Автор: Некрасова Жанна Николаевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: педагогический совет
Тема: "Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование
Педагогический совет по теме
«Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС»
Цель педсовета: совершенствование теоретической и практической подготовки
педагогов
по
вопросу
использования
системно-деятельностного
подхода
в
обучении.
Задачи педсовета:
1. Обсудить деятельность педагогического коллектива в условиях обновления
содержания системы образования;
2. Обобщить
и
систематизировать
теоретические
положения
о
системно-
деятельностном подходе в обучении;
3. Выявить опыт работы педагогов по применению системно-деятельностного
подхода в обучении;
4. Выработать рекомендации.
Вопросы педсовета:
1. Введение.
2. Основные идеи СДП.
3. СДП и ФГОС.
4. Структура урока с точки зрения СДП.
5. Из опыта работы.
6. Решение педсовета.
«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность».
Б. Шоу
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение
системой
знаний,
составляющих
основу
наук.
Память
учеников
загружалась
многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники
российской школы по уровню фактических знаний, заметно превосходят своих
сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние
два
десятилетия
международных
сравнительных
исследований
заставляют
насторожиться.
Российские
школьники
лучше
учащихся
многих
стран
выполняют
задания
репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и
умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение
знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено
в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных
или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или
иных изменений.
Российские
школьники
показали
значительно
более
низкие
результаты
при
выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения,
классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования
эксперимента и проведения исследования.
Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень
специфических,
надпредметных
умений,
связанных
с
самоопределением
и
самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте
модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и
сейчас».
В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под
председательством
Жака
Делора
«Образование:
скрытое
сокровище»,
сформулировано
«4
столпа,
на
которых
основывается
образование:
научиться
познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор).
Учиться
знать подразумевает,
что
учащийся
ежедневно
конструирует
свое
собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.
Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного.
У ч и т ь с я
ж и т ь
в мес т е актуализирует
умения
отказаться
от
любой
дискриминации,
когда
все
имеют
равные
возможности
развивать
себя,
свою
семью и свое сообщество.
Учиться
быть акцентирует
умения
необходимые
индивиду
развивать
свой
потенциал.
По сути дела Жак Делор определил глобальные компетентности необходимые
человеку, чтобы выжить в современном мире.
Перед нами ставятся задачи:
научить получать знания (учить учиться)
научить работать и зарабатывать (учение для труда)
научить жить (учение для бытия)
научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Всё вышеперечисленное побудило органы государственной власти к разработке
и внедрению образовательных стандартов второго поколения.
Принципиальным отличием этих стандартов является усиление их ориентации на
результаты
образования
как
системообразующий
компонент
конструкции
стандартов. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний,
умений
и
навыков,
составляющих
инструментальную
основу
компетенций
учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного
опыта и социальной компетентности.
В
основу
Стандарта
положен
системно-деятельностный
подход,
концептуально
базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся
их возрасту и индивидуальным особенностям.
Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего
образования обеспечивает:
формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в
системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Естественно, возникает вопрос: что же такое системно-деятельностный подход?
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в
котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной
степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми
моментами
деятельностного
подхода
является
постепенный
уход
от
информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании
на
активную
деятельность
учащихся.
В
процессе
деятельности
учащийся
осваивает универсальные учебные действия (УУД), развивается как личность.
Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в
деятельность.
Перед
учителем
встает
вопрос:
Какими
средствами
реализовать
системно-деятельностный подход?
Обратимся к теории данного подхода. Любая образовательная система имеет свои
корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Системно-
деятельностный
подход
ориентируется
на
отечественную
советско-российскую
психолого-педагогическую
науку
и
уходит
корнями
в
культурно-историческую
теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Его
ученики
и
последователи
–
Алексей
Николаевич
Леонтьев, Петр
Яковлевич
Гальперин, Даниил
Борисович Эльконин, Василий
Васильевич
Давыдов,
Александр
Григорьевич
Асмолов и
другие
известные
ученые,
методисты
–
в
течение полувека смогли разработать эту основу, на которой может строиться
современная российская школа.
Ключевое
место
в
системно-деятельностном
подходе
занимает
категория
"деятельности", а деятельность сама рассматривается как своего рода система,
нацеленная
на
результат.
Современные
ученые
выделяют
следующие
взаимосвязанные между собой структурные элементы деятельности как системы:
мотивация
–
пробное
действие
–
затруднение
–
реализация
проекта
–
самоконтроль – самооценка.
При организации деятельности надо учитывать психолого-возрастные и
индивидуальные
особенности
развития
личности
ребенка
и
присущие
этим
особенностям формы деятельности.
Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при
любой
из
действующих
программ
и
обеспечивается
следующей системой
дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в
готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей
учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в
их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его
общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми уровнями и
этапами
обучения
на
основе
технологии,
содержания
и
методик
с
учетом
возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного
системного
представления
о
мире
(природе,
обществе,
самом
с ебе,
социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в
системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить
ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него
уровне
(определяемом
зоной
ближайшего
развития
возрастной
группы)
и
обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума
(государственного стандарта знаний).
5)
Принцип
психологической
комфортности
–
предполагает
снятие
всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики
сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6)
Принцип
вариативности
–
предполагает
формирование
учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию
решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта
творческой деятельности.
От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде
системы знаний, но и развивать возможности своих учеников, воспитывать их
личность.
Ув. коллеги, предлагаю Вам сравнить 2 фрагмента урока (один - в режиме
деятельностного подхода, другой - в традиционном режиме).
Урок математики (фрагмент). 2 класс. Тема «Скобки».
Учитель: Ребята! У нас сегодня новая тема «Скобки». Вот это (показывает) скобки.
Они обозначают действие, которое выполняется в первую очередь. Посмотрите на
пример (2+5) * 3. Сначала нужно выполнить действие сложение, потому что оно в
скобках,
а
потом
–
умножение.
Понятно?
Дома
правило
про
скобки
выучите
наизусть.
Учитель: делает на доске запись: 2 + 5 * 3 = 17 и 2 + 5 * 3 = 21
- Вижу вы удивлены. Почему? (выражения одинаковы, а ответы разные)
- Над каким вопросом подумаем? (почему в одинаковых выражениях получились
разные ответы)
- Давайте рассуждать. Если отличаются правые части, то и (отличаются левые)
- Чем отличаются левые части? Какие есть идеи? (порядком действий)
- Какой порядок действий в первом выражении? (сначала умножение, а потом
сложение)
- Во втором? (сложение, потом умножение)
- В каком выражении мы действовали по правилу? (в первом)
- Во втором примере мы нарушили правило! Как же нам догадаться, что здесь
сложение выполняется первым? (надо что-то в пример дописать! Нужен какой-то
знак, чтобы выполнить сложение)
- Молодцы! Есть такой знак! Он называется «скобки». Так что же обозначают
скобки? (скобки обозначают действие, которое выполняется в первую очередь).
Вы, наверно, уже догадались, что первый фрагмент был проведен в режиме
традиционного урока, а второй – деятельностного подхода. Одна и та же цель –
«знание» – достигалась учениками по-разному: в первом случае – репродуктивно, а
во втором – через проблему, творчески. Разница в учебной деятельности, дает
разницу в результатах.
Предлагаю вам рассмотреть таблицу, в которой сравнивается урок в режиме
деятельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов:
Элементы
сравнения
Традиционный урок
У р о к
в
р е ж и м е
деятельностного подхода
Формулировани
е темы урока
У ч и т е л ь
с о о б щ а е т
учащимся
Формулируют сами учащиеся
Постановка
целей и задач
Учитель
формулирует
и
сообщает
уч а щим с я ,
чему должны научиться
Формулируют
сами
учащиеся,
определив
границы
знания
и
незнания
Планирование
У ч и т е л ь
с о о б щ а е т
учащимся, какую работу
они должны выполнить,
чтобы достичь цели
Планирование
у ч а щ и м и с я
с п о с о б о в
д о с т и ж е н и я
намеченной цели
Практическая
деятельность
учащихся
П о д
р у к о в о д с т в о м
у ч и т е л я
у ч а щ и е с я
в ы п о л н я ю т
р я д
п р а кт и ч е с к и х
з а д а ч
( ч а щ е
п р и м е н я е т с я
ф р о н т а л ь н а я
ф о р м а
организации
деятельности)
У ч а щ и е с я
о с у щ е с т в л я ю т
у ч е б н ы е
д е й с т в и я
п о
н а м е ч е н н о м у
п л а н у
(применяются
групповая
и
и н д и в и д у а л ь н а я
ф о р м а
организации деятельности)
Осуществление
контроля
Учитель
осуществляет
к о н т р о л ь
з а
выполнением учащимися
практической работы
У ч а щ и е с я
о с у щ е с т в л я ю т
контроль (применяются формы
самоконтроля,
взаимоконтроля
по предложенному талону)
Осуществление
коррекции
У ч и т е л ь
в
х о д е
выполнения и по итогам
выполненной
работы
учащимися
осуществляет коррекцию
У ч а щ и е с я
ф о р м у л и р у ю т
затруднения
и
осуществляют
коррекцию самостоятельно
Оценивание
У ч и т е л ь
о ц е н и в а е т
работу на уроке
Учащиеся участвуют в оценке
деятельности по её результатам
(самооценивание,
оценивание
ре зульт атов
д е я т е л ь н о с т и
товарищей)
Итог урока
Учитель
выясняет
у
у ч а щ и х с я ,
ч т о
о н и
запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее
задание
Учитель
объявляет
и
комментирует
(чаще
–
задание одно для всех)
Учащиеся
могут
выбирать
задание
из
предложенных
у ч и т е л е м
с
у ч ё т о м
индивидуальных возможностей
Давайте зададим себе вопросы: на каком уроке дети больше всего думают, чаще
говорят
и,
следовательно,
активнее
формируют
мышление
и
речь?
На
каком
осуществляют
творческую
деятельность
и,
значит,
обретают
творческие
способности? Где отстаивают собственную позицию, проявляют инициативу? Ответ
очевиден: на уроке, построенном в деятельностном режиме.
Согласитесь, что разница в учебной деятельности, дает разницу в результатах.
При системно-деятельностном подходе на уроке характер обучения
становится
поисковым:
освоение
нового
происходит
на
основе
решения
учебной
задачи
(проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых,
помимо предложенных учителем.
Очевидно,
что
переход
на
новые
образовательные
стандарты
предполагает
совершенствование урока.
Возникает
вопрос:
с
помощью
каких
технологий
реализовать
деятельностный
подход на уроке?
Механизмом
реализации системно
–
деятельностного
подхода
является
такие
технологии, как:
Информационные и коммуникативные технологии;
Технология, основанная на создании учебной ситуации;
Технология, основанная на реализации проектной деятельности;
Технология, основанная на уровневой дифференциации;
Технология деятельностного метода.
Остановимся подробнее на технологии деятельностного метода.
Деятельностный
метод
- метод,
при
котором ребёнок
не
получает
знания
в
готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной
деятельности.
Технология
деятельностного
метода
обучения
не
разрушает
«традиционную»
систему
деятельности,
а
преобразовывает
её,
сохраняя
всё
необходимое
для
реализации
новых
образовательных
целей.
Одновременно
она
является
саморегулирующимся
механизмом
разноуровневого
обучения,
обеспечивая
возможность
выбора
каждым
ребенком
индивидуальной
образовательной
траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного
минимума.
Данная
технология
–
это
разработанная
последовательность
деятельностных шагов.
Предлагаю их рассмотреть на практических примерах.
Технология деятельностного метода предполагает следующую
последовательность шагов на уроке:
Этапы урока
Организующая роль учителя
Мотивация к учебной
деятельности
Создают
условия
для
возникновения
у
ученика
внутренней
потребности
включения
в
деятельность
(«хочу»)
и
выделения
содержательной
области
(«могу»).
Актуализация знаний и
фиксация
индивидуального
затруднения в пробном
действии.
Организует подготовку учащихся к самостоятельному
выполнению пробного учебного действия:
1)
актуализацию
знаний,
умений
и
навыков,
достаточных для построения нового способа действий;
2)
тренировку
соответствующих
мыслительных
операций. В завершении этапа создается затруднение в
индивидуальной
деятельности
учащимися,
которое
фиксируется ими самими.
Выявление места и
причины затруднения
Организует выявление учащимися места и причины
затруднения:
1)
организовывается
восстановление
выполненных
операций
и
фиксация
места,
шага,
где
возникло
затруднение;
2) выявление причины затруднения- каких конкретно
знаний,
умений
не
хватает
для
решения
исходной
задачи такого класса или типа.
Построение проекта
выхода из затруднения
Организует
процесс
открытия
нового
знания,
где
учащиеся
в
коммуникативной
форме
обдумывают
проект будущих учебных действий: ставят цель, строят
план достижения цели, выбирают метод разрешения
проблемной ситуации.
Реализация
построенного проекта
Организует:
обсуждение
различных
вариантов,
предложенных
учащимися;
выбор
оптимального
варианта, который фиксируется вербально и знаково.
Уточняет характер нового знания.
Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи
Организует
усвоение
учениками
нового
способа
действий
при
решении
типовых
задач
с
их
проговариванием (фронтально, в парах или группах).
Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону
Организует
самостоятельное
выполнение
учащимися
задания на новый способ действия и самопроверку на
основе
сопоставления
с
эталоном.
Создает,
по
возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.
Включение в систему
знаний и повторение
Организует
выявление
границ
применения
нового
з н а н и я ,
п о вто р е н и е
у ч е б н о го
с о д е р ж а н и я ,
необходимого
для
обеспечения
содержательной
непрерывности.
Рефлексия учебной
деятельности.
Организует
оценивание
учащимися
собственной
деятельно сти,
фиксирование
нераз решённых
затруднений
на
уроке
как
направления
будущей
учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего
задания.
Таким образом, в условиях применения деятельностного метода отношение
школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не
знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и
узнаю», «пробую и делаю».
Системно-деятельностный подход изменяет представление о содержании
образования. Его состав, в соответствии с принятым подходом к формированию
стандарта
и
конкретизирующей
его
системой
нормативных
документов,
определяется не только традиционной «ЗУНовской» составляющей, отражающей
систему
взглядов,
идей,
теорий,
ключевых
понятий
и
методов
базовых
наук,
лежащих
в
основе
школьных
предметов,
но
и
дополняется
«деятельностной»
составляющей, отражающей представления о структуре учебной деятельности на
разных этапах обучения при разных формах – индивидуальной или совместной – её
организации. Основной из главных задач учителя является организация учебной
деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в
осуществлении творческого преобразования учебного материала с цель овладения
новыми знаниями.
Для
того
чтобы
знания
учащихся
были
результатом
их
собственных
поисков,
необходимо
организовать
эти
поиски,
управлять
учащимися,
развивать
их
познавательную деятельность.
•
Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.
•
Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого
условиях).
•
Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя.
•
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
•
Учебное действие – действие по созданию образа.
•
Образ – слово, рисунок, схема, план.
•
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
•
Эмоционально-ценностная оценка – формирование мировоззрения.
Системно-деятельностный подход сегодня – это ориентация на результаты
образования, как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности
обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира составляет цель
и основной результат образования.
Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью
школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно
ставить
учебные
цели,
проектировать
пути
их
реализации,
контролировать
и
оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Задача школы – не дать объём знаний, а научить учиться.
Предлагаю Вам выразить свое отношение к теме педсовета «на ладошках»,
которые лежат на столах.
Большой палец – что было важно;
Указательный – трудности (рекомендации);
Средний – что было интересно;
Безымянный – настроение;
Мизинец – хотелось бы выяснить (предложения).
(кто хочет, пожалуйста, прокомментируйте)
Закончить своё выступление мне бы хотелось словами
«Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня;
научи меня ловить рыбу –
так я буду сыт до конца жизни».
Народная мудрость
Чтобы все наши ученики были сыты,
вместо простой передачи ЗУН от учителя к
ученику
приоритетной
целью
школьного
образования
должно
стать
развитие
способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути
их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение
учиться.
Задача школы – не дать объём знаний, а научить учиться.
И
наиболее
актуальными
становятся
педагогические
технологии,
основными
чертами которых выступают:
•
процессуально-целевая ориентация;
•
относительная целостность;
•
ориентация
учащихся
на самостоятельное
освоение
нового
опыта,
развитие своих познавательных возможностей;
•
представление
процесса
обучения
как
творческого
поиска
решения
познавательных задач;
•
познавательная рефлексия;
•
активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор
вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность);
•
позиция педагога как «партнёра по учебному исследованию»;
измеряемость и воспроизводимость результатов.
Это такие технологии, как:
Проблемно-диалогическая технология;
Кейс-технология;
Исследовательская технология обучения;
Информационная технология;
Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах;
Технология проектной деятельности;
Проблемно-развивающая технология.
Предлагаю в качестве домашнего задания
на заседаниях ШМО изучить более
подробно
некоторые
технологии
и
осветить
их
на
методическом
семинаре
«Современный урок в аспекте развития УУД».