Напоминание

"Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"


Автор: Спирина Нина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ВМР "Федотовская средняя школа"
Населённый пункт: посёлок Федотово Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Современный урок в начальной школе в соответствии с

требованиями ФГОС.

Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и

развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на

протяжении всей жизни. Приоритетной целью современного российского образования

становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику,

а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно

очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать

процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.

И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в

основу которого положены идеи развития личности школьника.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является

универсальным. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно

только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся

формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а

включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Системно-деятельный подход. Основной результат – развитие личности на основе

деятельности по преобразованию внешней предметной деятельности во внутреннюю.

Основная педагогическая задача6 создание и организация условий инициирующих

детское действие.

Вектор смещения акцентов нового стандарта. Чему учить? (обновление

содержания). Ради чего учить? (ценности образования). Как учить? (обновление

средств обучения) – становление ученического сообщества, формирование

универсальных способов действий.

Каковы же особенности современного урока?

Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.

Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к

интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.

Три постулата заложены в основание новой технологии урока.

Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной

деятельности детей и учителя;

Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться

на уровне высокой общечеловеческой культуры;

Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на

уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не

выступая в роли средства.

Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и

технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов. Человеческие

ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие,

работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители.. Методические

ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.

Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо

известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее

обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие

технологии.

Способы организации учебного процесса:

- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и

конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить);

- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих

знаний;

- выявление и освоения учащимися способа действия, позволяющего осознанно

применять приобретённые знания;

- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их

завершения, так и по ходу их;

- включение содержания обучения в контексте решения значимых жизненных задач.

Модели современного урока: традиционная и инновационная. Традиционная

включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект,

преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы

уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и

развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые

компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы

обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.

Для более ясной картины остановимся на различиях традиционной педагогики,

которая продолжает иметь место в современном образовательном процессе, и

инновационной педагогике.

Тенденции развития современного урока включают в себя формирование

потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ), применение новейших

информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное проектирование

урока в процессе его подготовки, технологичность обучения, применение идей

личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения, свобода в выборе

структуры урока.

Какова же характеристика современного урока? Он включает в себя компоненты

содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально-

ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание

условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а

не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных

технологий

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение

ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому

современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных

действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные

умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе

знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат

изучения данной темы урока.

Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в начальной

школе таковы

-личностные

-познавательные

-регулятивные

-коммуникативные

Личностные:

обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им

следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои

поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть

нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое

значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные,

обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже

известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность

выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными

эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный

момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих

действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно

усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например,

распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать

ответственность на себя.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой

информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания,

логические действия и операции, способы решения задач.

Структура урока в начальных классах.

I этап. Организация класса (орг.момент)

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

IV этап. Открытие нового знания.

V этап. Первичное закрепление.

VI этап.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и

самоконтроль .

VII этап.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

VIII этап.

Рефлексия деятельности ( итог урока).

Остановимся более подробно на каждом из этапов.

I этап. Организация класса (орг.момент)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу,

потому что могу».

• 1-2 минуты

• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;

• включение детей в деятельность;

• выделение содержательной области.

Приёмы работы:

• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать

друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке;

дети высказываются;

• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

• самопроверка домашнего задания по образцу.

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,

и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. 4-5 минут

2. Возникновение проблемной ситуации.

• актуализация ЗУН и мыслительных операций

(внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы

и цели урока.

III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

Цель: обсуждение затруднений

(«Почему возникли затруднения?»,

«Чего мы ещё не знаем?»);

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,

или в виде темы урока.

• 4-5 мин

IV этап. Открытие нового знания

(построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

• 7-8 мин

• Способы: диалог, групповая или парная работа.

• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог,

подводящий без проблемы диалог.

• Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

• Выведение алгоритма.

V этап. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• 4-5 минут

• Способы: фронтальная работа, работа в парах;

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение

продуктивных заданий.

• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

VI этап.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и

самоконтроль .

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• 4-5 минут

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).

• Выполняется письменно.

• Методы: самоконтроль, самооценка.

VII этап.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

• 7-8 минут

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые

содержат новый алгоритм или новое понятие.

• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с

изученными ранее.

VIII этап.

Рефлексия деятельности ( итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов

деятельности своей и всего класса.

• 2-3 минуты

• Вопросы:

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока? Цель -

готовность к саморазвитию. Она включает в себя:

умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;

умение ставить перед собой цель, принимать решения;

умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;

умение проконтролировать себя, свои собственные действия;

умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать

дальнейшую работу;

умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.

Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя,

то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет

сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа,

учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление

новых знаний

2. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет

целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений

самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных

знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью

определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

В чём новинка?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.

Постепенно преодолевается авторитетный стиль общения между учителем и

учеником.

Высший пилотаж – это урок, на котором учитель лишь направляет детей, даёт

рекомендации в течении урока. Поэтому учащиеся ощущают, что ведут урок

сами

. В отличии от стандартов2004 года новый ФГОС вносит существенные

изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса,

которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной

деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ , обеспечивающего

его.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и

профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и

есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-

воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его

профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не

боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в

более сжатые сроки.

Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет

своего умения быстро перестраиваться и изменяться.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Терпенья вам и творческих успехов

В такие непростые наши дни!



В раздел образования