Автор: Дружинина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Фалинская НОШ"
Населённый пункт: д. Фалина, Слободо-Туринский район, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сборник ролевых игр, направленных на формирование доброжелательного отношения к сверстникам в старшем дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Сборник ролевых игр,
направленных на формирование
доброжелательного отношения к сверстникам
в старшем дошкольном возрасте.
Сборник
ролевых
игр
направленных
на
формирование
доброжелательных
отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста /сост. И.А.Дружинина,
Камышлов, ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.
Руководитель:
Устьянцева Л. Д., кпн, преподаватель ВКК педагогических
дисциплин
Сборник включает в себя
ролевые
игры, направленные на формирование
доброжелательных отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста. В
сборник включены содержание, пояснительная записка, содержание ролевых игр, список
литературы.
Сборник
может
быть
использован
педагогами,
психологами
дошкольных
учреждений, студентами
при подготовке к практике и ее проведении, родителями,
заинтересованными
в
формировании
доброжелательных
отношений
к
сверстникам
у
детей
© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»,2017
Содержание:
2
1.
Пояснительная записка к сборнику
ролевых
игр направленных на
формирование
доброжелательных
отношений
к
сверстникам
у
детей
старшего
дошкольного возраста
5
2.
Рекомендации
7
3.
Блок 1:
ролевые игры, направленные на формирование общения без
слов....................................................................................................................
Жизнь в лесу.......................................................................................
Добрые эльфы.....................................................................................
Волны.................................................................................................
Муравьи..............................................................................................
Театр теней..........................................................................................
Ожившие игрушки..............................................................................
8
8
8
8
9
9
9
4.
Блок 2:
ролевые игры, направленные на
формирования развития
внимания к сверстнику..........................................................................................
Общий круг.........................................................................................
Переходы.............................................................................................
Зеркало...............................................................................................
Испорченный телефон.........................................................................
Бабушка Маланья.................................................................................
Передай движение...............................................................................
Передай настроение..............................................................................
Кто сказал?............................................................................................
Запрещённое движение.......................................................................
10
10
10
10
11
11
12
12
13
13
5.
Блок 3: ролевые игры, направленные на формирование согласованности
действий с другими детьми..................................................................................
Сороконожка.......................................................................................
Лепим скульптуру...............................................................................
Живые картины...................................................................................
Слепой и поводырь..............................................................................
Мостик................................................................................................
Паутинка..............................................................................................
14
14
14
14
14
15
15
6.
Блок 4: ролевые игры, направленные на формирование переживаний
общих эмоций.......................................................................................................
Шторм.................................................................................................
Мышата в мышеловке..........................................................................
Кто смешнее засмеётся.........................................................................
Заблудившиеся дети............................................................................
Шпионы..............................................................................................
Обнимали..........................................................................................
15
15
15
16
16
17
17
7.
Блок 5: ролевые игры, направленные на формирование взаимопомощи в
игре.....................................................................................................................
Старенькая бабушка.............................................................................
Живые куклы.......................................................................................
Шляпа волшебника..............................................................................
Заблудившийся ребёнок.......................................................................
17
18
18
18
19
8.
Блок 6: ролевые игры, направленные на формирование умения видеть и
подчеркивать положительные качества и достоинства других детей......................
Спящая красавица..................................................................................
Добрые волшебники.............................................................................
19
19
19
3
Комплименты.......................................................................................
Волшебные очки..................................................................................
19
20
9.
Блок
7:
ролевые
игры,
направленные
на
формирование
развития
взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его
успеху............................................................................................................
Закончи рисунок..................................................................................
Рукавички.............................................................................................
Угадай-ка............................................................................................
Мастер и подмастерья............................................................................
Общая картина.....................................................................................
20
20
20
21
21
21
10.
Заключение
22
11.
Список литературы
23
Пояснительная записка
4
Проблема
воспитания
гуманных,
доброжелательных
отношений
в
группе
дошкольников
стояла
перед
педагогами
всегда.
Практически
все
образовательные
программы
для
детей
дошкольного
возраста
содержат
раздел
«социально-
коммуникативное развитие», посвященный формированию положительного отношения к
другим людям, социальных чувств, взаимопомощи и пр. Важность этой задачи очевидна,
поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции,
оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому.
Очевидно,
что
гуманное
отношение
к
другим
основано
на
способности
к
сопереживанию,
к
сочувствию,
которая
проявляется
в
самых
разных
жизненных
ситуациях. Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении или
коммуникативные навыки, но прежде всего нравственные чувства, которые позволяют
принимать и воспринимать чужие трудности и радости, как свои.
Наиболее
распространенным
методом
формирования
социальных
и
нравственных
чувств
являются
осознание
эмоциональных
состояний,
своеобразная
рефлексия,
обогащение
словаря
эмоций,
овладение
своеобразной
«азбукой
чувств».
Основным
методом
воспитания
нравственных
чувств
как
в
отечественной,
так
и
в
зарубежной педагогике являются осознание ребенком своих переживаний, познание себя
и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать
свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти
приемы
концентрируют
внимание
ребенка
на
самом
себе,
своих
достоинствах
и
достижениях. Детей учат прислушиваться к себе, называть свои состояния и настроения,
понимать свои качества и свои достоинства. Предполагается, что ребенок, уверенный в
себе, хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и
разделить
его
переживания,
но
эти
предположения
не
оправдываются.
Ощущение
и
осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводит к
сопереживанию боли других, а высокая оценка своих достоинств в большинстве случаев
не способствует столь же высокой оценке других.
В
этой
связи
возникает
необходимость
новых
подходов
к
формированию
межличностных отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования
должна стать не рефлексия своих переживаний и не усиление своей самооценки, а,
напротив, снятие фиксации на собственном Я за счет развития внимания к другому,
чувства общности и сопричастности с ним. Такая стратегия предполагает существенную
трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей,
существующих в современной дошкольной педагогике.
Исходя из этих положений, мы разработали сборник системы игр для детей
старшего возраста. Главной задачей использования сборника
является привлечение
внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям,
движениям,
действиям
и
поступкам.
Предлагаемые
игры
помогают
детям
пережить
чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и
помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
Сборник чрезвычайно прост в использовании и не требует никаких специальных
условий. Проводить игры может как воспитатель, так и психолог, работающий в детском
саду. Сборник состоит из семи блоков, каждый из которых имеет определенные цели и
задачи. Основной задачей первого блока является отказ от речевых способов общения,
столь
привычных
для
детей,
и
переход
к
жестовым
и
мимическим
средствам
коммуникации, которые требуют большего внимания к другим.
Во
втором блоке
внимание
к
сверстнику
становится
смысловым
центром
всех
игр.
Подстраиваясь
кдругому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие
детали
движений,
мимики,
интонаций
своих
ровесников.
В
третьем
блоке
5
отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на
действия партнеров и подстройки к ним. Четвертый блок предполагает погружение детей
в общие для всех переживания — как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх
мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников. В пятом блоке
вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в
трудных
игровых
ситуациях.
В
шестом
блоке
становится
возможным
вербальное
выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь
исключительно
положительный
характер
(комплименты,
добрые
пожелания,
подчеркивание достоинств другого и пр.) И наконец, в заключительном, седьмом блоке
проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в
совместной деятельности.
Существуют похожие разработки
и опыт проведения данной системы игр
показал
достаточно
высокие
результаты.
Ведь
главная
цель
нравственного
развития
заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках
друзей
и
партнеров. Чувство общности и способность увидеть другого являются тем
фундаментом,
на
котором
строится
нравственное
отношение
к
людям.
Именно
это
отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие. По словам
воспитателей, дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты,
требовали
от
взрослых
меньше
внимания
к
себе.
Кроме
того,
заметно
снизилась
агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных
реакций;
замкнутые
дети,
игравшие
раньше
в
одиночестве
или
не
отходившие
от
воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх. Предварительный
опыт проведения игр и занятий показал, что климат в группе заметно улучшился.
Рекомендации.
6
На
практике
проводились
ролевые
игры
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста.
Вашему
вниманию
представлены
некоторые
рекомендации
для
проведения
ролевых игр.
Создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть
использованы
в
игре
(читают
вместе
книги,
прослушивают
аудиозаписи,
обсуждают
события
жизни
детей,
и
других
людях,
организуют
экскурсии,
прогулки посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание
деятельности
людей
и
их
взаимоотношений
событий
в
живой
и
неживой
природе.).
Побуждать
детей
к
развёртыванию
игры
(предложить
детям
поиграть
а
конкретную
игру
или
выбрать
сюжет
побуждают
детей
к
принятию
роли
и
наделённую ею партнёра; договариваются о правилах игры со старшими детьми, и
пр.);
В
качестве
непосредственных
участников
игры
предлагают
детям
образцы
различных игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре
малышей; показывает, как строить космический корабль.);
Создать условия для развития общения детьми в игре;
Организовать
совместные
игры
детей
(предлагать
игры
с
разным
числом
участников,
в
том
числе
учитывая
дружеские
привязанности
между
детьми;
объединять
отдельные
играющие
группы
общим
сюжетом;
организовать
совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного общения
игровым опытом и пр.);
Развивать
способы
игрового
общения
как
носителя
роли
(диалоги
между
персонажами, ролевые действия с учёта роли партнёра);
Развивать у детей умение общаться в процессе игры (договариваться, делится
игрушками, соблюдать очерёдность, проявлять сочувствие и уважение к партнёру,
тактично улаживать конфликты и пр.);
Создать условия для развития творческой активности детей в игре;
Предоставлять возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли,
партнёров , игрушек и пр.);
Поощрять детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению
оригинальных персонажей в традиционные игры; смене и совмещение ролей,
изготовление игровых атрибутов и костюмов и пр.);
Стимулировать
детей
пользоваться
предметами-заместителями,
помогать
подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование;
Внимательно и тактично наблюдать за свободной игрой детей, включаясь в неё
по мере необходимости как равноправные партнёры;
Реализовать индивидуальный подход в организацию игры детей;
Организовать
игры
с
учётом
личностных
особенностей
и
специальных
потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и детей
с физическими недостатками и с задержками в развитии; повышать самоконтроль
у излишне расторможённых и агрессивных детей, и т. п.);
Обращать особое внимание на «изолированных детей» (организовать для них
привлекательные игры, оказывать поддержку в игре, выдвигать их на центральные
роли.);
Поддерживать индивидуальные интересы и возможности детей в игре.
1 БЛОК ОБЩЕНИЕ БЕЗ СЛОВ
7
Главной целью этого этапа является переход к непосредственному общению, что
предполагает
отказ
от
привычных
для
детей
вербальных
и
предметных
способов
взаимодействия. Общее правило для всех игр —запрещение разговоров между детьми .
Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д. В каждой
игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться
при общении. В основном эти сигналы выражаются в физическом контакте.
Жизнь в лесу
Цель: переход к непосредственному общению
Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в
животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то
общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы
тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому
ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого
(показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому,
когда
хотим
выразить
другому
свою
дружбу
и
любовь
—
тремся
об
него
головой
(показывает). Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись,
выглянуло солнышко».
Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул
холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят
друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за
тем,
чтобы
дети
не
разговаривали
между
собой,
не
принуждать
детей
играть,
подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель
подходит к ним и прикладывает палец к губам.
Добрые эльфы
Цель: переход к непосредственному общению
Воспитатель садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку:
«Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно
же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они
прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им
добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон — дело рук добрых эльфов, ведь
эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы
никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и
охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую
руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую — эльфами. А потом мы поменяемся.
Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и
убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы — подходят к каждому из
них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т. д. Потом дети меняются
ролями.
Волны
Цель: переход к непосредственному общению
Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают
небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас
превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они,
шелестеть
и
журчать,
улыбаться,
как
волны,
когда
они
искрятся
на
солнце».
Затем
взрослый
предлагает
всем
желающим
по
очереди
искупаться
в
море.
Купающийся
становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.
8
Муравьи
Цель: переход к непосредственному общению
Взрослый рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Приходилось ли кому-
нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых иголок,
внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка
занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед,
кто-то воспитывает детей. И так — всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают
холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят
так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и
первые
теплые
солнечные
лучи
начинают
пробиваться
сквозь
толстый
слой
иголок,
муравейник
просыпается,
и,
прежде
чем
начать
свою
привычную
трудовую
жизнь,
муравьишки
устраивают
огромный
пир.
Давайте
сегодня
поиграем
в
муравьев
и
поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу
весны,
делятся
воспоминаниями
о
том,
что
им
снилось
всю
зиму.
Только
вот
разговаривать они не умеют, поэтому они общаются жестами». Взрослый вместе с детьми
ложится
на
пол
и
спит,
затем
просыпается:
протирает
глаза,
оглядывается
вокруг,
потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого
ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиный танец и пр.
Театр теней
Цель:
переход
к
непосредственному
общению,
что
предполагает
отказ
от
привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.
«У каждого из вас есть тень, — объясняет взрослый. — Мы часто не обращаем
на нее внимания, хотя она — наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в
точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе
с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как
две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она
все делает бесшумно. Давайте представим, что мы — наши тени. Погуляем по комнате,
посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе построим
что-нибудь из воображаемых кубиков. Но при этом мы будем стараться делать это тихо-
тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе с взрослым молча
передвигаются
по
комнате,
смотрят
друг
на
друга,
здороваются
за
руку.
Взрослый
показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый
предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий
кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами
просит их помочь строить дальше.
Ожившие игрушки
Цель:
переход
к
непосредственному
общению,
что
предполагает
отказ
от
привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.
Собрав детей вокруг себя на полу, взрослый говорит: «Вы наверняка слышали о
том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью,
когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку
(куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готовы? Теперь
пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится
с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин.
После
игры
мы
попробуем
угадать,
какую
игрушку
изображал
каждый
из
вас».
Воспитатель изображает какую-нибудь игрушку (например, солдатика, который бьет в
9
барабан, или неваляшку и пр.), передвигается по комнате, подходит к каждому ребенку,
осматривает его с разных сторон, здоровается с ним за руку (или отдает честь), подводит
детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый вновь собирает детей
вокруг себя и предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать,
воспитатель
просит
ребят
по
одному
еще
раз
показать
свою
игрушку,
пройдясь
по
комнате.
2 БЛОК ВНИМАНИЕ К ДРУГОМУ
Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника,
обращать на него внимание и уподобляться ему
Общий круг
Ц е л ь : формирование
способности
видеть
сверстника,
обращать
на
него
внимание.
Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так,
чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из
вас» (единственным верным решением здесь является круг). Когда дети рассаживаются в
круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех
и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну
первая,
когда
я
поздороваюсь
со
всеми,
начнет
здороваться
мой
сосед»
(взрослый
заглядывает
в
глаза
каждому
ребенку
по
кругу
и
слегка
кивает
головой,
когда
он
поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему
поздороваться с ребятами).
Переходы
Ц е л ь : формирование
способности
видеть
сверстника,
обращать
на
него
внимание.
Оборудование: детские стульчики.
Дети сидят в кругу. Воспитатель просит их внимательно посмотреть друг на
друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так,
чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с
ним — у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные
волосы. Никаких шумных обсуждений. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к
каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и
т. д.
Таким же образом можно меняться местами по цвету глаз — от самых светлых
до самых черных.
Зеркало
Ц е л ь : формирование
способности
видеть
сверстника,
обращать
на
него
внимание.
Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас дома
есть зеркало. А иначе как же вы можете узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вам
новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдется?» Перед
началом игры проводится разминка. Взрослый становится перед детьми и просит как
можно
точнее
повторять
его
движения.
Он
демонстрирует
легкие
физические
упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и
каждая пара по очереди выступает перед остальными. В каждой паре один совершает
какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает
10
наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как
в
зеркале.
Каждая
пара
сама
решает,
кто
будет
показывать,
а
кто
воспроизводить
движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями
правильности зеркала является точность и одновременность движений. Если зеркало
искажает
или
опаздывает,
оно
испорченное
(или
кривое).
Паре
детей
предлагается
потренироваться и починить испорченное зеркало. Показав два-три движения, пара детей
садится на место, а следующая демонстрирует свою зеркальность.
Когда все зеркала будут работать нормально, воспитатель предлагает детям
делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться,
делать
зарядку,
танцевать.
«Зеркало
должно
одновременно
повторять
все
действия
человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не
бывает! Готовы? Тогда давайте попробуем». Воспитатель встает в пару с кем-нибудь из
детей и копирует все его движения, показывая остальным пример. Затем предлагает детям
играть самостоятельно. При этом он следит за ходом игры и подходит к парам, у которых
что-то не получается.
Испорченный телефон
Ц е л ь : формирование
способности
видеть
сверстника,
обращать
на
него
внимание.
Игра для пяти-шести человек. Дети садятся в одну линию. Ведущий шепотом
спрашивает первого ребенка, как он провел выходные дни, а после этого громко говорит
всем детям: «Как интересно рассказал мне Саша про свои выходные дни! Хотите узнать,
что он делал и что он мне рассказал? Тогда Саша шепотом, на ушко расскажет об этом
своему соседу, а сосед тоже шепотом, чтобы никто другой не услышал, расскажет то же
самое своему соседу. И так по цепочке мы все узнаем о том, что делал Саша». Взрослый
советует
детям,
как
лучше
понять
и
передать,
что
говорит
сверстник:
нужно
сесть
поближе смотреть ему в глаза и не отвлекаться на посторонние звуки (можно даже зажать
другое ухо рукой). Когда все дети передадут свои сообщения соседям, последний громко
объявляет, что ему сказали и как он понял, что Саша делал в выходные. Все дети
сравнивают, насколько изменился смысл передаваемой информации.
Если первому ребенку трудно сформулировать четкое сообщение, запустить
цепочку может взрослый. Начинать игру можно с любой фразы, лучше, если она будет
необычная и смешная. Например: «У собаки длинный нос, а у кошки длинный хвост» или
«Когда птички зевают, они рот не открывают».
Иногда
дети
специально,
ради
шутки,
искажают
содержание
полученной
информации, и тогда можно констатировать, что телефон совершенно испорченный и
нуждается в починке. Нужно выбрать мастера, который найдет поломку и сможет ее
устранить. Мастер понарошку чинит телефон, и после следующего круга все оценивают,
стал ли телефон работать лучше.
Бабушка Маланья
Ц е л ь : формирование
способности
видеть
сверстника,
обращать
на
него
внимание.
Оборудование: платок и фартук.
Это очень веселая хороводная игра, в которой один из детей (водящий) должен
придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные — его повторить. В
игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и
настроения.
11
Дети вместе со взрослым становятся в круг, в середине которого находится
ребенок, изображающий бабушку Маланью (на него
надевают платочек и фартучек).
Дети в кругу вместе со взрослым начинают петь смешную песенку, сопровождая ее
выразительными движениями.
Слова
Движения
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей.
(Дети движутся по кругу, держась за руки)
Все без бровей.
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой,
С такой бородой,
Ничего не ели,
(Останавливаются и с помощью жестов и
мимики изображают то, о чем говорится в
тексте:
закрывают руками брови, делают
круглые глаза, большой нос и
уши, показывают усы и пр.)
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так…
(Присаживаются на корточки.
Повторяют за ведущим любое
смешное движение.)
Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и
поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они
могут
сопровождаться
звуками
и
возгласами,
передающими
настроение.
Движение
должно
повториться
несколько
раз,
чтобы
ребята
могли
войти
в
образ
и
получить
удовольствие от игры.
Передай движение
Ц е л ь : формирование
способности
видеть
сверстника,
обращать
на
него
внимание.
Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу,
придумывает
какое-нибудь
движение
(например:
причесывается,
моет
руки,
ловит
бабочку и т. д.), затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит
следующего и показывает ему, и так — по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет
очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают
свое движение и не передадут его по кругу.
Передай настроение
Ц е л ь : формирование
способности
видеть
сверстника,
обращать
на
него
внимание.
Правила игры те же, что и в предыдущей, только ведущий должен придумать
настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т. д.). Когда дети передали его по
кругу,
можно
обсудить,
какое
именно
настроение
было
загадано.
Затем
ведущим
становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побывать ведущим, но не знает,
какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на
ушко какое-нибудь настроение.
Тень
Цель:
формирование
способности
видеть
сверстника,
обращать
на
него
внимание.
Воспитатель собирает детей и предлагает им вспомнить, как они играли втеней
несколько дней назад: «Помните, мы когда-то играли с вами в теней? Но тогда каждый из
12
нас был собственной тенью. А сегодня давайте побудем тенями других. Разделитесь на
пары
(воспитатель
помогает
детям
разделиться
на
пары).
Пусть
один
из
вас
будет
человеком, а другой — его тенью. Потом вы поменяетесь. Человек будет ходить по
комнате и делать вид, будто он в лесу: собирает ягоды, грибы, ловит бабочек, а тень будет
в точности повторять его движения». Взрослый просит кого-нибудь из детей изобразить,
будто он собирает в корзинку грибы, а сам идет за ним и в точности копирует все его
движения. Затем предлагает детям играть самостоятельно. Если детям нравится игра, в
следующий раз им можно дать другое задание, например: украсить новогоднюю елку;
сходить в магазин и купить продукты; проснуться, умыться и сделать зарядку и пр.
Кто сказал?
Ц е л ь : формирование
способности
видеть
сверстника,
обращать
на
него
внимание.
Выбирается ведущий, который садится спиной к группе. Затем один из детей, на
которого показал воспитатель, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал — не
угадаешь».
Ведущий
должен
узнать
по
голосу,
кто
из
детей
произнес
эту
фразу.
Следующим ведущим становится ребенок, голос которого угадали. Игра продолжается до
тех пор, пока каждый ребенок не побывал в роли ведущего.
Радио
Ц е л ь : формирование
способности
видеть
сверстника,
обращать
на
него
внимание.
Дети
сидят
в
кругу.
Воспитатель
садится
спиной
к
группе
и
объявляет:
«Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы:
цвет
волос,
глаз,
рост,
сережки,
какие-то
характерные
детали
одежды).
Пусть
она
подойдет к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о
ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый
желающий.
Запрещенное движение
Ц е л ь : формирование
способности
видеть
сверстника,
обращать
на
него
внимание.
Дети стоят полукругом. Воспитатель стоит в центре и говорит. «Следите за
моими руками. Вы должны в точности повторять все мои движения, кроме одного: вниз.
Как только мои руки будут опускаться вниз, вы должны поднять свои вверх. А все
остальные мои движения повторяйте за мной. Взрослый делает различные движения
руками, периодически опуская их вниз, и следит за тем, чтобы дети в точности выполняли
инструкцию. Если детям нравится игра, можно предложить любому желающему побыть
вместо воспитателя в роли ведущего.
3 БЛОК СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Цель
следующего
этапа
—
научить
ребенка
согласовывать
собственное
поведение с поведением других детей.
Сороконожка
Цель: научить
ребенка
согласовывать
собственное
поведение
с
поведением
других детей.
Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно
жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек!
13
Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте
друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готово? Тогда начинаем
двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь — чуть быстрее».
Воспитатель
помогает
детям
построиться
друг
за
другом,
направляет
движение
сороконожки.
Затем
воспитатель
говорит:
«Ох,
как
устала
наша
сороконожка,
она
буквально падает от усталости». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на
ковер.
Лепим скульптуры
Цель: научить
ребенка
согласовывать
собственное
поведение
с
поведением
других детей.
Оборудование: фотографии с изображением людей в различных позах.
Воспитатель помогает детям разделиться на пары, а затем говорит: «Пусть один
из вас будет скульптором, а другой — глиной. Глина — очень мягкий и послушный
материал». Каждой паре дают фотографии с изображением людей в различных позах.
Взрослый просит внимательно посмотреть на фотографию и попробовать вылепить из
своего партнера точно такую же статую. При этом не разрешается разговаривать, ведь
глина не знает языка и не может понимать людей. В качестве примера взрослый выбирает
любого ребенка и начинает лепить из него скульптуру, предварительно показав всей
группе фотографию своего будущего памятника. После этого дети лепят самостоятельно,
взрослый следит за игрой и подходит к ребятам, у которых что-то не получается. Затем
дети
показывают
свои
скульптуры
воспитателю
и
остальным
парам.
После
этого
взрослый вновь раздает фотографии, и дети меняются ролями.
Живые картины
Цель: научить
ребенка
согласовывать
собственное
поведение
с
поведением
других детей.
Оборудование: репродукция какой-либо сюжетной картины.
Воспитатель делит группу на несколько подгрупп. В каждой подгруппе взрослый
назначает
художника,
которому
дает
репродукцию
какой-либо
сюжетной
картины
и
просит
никому
ее
не
показывать.
Задача
художника
—
молча
расположить
детей
в
соответствии с картиной и показать каждому из них, какую позу он должен принять.
Перед началом игры воспитатель сам рисует картину с помощью нескольких
детей и показывает ее всей группе. Затем детям предлагается играть самостоятельно.
Когда
картины
готовы,
художники
показывают
репродукции
остальным
участникам
подгрупп. Затем можно устроить вернисаж: каждая подгруппа будет показывать свою
картину
остальным
детям.
Воспитатель
следит
за
ходом
игры
и
помогает
детям,
столкнувшимся с трудностями.
Слепой и поводырь
Цель: научить
ребенка
согласовывать
собственное
поведение
с
поведением
других детей.
Оборудование: платок, что бы завязывать глаза; стулья, столы и т.п. для создания
препятствий.
Воспитатель помогает детям разделиться на пары. Одному из детей взрослый
завязывает платком глаза, он — слепой, его партнер — поводырь. Поводырь должен
провести слепого через различные препятствия, которые заранее созданы воспитателем из
стульев, столов, коробок и т. п. Цель поводыря — провести своего слепого товарища по
комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети
14
меняются ролями. Воспитатель вместе с остальными детьми следит за ходом игры,
помогает в случаях, если возникают затруднения.
Мостик
Цель: научить
ребенка
согласовывать
собственное
поведение
с
поведением
других детей.
Оборудование: платок, что бы завязывать глаза; стулья, столы и т.п. для создания
мостика.
Задание такое же, как и в предыдущей игре, только одному из детей в паре
воспитатель завязывает глаза, а другой ребенок должен провести его так, чтобы его
слепой партнер не упал в воду.
Путанка
Цель: научить
ребенка
согласовывать
собственное
поведение
с
поведением
других детей.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель говорит: «Держите друг друга
за руки очень крепко и ни в коем случае не отнимайте рук. Сейчас вы закроете глаза, а я
вас
запутаю.
Вы
должны
будете
распутаться,
ни
разу
не
разорвав
ваш
круг».
Дети
закрывают глаза, взрослый запутывает их: поворачивает детей спиной друг к другу,
просит перешагнуть через сцепленные руки соседей и т. д. Таким образом, когда дети
открывают
глаза,
вместо
круга
получается
куча-мала.
Дети
должны
распутаться,
не
разнимая рук.
4БЛОК ОБЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
Цель этапа - переживание общих эмоций.
Шторм
Цель: переживание общих эмоций
Оборудование: большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей.
Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Беда тому кораблю, который
окажется в море во время шторма: огромные волны грозят перевернуть его, а ветер
швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм — одно удовольствие: они
резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим,
что вы — волны. Вы можете радостно гудеть, зловеще шипеть, поднимать и опускать
руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами и т. д. Следите за тем, чтобы
вы все оставались под водой». Взрослый вместе с детьми забирается под кусок ткани,
прыгает, шипит, гудит, машет руками.
Мышата в мышеловке
Цель: переживание общих эмоций.
Оборудование:
матерчатые
мешки,
чтобы,
забравшись
в
них,
дети
могли
передвигаться по комнате.
Взрослый сообщает детям о том, что они будут сегодня играть в мышат: «В
одном доме жили мышата. Они жили тихо и дружно, никому не мешали, только иногда
забирались в хозяйский погреб и таскали оттуда сыр, ведь надо же было им чем-то
питаться. Конечно же, хозяин дома не был счастлив от такого соседства, и вот однажды он
решил уничтожить мышат. Для этого он накупил много мышеловок и расставил их по
всему погребу. А ничего не подозревающие мышата вечером, как всегда, отправились за
сыром. И конечно же оказались в мышеловках». Воспитатель помогает детям по двое
15
забраться в мешки так, что они могут лишь высунуть голову. «Итак, вы попались! Вы так
испугались
и
растерялись,
что
сначала
только
и
могли,
крепко-крепко
обнявшись,
жалобно пищать». Воспитатель подходит к каждой паре детей и гладит их. «Чтобы
спастись, вы должны до прихода хозяина добраться до своей норки». Взрослый открывает
дверь спальни. «Ползите медленно и бесшумно, помогайте друг другу». Когда все дети
доползают до спальни, воспитатель говорит: «А теперь помогите друг другу выпутаться
из мышеловок. Выбрались? Давайте обнимем друг друга, пропищим победный гимн и
станцуем
танец
маленьких
мышат».
Воспитатель
вместе
с
детьми
отнимает
других
мышат, радостно пищит, помогает детям, взявшись за руки, создать круг, танцует с ними.
Кто смешнее засмеется
Цель: переживание общих эмоций
Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и говорит: «В одной стране правил
Король-Смех и была у него жена Королева-Хохотунья. А еще у них было много-много
детей-Смешинок. Люди в этой стране никогда не грустили и смеялись с утра до вечера. И
вот однажды в страну Смеха пришел чужестранец. Его приняли очень гостеприимно и,
конечно же, попросили рассказать о тех странах, в которых он побывал. И тогда путник
поведал им, что на все соседние государства напала страшная болезнь, — люди перестали
смеяться и плакали круглые сутки. Долго не спало в эту ночь королевское семейство и все
гадало, как же помочь соседям. А наутро Король-Смех и Королева-Хохотунья собрали
своих детей-Смешинок и снарядили их в дорогу, чтобы они разбрелись по свету и
научили людей смеяться. С тех пор так и бродят Смешинки по миру, и везде, где бы они
ни появились, раздается смех и люди начинают веселиться. И только один раз в году все
Смешинки возвращаются в свое королевство, чтобы навестить Короля и Королеву и
увидеть друг друга. Что тут начинается! Они смеются так искренне и громко, что земля
ходит ходуном. Давайте сегодня устроим праздник смеха и будем все вместе смеяться
искренне и радостно, как Смешинки. Договорились? Тогда начали. А я посмотрю, кто из
вас смеется смешнее». Воспитатель начинает заразительно смеяться, подходит к каждому
ребенку, смеется вместе с ним, подзывает других детей.
Заблудившиеся дети
Цель: переживание общих эмоций
Воспитатель
собирает
детей
и
предлагает
им
пройтись
по
лесу:
«Давайте
представим, что все мы отправились в лес: собираем грибы, весело резвимся на полянке,
ловим бабочек, рвем цветы. Солнышко ласково греет нас, а легкий ветерок нежно треплет
наши волосы». Дети ходят по комнате, представляя себя в лесу. Через некоторое время
взрослый вновь собирает детей вокруг себя и говорит: «Наступает вечер, небо темнеет.
Знаете, в лесу вечер наступает гораздо быстрее, чем в городе. Становится холодно, пора
домой. А дороги домой мы и не знаем! Похоже, мы заблудились. Темнота окутывает нас
со всех сторон, ветки деревьев неприветливо и страшно шелестят. Давайте прижмемся
друг к другу, чтобы согреться, и попробуем идти вперед. Мне страшно и холодно, я вся
дрожу. А вы? Давайте попробуем позвать на помощь, вдруг нас кто-нибудь услышит? Ау!
Ау! Прижмитесь друг к другу крепче, а то замерзнете или потеряетесь!» Через несколько
минут блужданий воспитатель говорит: «Боюсь, сегодня нам не добраться до дому. Еще
забредем куда-нибудь и вообще никогда не выберемся отсюда! Я разожгу костер, чтобы
мы смогли у него погреться. И я спою вам колыбельную». Дети рассаживаются вокруг
костра, греют руки, жмутся друг к другу, воспитатель поет им тихую песенку. «А вот и
утро! Ой, смотрите, вон дорога. Какие же мы глупые, всю ночь сидели в лесу в двух
шагах от дороги домой. Зато сколько приключений!»
16
Шпионы
Цель: переживание общих эмоций
Оборудование: картонные или деревянные коробки, телеграммы с шифровкой
(это могут быть листы бумаги, на которой начертаны непонятные значки), свисток.
Воспитатель
делит
группу
на
несколько
подгрупп
по
два-три
человека.
Предварительно взрослый прячет в разных местах комнаты телеграммы с шифровкой.
«Вы — шпионы. Ваше государство послало вас на очень ответственное задание: вы
должны достать документ государственной важности. Но сделать это надо так, чтобы вас
никто не заметил. Для этого вам выдали маскировочные защитные коробки, забравшись в
которые,
вы
будете
медленно
и
очень
аккуратно
подбираться
к
месту,
где
спрятана
телеграмма с шифровкой. Задание это действительно важное и крайне опасное, ведь в
любой момент вас могут поймать и посадить в тюрьму. Иногда вы будете слышать сигнал
тревоги (воспитатель издает звук сигнализации): это полицейские устраивают облаву на
шпионов. В этот момент вы должны замереть на месте и прекратить движение, иначе
попадетесь. Будьте предельно осторожны, передвигайтесь медленно и очень тихо. Вы
можете иногда смотреть в щелочку, приподнимая коробку, но каждый раз при этом вы
рискуете быть пойманными». Воспитатель накрывает детей коробками, предварительно
объяснив, где лежит важный документ, который должна найти каждая из подгрупп. Дети
передвигаются по комнате по направлению каждый к своей телеграмме. Периодически
взрослый дает сигнал тревоги, и дети прекращают движение. Когда все группы добрались
до своих телеграмм, воспитатель подходит к каждой из них и благодарит за успешное
выполнение секретного задания.
Обнималки
Цель: переживание общих эмоций
Оборудование: обруч.
На полу обозначается небольшой круг таким образом, что вся группа может
поместиться в нем, только крепко прижавшись друг к другу. Взрослый говорит: «Вы —
скалолазы, которые с большим трудом забрались на вершины самой высокой горы в мире.
Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция: когда они достигают
вершины, они стоят на ней и поют песенку:
Мы — скалолазы
До верха дошли,
Ветра проказы
Нам не страшны.
Запомнили? Тогда вставайте на площадку. Она очень маленькая, а за чертой —
глубокая бездна. Поэтому на ней можно стоять, только очень тесно прижавшись друг к
другу и крепко обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал». Дети
встают в круг, обняв друг друга, и поют песенку скалолазов.
5 БЛОК ВЗАИМОПОМОЩЬ В ИГРЕ
На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей
взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования.
Старенькая бабушка
Цель: взаимопомощь в игре.
Оборудование: мел или разметка для обозначения улицы и проезжей части.
17
Воспитатель делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и
внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат.
Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с
очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы
их не сбила машина.
Улицу рисуют мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают
туда-сюда по улице. Поводырю нужно уберечь старичков от машин, провести через
опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство
и привести по той же дороге домой.
Живые куклы
Цель: взаимопомощь в игре.
Воспитатель разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы
оживают. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас
— ребенок, а другой — его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить,
а
ее
хозяин
—
выполнять
ее
просьбы
и
заботиться
о
ней».
Взрослый
предлагает
понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т. п. При этом
воспитатель
предупреждает,
что
хозяин
должен
выполнять
все
капризы
куклы
и
не
заставлять ее делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и
увлекутся,
пускай
продолжают
играть
сами.
В
следующей
игре
они
должны
будут
поменяться ролями.
Шляпа волшебника
Цель: взаимопомощь в игре.
Оборудование: разноцветные карточки и шляпа.
Воспитатель раздает детям по три разноцветные карточки, сажает их вокруг себя
и
говорит:
«На
свете
живет
добрый
волшебник,
который
лечит
больных
детей.
Он
прилетает
к
больному,
надевает
ему
на
голову
свою
волшебную
шляпу,
и
ребенок
моментально выздоравливает. К вам он тоже прилетает, только вы его не видите, потому
что он — невидимка. Но вот беда, этот волшебник — ужасный растеряша. Вот и теперь он
потерял свою шляпу и ищет ее уже вторые сутки, а она лежит у нас с вами (воспитатель
показывает детям шляпу). Есть только один способ вернуть ее владельцу. Хотите помочь
волшебнику
и
всем
больным
детям
заодно?
Нужно
заполнить
его
шляпу
вашими
цветными карточками, и тогда, пролетая мимо, он заметит ее. Но есть еще одно условие:
чтобы шляпа не потеряла свою лечебную силу, разноцветные карточки нельзя класть
просто так. Каждый из вас должен в чем-то обязательно помочь другому (поделиться
своей игрушкой, сказать добрые слова, помочь смастерить что-то и пр.) и только после
этого положить свою карточку, иначе шляпа не будет больше лечить детей». В течение дня
воспитатель
напоминает
детям
о
том,
что
к
вечеру
шляпа
должна
быть
наполнена
цветными
карточками,
а
класть
их
можно
только
после
того,
как
ребенок
помог
сверстнику. Вечером воспитатель опять собирает детей и торжественно ставит шляпу на
подоконник, чтобы ночью волшебник нашел ее.
Заблудившийся ребенок
Цель: взаимопомощь в игре.
Воспитатель
собирает
детей
вокруг
себя
и
говорит:
«Сегодня
мы
с
вами
поиграем в зверей в лесу. Каждый из вас будет тем зверем, каким он захочет. А один из вас
будет ребенком. С утра ребенок пошел с мамой в лес, и сам не заметил, как упустил ее из
18
виду и заблудился. Так он и пробродил в лесу весь день, пока, усталый и перепуганный,
не сел под дерево и не заплакал. Тут-то его и обнаружили звери. Они очень удивились,
ведь до этого ни один из них не видел живого человека. Но ребенок так горько плакал, что
зверям
стало
жалко
его
и,
посовещавшись,
они
решили
помочь
этому
странному
существу. Они стали гладить его, чтобы утешить, построили ему домик из ветвей деревьев
и камней, чтобы он смог переночевать в нем, спели ему колыбельную песенку на своем
зверином языке, а наутро проводили его к дороге, ведущей домой». После рассказа
воспитатель организует сюжетно-ролевую игру. Напоминает детям, что они не знают
человеческого языка и поэтому не могут разговаривать. Помогает построить дом из
воображаемых веток и камней. Сообщает о наступлении ночи и приходе утра и т. д. Игру
можно
повторять,
при
этом
желательно
на
роль
потерявшегося
ребенка
назначать
проблемных — агрессивных или, наоборот, замкнутых — детей.
6 БЛОК ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОЖЕЛАНИЯ
Цель данного этапа — научить детей видеть и подчеркивать положительные
качества и достоинства других детей.
Спящая красавица
Ц е л ь : научить
детей
видеть
и
подчеркивать
положительные
качества
и
достоинства других детей.
«Когда-то
очень-очень
давно
злой-презлой
волшебник
задумал
заколдовать
красавицу, которая жила в замке неподалеку. Он усыпил ее, и вот уже более ста лет
красавица спит непробудным сном. Чары волшебника рассеются тогда, когда кто-нибудь
подойдет к ней, погладит ее и придумает для нее самое красивое и ласковое прозвище».
Игра продолжается до тех пор, пока все желающие девочки не побудут в роли Спящей
красавицы.
Добрые волшебники
Ц е л ь : научить
детей
видеть
и
подчеркивать
положительные
качества
и
достоинства других детей.
Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку: «В одной стране
жил
злодей-грубиян.
Он
мог
заколдовать
любого
ребенка,
обозвав
его
нехорошими
словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких
несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами.
Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие
дошкольники охотно берут на себя роль заколдованных. «А кто сможет стать добрым
волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Обычно дети с
удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми
волшебниками,
они
по
очереди
подходят
к
заколдованному
другу
и
пытаются
расколдовать, называя его ласковыми именами.
Комплименты
Ц е л ь : научить
детей
видеть
и
подчеркивать
положительные
качества
и
достоинства других детей.
Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему
несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например: у тебя такие красивые тапочки;
или
с
тобой
так
хорошо
играть;
или
ты
умеешь
петь
и
танцевать
лучше
всех.
Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!».
Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
19
Волшебные очки
Ц е л ь : научить
детей
видеть
и
подчеркивать
положительные
качества
и
достоинства других детей.
Оборудование: «волшебные» очки
Взрослый торжественно объявляет, что у него есть «волшебные» очки, в которые
можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет
от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!»
Подходя
к
каждому
ребенку,
взрослый
называет
какое-либо
его
достоинство
(кто-то
хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать).
«А
теперь
пусть
каждый
из
вас
примерит
очки,
посмотрит
на
других
и
постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего
раньше
не
замечал».
Дети
по
очереди
надевают
«волшебные»
очки
и
называют
достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и
подсказать какое-либо достоинство его товарища.
Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг
хороших качеств.
7 БЛОК ПОМОЩЬ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель данного этапа - поспособствовать развитию взаимопомощи, способности
принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.
Закончи рисунки
Цель:
поспособствовать
развитию
взаимопомощи,
способности
принимать
планы и замыслы другого и радоваться его успеху.
Оборудование:
у
каждого
—
набор
фломастеров
или
карандашей
и
листок
бумаги.
Дети
сидят
в
кругу.
Воспитатель
говорит:
«Сейчас
каждый
из
вас
начнет
рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою
незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по
моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок,
который вы начинали рисовать в начале, не вернется к вам». Дети начинают рисовать
любую
картинку,
затем
по
хлопку
воспитателя
передают
ее
одному
соседу
и
одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как картинки обошли
полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в
результате получилось и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке. Такое же
задание можно организовать на материале лепки или аппликации.
Рукавички
Цель:
поспособствовать
развитию
взаимопомощи,
способности
принимать
планы и замыслы другого и радоваться его успеху.
Оборудование: вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным
узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников
игры. Карандаши разного цвета.
Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти
свою пару, т. е. рукавичку с точно таким же узором. Одинаковых половинок две, они
образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того как каждая пара
рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички,
причем им дается только три карандаша разного цвета.
20
Угадай-ка
Цель:
поспособствовать
развитию
взаимопомощи,
способности
принимать
планы и замыслы другого и радоваться его успеху.
Оборудование: деревянные палочки, различные геометрические фигуры и т.п.
Дети разбиваются на пары или тройки. «Сейчас мы с вами поиграем в игру
«Угадай-ка», — говорит воспитатель, — вы договоритесь между собой, какой рисунок
выложить на дощечке. Чтобы никто не услышал, надо подвинуться друг к другу ближе,
обнять за плечи, наклониться и говорить шепотом. Потом вы все вместе выкладываете
свой общий рисунок, а когда он будет готов, остальные попытаются угадать, что вы
изобразили». Дети договариваются друг с другом о сюжете рисунка, выкладывают его.
После этого вся группа угадывает, какой рисунок задумали ребята. Подобное задание того
же типа можно провести на материале рисунка или аппликации.
Мастер и подмастерья
Цель:
поспособствовать
развитию
взаимопомощи,
способности
принимать
планы и замыслы другого и радоваться его успеху.
Оборудование: клей, цветная бумага с нарисованными деталями аппликации,
картон куда дети будут клеить аппликацию.
Воспитатель делит группу на подгруппы по три-четыре человека. Один ребенок
мастер, остальные — подмастерья. Воспитатель говорит: «В нашем городе объявлен
конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые
мастера.
У
каждого
мастера
есть
свои
подмастерья,
которые
в
точности
должны
выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее.
Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали
нужной формы, другой — искать нужные цвета, третий — намазывать клей. Мастер будет
наклеивать детали на лист бумаги». После того как работы готовы, устраивается выставка.
Общая картина
Цель:
поспособствовать
развитию
взаимопомощи,
способности
принимать
планы и замыслы другого и радоваться его успеху.
Оборудование: ватман и карандаши.
Воспитатель приносит большой лист ватмана и говорит: «Помните, в самом
начале мы с вами играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, которые
друг друга очень любили, всегда были готовы прийти на помощь другому и никогда не
ссорились. Сегодня мы с вами все вместе нарисуем этот лес и всех его обитателей, ведь
мы так на них похожи: мы тоже любим друг друга, всегда помогаем и никогда друг с
другом не ссоримся!
Заключение
Ролевая игра, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что
дети
не
могут
играть
в
одиночку.
Но
наличие
детского
общества
—
это
наиболее
благоприятное условие для развития ролевых игр.
21
В насыщенной, интересной игре, наполненной фантазиями и воображением,
ребенок растет, развивается.
Сюжетно – ролевая игра реально вводит ребёнка в такой притягательный для
ребёнка мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире.
По определению, ролевая игра детей дошкольного возраста в развёрнутом виде
представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей
и в обобщённой форме в специально создаваемых
игровых условиях воспроизводят
деятельность
взрослых
и
отношения
между
ними.
Для
этих
условий
характерно
использование игровых предметов, замещающие действительные предметы деятельности
взрослых. Такую характеристику сюжетно – ролевой игре даёт Д.Б.Эльконин.
Детям 6 года жизни свойственно желание исполнять свою роль с большей
выдумкой, изобретательностью, интерес к деталям. Их привлекают красивый материал,
изящные
конструкции,
необычные
элементы
украшения
построек.
Для
развития
содержания игры дети успешно используют свои технические умения, например, создать
необходимую игрушку из конструктора (металлического, пластмассового). Они более
дружно договариваются о теме игры, без конфликтов распределяют между собой роли
Дошкольник должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать взрослого
и выполнять его инструкции. У ребенка должны быть сформированы умения и навыки,
необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. (Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования.)
До школы ребенок должен научиться справляться со своими переживаниями в
случаях проигрыша, неудачи, ссоры или конфликта, и адекватно выражать свои эмоции и
чувства.
Список литературы:
1.
Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развить взаимоотношения и
сотрудничество дошкольников в детском саду. - С.-Пб., Детство-Пресс, 2012
22
2.
Дубина
Л.
Развитие
у
детей
коммуникативных
способностей.
//
Дошкольное воспитание, 2005. - № 10, с. 26-36.
3.
Дубина
Л.
Развитие
у
детей
коммуникативных
способностей.
//
Дошкольное воспитание, 2005, № 11, с. 3-10.
4.
Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников.
М., 1986.
5.
Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка
со сверстниками. // Дошкольное воспитание. - 1990, № 7.
6.
Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и
различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под
ред. М.И. Лисиной. М., 2005.
7.
Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и
младшими школьниками. – М., «Владос», 2001.
8.
Радвил Г.И. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного
возраста. (Методические рекомендации для воспитателей). - Орел, 1989.
9.
Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование
доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8. -
С. 73-77.
10.
Смирнова
Е.,
Холмогорова
В.
Дошкольный
возраст:
формирование
доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.
23