Автор: Любимова Анастасия Сергеевна
Должность: старший преподаватель кафедры физической культуры
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Пермская государственная фармацевтическая академия Министерства здравоохранения РФ"
Населённый пункт: Пермский край, г.Пермь
Наименование материала: Исследование
Тема: "Исследование интересов, мотивации и отношения студентов к физической культуре и спорту в вузе"
Раздел: высшее образование
Любимова А.С.
Старший преподаватель кафедры физической культуры
ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия
Министерства здравоохранения РФ»
г.Пермь
Исследование интересов, мотивации и отношения студентов к
физической культуре и спорту в вузе.
Настоящее
исследование
посвящено:
а)
выявлению
источников
и
иерархии
мотивов,
побуждающих
студентов
к
занятиям
физической
культурой и спортом; б) определению качеств личности, развивающихся в
процессе занятий физической культурой и спортом; в) изучению влияния
занятий
на
учебный
процесс;
г)
исследованию
отношения
студентов
–
старшекурсников к физической культуре и спорту.
Было обследовано 102 преподавателя и 1112 студентов пермских вузов
в период 2015 - 2017 гг.
Чаще
всего
интерес
к
спорту
формируется
в
юношеском
возрасте.
Ведущими
факторами,
определяющими
положительную
мотивацию
к
занятиям,
являются
элементы
«микросреды»,
где
влияние
сверстников
и
родителей более действенно, чем преподавателей физической культуры [3].
Действенную сторону мотивации, побуждающей юношей и девушек
начать заниматься спортом, чаще других определяли факторы: а) улучшение
физического развития; б) наиболее полная возможность самовыражения; в)
достижение определенного результата; г) удовлетворение от двигательной
активности [1];
Наиболее значимыми мотивами, побуждающими студентов продолжать
активные занятия спортом в вузе, являются: а) развитие физических качеств;
б) профилактика здоровья; в) удовлетворение от двигательной активности; г)
воспитание важных качеств личности [2];
Изучение мнения студентов о влияний занятий физической культурой и
спортом на учебный процесс показало, что в 53,7% - они помогают, в 41,6% -
не
влияют
и
в
4,7%
-
мешают.
Интенсивные
режимы
тренировок
и
их
количество, а также плотный календарь соревнований чаще всего затрудняют
учебный процесс спортсменов высокой квалификации.
Действенность мотивации к занятиям физической культурой и спортом
у студентов – старшекурсников резко снижается, особенно у девушек. В то же
время
83%
мужчин
и
81%
девушек
считают,
что
эти
занятия
следует
продолжать всю жизнь.
Ухудшение
самочувствия
отмечается
у
33,5%
студентов
–
старшекурсников,
прекративших
занятия
физическими
упражнениями.
В
связи
с
этим
43%
студентов
старших
курсов
считают,
что
физическими
упражнениями следует заниматься в течение 8 семестров не менее трех раз в
неделю.
Полученные
в
исследовании
материалы
могут
способствовать
совершенствованию перспективного планирования и организации учебной
работы о физ. воспитанию и спорту на кафедрах физ. воспитания высших
учебных заведений.
1 . Безверхняя, Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов
школьников к занятиям физической культурой и спортом / Г.В. Безверхняя.
М., 2004.
2 . Малоземов,
О.Ю.
Актуализация
физкультурно-оздоровительной
деятельности
учащейся
молодежи:
монография
/
О.Ю.Малоземов.
–
Ектеринбург, 2016.
3.
Наговицын,
Р.С.
Мотивация
студентов
к
занятиям
физической
культурой в ВУЗЕ / Р.С. Наговицын //
Научный журнал:
Фундаментальные
исследования. – 2011. – № 8 (часть 2). – С. 293-298.