Напоминание

Этап: постановки звука [Р]. Занятие 1.


Автор: Баранникова Вероника Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ ИРМО "Детский сад " Берёзовый"
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Тема занятия: Звук и буква Р.
Тема: Этап: постановки звука [Р]. Занятие 1.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Звук и буква Р.

Этап: постановки звука Р. Занятие 1.

Цели занятия:

1.

Постановка фрикативного Р без вибрации от звука Ж.

2.

Развитие фонематического слуха.

3.

Развитие звукового анализа и синтеза.

4.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: Зеркало большое, вата, картинка с изображением буквы Р с

помощью рук, разрезная азбука.

Ход занятия

1.

Организационный момент

Здравствуй, Артур!

Сегодня ты научишься правильно произносить звук Р. Правда, пока без

вибрации, так называемый фрикативный Р.

2.

Артикуляционная гимнастика

Покажи упражнения, которые ты делал дома. Все получилось?

Упражнения: “Вкусное варенье”, “Почистим зубки”, “Качели”, “Грибок”,

“Гармошка”, “Лошадка”, “Фокус”, “Футбол”.

3.

Постановка фрикативного Р.

Как произносится звук Р? Кончик языка поднят к альвеолам, боковые края

языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого

воздуха, проходящего по середине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.

Губы открыты. Зубы разомкнуты. Ощущается сильная струя воздуха.

Голосовые связки вибрируют.

- Посмотри на артикуляцию звука

Р – согласный звонкий звук.

Протяжно произнеси звук Ж без округления губ. Перемещай передний край

языка по небу чуть вперед, к деснам верхних зубов. Молодец!

Дома обязательно потренируйся. На следующем занятии будем вызывать

вибрацию кончика языка.

4.

СУ-ДЖОК – терапия.

Применяются 2 предмета:

1. Массажный шарик – прокатывая его между ладоней, улучшается

тонус мышц, мелкая моторика.

Упражнение с массажным шариком:

Я мячиком круги катаю, взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко, как сжимает лапы кошка.

Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом – пружинное кольцо надевается

на пальчики ребенка и прокатываются по ним. Массируем палец до

покраснения и появления ощущения тепла.

5. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Ты знаешь какой буквой обозначают звуки Р и Рь? Найди ее среди букв

разрезной азбуки. Правильно. Послушай стишок и изобрази букву Р

пальчиками как показано на картинке.

Р похожа на флажок –

Не забудь ее, дружок!

Давай изобразим пальчиками рака. Для этого прижми кулаки друг к другу,

направив вперед средние и указательные пальцы, как клешни. Пошевели

пальчиками.

На дне лежит среди камней,

Но трогать ты его не смей.

Лишь только издали взгляни

На две огромные клешни.

6. Развитие фонематического слуха.

Теперь поиграем. Хлопни в ладоши когда услышишь в слове звук Р.

Рак, детвора, дуб, сахар, радуга, жук, гусь, очки, кузнечик, стена, дом.

Молодец!

7. Развитие звукового анализа и синтеза.

Давай попробуем разобрать слово ДОМ. Какой первый звук?

- Д

Последний?

- М

Какой еще звук есть в этом слове?

- О

Сколько всего звуков?

- Три.

Попробуй сложить слово ДОМ из букв разрезной азбуки. Правильно.

А сложить свое имя АРТУР можешь? Сколько в нем звуков Р?

- Два.

Молодец, правильно сложил.

Итак, сегодня ты многому научился. Но главное, ты научился правильно

произносить звук Р.



В раздел образования