Авторы: Кулагина Наталья Сергеевна, Герасимова Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель 1 категории, воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 250"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Экологическое воспитание детей в ДОУ в
летний период. Консультация для
педагогов.
Кулагина Н.С.
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос
экологического воспитание дошкольников. Прививать любовь к
природе надо с раннего возраста. Малыш восторгается при виде
цветка, бабочки, и в тоже же время может бездумно раздовить
бегущего по тропинке муравья.
Как же приучить детей беречь и охранять природу, всё живое, что
окружает нас? В.А.Сухомлинский считал необходимым вводить
малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал
в нём, что то новое для себя, чтобы каждый его шаг был
путишествием к истокам чудес в природе.
Привлекая детей к тесному общению сприродой, к познанию мира
растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному
развитию у детей таких качеств, как добрата, терпение, трудолюбие и
милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно
войдут в характер человека, станут его основой.
Систиматические наблюдения учат детей быть внимательными. В
летний период, дети наблюдают за солнцем. "Солнце разбудило
своими лучами траву, цветы, бабочек, птиц." Оно греет землю,
помогает расти всему живому.
Когда начинаются летние грозы, дети боятся грома, нужно доступно
объяснить им это явление природы, через беседу, чтение рассказов,
стихов.
Много радости принисут детям наблюдения за насекомыми:
бабочками, кузнечиками, шмелями и т.д.
Так же детям очень нравится наблюдать за растениями. Отличать
одно растение от другого, ребёнок может научиться не только по
цветам, но и по листьям, по стеблю. Иными словами постепенно он
запоминает всё большее число признаков одного и того же предмета.
В солнечный день можно детям показать, как работают "цветочные
часы". В шесть часов утра просыпается одуванчик, через час полевой
осот, в восемь-вьюнок. В пасмурную пагоду ход часов нарушается. В
дождь они совсем останавливаются. Необходимо с детьми по
размышлять вместе над этими явлениями, попробывать связать это с
наблюдениями за жизнью насекомых.
Большая роль в экологическом воспитании играет практическая,
исследовательская деятельность в природных условиях. В любом
городе, посёлке есть интересные для наблюдения объекты: деревья,
травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе
исследовательской деятельности.
Походы и экскурсии летом с детьми в природу, дают им ни с чем не
сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов,
травы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме облаков.Так
же в летний период проводят праздники и досуги, чтобы вызвать у
детей положительные имоции на природное содержание.
Летом с дошкольниками можно собрать гербарий, и в течение
учебного года его рассматривать. Предложить детям провести опыт:
какие растения растут лучше, за которыми ухаживают, поливают,
удобряют, или за которыми не ухаживают. Экологическая тропа
помагает в воспитании у детей осознанного отношения к родной
природе, так как дети принимают действенное участие в создании и
сохранении природных богатств.
У каждого ребёнка есть место, где он любит играть, лес, парк, двор. В
прочем, любой уголок природы можно сделать экологической тропой.
Предложить детям стать скорой помащью для природы. Вместе
сделать сумку скорой помощи. Положить туда воду, тряпочки, бинт,
хлеб, зерно. Идя с детьми по экологической тропе, найдя сломанную
веточку, предложить её подвязать. Пройдя около муравейника
попросить детей не разрушать его. В конце прогулки обязательно
подвести итоги полезных дел. В конце лета с детьми нужно подвести
итоги наблюдения, провести беседу о том, что полезного узнали и
сделали. Провести игру "Что нам дарит природа летом?"
Экологическое воспитание проходит через весь воспитательно-
познавательный процесс в летний период. Воспитатели учат детей
беречь и любить природу.
Основным содержанием экологического воспитания является
формирования у ребёнка осознано-правильного отношения к
природным явлениями объектам, которые окружают его, и с которыми
он знакомится в дошкольном детстве.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое
значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский
видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и
воли.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к
людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять
мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на
окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно
своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет
важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый
интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в
жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного
развития, период непрерывного совершенствования физических и
психических возможностей, начало становления личности. В этот
период формируются первоосновы экологического мышления,
сознания, экологической культуры.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает
эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о
разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы
экологического мышления, сознания, закладываются начальные
элементы экологической культуры. Дошкольное детство -
ответственный период для формирования основ правильного
отношения к окружающему миру. Детский сад является первым
звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому
перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ
экологической культуры.
Формирование экологической воспитанности дошкольника
старшего возраста предполагает решение следующих задач:
Расширять представления о растительном и животном мире;
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать,
выделять характерные, существенные признаки явлений
природы, делать элементарные выводы;
Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и
закономерностей в окружающем мире;
Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно
вести себя в природе;
Учить различать деревья, растения по коре, расположению
ветвей, форме листьев, цветам, плодам.
Как построить работу с детьми в летний период , чтобы им было
интересно проводить летние месяцы в детском саду?
Воспитатель может использовать различные формы и методы для
решения этих задач: главное увлечь детей в удивительный мир
природы, раскрыть его многообразие , ответить на многие вопросы ,
интересующие детей .
Основными формами работы с детьми летом являются прогулки,
экскурсии, викторины, праздники летнего календаря, краткосрочные
проекты, экологические игры, сбор лекарственных трав, работа на
опытнических грядках и цветниках.
К прогулкам, экскурсиям предъявляются определенные требования,
которые надо соблюдать ( количество сопровождающих, время,
маршрут, наличие на наблюдаемом участке ядовитых растений,
грибов , дорог и т.д).
Методы и приемы , используемые в летний период, - наблюдения,
беседы, развернутые рассказы, чтение стихов, отгадывание загадок ,
краткосрочные и долгосрочные и др.
Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни
Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания
детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического
воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака),
когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для
проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между
занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних
периода чаще отводятся под прогулку на участке - они особенно
важны для общения детей с природой ближайшего окружения.
Ребята знакомятся с такими с такими растениями , как кипрей,
тысячелистник, подорожник, рассматривают жучков, бабочек, шмелей,
муравьев, червей, услышат пение птиц. Воспитатель учит детей
видеть проявление жизни природы , в частности растений, во всей ее
полноте. Для этого проводится цикл наблюдений и составляется
летний календарь природы, который позволяет систематизировать и
обобщить увиденное.
Но планируемые мероприятия требуют определенной подготовки.
Работу с детьми надо построить так. Чтобы ребенок с интересом
рассматривал в траве муравья, жука, грибочек, с интересом копался
на грядке. Такое увлечение не пройдет бесследно: он не сломает
напрасно ветку, не убьет напрасно шмеля или муравья , не обит птицу.
Организуя наблюдения за насекомыми , червяками, воспитатель учит
детей преодолевать чувство страха, брезгливости.
Во время экскурсий, пеших прогулок можно рассказать о целебных
свойствах знакомых растений, например, подорожника, мать и мачехи,
иван-чая, клевера и т.д., из которых получат чай , настой, сироп,
масло, порошок.
Экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и
яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней
листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых
кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках
дождя и т. д.
Непосредственные наблюдения дают возможность представить, как
происходит развитие растений и насекомых, увидеть гармонию в
природе.
Во время наблюдений педагог должен учить детей видеть очарование
природных уголков своего родного города, края, чтобы аромат цветов,
детства, родины, они сохранили в своей памяти на всю жизнь. Во
время занятий необходимо постоянно напоминать, что нужно охранять
родную природу, заботиться о ней- так как в раннем возрасте
формируются основы экологического воспитания.
Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за
погодой, - одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривают небо,
уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по
одежде определяют степень тепла и холода.
При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок
начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем
переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое.
Какие экологические игры можно провести сейчас с детьми?
Летняя скорая помощь
◈
Во время прогулки надо замечать больные места. Сломанная ветка?
Стоп! Нужно подлечить ее, подвязать. А если разрушен муравейник?
Что можно предпринять? Ведь в муравейнике маленькие детки.
Вспомним сказку В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».
Понаблюдаем за работой муравьев.
◈
В конце прогулки подводим итог — кому мы сегодня помогли? Кто
скажет нам спасибо?
◈
Понаблюдаем за комарами. Их многие не любят, но что будет, если
они исчезнут? Многие лесные птички останутся без корма. Прочитаем
стихотворение Т. Смертиной «Откуда пришли комары?».
◈
Завели «Календарь полезных дел», заполняем его рисунками-
воспоминаниями о прекрасных моментах: полянка цветов, красивая
бабочка, причудливая веточка и т. д. Туда же зарисовываем те
события, в которых мы участвовали, придумаем рассказы, сказки.
◈
Заведите Красную книгу скорой помощи. Фотографируйте
интересные моменты. В конце лета сделаем выставку фотографий,
рисунков.
◈
Помним о важности методе сравнения! Постоянно сравнивайте себя
с природой: нам больно — и ей больно, нам радостно — и ей
радостно. Животные бывают веселые и грустные. Тоже могут помогать
друг другу. Предложите ребенку представить себя березкой, птичкой,
поющей песенку, сломанным цветком, перевернутым жучком, землей,
усыпанной мусором, и т. п.
◈
Провожу с детьми опыты: какие растения растут лучше (там где
земля поливается, удобряется), какие нужно поливать чаще (герань,
бальзамин), а какие реже (алоэ), почему? Ведем зарисовки, сделали
огород на окошке.
◈
Наблюдаем за рябиной, за его цветением. Беседуем о том, какую
пользу приносят деревья и кустарники? Почему растения для
приготовления лекарственных отваров лучше рвать в лесу? Беседуем
о том, откуда берутся шрамы у деревьев.
◈
В конце лета подведем итог наблюдениям, побеседуйте о том, что
полезного узнали, сделали. Дети вместе с родителями готовят
материал к выставке « Что нам лето принесло».
Часто использую произведения. Например:
«Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Л. Н.
Толстого, «Синичкин календарь» («Июнь», «Июль», «Август») В. В.
Бианки, «Азбука леса» Н. И. Сладкова, рассказы Е. И. Чарушина про
медвежонка, «Разные колеса», «Под грибом», «Палочка-
выручалочка», «Мешок яблок» В. Сутеева и др. Смотрите фильмы,
сказки о природе, беседуйте по ним. На экологической тропе поможет
беседа о растениях, животных птицах.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет
практическая, исследовательская деятельность в природных
условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские,
имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А
ведь экологическое образование должно начинаться с объектов
ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в
повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения
будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев,
трав, закатов, рассветов: А этого не случится, если изучать природу по
картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Выращивая отдельные экземпляры растений в огороде, на окне дети
познают их характер и потребности на разных стадиях роста и
развития. Круглый год выращиваем овощи: летом на грядках, в
остальное время на окне. Дети очень гордятся результатами своего
труда.
Сейчас у нас в группе параллельно идут два краткосрочных проекта:
«Огород на подоконнике » и « Что такое лето?»
Итог по первому проекту закончим в июле, а результаты второго
подведем в начале сентября.
Опыт и знания, приобретенные дошкольниками летом, помогут
воспитателю сделать жизнь детей содержательнее и интереснее.
Консультация для педагогических работников
«Система работы по экологическому
воспитанию дошкольников
в летний период».
Герасимова И.А.
Цель
экологического
образования
и
воспитания
дошкольников
–
становление
у
детей
научно-познавательного,
эмоционально-
нравственного,
практико-деятельного
отношения
к
окружающей
среде и к своему здоровью. Для реализации этой цели педагоги
могут использовать различные формы и методы. Главное – увлечь
детей в удивительный мир природы, раскрыть его многообразие,
ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае
дети будут с большим удовольствием посещать детский сад в
летние месяцы.
Младшие группы.
Ознакомление с природой в повседневной жизнью.
С наступление лета растения уголка природы для рассматривания
выносятся на веранду или участок. Воспитатель продолжает
знакомить детей с растениями, учит ухаживать за ними, поддерживает
любознательность. Обращает внимание на объекты животного мира.
Учит детей рассматривать их, бережно к ним относиться.
В результате наблюдений и труда в уголке природы у детей
формируются
конкретные представления о внешнем виде растений, некоторых
способах ухода за ними. Педагог способствует развитию способностей
детей различать отдельных животных по внешнему виду и поведению,
воспитанию бережного к ним отношения.
Наблюдения и труд на участке детского сада.
Продолжается
наблюдение
за
состоянием
погоды.
По
некоторым
признакам дети начинают определять теплое и жаркое время дня.
Воспитатель помогает им осознать это с помощью вопросов: почему
ты сегодня снял теплую одежду? А вчера почему не снимал курточку
(рубашку)? Почему сегодня такие горячие камни (песок)?
Продолжается
наблюдение
за
ветром.
Воспитатель
выносит
на
прогулку вертушки, бумажные ленточки. Обращает внимание на то, как
раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру листья.
Знания о воде, песке, глине становятся все более точными. Если
воспитатель
систематически
организует
игры
с
этими
природными
материалами, дети узнают, что вода льется, течет, нагревается от
солнечного
тепла.
Из
влажного
песка
и
глины
можно
сделать
постройки, лепить. Дети накапливают представления о том, что в воде
одни предметы тонут, другие плавают.
Воспитатель продолжает проводить наблюдения и игры, упражнения
детей в определении частей суток, в ориентировании в пространстве.
В течение лета педагог обогащает представления детей о растениях.
Несколько
раз
обходит
с
ними
участок,
показывает,
что
растет
в
цветнике,
на
огороде,
обращает
внимание
на
появление
новых
растений.
Знакомит
с
названиями
некоторых
цветущих
растений
(незабудки, ноготки и т.д.). Приучает ухаживать за растениями огорода,
цветника.
В
процессе
наблюдений
и
ухода
за
растениями
дети
получают первоначальные знания о том, что растения растут, тянутся
к
свету,
что
они
живые.
Несколько
раз
в
течение
лета
малышей
привлекают к сбору урожая моркови, гороха и т.д.
На прогулке следует проводить различные дидактические игры с
использованием
природных
объектов
(плоды,
листья,
цветы).
Это
такие игры, как «Угадай на ощупь»,
«Чудесный мешочек», «Кто что ест». Часто используются настольно-
печатные игры:
«Цветы»,
«Домашние
животные»
и
т.д.
Воспитатель
может
придумывать игры и сам.
Летом
педагог
знакомит
детей
с
новыми
литературными
произведениями о природе:
«Петушок
с
семьей»,
«Уточки»
К.Ушинского,
«Еж»
Е.Чарушина,
«Свети, свети, солнышко» Е.Благининой, «Земляничка» Н.Павловой,
«Арбуз» З.Александровой и др.
К
переходу
в
среднюю
группу
у
детей
развивается
интерес,
накапливаются конкретные представления о некоторых объектах и
явлениях
природы,
на
основе
которых
возможно
дальнейшее
расширение и углубление знаний, формирование трудовых умений и
навыков, воспитание бережного отношения к природе.
Средняя группа.
Работа в уголке природы.
Воспитатель
напоминает
детям,
что
растения
уголка
природы
нуждаются в заботе и внимании. Совместно с детьми он уточняет
способы ухода за обитателями уголка природы летом.
Наблюдения, труд, игры на участке детского сада.
В
процессе
наблюдений,
игр,
практических
действий
дошкольники
знакомятся со свойствами природных материалов – песка, глины,
воды, камня. Закрепляются представления о состоянии погоды летом
(тепло, светит солнце), ярких летних явлениях (гроза; небо, затянутое
тучами;
радуга
и
т.д.).
Воспитатель
развивает
навыки
видения
и
умения устанавливать связь одних явлений с другими. Например, во
время
грозы
дует
сильный
порывистый
ветер;
растения
гнутся,
качаются;
дождь
бывает
сильный,
но
скоропроходящий;
животные
прячется; после грозы воздух чистый, появляются лужи.
Летом
предметом
внимания
детей
является
рост
и
развитие
растений.
В
этом
возрасте
детям
трудно
организовываться
для
длительных
наблюдений.
Поэтому,
высадив
семена
цветущих
растений
в
землю,
воспитатель
организует
кратковременные
наблюдения за изменениями во внешнем виде растений (появление
листьев, бутона, превращение бутона в цветок, а цветка в плод и т.д.).
В
ходе
наблюдений
воспитатель
побуждает
детей
отыскивать
не
только
новое
в
растущем
растении,
но
и
те
признаки,
которые
остались неизменными (форма листьев, характер стебля, цвет бутона
и т.д.). Это помогает детям устанавливать связь между наблюдаемыми
стадиями. Они понимают, что растет одно и тоже растение. В такие
наблюдения можно включать игровые задания: «Кто первый увидит?»,
«Кто быстрее найдет?», «Какой цветок вырастет из этого бутона –
белый
или
красный?»
и
т.д.
Наблюдаемые
изменения
растений
необходимо связывать с условиями, в которых они растут (усиление
тепла, обилие света, влаги).
С детьми средней группы на грядке следует высаживать семена
огородных культур, кустики клубники. Воспитатель подводит детей к
выводу
о
том,
почему
растения
высаживаются
на
специально
приготовленное
место
–
на
клумбу
или
на
грядку.
Для
этого
он
предлагает
сравнить
землю
на
дорожке
и
на
грядке.
Используя
обследовательские действия (надавить, сделать пальцем углубление
и т.д.), дети устанавливают, что на дорожке земля плотно утоптана –
корешкам и росткам трудно в ней пробиваться, а на грядке земля
мягкая, рыхлая – посевам в ней удобно расти.
В течение лета дети ухаживают за огородом и цветником: поливают
растения,
рыхлят
почву,
пропалывают
от
сорняков.
При
этом
воспитатель сообщает о назначении различных видов ухода. Дети
наблюдают за состоянием растений после полива и после дождя, до и
после
рыхления
почвы,
устанавливают
связь
между
состоянием
растения и условиями, в которых оно находится, уходом за ним. В
процессе
выращивая
растений,
малыши
начинают
понимать,
что
ходить надо только по дорожкам, нельзя затаптывать клумбы и грядки,
бегать по ним.
Необходимо
использовать
прогулки
для
расширения
кругозора
о
разнообразии растений и животных. Целевые прогулки на луг, водоем
позволяют познакомить детей с растениями и животными обитающими
там.
Воспитатель
просит
детей
назвать
знакомые
растения
и
животные, сравнить их по форме, окраске и величине. Надо уточнять и
обогащать
представления
детей
о
насекомых,
учить
узнавать
по
характерным
признакам
бабочку-капустницу
и
муравья.
Следует
научить
ребят
сравнивать
насекомых
по
особенностям
строения
(наличие и отсутствие крыльев), характеру передвижения (ползают,
порхают), месту обитания (в воздухе, на земле), способу защиты от
врагов. Дать знания о том, что насекомые – живые. Они двигаются,
питаются,
приспосабливаются
к
защите
от
врагов.
Воспитывать
бережное отношение к насекомым. Учить устанавливать связи между
особенностями
строения
конечностей
животных
и
способом
передвижения, между потребностями в питании и местом обитания.
Следует провести наблюдение за лягушкой. Обратить внимание детей
на
внешний
вид
животного,
особенности
передвижения,
питания,
рассказать о
местах
обитания
лягушки,
показать
способы
приспособления к окружающей среде.
Совершая
прогулки
по
территории
детского
сада,
воспитатель
формирует представления детей о разнообразии видового состава
растений. Учит различать 3-4 дерева ближайшего окружения, 2 вида
кустарников,
3-4
травянистых
растения,
мох,
съедобный
и
несъедобный гриб.
Календарь природы позволяет сохранить в памяти детей интересные
впечатления от наблюдений на прогулке, участке, экскурсии. Рисунки
детей,
отражающие
увиденное,
помещаются
воспитателем
в
календарь.
Старшая группа.
Работа в уголке природы.
Воспитатель
напоминает
детям,
что
растения
уголка
природы
нуждаются в заботе и внимании. Совместно с детьми он уточняет
способы
ухода
за
обитателями
уголка
природы
летом,
приучает
выполнять
несложные
поручения.
Дежурные
ухаживают
за
обитателями уголка природы ежедневно.
Наблюдения и труд на участке детского сада.
Организуется труд детей на огороде – рыхление, прополка. Перед
прополкой воспитатель проводит наблюдение за молодыми всходами,
обращает внимание на то, что не все растения на грядке одинаковые.
Сравнивает их, выделяет отличия сорной травы от всходов (форма и
цвет листьев, высота стеблей, особенности расположения на грядке –
растет не рядками). Объясняет, какое влияние оказывает сорная трава
на рост культурных растений (отнимает питательные вещества, влагу;
загораживает
от
солнечного
света).
Учит
пропалывать
грядки,
подчеркивая, что сорную траву надо вытаскивать с корнем и уносить
из
междурядий.
Попросить
ответить
–
почему.
Закрепить
умения
поливать
растения,
обратить
внимание
на
особенности
полива
большого пространства, сравнить с поливом комнатных растений.
На огороде и цветнике летом работают и дежурные. Они поливают
растения,
рыхлят
землю.
Воспитатель
показывает
особенности
движения растений, связанные с деятельностью солнца. Например,
поворот соцветий подсолнечника. Темы наблюдений: влияние ухода за
растениями
на
жизнедеятельность
молодых
всходов;
состояние
растений на непрореженном участке грудки и на прореженном. Эти
наблюдения позволяют детям глубже осознать необходимость ухода
за растениями, понять направленность различных видов воздействия
на растения и среду, связь между состоянием растений и условиями
их произрастания.
Для демонстрации разнообразия растительного и животного мира
воспитатель
организует
целевые
прогулки на луг, водоем, в парк.
Знакомя детей с водными растениями, обращает внимание на то, что
растения и в воде укореняются в земле на дне. На лугу педагог учит
детей узнавать и различать луговые травы (клевер, мышиный горошек,
тысячелистник и др.), рассказывает об условиях жизни растений на
лугу
–
много
света,
солнечно,
почти
нет
деревьев,
затеняющих
травянистые
растения.
Дети
узнают,
что
на
лугу
растут
только
светолюбивые
растения.
Они
ярко
цветут,
пахнут,
привлекая
насекомых.
Организуются
наблюдения
за
насекомыми
луга
–
кузнечиками,
бабочками,
божьими
коровками,
стрекозами.
Дидактические
игры,
упражняющие
детей в
различении
растений:
«Магазин
цветов»,
«Цветы
луга»,
«Найди
по
описанию»,
«Найди
растение по листку (цветку)» и др. Воспитанники старшей группы
способны
устанавливать
связи
между
строением
конечностей
насекомых
и
способами
их
передвижения,
окраской
и
местом
обитания. Воспитатель задает вопросы, в ответах на которые надо
выделить отличительные, характерные признаки пчелы, жужелицы,
водомерки
(внешний
вид,
место
обитания,
способ
передвижения),
сравнить насекомых по выделенным признакам
Во время экскурсии в парк воспитатель закрепляет представления
детей о том, что в парке растут разные растения (деревья, травы,
кусты, ягоды), грибы. Упражняет в различении деревьев (4-5 видов),
кустарников
(2-3
вида),
цветущих
трав
(5-6
видов).
Уточняет
представление о том, что в парке обитают звери, птицы, насекомые и
др.
животные.
Дети
упражняются
в
различении
голосов
птиц.
Наблюдают
за
жизнью
муравьев;
устанавливают,
чем
питаются
насекомые и делают ввод об их значении в природе. Наблюдают за
насекомоядными птицами (ласточками, стрижами); за особенностями
полета разных птиц, сравнивают. Задать детям вопрос: «Почему птицы
так часто возвращаются к гнездам?». Рассказать о значении птиц в
природе.
Календарь природы усложняется.
Сезонные
явления
природы,
состояние
погоды
представляется
с
помощью значков. Воспитатель использует календарь не только как
средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умений
«читать»
календарь.
Здесь
же
помещаются
наиболее
интересные
рисунки
детей,
отражающие
их
наблюдения
за
погодой,
жизнью
животных, растений, людей.
Подготовительная к школе группа.
Работа в уголке природы.
Воспитатель говорит о том, что летом изменяются условия жизни для
живых существ. А это требует изменения способов ухода за ними.
Многим растениям требуется увеличить количество влаги, чтобы они
активно
росли
и
цвели.
Учит
детей
внимательно
относиться
к
растениям, отмечать изменения в их внешнем виде, устанавливать
причины
происшедших
перемен
(хороший
или
плохой
уход,
соответствие
или
несоответствие
условий
потребностям
живых
объектов).
Организуются
наблюдения
за
ростом
и
развитием
комнатных
растений как индивидуально, так и с подгруппой детей. Наблюдения
сопровождаются
зарисовками,
отражающими
способы
ухода
и
изменения, происшедшие с растениями.
Наблюдения и труд на участке детского сада.
Наблюдают
за
летними
явлениями
в
природе
и
их
динамикой:
увеличением
продолжительности
дня
в
начале
лета
и
его
сокращением в августе; изменением высоты стояния солнца – к концу
лета она также меняется, солнце и в полдень не так высоко, как в
июне. Определяя высоту стояния солнца в течение дня (утром и в
полдень), дети с удовольствием наблюдают за тенью – своей или
окружающих предметов, измеряют ее при помощи условной мерки.
Дети
измеряют
температуру
воздуха
с
помощью
термометра.
В
течение дня она не одинакова. Сравнивают температуру в тени и на
открытом месте, делают вывод, почему она различна.
Наблюдают за природными явлениями: грозой, радугой, росой и
туманом,
дождем
(ливнем,
мелким
моросящим,
«грибным»),
солнцепеком
и
т.д.
Причины
некоторых
из
них
воспитатель
устанавливает совместно с детьми.
Самостоятельно, но под руководством взрослого дети осуществляют
уход за растениями огорода и цветника. Усвоенные ранее знания,
приобретенные
умения
позволяют
им
правильно
определить
необходимость основных видов ухода (полив, рыхление, прополка,
прореживание,
подвязка
и
т.д.) и
выполнять
их.
Организуя
труд,
воспитатель помогает детям распределить обязанности, контролирует
умение
пользоваться
орудиями труда,
обращает
внимание
на
качество выполненных работ.
Педагог организует летом прогулки на луг, водоем, в парк, в поле и
т.д. На луг следует приходить несколько раз по мере смены цветущих
растений.
Воспитатель
развивает
наблюдательность,
способность
различать
луговые
травы,
с
уважением
относиться
к
каждому
обитателю луга. Показывает разнотравье: розовый и белый клевер,
луговой василек и подмаренник, тысячелистник и мышиный горошек,
злаки:
трясунка,
ежа
сборная,
мятлик,
овсяница.
Сравнивает
со
злаками культурными, растущими в поле. Цель таких наблюдений -
развивается
способность
видеть
не
просто
траву,
а
разнообразие
растений, имеющих яркие, неповторимые особенности. На луг можно
привести детей в разное время суток (утром, под вечер), в разную
погоду (при ярком солнце и в пасмурный день). Дети увидят движение
цветов:
венчики
некоторых
раскрываются
утром,
а
вечером
закрываются
(одуванчик);
закрываются
перед
дождем
(чертополох,
вьюнок),
поворачиваются
за
движением
солнца
(подсолнечник,
шиповник).
Воспитатель,
развивая
навыки
познавательно-
исследовательской деятельности, обращает внимание на проявления
взаимодействия
растений
и
животных.
Дети
стараются
сделать
выводы о том, почему они живут на лугу рядом.
В период сенокоса наблюдения обогащают представления детей о
труде
взрослых,
о
том,
как
идет
подготовка
к
зимовке
домашних
животных.
Во время прогулки в парк воспитатель формирует умения детей
узнавать
распространенные
породы
деревьев
и
кустарников,
определять их место произрастания, устанавливать потребности в
свете и влаге. Дети выделяют их характерные черты: окраску коры,
строение
листьев,
форму
кроны,
цветы,
плоды.
Используются
дидактические игры: «Узнай, чей листок?», «Чьи детки на ветке?»,
«Путаница» и др.
Воспитатель
обращает
внимание на
полезные
и
вредные для
человека
растения. Собирая
ягоды,
дети
отличают
зрелые
от
незрелых. Развивается способность различать не только ягоды, но и
листья, цветки. Дети делают вывод о том, что ягоды появляются из
цветков,
зреют
постепенно.
Педагог
формирует
умение
отличать
съедобные
грибы
от
несъедобных,
правильно
собирать
грибы,
не
уничтожать
несъедобные
грибы
(они
нужны
для
животных).
Наблюдают за животными в их естественных условиях. Воспитатель
помогает устанавливать признаки приспособления животных к среде, в
которой
они
обитают,
показывает,
как
они
прячутся
от
врагов.
Рассматривают
муравейник,
находят
муравьиные
дорожки.
Наблюдают
за
тем,
что
муравьи
несу
в
свой
дом.
Воспитатель
подводит детей к выводу о значении муравьев в природе, воспитывает
чувство бережного к ним отношении.
Особенности календаря природы.
В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество
солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и др. дней. Делается
вывод
о
преимущественном
состоянии
погоды
в
течение
месяца.
Рекомендуется отмечать погоду два раза в день. Для этого каждая
клеточка календаря делится по диагонали на две части: утро и вечер.
Погода
отмечается
после
утренней
прогулки
и
перед
выходом
на
вечернюю прогулку.
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну
из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества
является
формирование
экологической
культуры
подрастающего
поколения.
Экологическая
культура –
о д н а
и з
ф у н д а м е н т а л ь н ы х
общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании
научными,
нравственными,
художественными
средствами
системы
экологических
отношений,
в
превращении
негативных
проявлений,
ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность.
Экологическое воспитание личности предполагает формирование
экологической культуры уже с дошкольного возраста.
В
проекте
федерального
закона
«Об
экологической
культуре»,
концепции
дошкольного
воспитания
подчеркнуто,
что
именно
в
дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения
к природе. Целью экологического воспитания дошкольников, является
воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-
действенного
и
эмоционально-чувственного
взаимодействия
с
природными
объектами,
понимание
детьми
элементарных
взаимосвязей,
существующих
в
природе,
и
особенностей
взаимодействия человека и общества.
Дошкольный
возраст
характеризуется
особой
интенсивностью
развития
эмоционально-ценностного
отношения
к
окружающему,
накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В
связи
с
этим,
экологическое
воспитание
детей-дошкольников
приобретает
важнейшее
значение,
так
как
в
этом
возрасте
закладываются
основы
экологической
культуры
личности,
что
является неотъемлемой частью духовной культуры человека.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение
влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению,
природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он
отмечал,
что
сама
природа
не
воспитывает,
а
активно
влияет
на
взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу,
чувствовать
ее
красоту,
это
качество
нужно
прививать
с
раннего
детства.
Исходя
из
вышеизложенного, главной
целью экологического
воспитания на наш взгляд, считается формирование экологической
культуры
как
совокупности
экологического
сознания,
экологических
чувств, экологической деятельности через воспитание интереса к
природе,
понимание
происходящих
в
ней
процессов
и
их
взаимосвязях.
Достижение
поставленной
цели
осуществляется
через
решение
следующих задач экологического воспитания:
- ф о р м и р о в а н и е
э л е м е н т а р н ы х
е с т е с т в е н н о н а у ч н ы х
представлений, навыков поисково-экспериментальной деятельности,
знаний о природе;
- воспитание любви к природе через непосредственное общение с
ней.
При
планировании
работы
по
экологическому
воспитанию
учитываются
принципы:
научности,
интеграции,
системности,
регионизации.
Экологическое воспитание в дошкольном учреждении возможно при
условии:
- наличия
базы,
создание
обстановки,
условий
для
работы
по
экологическому воспитанию;
- использования самых разнообразных форм работы в решении
задач, экологического воспитания;
- работы с родителями, так как без участия родителей невозможно
заложить фундамент экологической культуры у детей.
Индивидуализация
образования
происходит
через
создание
условий:
развивающая
предметно
пространственная
экологическая
среда дошкольного учреждения включает в себя:
1. «Зеленый
холл» –
для
проведения
экскурсий
и
опытно-
экспериментальной
деятельности,
в
котором
имеется
весь
необходимый
инструментарий
для
наблюдений,
о п ы т о в ,
осуществления трудовой деятельности и т. п. (орудия для ручного
труда, паспорта обитателей уголка природы и комнатных растений,
деревьев, с отражением среда обитания и условий содержания).
2. «Экологическая
тропа»,
которая
расположена
по
периметру
ДОУ,
что
позволяет
всем
детям
и
педагогам
групп
постоянно
наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.
Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки: отдельно
стоящие
хвойные
и
лиственные
деревья
и
кустарники;
«Зеленая
аптека»; огород; ягодник; цветник; альпийская горка; птичий столб.
3. «Птичий столб» круглый год привлекает пернатых и позволяет
вести длительное наблюдение с детьми за птицами и подкормку:
зимой – корм, летом в водопойный желобок наливаем воды. В любое
время года птицы могут воспользоваться домиком, установленным на
его верхушке.
4. Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и
образования детей – работа в экологически значимом пространстве,
на
образовательном
маршруте,
проходящем
через
различные
природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами
их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети и
взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Учитывая
особенности
возраста,
а
также
специфику
этой
развивающей среды, при организации работы на экологической тропе
используются
разнообразные
формы:
экскурсии,
занятия-опыты,
занятия-наблюдения,
экологические
игры,
конкурсы,
викторины,
праздники.
Экологическая
тропа –
это
средство
нравственного,
эстетического, трудового воспитания.
5. Групповой центр природы, в котором имеются пособия, предметы
для
опытно-экспериментальной
деятельности, календарь
природы.
Подобраны: библиотека; гербарии; мини-коллекции (семена, ракушки);
настольные дидактические игры. Имеются различные иллюстрации и
репродукции
о
природе
и
временах
года,
макеты,
«Мини-огород»,
дневник – наблюдений и т. п. Такая работа позволяет ребенку узнать
не только о строении растений, но и развивает наблюдательность
детей, способность замечать изменения растущих растений, понимать
значение неодинаковых условий их роста.
Таким
образом,
созданная
предметно-развивающая
среда
ДОУ
позволяет помимо решения образовательных задач, более углубленно
познать
окружающий
мир,
развивает
этические
и
эстетические
ребенка,
воспитывает
любовь
к
окружающему
миру,
природе,
воспитывает трудолюбие, развивает культурно-гигиенические навыки.
Использование демократического стиля общения с воспитанниками,
позволяет
обеспечивать
спокойную
обстановку,
способствующую
самореализации каждого ребенка.
Работа
идет
по
трем
направлениям:
1)
НОД;
2)
совместная
деятельность воспитателя с детьми; 3) самостоятельная деятельность
детей.
Для управления ННОД предусмотрены единые методы дидактики:
наглядные,
словесные,
практические
или
интеграция
всех
трех
методов
и
приемов
обучения
в
едином
в о с п и т ат ел ь н о -
образовательном процессе.
Достигать устойчивых положительных результатов в формировании
экологической
культуры
у
дошкольников помогает
использование
в
р а б о т е
п р о е к т н о г о
м ет о д а ,
к о т о р ы й даёт
воз м ож н о с т ь
экспериментировать,
синтезировать
и
развивать
полученные
экологические
знания,
развивать
творческие
способности
и
коммуникативные
навыки,
что
формирует
умение
работать
в
коллективе и самостоятельно. Совместно с детьми и родителями было
разработано
и
реализовано
ряд
проектов:
«Путешествие
по
экологической тропинке», «Островок почемучек», «Огород на окне».
В
работе
по
данному
направлению
широко
применяются
дидактические
наглядные
материалы,
созданные
средствами
мультимедиа.
Например,
пособия
«Сочинители
сказок»,
«Времена
года», «Волшебные звуки природы» и др.
Проводятся
совместные
детско-родительские
развлечения
на
экологическую тематику «Праздник леса», «Путешествие по лесным
тропинкам»,
которые
оказывают
сильнейшее
воздействие
на
эмоциональную сферу личности ребенка.
В
совместной
и
самостоятельной
деятельности
широко
используются различные пособия, созданные совместно с детьми и
родителями:
настольно-печатные
игры
«Зоологическое
лото»,
«Ботаническое
лото»,
«Ягоды
и
фрукты»,
«Растения»,
«Подбери
листья».
Одной
из
наиболее
интересных
форм
по
формированию
экологической
культуры
у
дошкольников
является
совместное
сочинение и инсценировка сказок. Экологические сказки способствуют
привлечению внимания и развития интереса детей к занятиям по
природному миру, делают экологическое воспитание дошкольников
более
занимательным
и
разнообразным.
Благодаря
активному
участию родителей в сочинении познавательных сказок экологической
направленности
дети
с
удовольствием
рассказывают
сказки,
сочиненные дома с родителями и рисуют к ним иллюстрации.
Родители
активные
участники
в
конкурсах,
развлечениях,
выставках,
семинарах,
природоохранительных
акциях:
«Наши
младшие
друзья»,
«Покормите
птиц
зимой»,
«Украсим
землю
цветами». Одним
из
эффективных
средств
работы
с
родителями
считаем,
не
только
размещение
информации
в
«Уголках
для
родителей»,
совместные
акции,
развлечения
и т.
п.,
но
выпуск
внутренней
газеты
ДОУ
«Экологический
вестник».
Таким
образом,
использование
в
работе
традиционных
и
инновационных
форм
взаимодействия
с
семьями
воспитанников,
способствует
тесному
сотрудничеству по данному направлению работы. Сотрудничество с
семьей
помогает
обеспечить
непрерывность
и
целостной
формирования экологической культуры.
Планомерная
и
последовательная
работа,
использование
эффективных методов и приемов, позволили выйти на следующие
результаты:
1. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой
природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили
основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили
нормы поведения в природном окружении. Научились давать оценку
действиям других людей по отношению к природе.
2. Воспитанники
и
родители –
активные
участники
районных
и
городских экологических конкурсов: по благоустройству территории,
конкурс плакатов в рамках экологического марафона «Мы – за чистый
посёлок», конкурс плакатов и рисунков.
3. Неоднократные
дипломанты
и
призеры
областного
конкурса
«Экобебби».
4. Обобщение
опыта
работы
на
научно –
практических
конференциях регионального, областного и всероссийского уровня.
5. Неоднократные
дипломанты
в
конкурсах
научно-методических
разработок
«Инновации
в
образовании»
по
данному
направлению
работы.
В ходе работы над данной проблемой, мы пришли к выводу, что
формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с
воспитанием
нравственной,
патриотической
культуры,
которая
позволяет посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной
природе,
к
родному
дому
и
семье,
к
истории
и
культуре
страны,
созданной
трудами
родных
и
близких
людей.
Поэтому
была
разработана и рецензирована программа по краеведению «Сибирский
край», которая успешно прошла апробацию и дает положительные
результаты.