Автор: Примаков Игорь Викторович
Должность: доцент
Учебное заведение: Институт специальной психологии и педагогики
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Культуральные особенности научно-технической революции"
Раздел: дополнительное образование
Примаков И. В.
Примаков Игорь Викторович – доцент,
кафедра педагогики,
Институт специальной педагогики и психологии, г. Санкт-Петербург
КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Аннотация: В статье рассматриваются культуральные аспекты информационно
технологической революции в современном обществе, причины и следствия изменения
социальных
отношений,
происходящих
благодаря
компьютеризации
общественной
жизни.
Очерчен
круг
таких
понятий
как
«социотехнологическая
революция»,
«информатизация
общества»,
«информационно
технологическая
революция»,
«информационное общество», «информационная цивилизация».
Abstract:
The
article
discusses
cultural
aspects
of
information
and
technological
revolution in modern society, the causes and consequences of changes in social relations
occurring through the computerization of public life. Outlined circle of concepts such as
"technological revolution", "Informatization of society", "information technology revolution",
"information society", "information civilization".
Ключевые
слова:
культура,
информационные
технологии,
информационное
общество, социо-техническая революция
Keywords: culture,
information
technology,
information
society,
socio-technical
revolution
УДК 37.013.43
В основе современной социотехнологической революции лежит принципиально
новая технология, радикально отличающаяся от всех предшествующих, - информационная
технология.
Ее
специфика
заключается
в
том,
что
с
помощью
объединяемых
ею
аппаратных
и
программных
средств
могут
быть
изменены
не
только
процессы
материального производства, но и процессы интеллектуальной и духовной деятельности.
Современные информационные технологии в научных знаниях оказывают
революционизирующее
воздействие
на
все
формы
человеческой
деятельности.
Информационная революция позволяет в значительной мере автоматизировать, а иногда и
полностью заменить роботами человеческий труд в сфере материального производства,
радикально
облегчить
и
интенсифицировать
умственную
деятельность,
а
также
преобразовать
некоторые
виды
художественной
деятельности
и
ускорить
процесс
передачи и поиска информации.
1
Некоторые
западные
философы
и
социологи,
а
также
специалисты
по
искусственному
интеллекту,
склонны
признать,
что
постоянный
симбиоз
человека
с
интеллектуальным
компьютером
и
автономными
роботами,
обладающими
человекоподобным поведением, приведет в конечном счете к возникновению человека
нового вида - homo intellectus или homo informaticus. Хотя эти прогнозы и являются в
значительной мере утопическими, однако они все же о многом заставляют задуматься.
Естественно, что в первую очередь речь должна идти об изменении образа жизни и
мировоззрения человека.
К.Э. Циолковский, прогнозируя развитие человечества писал: «Но каково же
будущее
человека?
Знание
будет
увеличиваться.
Истина
направит
путь
живого.
Прекратятся войны и другие виды самоистребления. Будет единение всех народов и
высшее социалистическое устройство. Мудрейшие и знающие будут стоять в обществе
тем выше, чем они того более заслуживают. Мудрость и наука всюду будут указывать
дорогу». [1, с. 102]
Научные учреждения создают и внедряют информацию. Она необходима для
принятия политических решений, лежит в основе процессов обучения и образования, в
основе любой творческой деятельности. Разумеется, что информация, рассматриваемая
изолированно, сама по себе не может произвести коренных изменений в нашей жизни. Но
информация, влияющая на деятельность человека, а через нее и на окружающий мир,
становится гигантской технической, социально-экономической и культурной силой.
Процесс,
в
котором
осуществляется
ускоренное
развитие
и
внедрение
информационной технологии, а также экспоненциально нарастающий прирост количества
информации,
представляет
собой
особый
интерес
с
точки
зрения
философского
осмысления общества. Данный процесс получил название информатизации общества.
Информатизация, стало быть, есть особый социально-исторический процесс, в котором
реализуется информационная революция и который ведет к новому состоянию общества.
Это
новое
состояние
называется
информационным
обществом
или
информационной
цивилизацией.
Создание современных компьютеров и их широкое внедрение для контроля
и
автоматизации
производства,
для
конструирования,
производства
и
использования
роботов
сами
по
себе
играют
революционизирующую
роль,
особенно
при
наличии
высокой компьютеризации. Однако ни наличие, ни использование не делает общество
информационным. Электронизация и компьютеризация позволяют судить о техническом,
технологическом и экономическом уровне развития общества. Но отождествлять их с
процессом информатизации, в основе которого они лежат, и целиком редуцировать к ним
этот последний было бы ошибочно.
Как же может быть определен термин “информатизация”? От ответа на этот
вопрос
существенным
образом
зависят
подходы
к
анализу
реального
состояния
и
перспектив развития процессов информатизации общества. А.Д. Урсул в начале 90-х годов
обозначил
информатизацию
как «...
системно-деятельностный
процесс
овладения
информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с
целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения
прогресса цивилизации». [2, с. 71]
2
Информатизацию
общества
в
принципе
надо
трактовать
как
развитие,
качественное
совершенствование,
радикальное
усиление
с
помощью
современных
информационно-технологических средств когнитивных социальных структур и процессов.
Информатизация
не
может
обойтись
без
процессов
социальной
интеллектуализации,
существенно повышающих творческий потенциал личности и ее информационной среды.
Таким
образом
информатизация
общества
-
это
процесс,
в
котором
социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы
слиты
воедино.
Она
представляет
собой
процесс
прогрессивно
нарастающего
использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и
распространения
информации.
Результатом
этого
является
возникновение
информационного общества, знаменующего радикальные преобразования не только в
сфере производственных структур и технологии, но главным образом в сфере социальных
и экономических отношений в культуре, духовной жизни и быту. И.А. Чекин считает что,
«Информационное общество — это цивилизация, в основе развития и существования
которой лежит информация, взаимодействующая как с духовным, так и материальным
миром человека». [3, с. 134]
Информационное общество, его эффективность как социальной системы,
основанной
на
знаниях,
предполагает
высокий
уровень
рациональной
организации,
взаимопонимания
и
согласованного
гармонического
взаимодействия.
Информатизация
общества,
интегрируя,
синтезируя
и
аккумулируя
в
себе
ряд
технических
и
технологических
процессов,
перерастает
рамки
технологической
проблемы.
Она
выступает
как
процесс,
реализующий
происходящую
на
наших
глазах
социально-
технологическую информационную революцию. И сам этот процесс, и его результат -
информационное общество не только перемещаются в фокус философских исследований,
но
постепенно
занимают
все
поле
философского
зрения,
речь
идет
об
изменениях
структуры и сущности человеческого бытия, системы личностных отношений, уровня
человеческого самопознания. «Наметившееся формирование интеллектуальной системы
человечества
может
предопределять,
как
зак
счет
объективных
закономерностей
(ноогенеза, эволюции и экологии интеллектуальных систем), так и за счет морали (формы
общественного
сознания,
выполняющей
функции
регулирования
поведения
человека)
некоторое
видоизменение
общеприемлемых
для
людей
целеустремленностей,
этики
этологии». [4, с. 237]
В
последние
десятилетия
началась
координальная
революция,
принципиально изменяющая отношение мира человека и мира природы. Она еще не
получила общепринятого названия. Это и понятно - она еще более в истоках, чем в
развороте. Ее расцвет еще впереди. Дж. Бернал в работе «Мир без войны» писал: «Научно-
техническая революция характеризуется появлением атомной энергетики и автоматизации
в промышленности и имеет такое же, если не большее, абсолютное значение как и ее
предшественница в деле преобразования всего метода производства — не только в области
промышленности
и
транспорта,
но
и
буквально
во
всех
формах
человеческой
деятельности». [5, с. 218]
Основатель
цивилизационной
типологии
Э.
Тоффлер
определял ее как - «социо-техническая революция» [6, 123]. В настоящее время чаще всего
ее
называют
информационно-компьютерной
революцией
и ее содержанием выступает
3
создание и развертывание электронно-компьютерной технологии. Ее результатом может
стать новая «постиндустриальная», «информационная», цивилизация.
В
наиболее
развитых
странах
основные
области
промышленного
и
сельскохозяйственного
производства,
связь
и
коммуникации,
быт
и
развлечения,
образование и духовная жизнь прочно опираются на достижения фундаментальных наук,
становясь все более наукоемкими. Поиск, создание, возрастание и хранение, смысловая
трансформация, тиражирование и распространение знаний занимает все большее место в
деятельности людей. Информация становится ценным продуктом и основным товаром.
Меняется
соотношение
производства
благ
и
сферы
услуг
в
пользу
последней.
Интеллектуальная
деятельность
подвергается
всесторонней
«технологизации».
Компьютерная
технология
расширяет
возможности
мыслительных
актов,
создает
предпосылки для творчества. Информационно-компьютерная революция готовит базу для
глубоких социальных изменений. Они охватывают все аспекты общественной жизни -
социальное устройство, хозяйственную жизнь и труд, области политики и образования.
Существенно
изменяется
и
духовно-культурная
сфера
общества.
Информационная
технология становится мощным генератором и резким усилителем культурных сдвигов и
инноваций.
Она
вызывает
противоречия
и
неоднозначные
процессы.
Электронные
средства индивидуального пользования позволят любому человеку получать необходимую
информацию.
И
это
изменяет
характер
массовой
культуры,
системы
образования,
расширяет кругозор каждого отдельного человека. Мировая цивилизация находится на
рубеже, когда необходимо определять новые горизонты развития с целью неотложного
решения глобальных проблем современности. Это заставляет по-новому взглянуть на
процессы
взаимодействия
культур
и
цивилизаций,
религий
и
моральных
учений,
политических и экономических концепций.
Список литературы/ References
1. Циолковский К. Э. Щит научной веры, Калуга: «Самообразование» 2007. — 726 с.
2. Урсул А. Д. Информатизация партии: необходимость концепции и принципы ее
разработки // Кадры партии, 1990, №2.
3. Чекин И. А. Некоторые вопросы феноменологии информационного подхода в
образовательной
деятельности. / / Вестник
Российской
военно-медицинской
академии,
2007. № 2 (18).
4. Еремин А. Л. Ноогенез и теория интеллекта, Краснодар: 2005.— 356 с.
5 . Бернал, Дж. Мир без войны - Москва: Издательство иностранной литературы,
1960. - 498 с.
6. Тоффлер Э. Третья волна = The Third Wave, 1980. — М.: АСТ, 2010. — 784 с.
4