Напоминание

"Работа с родителями по созданию единого предметно – развивающего пространства с целью оздоровления дошкольников в рамках ФГОС ДО"


Автор: Звягина Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 12 "Звездочка" г. Ртищево Саратовской области"
Населённый пункт: Саратовская область г. Ртищево
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с родителями по созданию единого предметно – развивающего пространства с целью оздоровления дошкольников в рамках ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Работа с родителями по созданию единого предметно – развивающего

пространства с целью оздоровления дошкольников в рамках ФГОС ДО»

воспитатель: Л. В. Звягина

Совершенствование физического воспитания и здоровья детей дошкольного

возраста приобрело значимость в связи с модернизацией образования в нашей

стране.

Период

дошкольного

детства

наиболее

важный

в

становлении

двигательных и других важнейших функций ребёнка, развитии его физических и

личностных

качеств,

формировании

основ

физического,

психологического,

интеллектуального и социального здоровья.

Всем известно, что в дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с

семьёй

и

воспитателем,

чем

в

школьный

период.

Это

помогает

наиболее

эффективно

воздействовать

не

только

на

ребёнка,

но

и

на

членов

его

семьи.

Очевидно, что родители играют огромную роль в сохранении и формировании

здоровья детей. Несомненно, большинство родителей стараются прививать ребёнку

элементарные

навыки

гигиенической

культуры,

следят

за

сохранением

его

физического

здоровья.

Однако,

для

осуществления

преемственности

в

формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходимо

целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей.

Это сегодня является одним из требований ФГОС дошкольного образования. Все

мы знаем, что стандарт направлен на решение многих задач, и одна из них -

обеспечение

психолого-педагогической

поддержки

семьи

и

повышения

компетентности

родителей

(законных

представителей)

в

вопросах

развития

и

образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Одной

из

наиболее

важных

проблем

современного

дошкольного

образования

является

переход

на

проектирование

специального

организованного

здоровьесберегающего

образовательного

пространства

детского

сада,

внутри

которого при соблюдении оптимальных психофизических нагрузок организуется

жизнедеятельность

детей

дошкольников,

обеспечивающая

сохранение

и

укрепление их здоровья. Особую актуальность сегодня приобретает работа по

привлечению детей и родителей к ведению здорового образа жизни. Именно над

этим работает наш педагогический коллектив.

Традиционный подход в нашей работе предполагал, что главная функция педагога

заключалась в непосредственной организации деятельности детей, передачи им в

этой деятельности своего взрослого опыта. Сегодня личностно – ориентированная

модель

отводит

педагогу

иную

роль,

которая

обеспечит

самостоятельную

деятельность

и

эффективное

накопление

ребёнком

своего

личного

опыта.

И

немаловажную

роль

в

этом

играет

именно

работа

с

родителями.

Работа

с

родителями – это сложная и важная часть деятельности коллектива детского сада.

Основным

принципом

совместной

работы

с

семьёй

по

воспитанию

здорового

ребёнка для нас является принцип здоровьесбережения, построение целостной

системы работы по здоровьесбережению с педагогами, детьми и родителями.

Основные

направления

работы:

и н ф о рма ц и о н н о - п р о с в е т и т е л ь с ка я ,

консультативная, организационная, диагностическая.

Информационно-просветительская

работа

с

родителями

включает

в

себя

проведение:

• цикла бесед и лекций («Физические упражнения в дошкольном учреждении и

дома», «Вредные привычки у взрослых и их влияние на здоровье детей» и т. д.);

цикла

коллективных

консультаций

для

родителей

(«Утренняя

гимнастика»,

«Безобидные сладости» и т. д.);

использование

родительских

уголков

как

средства

информационного

просвещения;

• оформление и использование наглядно – текстовой информации (буклеты, папки,

стенды, памятки и т. д.).

Консультативная работа с родителями предполагает:

• проведение работы психолога с родителями по укреплению их психологического

здоровья (консультации, АКС – анализ конкретных ситуаций, практикум);

консультации

и

рекомендации

логопеда,

воспитателей,

музыкальных

руководителей.

Диагностическая работа включает в себя:

• собеседование;

• интервьюирование;

• анкетирование.

Организационная работа:

• проведение общих родительских собраний;

• работа родительских клубов;

• Дни открытых дверей;

• проведение семинаров – практикумов;

проведение

совместных

мероприятий

с

целью

вовлечения

родителей

в

образовательный процесс (НОД с родителями, совместные утренние гимнастики и

т. д.);

• проектная деятельность в детском саду.

На освещении проектной деятельности в детском саду разрешите мне остановиться

более подробно. Особенность взросло - детского проекта заключается в том, что в

проекте

принимают

участие

дети,

родители,

педагоги.

Совместный

сбор

материалов по теме НОД, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие

способности

детей,

вовлекают

родителей

в

воспитательно

образовательный

процесс, что, естественно, сказывается на результатах. Привлечение специалистов

детского сада позволяет сделать проект более познавательным.

С целью определения перспектив взаимодействия дошкольного образовательного

учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка, провели анкетирование. Нас

интересовало:

1. Как они оценивают здоровье ребенка?

2. Каковы их представления об условиях формирования здорового образа жизни у

детей?

3. Что (или кто) является источником получения информации о возможностях

физического развития и оздоровления ребенка?

4. Каков образовательный запрос родителей в данной области.

Основными

причинами

заболеваний

ребенка

родители

считают

«слабый

иммунитет» и «адаптацию к дошкольному учреждению». Среди других причин

заболеваний

мы

увидели

такие,

как

«переохлаждение

на

прогулке»,

«недостаточную закаленность ребенка», «контакты с больными», «сквозняки», что

доказывает

необходимость

разъяснительной

и

консультативной

работы

с

родителями

по

вопросам

организации

прогулок,

закаливания,

теплового

и

воздушного режима, адаптационного периода и др.

Обращает на себя внимание, что родителей указывают на изменение здоровья

ребенка за время посещения детского сада. Такие выводы родителей нацеливают

нас

на

необходимость

регулярного

информирования

семьи

об

изменениях

в

состоянии здоровья ребенка и совместный анализ причин этого.

Интересно

то,

что

среди

важнейших

условий

формирования

здорового

образа

жизни

ребенка,

родители

выделяют,

прежде

всего,

психологический

комфорт.

Таким образом, можно сделать вывод, что многие родители понимают важность

психологической защищенности для здоровья ребенка, которая возможна только в

атмосфере

внимания,

заботы

и

любви

окружающих

взрослых.

Среди

других

условий родители выделили:

• достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе;

• здоровую гигиеническую среду;

• рациональное питание;

• соблюдение режима;

• закаливание;

• полноценный сон.

Однако анализ анкет показывает очевидную недооценку взрослыми двигательной

активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка. Кроме того,

мы не увидели должного внимания родителей к общению с ребенком, совместным

играм, а также личному примеру взрослых в приобщении ребенка к здоровому

образу

жизни,

что,

безусловно,

является

не

менее

важными

условиями,

определяющими здоровье ребенка-дошкольника.

В

ходе

изучения

нас

интересовали

причины,

мешающие

родителям

уделять

должное

внимание

здоровью

ребенка.

У

более

половины

опрошенных

-

это

дефицит

времени

вследствие

высокой

занятости.

Нередко

в

этом

случае

мы

сталкиваемся и с дефицитом внимания к ребенку, что, естественно, отражается на

его

здоровье,

поэтому

такие

семьи

особая

зона

педагогического

участия

и

помощи.

Анализ

анкет

показал

востребованность

разнообразной

информации

родителями.

Ожидаемый результат:

- сформировано у дошкольников и их родителей основ здорового образа жизни;

- ответственного отношения к своему здоровью:

-

дети

получили

практические

знания

по

укреплению

и

сохранению

своего

здоровья;

-

дети

научились

проводить

простейшие

исследования,

анализировать,

делать

выводы, для дальнейшего применения полученных знаний в повседневной жизни.

Таким

образом,

работа

с

родителями

включает

в

себя

повышение

уровня

педагогических

знаний

и

умений

родителей,

помощь

педагогов

родителям

в

семейном воспитании для создания необходимых условий здоровьесберегающего

воспитания

детей,

привлечения

их

и

родителей

к

здоровому

образу

жизни;

взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития и оздоровления детей.



В раздел образования