Автор: Ганюкова Валентина Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад №18 "Веснянка"
Населённый пункт: Ставропольский край Красногвардейский район с. Красногвардейское
Наименование материала: статья для родителей
Тема: "Различные варианты современных форм обучения дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Различные варианты современных форм обучения
1. Игры-путешествия эффективны в ознакомлении детей 7-го года жизни
с разными странами, континентами, океанами и т. п. Они позволяют детям
«прожить» интересный для них материал, узнать новое, размышляя над тем,
что уже вошло в их опыт. В игре дети учатся выражать свое отношение к
происходящему, погружаются в организованную взрослыми ситуацию:
превращаются в «путешественников», «индейцев», «обитателей подводного
царства» и т.д.
2. Детское экспериментирование как активная преобразующая
деятельность детей существенно изменяющая исследуемые объекты,
позволяет успешно развивать у детей любознательность, активность,
стремление самостоятельно находить решение проблем. Детям интересны
разные виды экспериментов. Мыслительный эксперимент подразумевает
действия в уме. Но самыми интересными экспериментами являются
реальные опыты с настоящими предметами и их свойствами (вода, лед, снег,
воздух и т.п.), что помогает ребенку освоить существенные признаки
неживой природы, растительного мира.
3. Коллекционирование — одна из эффективнейших форм
нетрадиционного обучения дошкольников, позволяет углублять
познавательные интересы детей. Собирать можно все, что угодно: конфетные
фантики, тематические картинки или открытки, камни, звуки, запахи и т.д.
Очень увлекает дошкольников коллекционирование фотографий, сделанных
самостоятельно и последующее оформление тематических альбомов. При
организации подобной работы с дошкольниками обсуждение значения и
правил собирательства сопровождается организацией разнообразной детской
деятельности на основе использования коллекции. Создание совместных
детско-взрослых коллекций способствует разрешению противоречия между
доминированием игровых и недостаточным развитием познавательных
мотивов у дошкольников. Эта цель может быть реализована при условии, что
в совместной со взрослым деятельности будут использоваться методы и
приемы, обеспечивающие повышение осознанности в познании: обсуждение
вопросов, позволяющих детям выделить целевые и содержательные
характеристики познания (Что хотим узнать? Зачем? Для чего? Как можно
узнать? С помощью чего? Что нужно сделать?).
4 . Занятия-сказки. Ребенок живет в мире фантазии, сказки. Для
большинства детей метафора — это знакомая реальность, так как детство
наполнено сказками, анимационными фильмами, сказочными героями.
Воображение — это внутренний мир детей, врожденный естественный
процесс, при помощи которого они учатся понимать окружающий их мир,
толковать его смысл. Контакт с глубинным уровнем сказки не простой.
Образы в сказках воздействуют одновременно на сознание и на подсознание,
что предоставляет дополнительные возможности во время общения. Особо
это важно для психолого-коррекционной работы, когда необходимо в
сложной эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию
общения. Дошкольное образование наполнено сказками, ну а еще праздник
сказки в детском саду является великолепным средством для снятия
психоэмоционального напряжения и психогигиены ребенка.
5. Занятия-сюрпризы. В содержание данного вида занятий включается
информация, освоенная детьми в процессе учебной работы и обновленная
введением неожиданных условий, необычных пособий и способов
организации. Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование
нетрадиционных форм обучения дошкольников будет способствовать
формированию интеллектуальной компетентности, креативности и
самостоятельности дошкольников, развитию интегративных качеств
личности.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ
на
современном
этапе
- это
уход
от
учебной
деятельности
(занятий),
повышение
статуса
игры,
как
основного
вида
деятельности
детей
дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с
детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих
ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной
деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная
для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская
деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и
общение, накопление детьми определенной информации об окружающем
мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс
обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. В
современном детском саду образовательный процесс не должен сводиться
только к непосредственно образовательной деятельности, он растянут в
режиме всего дня.