТ.
Ремонт столярного

изделия 20 часов
263-264 Причины и виды из- носа мебели. Выяв- ление повреждений на мебели. Эксплуатация мебели. Из- нос мебели: причины, виды. Выявление повреждений на мебели. Составление дефект- ной ведомости. Образцы мебе- ли. 265-266 Технические требо- вания к качеству ре- м о н т а м е б е л и . Переклейка соеди- нений мебели. Виды ремонта м е бе л и (восстановление шиповых соединений, покрытий ли- цевой стороны, использова- ние вставок, замена дета- лей). Технические требова- Планирование работы по ремонту мебели. Рабочие тетра- ди. Образцы ме- бели. 38
ния к качеству ремонта. 267-268 Виды ремонта мебе- ли. Усиление узлов и соединений мебе- ли. Крепежные изделия. Тест № 16-8 269-270 Правила безопасно- сти при ремонте ме- бели. Замена повре- жденных деталей мебели. Частичный разбор мебели. Очистка соединений от ста- рого клея. Изучение инструкции по ОТ. Замена дета- лей мебели. Инструкция по ОТ. 271-272 Ремонт школьной мебели. Ремонт школьной мебели. Ремонт школьной ме- бели. 273-274 Ремонт школьной мебели. Ремонт школьной мебели. Ремонт школьной ме- бели. 275-276 Ремонт школьной мебели. Ремонт школьной мебели. Ремонт школьной ме- бели. 277-278 Ремонт школьной мебели. Ремонт школьной мебели. Ремонт школьной ме- бели. 279-280 Ремонт школьной мебели. Ремонт школьной мебели. Ремонт школьной ме- бели. 281-282 Ремонт школьной мебели. Ремонт школьной мебели. Ремонт школьной ме- бели.
Безопасность труда

во

время

столяр-

ных работ 8 часов
283-284 Значение техники безопасности. При- чины травм. Значение техники безопас- ности (гарантия от несчаст- ных случаев и травм). При- чины травматизма (неис- правность инструмента или станка, неправильное скла- 39
дирование или переноска материала, ошибки при за- точке или наладке инстру- мента, неосторожное об- ращение с электричеством). 285-286 Меры предохране- ния от травм. Меры предохранения от травм. 287-288 Электробезопас- ность. Пожарная безопасность. Возможность быстрого воз- горания древесных матери- алов, материалоотходов, красок, лаков и других лег- ковоспламеняющихся жид- костей. Предупреждение пожаров. Первичные сред- ства пожаротушения. 289-290 Действия в экстре- мальных ситуациях Действия при пожаре.
Крепежные

изде-

лия

и

мебельная

фурнитура

10

ча-

сов
291-292 Способы соедине- ния деталей в сто- лярных изделиях. Способы соединения дета- лей в столярных изделиях (на гвоздях, шурупах, клею, на шипах, комбинирован- ные). 293-294 Виды гвоздей и их использование. Виды и назначение шурупов Гвоздь: виды (строитель- ный, тарный, обойный, штукатурный, толевый, отделочный), их использо- вание. Стандартная длина 40
гвоздя. Шурупы: виды, на- значение. Стандартная дли- на шурупа. Распознавание видов шурупов. 295-296 Петли для навески дверей. Виды петель. 297-298 Ручки, замки, за- движки и защелки. Виды крепежных изделий и фурнитуры: болт, винт, стяжка, задвижка, защелка, магнитный держатель, пол- кодержатель; их назначе- ние. 299-300 Установка мебель- ной фурнитуры Распознавание видов кре- пежных изделий и мебель- ной фурнитуры.
Практическое

по-

вторение 32 часа
301-302 Планирование рабо- ты. Подбор материа- лов. 303-304 Разметка деталей из- делия. 305-306 Раскрой деталей на ФПШ. 307-308 Обработка кромок деталей. 309-310 Обработка кромок деталей. 311-312 Обработка кромок деталей. 41
313-314 Обработка кромок деталей. 315-316 Разметка мест со- единений. 317-318 Сверление отвер- стий в деталях мебе- ли. 319-320 Сборка узлов изде- лия. 321-322 Сборка узлов изде- лия. 323-324 Сборка узлов изде- лия. 325-326 Сборка узлов изде- лия. 327-328 Общая сборка изде- лия. 329-330 Отделка изделия. 331-332 Отчет о выполнен- ной работе.
Контрольная рабо-

та 8 часов
333-334 Изготовление киян- ки. Подбор материа- ла. Подбор материала с учетом породы древесины и при- пусков на обработку. 335-336 Изготовление бойка киянки. Требования к точно сти изготовления деталей изде- лия. 337-338 Изготовление ручки киянки. Допуски и посадки при изготовлении и подгонке деталей изделия. 42
339-340 Сборка киянки при помощи клея. Под- ведение итогов. Сверление отверстия на сверлильном станке. 43


В раздел образования