Автор: Спирина Нина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ВМР "Федотовская средняя школа"
Населённый пункт: посёлок Федотово Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"
Раздел: начальное образование
Современный урок в начальной школе в соответствии с
требованиями ФГОС.
Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и
развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на
протяжении всей жизни. Приоритетной целью современного российского образования
становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику,
а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно
очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать
процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.
И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в
основу которого положены идеи развития личности школьника.
По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является
универсальным. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно
только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся
формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а
включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Системно-деятельный подход. Основной результат – развитие личности на основе
деятельности по преобразованию внешней предметной деятельности во внутреннюю.
Основная педагогическая задача6 создание и организация условий инициирующих
детское действие.
Вектор смещения акцентов нового стандарта. Чему учить? (обновление
содержания). Ради чего учить? (ценности образования). Как учить? (обновление
средств обучения) – становление ученического сообщества, формирование
универсальных способов действий.
Каковы же особенности современного урока?
Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.
Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к
интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока.
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной
деятельности детей и учителя;
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться
на уровне высокой общечеловеческой культуры;
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на
уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не
выступая в роли средства.
Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и
технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов. Человеческие
ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие,
работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители.. Методические
ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.
Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо
известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее
обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие
технологии.
Способы организации учебного процесса:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и
конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих
знаний;
- выявление и освоения учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их
завершения, так и по ходу их;
- включение содержания обучения в контексте решения значимых жизненных задач.
Модели современного урока: традиционная и инновационная. Традиционная
включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект,
преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы
уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и
развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые
компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы
обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.
Для более ясной картины остановимся на различиях традиционной педагогики,
которая продолжает иметь место в современном образовательном процессе, и
инновационной педагогике.
Тенденции развития современного урока включают в себя формирование
потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ), применение новейших
информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное проектирование
урока в процессе его подготовки, технологичность обучения, применение идей
личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения, свобода в выборе
структуры урока.
Какова же характеристика современного урока? Он включает в себя компоненты
содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально-
ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание
условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а
не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных
технологий
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение
ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому
современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных
действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные
умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе
знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат
изучения данной темы урока.
Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в начальной
школе таковы
-личностные
-познавательные
-регулятивные
-коммуникативные
Личностные:
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им
следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои
поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть
нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое
значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные,
обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже
известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность
выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными
эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный
момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих
действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно
усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например,
распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать
ответственность на себя.
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой
информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания,
логические действия и операции, способы решения задач.
Структура урока в начальных классах.
I этап. Организация класса (орг.момент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
IV этап. Открытие нового знания.
V этап. Первичное закрепление.
VI этап.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и
самоконтроль .
VII этап.
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
VIII этап.
Рефлексия деятельности ( итог урока).
Остановимся более подробно на каждом из этапов.
I этап. Организация класса (орг.момент)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу,
потому что могу».
• 1-2 минуты
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать
друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке;
дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,
и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. 4-5 минут
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций
(внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы
и цели урока.
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
Цель: обсуждение затруднений
(«Почему возникли затруднения?»,
«Чего мы ещё не знаем?»);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,
или в виде темы урока.
• 4-5 мин
IV этап. Открытие нового знания
(построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• 7-8 мин
• Способы: диалог, групповая или парная работа.
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог,
подводящий без проблемы диалог.
• Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
• Выведение алгоритма.
V этап. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение
продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
VI этап.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и
самоконтроль .
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).
• Выполняется письменно.
• Методы: самоконтроль, самооценка.
VII этап.
Включение нового знания в систему знаний и повторение
• 7-8 минут
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые
содержат новый алгоритм или новое понятие.
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с
изученными ранее.
VIII этап.
Рефлексия деятельности ( итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов
деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты
• Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока? Цель -
готовность к саморазвитию. Она включает в себя:
умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
умение ставить перед собой цель, принимать решения;
умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать
дальнейшую работу;
умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя,
то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет
сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа,
учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление
новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет
целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений
самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных
знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью
определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
В чём новинка?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.
Постепенно преодолевается авторитетный стиль общения между учителем и
учеником.
Высший пилотаж – это урок, на котором учитель лишь направляет детей, даёт
рекомендации в течении урока. Поэтому учащиеся ощущают, что ведут урок
сами
. В отличии от стандартов2004 года новый ФГОС вносит существенные
изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса,
которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной
деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ , обеспечивающего
его.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и
профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и
есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-
воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его
профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не
боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в
более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет
своего умения быстро перестраиваться и изменяться.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Терпенья вам и творческих успехов
В такие непростые наши дни!