Напоминание

"Оптимизация воспитательно-образовательного процесса путем внедрения информационно-коммуникационных технологий"


Автор: Нехай Марина Шамсудиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №1 "Сказка"
Населённый пункт: Краснодарский край Туапсинский район пгт. Джубга
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Оптимизация воспитательно-образовательного процесса путем внедрения информационно-коммуникационных технологий"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 «Сказка» пгт. Джубга

муниципального образования Туапсинский район

Педагогический проект:

«Оптимизация воспитательно-образовательного

процесса

путем внедрения информационно-коммуникационных

технологий»

подготовил : воспитатель

МБДОУ ДС № 1 «Сказка» пгт. Джубга:

Нехай М.Ш.

2016-2017гг.

Данный проект представляет собой новый

взгляд на особенности организации работы по созданию

единого образовательного информационного пространства

на современном этапе развития дошкольного

образования в условиях внедрения ФГОС ДО.

Актуальность темы продиктована одной из важнейших задач педагогики

на

современном

этапе:совершенствование

логопедической

работы,

направленной на определение путей и способов эффективного преодоления

нарушений

речи

у

дошкольников

с

использованием

современных

образовательных технологий. В условиях динамично меняющегося мира,

постоянного

совершенствования

и

усложнения

технологий,

общество

находится

в

со стоянии

перехода

от

индустриального

века

к

информационному.

Благодаря происходящим преобразованиям в России все шире проявляется

роль информационно-коммуникационных технологий не только в системе

школьного, но и дошкольного образования. Использование информационно-

коммуникационных

технологий

помогает

педагогу

чувствовать

себя

комфортно

в

новых

социально-экономических

условиях,

условиях

преобразований

системы

образования

в

связи

с

внедрением

ФГОС

ДО.

Главная цель внедрения информационных технологий – создание единого

информационного пространства образовательного учреждения в дошкольном

учреждении. Использование ИКТ позволит модернизировать коррекционно-

развивающий

процесс,

повысить

эффективность,

мотивировать

детей

на

поисковую

деятельность,

дифференцировать

обучение

с

учетом

индивидуальных особенностей детей.

Актуальность темы определяется:

-

реальными

потребностями

системы

отечественного

дошкольного

образования ;

-необходимостью

координации

усилий

участников

воспитательно-

образовательного процесса.

Воспитательно-образовательный

процесс

невозможен

и

без

участия

родителей,

поэтому

возникла

идея

разработать

основные

направления

взаимодействия

участников

образовательного

процесса

в

процессе

использования информационно-коммуникационных технологий для развития

д е т е й

с т а р ш е г о

д о ш к о л ь н о г о

в о з р а с т а .

Исходя из вышеизложенного, видна актуальность и значимость проблемы

повышения

эффективности

воспитательно-образовательного

процесса.

через использование ИКТ на основе синтеза современных образовательных

технологий.

Использование

в

работе

с

детьми

информационно-

коммуникационных

технологий

оптимизирует

в о с п и т ат е л ь н о -

образовательный процесс, способствует повышению его результативности.

Проблема

Сегодня перед педагогическим коллективом возникают задачи формирования

информационной

культуры

педагогов,

родителей

и

детей,

для

чего

необходимо

внедрить

информационно-коммуникационные

технологии

в

воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Цель

проекта-

оптимизация

воспитательно-образовательного

процесса

через

использование

информационно-коммуникативных

технологий

в

условиях модернизации образования.

Задачи проекта

-Создать

комплексную

интегрированную

модель

информационно-

методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного

процесса ДОУ.

-Интегрировать,

внедрить

информационные

технологии

в воспитательно-

образовательный процесс.

-

Систематизировать, разработать дидактический материал для реализации

поставленных задач, создать психологически комфортную речевую среду как

условие развития дошкольников.

-Создать

банк

компьютерных

обучающих

программ,

дидактических

и

методических материалов по использованию информационных технологий в

воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

-Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов

(детей,

родителей,

педагогов)

учреждения,

обусловливающие

повышение

уровня профессиональной компетентности специалистов.

- Использовать традиционные и инновационные подходы для осуществления

взаимодействия детского сада и семьи в вопросах

развития дошкольников.

Новизна проекта заключается :

сочетании

традиционных

и

инновационных

образовательных

технологий

(информационно-коммуникационных

технологий,

игровых

технологий с включением ИКТ, графического моделирования, технологии

развивающего обучения);

-в разработке и использовании в практической деятельности

авторских

дидактических

игр

и

упражнений

с

использованием

электронных

образовательных ресурсов;

-во внедрении в практику работы традиционных и инновационных форм и

методов взаимодействия детского сада с семьей в вопросах воспитательно-

образовательного сопровождения детей.

Участники проекта:

–воспитанники старшей группы, родители.

Срок реализации проекта: сентябрь – май

Тип проекта – педагогический, творческий, долгосрочный.

Условия реализации проекта:

- наличие интерактивного оборудования.

-

наличие

-

Программно-методического

комплекса

«Развитие

речи»

Г.О.

Аствацатуров, Л.Е. Шевченко.: ООО «Новый диск», 2008 г.

Планируемые результаты проекта:

-

оптимизация

воспитательно-образовательного

процесса

путем

использования информационно-коммуникационных технологий;

- формирование интереса у воспитанников старшей группы к современным

т ех н и ч е с к и м

с р ед с т ва м

п е р ед ач и

и

х р а н е н и я

и н ф о р м а ц и и ,

самостоятельности

в

процессе

поиска

решения

мыслительной

задачи,

речемыслительных операций;

-

повышение

профессионального

мастерства

педагогов

в

процессе

практического использование возможностей информационных технологий в

условиях внедрения ФГОС ДО;

-

повышение

компетенции

родителей

в

вопросах

использования

информационно-коммуникационных технологий.

Проектный продукт:

Авторские

мультимедийные

презентации

и

дидактические

игры

для

проведения образовательной деятельности с использованием интерактивного

оборудования ; картотека обучающих программ, электронных презентаций

по

разделам

программы;

разработки

конспектов

НОД,

семинаров

для

педагогов.

Формы работы с детьми

Фронтальная, индивидуально-подгрупповая НОД.

Формы работы с педагогами

Наглядная агитация.

Трансляция результатов реализации проекта в печатных изданиях, в сети

Интернет.

Семинары, консультации.

Формы работы с родителями

Родительские собрания, консультации, практикумы.

Наглядная агитация.

Дистанционное консультирование родителей по вопросам

развития детей

старшей группы на электронных страницах в сети Интернет.

План реализации проекта

«Оптимизация воспитательно-образовательного процесса путем

внедрения информационно-коммуникативных технологий»

Этапы. Мероприятия

1. Подготовительный

2016 г.

Разработка

плана

использования

ИКТ

в

воспитательно-

образовательном процессе как условия реализации ФГОС ДО.

2016 г.

Составление перспективного плана реализации проекта.

2016 г.

Изучение электронных образовательных ресурсов, обучающих

программ.

Изучение

методических

материалов

на

сайтах

МедиаВики,

2016 г.

ФИРО для реализации ФГОС ДО.

Разработка

мультимедийных

презентаций

для

проведения

образовательной деятельности с использованием интерактивного

оборудования .

В

течение

года

Обновление

и

обогащение

развивающей

предметно-

развивающей среды группы

В

течение

года

Изучение электронных образовательных ресурсов, обучающих

программ.

В

течение

года

2. Основной

Внедрение ИКТ в образовательный процесс

2016 –

2017 гг.

Работа с воспитанниками

Проведение

непосредственно

образовательной

деятельности

с

использованием интерактивного оборудования.

Использование ИКТ при проведении игр, развлечений, досугов.

В

т е ч е н и е

года

Работа с родителями

Совершенствование

модели

взаимодействия

детского

сада

и

семьи в развитии детей.

В

течение

года

Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов

работы ДОУ перед родителями и общественностью.

В

течение

года

Использование ИКТ при проведении родительского собрания.

Ноябрь

2016г.

практикумов:

для детей и родителей подготовительной логопедической группы

«Со

звуками

играем,

звуки

различаем»

с

использованием

интерактивной доски SMART Board.

Декабрь

2016г.

Методическая работа

Создание

картотеки

обучающих

программ,

электронных

презентаций по разделам программы.

В

течение

года

Создание

информационно-

образовательного

пространства

группы

В

т е ч е н и е

года

Поддержка WEB-сайта ДОУ:

Размещение материала о ходе реализации проекта.

Январь

2016г.

Размещение

информационно-методического

материала

в

электронном журнале «Альманах педагога»

Статья «Оптимизации воспитательно-образовательного процесса

Июнь

2017г.

через использование ИКТ в условиях внедрения ФГОС ДО»

Размещение информационно-методического материала на сайте

NS PORTAL.

Июнь

2017г.

Повышение ИКТ – компетентности педагогов

Проведение мероприятий для педагогов

семинаров:

«Роль

ИКТ

в

повышении

результативности

воспитательно-

образовательного процесса»

Декабрь

2016г.

консультаций:

«Использование

ИКТ

как

средства

повышения

мотивации

к

непрерывной образовательной деятельности в ДОУ»

«Использование интерактивного оборудования в воспитательно-

образовательном процессе»

Ноябрь-

январь

тренингов:

«Использование

интерактивной

доски

в

образовательной

деятельности»

Январь

2017г.

открытых

просмотров

образовательной

деятельности

в

интерактивной комнате:

Декабрь

2016г.

Представление проекта «Оптимизация воспитательно-

образовательного процесса путем внедрения информационно-

коммуникационных технологий»

Март 2017г.

Участие в конкурсах:

Участие в дистанционном конкурсе «Лучший мастер-класс»

Участие

в

дистанционном

конкурсе

«Лучшая

предметно-

развивающая среда»

Январь

2017г.

Январь

2017г.

3.Заключительный

2017г.

Анализ результатов реализации проекта в ДОУ; корректировка

содержания, подведение итогов; размещение материала на сайте

ДОУ о ходе реализации проекта, публикации в электронных

СМИ.

2017г.

Результаты реализации проекта

«Оптимизация воспитательно-образовательного процесса путем

внедрения информационно-коммуникационных технологий»

Анализ

результатов

реализации

проекта

свидетельствует

об

эффективности

реализации

проведенной

работы.

Использование

ИКТ

в

сочетании с другими образовательными технологиями значительно повысило

качество

воспитательно-образовательного

процесса

с

воспитанниками

старшей группы. Обучающие программы, разработанные мультимедийные

презентации в рамках перспективного плана усилили интерес воспитанников

в процессе непосредственно образовательной деятельности, способствовали

формированию познавательного интереса через использование современных

образовательных

технологий. Использование интерактивного оборудования

помогло

сделать

воспитательно-образовательный

процесс

увлекательным,

динамичным,

красочным,

получить

обратную

связь

с

воспитанниками.

Интерактивная

доска использовалась

для

изучения

нового

материала,

предъявления новой информации; для закрепления пройденного, отработки

умений и навыков; для повторения, практического применения полученных

знаний,

умений,

навыков;

для

обобщения,

систематизации

знаний.

С

помощью

ИКТ

была

предоставлена

возможность

индивидуализировать

обучение.

Программа

для

работы

с

интерактивным

оборудованием

предоставляет ребенку возможность повторного выполнения задания, создает

ситуацию

успеха,

что

является

основой

личностно-ориентированного

взаимодействия

с

воспитанниками. Программно-методический

комплекс

«Развитие

речи» предоставляет

возможность

выбора

воспитанниками

заданий,

вариантов

выполнения

заданий,

объектов,

возможность

моделирования

дидактической

ситуации,

создания

проблемно-поисковой

ситуации. Анимационные и звуковые эффекты позволяли концентрировать

внимание. Презентации разрабатывались и использовались для дополнения

и расширения возможностей базовой обучающей программы в соответствии

с перспективным планом. У

воспитанников старшей группы укрепился к

современным техническим средствам передачи и хранения информации, они

стали

более самостоятельными в процессе поиска решения мыслительной

задачи,

речемыслительных

операций,

чему

способствовало

включение

игровых заданий на развитие памяти, внимания, мышления.

Мероприятия, включенные в план реализации проекта, способствовали

повышению

профессионального

мастерства

педагогов

в

процессе

практического использование возможностей информационных технологий в

условиях внедрения ФГОС ДО. Этой теме было посвящено выступление на

семинаре с элементами тренинга.

Работа

с

родителями

была

направлена

на повышение

компетенции

в

вопросах

использования

информационно-коммуникативных

технологий.

Фрагменты непосредственно образовательной деятельности, подготовленные

для

родительского

собрания,

практикума-семинара «Со

звуками

играем,

звуки

различаем» позволили продемонстрировать основные направления

непрерывной

образовательной

деятельности,

умения

детей,

интерес

к

содержанию

игровых

за да н и й .

Использование

дистанционного

консультирования

родителей

по

вопросам

развития

и

образования

детей

старшей группы на сайте ДОУ значительно повышает интерес родителей и

способствует повышению результативности воспитательно-образовательного

процесса.

Отмечается

позитивная

динамика

развития

дошкольников

в

освоении

содержания образовательных областей ООП ДО.Проект был представлен на

Совете педагогов, одобрен и получил положительную оценку.

Таким образом, использование ИКТ

в воспитательно-образовательном

процессе

явилось

одним

из

эффективных

способов

мотивации

и

индивидуализации обучения.



В раздел образования