Автор: Янтушкина Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребенка детский сад 215
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Конспект сюжетно-ролевой игры
Тема: "Поездка на автобусе"
Раздел: дошкольное образование
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «АВТОБУС» (С 2 ДО 3 ЛЕТ)
Активное познание окружающей действительности:
1. Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик», произведения И. Павлова «На машине».
(Воспитывать
интерес
к
художественной
литературе,
развивать
умение
слушать
художественные произведения, как с
наглядным сопровождением, так и без него, развивать
умение рассматривать иллюстрации в книге.)
2. Рассматривание сюжетных картинок и предметов из серии «Транспорт»
3. Рассматривание иллюстраций из «Моей первой энциклопедии»
«Улицы города в разные
времена года»
(Воспитывать
культуру
речи,
продолжать
развивать
умение
общаться
со
взрослыми
и
сверстниками).
4. Утренняя гимнастика «Мы - шофёры», пальчиковая гимнастика «Едет, едет наш автобус»,
подвижные игры
«Поезд», «Воробышки и автомобиль».
(Развивать
координацию
движений
в
процессе
двигательной
активности,
способность
переносить небольшие нагрузки).
5. Наблюдение за движением транспорта (на прогулке)
6. Наблюдение за трудом шофера, который привозит продукты в детский сад.
7. Беседа «На чем люди ездят», «Какие бывают машины».
(Формировать представления о грузовом и легковом транспорте)
8. Трафареты «Транспорт», раскраски.
9. Рисование «Дороги», лепка «Разноцветные колёса», аппликация «Машина»
(Поддерживать
интерес
к
результатам
собственной
деятельности
и
деятельности
своих
сверстников.
Развивать
творческие
способности,
воображение
детей,
прививать
эстетический
вкус
в
процессе организации художественной деятельности детей.
Упражнять детей в использовании различных техник рисования и лепки.
Продолжать учить правильно держать карандаш, кисть, пользоваться гуашью).
10. Слушание «Мы в автобусе сидим», игра-имитация под музыку «Машины едут»
(Вызывать
эмоциональный
отклик
на
музыкальное
произведение,
поддерживать
интерес
к
выполнению движений под музыку.
Развивать специальные музыкальные способности.
Упражнять в имитации движения транспорта под музыку).
11. Беседа «Опасное и безопасное вокруг нас» (знакомить детей с правилами безопасности
дорожного
движения
в
рамках
комплексно-тематического
планирования
(4
неделя
ноября):
автомобили
ездят
по
дороге
(проезжей
части);
светофор
регулирует
движение
транспорта
и
пешеходов; на красный свет светофора нужно стоять, на зеленый — двигаться; переходить улицу
можно только со взрослым, крепко держась за руку.)
Обогащение игрового опыта:
1. Д/и «Найди кружок» (назвать цвет: красный, жёлтый, зелёный).
2. Д/и «Вверху – внизу» или «Положи кружок» (разложить кружки: жёлтый, зелёный, красный).
3. Д/и ««Подбери колесо к машине» (подобрать колеса в соответствии с цветом машины).
4. Д/и «Назови это» (показать и назвать части автомобилей).
5. Д/и «Можно ездить или нет?» (средства передвижения).
6. Д/и «Красный, желтый, зеленый» (на модели светофора закрутить крышки в определенном
порядке).
7. Д/и «Чего не стало» (игра на внимание, учить замечать ошибки и исправлять их)
8. Д/и «Собери машину» (собрать картинку из 2 или 4 частей)
9. Конструирование дороги, гаража для машины, обыгрывание постройки
10. Игра «Собери колесо» (составить колесо из 2-х частей, выбирая по цвету).
Развитие игровой предметной среды:
1. Внесение набора водителя (руль, кепка, набор инструментов для ремонта, микрофон).
2. Внесение набора кондуктора (сумка для денег и билетов, билеты из художественной пенки 4-х
цветов, компостер).
3. Внесение предметов – заместителей (у пассажиров деньги - кусочки картона).
Список атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Автобус» (с 2 до 3 лет)
1. Руль
2. Кепка.
3. Набор инструментов для ремонта.
4. Микрофон.
5. Ведро и тряпка для мытья окон.
6. Сумка для кондуктора
7. Билеты (4 основных сенсорных цветов) и наклейки на сиденья тех же цветов.
8. Компостер и пластиковые карты
9. Фасад автобуса (из ткани)
10. Деньги у пассажиров – кусочки картона
11. Стойка – светофор
12. Стойка со знаками: Пешеходный переход и Автобусная остановка.
Общение воспитателя с детьми:
Воспитатель вступает в игровые контакты с ребенком с целью привлечь его внимание к сюжету и
содержанию
игры,
предлагая
его
возможное
продолжение
(«Во
что
будем
сегодня
с
тобой
играть?», «Пассажиры сели в автобус, а кто же будет продавать билеты?»); применяет методы
прямого руководства игрой: придумывает сюжет, показывает и объясняет действие, становится
участником игры, берет на себя роль, вовлекает ребенка в игру путем внесения новой игрушки.
Игровые ситуации, которые можно разыграть с детьми 2-3 лет:
1. Поездка к кукле Кате в гости
2. Кукла Маша заболела и ее надо отвести в больницу
3. Поездка в весенний лес
4. Мойка машин
5. Ремонт машин
6. Поездка в магазин
7. Путешествие на автобусе по городу (можно разыграть несколько остановок, например, аптека,
парикмахерская, магазин игрушек…)
8. Строим автобус (учить ставить стульчики, как сиденья; огораживать границы кирпичиками из
большого строительного набора, оставив спереди и сзади по двери для посадки и высадки
пассажиров)
9. Едем в детский сад
10. Едем к Мише и Маше в деревню (обыграть с домашними животными)
11. По мотивам сказки «Заюшкина избушка»
Игровая ситуация: «Поездка к кукле Кате в гости».
Кукла Катя зовет ребяток в гости. На чем дети смогут поехать к ней? Можно рассмотреть картину.
- Ребята, посмотрите на картину, что вы видите? (Автобус.) Правильно, это автобус. Скажите мне,
пожалуйста, что есть у автобуса? (Правильно, дверь, колеса, окна.) А для чего автобусу нужны
колеса? (Правильно, чтобы он ехал.)
Дети включаются в беседу с воспитателем. Педагог задает вопрос: Кто водит автобус? (шофер).
Еще нам нужен кондуктор, это человек, который продает билеты в автобусе. И еще нам нужны
пассажиры. Сначала педагог сам в роли шофера, впоследствии роли выполняют дети.
Воспитатель предлагает взять стульчики и сделать автобус. Постройки создаются
из крупных
модулей, крупного строительного материала, стульчиков для использования в игре – автобус,
поезд, корабль (совместно с воспитателем).
Игровая ситуация «Ремонт машин».
- Воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам, взрослым.
- Воспитывать культуру поведения в транспорте.
Развивать умение использовать в сюжетно – ролевой игре предметы – заместители.
-
Обогащать
содержание
сюжетных
игр
детей
на
основе
ознакомления
с
социальной
действительностью.
- Обучать детей правилам поведения в общественном транспорте.
- Рассказать детям, что по дороге ездят различные автомобили. Ведет автомобиль водитель. В
автобусах люди едут на работу, в магазин, в детский сад.
Игровая ситуация «Мойка машин»
- Воспитывать уважительное отношение к собственному труду, труду взрослых.
- Развивать умение поддерживать порядок в групповой комнате, на участке детского сада.