Напоминание

"Детские опыты на взрослой кухне"


Автор: Мизинина Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №8 детский сад " Ромашка"
Населённый пункт: пос. Усть-Камчатск, Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: "Детские опыты на взрослой кухне"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мизинина Татьяна Геннадьевна

Воспитатель МБДОУ №8 детский сад

«Ромашка» пос. Усть-Камчатск

Детские опыты на взрослой кухне

(Рекомендации для родителей)

Наверняка ваш малыш любит все таинственное и загадочное, изучает

мир всеми возможными способами и задает множество вопросов об окружа-

ющих его предметах и явлениях. Часто совершенно простые и обыденные

для взрослых вещи вызывают искреннее восхищение малыша. А ведь суще-

ствует масса простых экспериментов, которые можно проводить прямо на

кухне. Они не требуют никакой подготовки и специального оборудования,

большинство из них юный экспериментатор может делать сам, руководству-

ясь мамиными инструкциями, но, конечно, под ее наблюдением. Это не толь-

ко поможет занять малыша на некоторое время, такие почти научные экспе-

рименты – не просто развлечение. Исследовательская деятельность как не-

льзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность,

дает первые представления о физических и химических явлениях вокруг нас,

помогает понять некоторые законы природы. Особенно, если мама не спешит

делать за малыша выводы, а дает ему возможность попытаться найти ответ

самому. И пусть ответы и выводы не всегда верны, не это важно. Самое глав-

ное не ответ, а вопрос и поиск ответа на него. Ну, так как, за дело?

Техника безопасности. Этим вопросом не следует пренебрегать ни-

когда, особенно если речь идет о любопытном и шустром малыше. Опуская

тему безопасности на кухне вообще (думаю, с этим у вас все в порядке), хо-

чется сказать пару слов об «инструктаже» самого ребенка перед началом экс-

периментов. Это необходимо сделать даже тогда, когда все компоненты ва-

ших опытов совершенно безопасны. Именно с инструктажа по технике без-

опасности начинается работа в любой лаборатории, а ведь ваша кухня на не-

которое время превращается в самую настоящую лабораторию. Непременно

расскажите об этом малышу. Обратите его внимание, что работать в лабора-

тории нужно в специальной одежде. В подтверждении своих слов выдайте

крохе кухонный передник. Со всеми веществами следует обращаться очень

осторожно, ведь среди них могут встретиться и ядовитые. И уж конечно не

стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

Все наши опыты совершенно безвредны и не содержат опасных веществ (ис-

ключение составляет лишь йод). Но малыш с самого начала своей исследова-

тельской деятельности должен четко знать правила работы с ними. Не запуги-

вание, а разумная предосторожность должна лежать в основе вашей беседы.

Когда подготовительная работа проведена, можно приступать непосредствен-

но к экспериментам.

Экспе-

рименты с водой. Самые простые и доступные физические опыты можно

проделать с обычной водой. Прежде чем приступать к опытам, поговорите с

малышом о воде как природном веществе. Вспомните, где можно встретить

воду (реки и моря, дождь и капельки тумана, снег и лед, роса и сок растений),

для чего она нужна и была бы возможна жизнь на планете, если бы вода

вдруг исчезла. Спросите у малыша, есть ли у воды цвет, чем она пахнет, какая

на вкус. Не отвечайте за него, пусть он сам сделает маленькое открытие,

определив, что вода прозрачна и не имеет ни вкуса, ни запаха. Если кроха

еще не знаком с агрегатными состояниями воды, проведите такой простой

эксперимент.

Опыт

первый. Налейте немного воды в формочку для льда, и пусть кроха собствен-

норучно поместит ее в морозилку. Через пару часов вытащите формочку и

убедитесь, что вместо воды в ней появился лед. Что за чудо, откуда он взялся?

Сможет ли малыш сам в этом разобраться? Неужели твердый лед – это та же

вода? А может, это мама придумала какой-то хитрый фокус и подменила фор-

мочки в морозилке? Хорошо, давай проверим! В тепле кухни лед быстро рас-

тает и превратится в обычную воду. Вот вам и удивительное открытие: на хо-

лоде жидкая вода замерзает и превращается в твердый лед. Но вода может

превратиться не только в лед. Вылейте талую воду в кастрюльку, поставьте на

огонь и пусть малыш внимательно за ней наблюдает, пока вы заняты своими

делами. Когда вода закипит, обратите внимание малыша на поднимающийся

пар. Аккуратно поднесите к кастрюльке зеркальце и покажите крохе образо-

вавшиеся на нем капельки воды. Значит, пар – это тоже вода! Да, это крошеч-

ные капельки воды. Если кастрюлька покипит достаточно долго, то вся вода

из нее исчезнет. Куда же она делась? Превратилась в пар и разлетелась по

всей кухне.

Опыт второй. Теперь погово-

рите с малышом о некоторых свойствах воды. С одним из них он хорошо зна-

ком и сталкивается практически ежедневно. Речь пойдет о растворении.

Спросите у крохи, что происходит с сахаром, когда он кладет его в чай и раз-

мешивает ложкой. Сахар исчезает. Совсем исчезает? Но ведь чай был неслад-

кий, а стал сладкий. Сахар не исчезает, он растворяется, распадается на кро-

шечные, невидимые глазу частички и распределяется по всему стакану. Но

все ли вещества будут точно так же растворяться в воде? Дождитесь ответа

ребенка, а потом предложите проверить свой ответ экспериментально. Налей-

те в баночки или стаканчики теплую воду, выдайте малышу всевозможные

безопасные вещества (сахар, соль, пищевую соду, крупы, растительное масло,

«куриные» кубики, муку, крахмал, песок, немного земли из цветочного

горшка, мел и т.п.), и пусть он кладет их в стаканы, размешивает и делает со-

ответствующие выводы. Это увлечет юного исследователя надолго. Вы же

тем временем можете спокойно заниматься кухонными делами, присматривая

за малышом и, при необходимости, помогая советами.

Опыт третий. Теперь сделаем сле-

дующее. Возьмите два стакана, налейте в каждый одинаковое количество

воды, только в один стакан – холодной, а в другой – горячей (не кипяток, что-

бы малыш случайно не обжегся). Положим в каждый стакан по столовой лож-

ке соли и начнем размешивать. Чтобы малыш сделал правильные выводы,

очень важно соблюдать абсолютно одинаковые условия для обоих стаканов,

за исключением температуры воды. Я не зря обращаю на это ваше внимание.

Это касается не только данного эксперимента, но и всех других. Детская ло-

гика – штука интересная и непредсказуемая, малыши мыслят совсем иначе,

чем взрослые. И то, что для нас очевидно, для них может выглядеть совер-

шенно по-другому. Когда я проводила этот опыт со своим пятилетним сыном,

то постаралась учесть все эти особенности. Но оказалось, что учла не все...

Насыпав соль в стаканы, я дала ему ложку и предложила размешивать содер-

жимое «холодного» стакана. Сама же принялась за «горячий». Когда «моя»

соль растворилась, а в стакане сына продолжало плавать приличное количе-

ство кристалликов, я поинтересовалась: «Смотри-ка, воды одинаково, соли

одинаково. Почему же у тебя соль осталась, а у меня нет?» На это сын выдал

мне совершенно логичное в данной ситуации умозаключение: «Ты же

большая, хорошо мешала – вот у тебя и растворилось. А я маленький, мешал

плохо...» Так что пусть сами и мешают в обоих стаканах. Тогда увидеть зави-

симость скорости растворения от температуры будет гораздо проще...

Эксперименты с куриным яйцом.

Опыт первый. Если вы готовите яичницу на завтрак, а вездесущий ма-

лыш крутится под ногами, выдайте ему два куриных яйца, одно сырое, вто-

рое вареное, и предложите, не разбивая, определить, где какое. Подскажите,

что яйца нужно вращать на столе. Пока малыш будет занят этим увлекатель-

ным делом, вы вполне успеете закончить приготовление завтрака. А потом

объясните крохе, почему вареное яйцо легко и быстро вращается, а сырое –

делает один-два неуклюжих оборота и замирает. Не стоит рассказывать о цен-

тре тяжести, вряд ли малыш это поймет. Просто скажите, что внутри сырого

яйца желток и белок болтаются, мешая яйцу раскрутиться. А вот твердое со-

держимое вареного яйца позволяет ему легко вращаться.

Опыт вто-

рой. Выдайте малышу пол-литровую банку с водой и сырое куриное яйцо.

Пусть положит его в воду и посмотрит, что получится. Яйцо опустится на дно

банки. Теперь нужно его вытащить, а в воду добавить 2 столовые ложки соли

и хорошенько размешать. Повторно опускаем яйцо в воду и наблюдаем ин-

тересную картинку: теперь яйцо не тонет, а плавает на поверхности. Мыто с

вами знаем, что дело в плотности воды. Чем она выше (в данном случае за

счет соли), тем сложнее в ней утонуть. Предложите малышу высказать свою

версию, объясняющую этот феномен. Напомните ему о том, что в море пла-

вать гораздо легче, чем в реке. Соленая вода помогает держаться на поверх-

ности. А теперь возьмите литровую банку, наполните ее пресной водой на

треть, опустите в банку яйцо. В отдельную емкость наберите теплую воду, и

пусть малыш растворяет там соль, чтобы получился концентрированный со-

левой раствор. Теперь дайте ребенку такое задание: нужно добиться, чтобы

яйцо не тонуло и не всплывало, а «висело» в толще воды, как подводная лод-

ка. Для этого нужно подливать в банку солевой раствор маленькими порция-

ми до тех пор, пока не получится нужный эффект. Если малыш нальет слиш-

ком много раствора и яйцо вынырнет на поверхность, предложите ему поду-

мать, как можно исправить положение (подлить в банку необходимое количе-

ство пресной воды, тем самым уменьшив ее плотность).

Если эти и им подобные са-

мые первые, самые простые опыты захватят малыша, можно пойти дальше. В

продаже есть и литература на эту тему, и наборы приспособлений и реакти-

вов для юных физиков и химиков. Исследовательский интерес, если он воз-

никнет, нужно непременно поддерживать и развивать. В дальнейшем он со-

служит малышу хорошую службу. И может быть маленькая домашняя лабора-

тория на кухне ли, в детской, на балконе, на даче станет началом больших и

серьезных экспериментов вашего замечательного ученого.

Литература:

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Зани-

мательные опыты и эксперименты для дошкольников. Издательство: Сфера,

2004.

2.Каспарова Ю. Пока мама готовит. //«Мама и Малыш», №04, 2007.

3. А.И.Шапиро Серия книг: «Секреты знакомых предметов».

4. Андруз Дж., Найтон К. 100 занимательных экспериментов. Росмэн-Пресс,

2008г.

5. Гилпин Р., Пратт Л. Большая книга занимательных опытов. Росмэн-Пресс,

2008г.



В раздел образования