Автор: Мизинина Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №8 детский сад " Ромашка"
Населённый пункт: пос. Усть-Камчатск, Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: "Детские опыты на взрослой кухне"
Раздел: дошкольное образование
Мизинина Татьяна Геннадьевна
Воспитатель МБДОУ №8 детский сад
«Ромашка» пос. Усть-Камчатск
Детские опыты на взрослой кухне
(Рекомендации для родителей)
Наверняка ваш малыш любит все таинственное и загадочное, изучает
мир всеми возможными способами и задает множество вопросов об окружа-
ющих его предметах и явлениях. Часто совершенно простые и обыденные
для взрослых вещи вызывают искреннее восхищение малыша. А ведь суще-
ствует масса простых экспериментов, которые можно проводить прямо на
кухне. Они не требуют никакой подготовки и специального оборудования,
большинство из них юный экспериментатор может делать сам, руководству-
ясь мамиными инструкциями, но, конечно, под ее наблюдением. Это не толь-
ко поможет занять малыша на некоторое время, такие почти научные экспе-
рименты – не просто развлечение. Исследовательская деятельность как не-
льзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность,
дает первые представления о физических и химических явлениях вокруг нас,
помогает понять некоторые законы природы. Особенно, если мама не спешит
делать за малыша выводы, а дает ему возможность попытаться найти ответ
самому. И пусть ответы и выводы не всегда верны, не это важно. Самое глав-
ное не ответ, а вопрос и поиск ответа на него. Ну, так как, за дело?
Техника безопасности. Этим вопросом не следует пренебрегать ни-
когда, особенно если речь идет о любопытном и шустром малыше. Опуская
тему безопасности на кухне вообще (думаю, с этим у вас все в порядке), хо-
чется сказать пару слов об «инструктаже» самого ребенка перед началом экс-
периментов. Это необходимо сделать даже тогда, когда все компоненты ва-
ших опытов совершенно безопасны. Именно с инструктажа по технике без-
опасности начинается работа в любой лаборатории, а ведь ваша кухня на не-
которое время превращается в самую настоящую лабораторию. Непременно
расскажите об этом малышу. Обратите его внимание, что работать в лабора-
тории нужно в специальной одежде. В подтверждении своих слов выдайте
крохе кухонный передник. Со всеми веществами следует обращаться очень
осторожно, ведь среди них могут встретиться и ядовитые. И уж конечно не
стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
Все наши опыты совершенно безвредны и не содержат опасных веществ (ис-
ключение составляет лишь йод). Но малыш с самого начала своей исследова-
тельской деятельности должен четко знать правила работы с ними. Не запуги-
вание, а разумная предосторожность должна лежать в основе вашей беседы.
Когда подготовительная работа проведена, можно приступать непосредствен-
но к экспериментам.
Экспе-
рименты с водой. Самые простые и доступные физические опыты можно
проделать с обычной водой. Прежде чем приступать к опытам, поговорите с
малышом о воде как природном веществе. Вспомните, где можно встретить
воду (реки и моря, дождь и капельки тумана, снег и лед, роса и сок растений),
для чего она нужна и была бы возможна жизнь на планете, если бы вода
вдруг исчезла. Спросите у малыша, есть ли у воды цвет, чем она пахнет, какая
на вкус. Не отвечайте за него, пусть он сам сделает маленькое открытие,
определив, что вода прозрачна и не имеет ни вкуса, ни запаха. Если кроха
еще не знаком с агрегатными состояниями воды, проведите такой простой
эксперимент.
Опыт
первый. Налейте немного воды в формочку для льда, и пусть кроха собствен-
норучно поместит ее в морозилку. Через пару часов вытащите формочку и
убедитесь, что вместо воды в ней появился лед. Что за чудо, откуда он взялся?
Сможет ли малыш сам в этом разобраться? Неужели твердый лед – это та же
вода? А может, это мама придумала какой-то хитрый фокус и подменила фор-
мочки в морозилке? Хорошо, давай проверим! В тепле кухни лед быстро рас-
тает и превратится в обычную воду. Вот вам и удивительное открытие: на хо-
лоде жидкая вода замерзает и превращается в твердый лед. Но вода может
превратиться не только в лед. Вылейте талую воду в кастрюльку, поставьте на
огонь и пусть малыш внимательно за ней наблюдает, пока вы заняты своими
делами. Когда вода закипит, обратите внимание малыша на поднимающийся
пар. Аккуратно поднесите к кастрюльке зеркальце и покажите крохе образо-
вавшиеся на нем капельки воды. Значит, пар – это тоже вода! Да, это крошеч-
ные капельки воды. Если кастрюлька покипит достаточно долго, то вся вода
из нее исчезнет. Куда же она делась? Превратилась в пар и разлетелась по
всей кухне.
Опыт второй. Теперь погово-
рите с малышом о некоторых свойствах воды. С одним из них он хорошо зна-
ком и сталкивается практически ежедневно. Речь пойдет о растворении.
Спросите у крохи, что происходит с сахаром, когда он кладет его в чай и раз-
мешивает ложкой. Сахар исчезает. Совсем исчезает? Но ведь чай был неслад-
кий, а стал сладкий. Сахар не исчезает, он растворяется, распадается на кро-
шечные, невидимые глазу частички и распределяется по всему стакану. Но
все ли вещества будут точно так же растворяться в воде? Дождитесь ответа
ребенка, а потом предложите проверить свой ответ экспериментально. Налей-
те в баночки или стаканчики теплую воду, выдайте малышу всевозможные
безопасные вещества (сахар, соль, пищевую соду, крупы, растительное масло,
«куриные» кубики, муку, крахмал, песок, немного земли из цветочного
горшка, мел и т.п.), и пусть он кладет их в стаканы, размешивает и делает со-
ответствующие выводы. Это увлечет юного исследователя надолго. Вы же
тем временем можете спокойно заниматься кухонными делами, присматривая
за малышом и, при необходимости, помогая советами.
Опыт третий. Теперь сделаем сле-
дующее. Возьмите два стакана, налейте в каждый одинаковое количество
воды, только в один стакан – холодной, а в другой – горячей (не кипяток, что-
бы малыш случайно не обжегся). Положим в каждый стакан по столовой лож-
ке соли и начнем размешивать. Чтобы малыш сделал правильные выводы,
очень важно соблюдать абсолютно одинаковые условия для обоих стаканов,
за исключением температуры воды. Я не зря обращаю на это ваше внимание.
Это касается не только данного эксперимента, но и всех других. Детская ло-
гика – штука интересная и непредсказуемая, малыши мыслят совсем иначе,
чем взрослые. И то, что для нас очевидно, для них может выглядеть совер-
шенно по-другому. Когда я проводила этот опыт со своим пятилетним сыном,
то постаралась учесть все эти особенности. Но оказалось, что учла не все...
Насыпав соль в стаканы, я дала ему ложку и предложила размешивать содер-
жимое «холодного» стакана. Сама же принялась за «горячий». Когда «моя»
соль растворилась, а в стакане сына продолжало плавать приличное количе-
ство кристалликов, я поинтересовалась: «Смотри-ка, воды одинаково, соли
одинаково. Почему же у тебя соль осталась, а у меня нет?» На это сын выдал
мне совершенно логичное в данной ситуации умозаключение: «Ты же
большая, хорошо мешала – вот у тебя и растворилось. А я маленький, мешал
плохо...» Так что пусть сами и мешают в обоих стаканах. Тогда увидеть зави-
симость скорости растворения от температуры будет гораздо проще...
Эксперименты с куриным яйцом.
Опыт первый. Если вы готовите яичницу на завтрак, а вездесущий ма-
лыш крутится под ногами, выдайте ему два куриных яйца, одно сырое, вто-
рое вареное, и предложите, не разбивая, определить, где какое. Подскажите,
что яйца нужно вращать на столе. Пока малыш будет занят этим увлекатель-
ным делом, вы вполне успеете закончить приготовление завтрака. А потом
объясните крохе, почему вареное яйцо легко и быстро вращается, а сырое –
делает один-два неуклюжих оборота и замирает. Не стоит рассказывать о цен-
тре тяжести, вряд ли малыш это поймет. Просто скажите, что внутри сырого
яйца желток и белок болтаются, мешая яйцу раскрутиться. А вот твердое со-
держимое вареного яйца позволяет ему легко вращаться.
Опыт вто-
рой. Выдайте малышу пол-литровую банку с водой и сырое куриное яйцо.
Пусть положит его в воду и посмотрит, что получится. Яйцо опустится на дно
банки. Теперь нужно его вытащить, а в воду добавить 2 столовые ложки соли
и хорошенько размешать. Повторно опускаем яйцо в воду и наблюдаем ин-
тересную картинку: теперь яйцо не тонет, а плавает на поверхности. Мыто с
вами знаем, что дело в плотности воды. Чем она выше (в данном случае за
счет соли), тем сложнее в ней утонуть. Предложите малышу высказать свою
версию, объясняющую этот феномен. Напомните ему о том, что в море пла-
вать гораздо легче, чем в реке. Соленая вода помогает держаться на поверх-
ности. А теперь возьмите литровую банку, наполните ее пресной водой на
треть, опустите в банку яйцо. В отдельную емкость наберите теплую воду, и
пусть малыш растворяет там соль, чтобы получился концентрированный со-
левой раствор. Теперь дайте ребенку такое задание: нужно добиться, чтобы
яйцо не тонуло и не всплывало, а «висело» в толще воды, как подводная лод-
ка. Для этого нужно подливать в банку солевой раствор маленькими порция-
ми до тех пор, пока не получится нужный эффект. Если малыш нальет слиш-
ком много раствора и яйцо вынырнет на поверхность, предложите ему поду-
мать, как можно исправить положение (подлить в банку необходимое количе-
ство пресной воды, тем самым уменьшив ее плотность).
Если эти и им подобные са-
мые первые, самые простые опыты захватят малыша, можно пойти дальше. В
продаже есть и литература на эту тему, и наборы приспособлений и реакти-
вов для юных физиков и химиков. Исследовательский интерес, если он воз-
никнет, нужно непременно поддерживать и развивать. В дальнейшем он со-
служит малышу хорошую службу. И может быть маленькая домашняя лабора-
тория на кухне ли, в детской, на балконе, на даче станет началом больших и
серьезных экспериментов вашего замечательного ученого.
Литература:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Зани-
мательные опыты и эксперименты для дошкольников. Издательство: Сфера,
2004.
2.Каспарова Ю. Пока мама готовит. //«Мама и Малыш», №04, 2007.
3. А.И.Шапиро Серия книг: «Секреты знакомых предметов».
4. Андруз Дж., Найтон К. 100 занимательных экспериментов. Росмэн-Пресс,
2008г.
5. Гилпин Р., Пратт Л. Большая книга занимательных опытов. Росмэн-Пресс,
2008г.